Психосоматические и соматопсихические отношения как предмет клинической психологии. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Психосоматические и соматопсихические отношения как предмет клинической психологии.

2021-02-05 207
Психосоматические и соматопсихические отношения как предмет клинической психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психосоматические и соматопсихические отношения как предмет клинической психологии.

Клиническая (медицинская) психология — отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с меди­циной, она исполь­зует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболева­ний. Кли­ническая психология изучает все психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и болезни, а в более широком понимании — она изучает весь динамизм благотворных или пагубных влияний многообразно меняющейся личности че­ловека и межлич­ностных отношений на его здоровье и болезнь. В клинической (медицинской) психологии идет становле­ние но­вых ее аспектов — медико-психологиче­ские проблемы семьи, учебного или производственного коллектива, эт­нических и других социальных групп. Кроме изучения психики больного человека, к основ­ным разделам предмета клиниче­ской психологии отно­сится изучение закономерностей общения и взаи­модействия больных и медицинских работников, а также изучение психологи­ческих средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний. Общая кли­ниче­ская психология разраба­тывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека (критерии нормаль­ной и измененной болезнью пси­хики), проблемы психологии врача (медицинского работника) и психоло­гии лечебного про­цесса. Кроме того, в общей клиниче­ской психологии разрабатывается учение о взаимоотноше­ниях психи­ческого и соматиче­ского в человеке (психосоматические и соматопсихические взаимоотношения), ме­ди­цинские аспекты учения об индивидуаль­ности и этапах постнатального онтогенеза ее, а также рассматри­ва­ются психологические проблемы психогигиены, психопро­филактики и медицинской деонтологии.

Вопрос № 3 Сенсологический этап формирования отношения личности к текущему соматическому заболеванию.

В процессе соматического заболевания могут быть три этапа:

 

1.
Сенсологический.

2.
Оценочный

3.
Сформированное отношение к болезни.


Сенсологический этап отражает реакцию человека

Сенсологический этап отражает реакцию человека на развившееся явление дискомфорта, боль, различной интенсивности и чувство собственной ограниченности.

Дискомфорт субъективно переживается как дисгармония, несбалансированность физической и психической деятельности, снижения оптимального уровня функционирования.

 


  • Диффузный

  • Локальный – Ранний психологический признак не развёрнутой болезни.


Дискомфорт отражает скрытую, не развёрнутую стадию болезни. В клинической психологии боль – это психофизиологическое состояние, возникающее в результате воздействия патологических или сверхсильных раздражителей, вызывающих морфологическое и функциональное изменение организма. Боль мобилизует разные системы организма, для защиты от вредного фактора. Диапазон ощущений очень разнообразен. Адаптации к болевым ощущениям практически нет.

Лиманский рассматривает боль, как фактор формирования трёх программ:

 

1.
Мобилизация защитных рефлексов.

2.
Активация механизмов заживления, вегетативных функций и аффективно-мотивационную сферу.

3.
Превращение боли во вторичный повреждающий фактор, когда боль переходит в хроническую.


Хроническая боль вызывает нарушения в

 

o
Эндокринной

o
Сердечо-сосудистой

o
Иммунной системах.


Хроническая боль понижает качество жизни. Боль в психологии рассматривается как состояние, имеющее свою когнитивную, эмоциональную, эволюционную сторону.

Эмоциональный компонент всегда отрицательный, боль сопровождается негативными эмоциями. Эволюционно сложилось появление боли – опасность.

АЛЬГОЛАГНИЯ, (альго... + греч. lagneia - похоть, сладострастие) – Получение острых положительных эмоций, причиняя боль себе (в случае героини романа Э. Елинёк «пианистка»), сексуальное удовлетворение, испытываемое при причинении психической или физической боли половому партнёру.

Мотивационный компонент. Боль меняет иерархию мотивов, на первый план выходит мотив избавления от боли.

 

Внутренняя картина болезни.

Внутренняя картина болезни - отражение в психике человека, вольное или невольное, осознанное или неосознанное, его физи­че­ского состояния. Виды восприятия болезни, отражающие уровень ее осознания:

- нозогностическое (высокий и полный уровень осознания)

- обостренное (несоразмерное реальным проявлениям с преобладанием аффективно-личностных компонентов)

- неполное (восприятие не всех изменений, выделение только актуальных переживаний)

- искаженное (низкое осознание с преобладанием логической переработки болезненных ощущений)

Виды эмоционально-личностного реагирования на болезнь:

- адекватное понимание и активная установка на лечение

- “рационализирующее отношение” - полное отражение изменений, отсутствие установки на лечение и стремление объяснить свое состояние психологическими причинами, концептуализированными болезненными переживаниями

- “ипохондрическое отношение” - обостренное восприятие болезни с пессимистической ее оценкой при неправиль­ном понима­нии природы заболевания

- “паническое отношение” - обостренное восприятие, частичное понимание природы нарушения, положительная ус­тановка на ле­чение

- “пассивное отношение” - формальное восприятие болезни и пассивное восприятие лечения

- “отрицающее отношение” - игнорирование “чувства болезни” и необходимости лечения

Внутренняя картина болезни может показывать психопатологическую структуру состояния, тяжесть расстройства (по степени ис­каженности восприятия болезни и нарушения ее осознания), гармоничность и уровень зрелости личности (по степени адекватно­сти восприятия), защитно-приспособительные и компенсаторные механизмы личности, уровень социально-трудовой адаптации (ипохондрия и паника - рационализаторство и пассивность).

Вопрос № 5 Типология личностных реакций на болезнь.
^ А.Е.Личко и Н.Я.Иванов разработали методику для определения типов отношения к болезни, они выделяют 12 типов:

 

1.
Гармонический – правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

2.
Эргопатический – «уход от болезни в работу», желание сохранить работоспособность.

3.
Анизогнозический – активное отбрасывание мысли о болезни, «обойдется».

4.
Тревожный – беспрерывное беспокойство и мнительность. Вера в приметы и ритуалы.

5.
Ипохондрический – крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях и преувеличение их значения, боязнь побочного действия лекарств, процедур.

6.
Неврастенический – поведение по типу «раздражительной слабости». Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем – слезы и раскаяние.

7.
Меланхолический – неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (угроза суицида).

8.
Апатический – полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению.

9.
Сензитивный – чувствительный к межличностным отношениям, полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.

10.
Эгоцентрический – «уход в болезнь» с выставлением напоказ страданий, требование к себе особого отношения.

11.
Паранойяльный - уверенность, что болезнь является результатом чьего-то умысла, а осложнения влечении являются результатом халатности медицинского персонала.

12.
Дисфорический – доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем [4 ].

 

Типология Квасенко и Зуборева. Соматогнозия – процесс построения внутренней картины болезни.

Нормальная личностная реакция:

 

1.
Нормосоматогнозия

2.
Гоперсоматогнозия – больной утрирует симптом заболевания.

3.
Гипосоматогнозия – больной недооценивает картину болезни.

4.
Дизсоматогнозия – больной что-то переоценивает, что-то недооценивает.


Патологическая личностная реакция:

 

1.
Депрессивная

2.
Фобическая

3.
Истерическая

4.
Демонстративная

5.
Ипохондрическая

6.
Анозогнозическая- отрицание знания о болезни.

 

Вопрос №11.

Официально зарегистрирован в 80-е (астенические проявления без при­зна­ков те­ку­ще­го со­ма­ти­че­ско­го за­бо­ле­ва­ния и нев­ро­за).

---трак­ту­ет­ся как ас­те­ния пе­ре­утом­ ле­ния, воз­ни­каю­щая в ре­зуль­та­те дли­тель­но­го во­ле­во­го уси­лия, ум­ст­вен­но­го на­пря­же­ния, не­об­хо­ди­мо­сти про­дол­же­ния ра­бо­ты в со­стоя­нии утом­ле­ния, не­га­тив­но­го от­но­ше­ния к вы­пол­няе­мой ра­бо­те, так­же влия­ние ин­фек­ции, по­ра­же­ния им­мун­ной сис­те­мы или от­рав­ле­ния ор­га­низ­ма.

Д. Штра­ус - СХУ от­ра­жа­ет со­стоя­ние им­мун­ной сис­те­мы, при ко­то­ром ее ре­ак­ция на оп­ре­де­лен­ные про­во­ка­ции ока­зы­ва­ет­ся сверх­ак­тив­ной по пси­хи­че­ским или ге­не­ти­че­ским при­чи­нам. Штра­ус учи­ты­ва­ет и со­стоя­ние пси­хи­ки, так как де­прес­сия и стрес­со­вые си­туа­ции ве­дут к раз­ру­ше­нию им­мун­ной сис­те­мы, что по­вы­ша­ет риск ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний. При­чи­на и след­ст­вие мо­гут ме­нять­ся мес­та­ми.

 

Боль­ные с та­ким ди­аг­но­зом в ос­нов­ном жа­лу­ют­ся на раз­дра­жи­тель­ность, об­щую сла­бость, по­вы­шен­ную утом­ляе­мость, бы­ст­рую ис­то­щае­мость, рас­се­ян­ность, плохую па­мять, на­ру­ше­ния сна, го­лов­ные бо­ли, го­ло­во­кру­же­ния, тре­вож­ность, по­дав­лен­ность, бо­ли в об­лас­ти серд­ца, не­тер­пе­ли­вость, не­сдер­жан­ность, не­ус­той­чи­вость на­строе­ния.

Диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­но­сти­ка раз­лич­ных ви­дов ас­те­нии дос­та­точ­но слож­на. Ис­хо­дя из пред­став­ле­ния об обу­слов­лен­но­сти СХУ сти­лем жиз­ни, Э.Б. Боллз раз­ра­бо­тал ан­ке­ту ди­аг­но­сти­ки и са­мо­ди­ аг­но­сти­ки СХУ.

 

Пе­ре­чень сим­пто­мов в СХУ (по Бол­лзу):

– сла­бость мышц, мы­шеч­ная боль;

– бо­ли в сус­та­вах;

– об­щее не­до­мо­га­ние;

 – бес­сон­ни­ца;

 – спу­тан­ность соз­на­ния, пе­ре­ме­на на­строе­ния;

– за­быв­чи­вость, рас­се­ян­ность, не­спо­соб­ность ли­бо за­труд­не­ние со­ сре­до­то­че­ния;

– уг­не­тен­ное на­строе­ние (де­прес­сия); – не­ожи­дан­ные ви­зу­аль­ные рас­строй­ства.

Есть еще специфические для отдельных профессий (в примере было по медработникам, я удалила)

 Ус­та­лость от ра­бо­ты (име­ет­ся в ви­ду как фи­зи­че­ская, так и пси­ хо­ло­ги­че­ская) вы­зы­ва­ет ряд со­ма­ти­че­ских сим­пто­мов, ока­зы­ва­ет нега­тив­ное влия­ние на ка­че­ст­во про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти и пси­хи­че­скую жизнь са­мо­го про­фес­сио­на­ла.

 

Вопрос №12

Вопрос №13.

Психоаналитический подход к трактовке психосоматических заболеваний.
Труф:

З. Фрейд - не­га­тив­ное пе­ре­жи­ва­ние ста­но­вит­ся без­вред­ным, ко­гда сумма его воз­бу­ж­де­ний пе­ре­но­сит­ся в со­ма­ти­че­скую сфе­ру. Сим­птом свя­зы­ва­ет пси­хи­че­скую энер­гию и ос­тав­ля­ет не­пе­ре­но­си­мое пред­став­ле­ние не­осоз­нан­ным, в со­ма­ти­че­ском сим­пто­ме сим­во­ли­че­ски пред­став­ле­но то, что долж­но бы­ло со­дер­жать­ся в бес­соз­на­тель­ных фан­та­зи­ях. Назвал к онверсией и опи­сывал как ис­те­ри­че­ский сим­пто­мо­ком­плекс.

Не­об­хо­ди­ма «со­ма­ти­че­ская го­тов­ность», обу­слов­ли­ваю­щая вы­бор ор­га­на. Со­ма­ти­че­ская го­тов­ность вклю­ча­ет: ге­не­ти­че­скую пре­дис­по­зи­цию, пе­ре­груз­ку ор­га­на, ран­ние дет­ские сле­ды в рам­ках те­лес­но­го опы­та.

Те­лес­ный сим­птом сим­во­ли­зи­ру­ет бес­соз­на­тель­ный кон­фликт па­ци­ен­та, имею­щий сек­су­аль­но-ге­ни­таль­ную при­ро­ду. В со­от­вет­ст­вии с кон­вер­си­он­ной мо­де­лью, с по­яв­ле­ни­ем со­ ма­ти­че­ско­го сим­пто­ма че­ло­век ис­пы­ты­ва­ет эмо­цио­наль­ное об­лег­че­ние бла­го­да­ря ос­лаб­ле­нию гне­та бес­соз­на­тель­но­го кон­флик­та.

-О­крыл воз­мож­ность ле­чить бо­лез­ни в их пси­хо­со­ма­ти­че­ском ас­пек­те.

Утвердил зна­че­ние пре­мор­бид­но­го, осо­бен­но ран­не­го дет­ского раз­ви­тия для ду­шев­но­го и те­лес­но­го со­зре­ва­ния и здо­ро­вья; сфор­ми­ро­вал ар­се­нал по­ня­тий, по­зво­ляю­щий сис­те­ма­ти­че­ски уг­луб­лять по­зна­ние пси­хи­че­ской сфе­ры в её связи с те­лес­ным про­яв­ле­нием за бо­ле­ва­ния.

Ос­но­вы со­вре­мен­ной пси­хо­со­ма­ти­ки - Франц Алек­сан­дер.

 Ор­га­ни­зо­вал Чи­каг­ский пси­хо­ана­ли­ти­че­ский ин­сти­тут, в ко­то­ром он и его уче­ни­ки вы­де­ли­ли груп­пу бо­лез­нен­ных со­стоя­ний: яз­вен­ная бо­лезнь, брон­хи­аль­ная ас­т­ма, эс­сен­ци­аль­ная ги­пер­тен­зия, ги­пер­ти­ре­оз, рев­ма­то­ид­ный арт­рит, сек­су­аль­ные на­ру­ше­ния, ней­ро­дер­ми­ты – на­звав их ве­ге­та­тив­ны­ми нев­ро­за­ми.

Ве­ге­та­тив­ные нев­ро­зы воз­ни­ка­ют на ос­но­ве не­осоз­нан­но­го кон­флик­та в про­цес­се па­то­ло­ги­че­ско­го нев­ро­ти­че­ско­го раз­ви­тия.

Эмо­цио­наль­ное на­пря­же­ние не мо­жет по­дав­лять­ся, т.к. со­хра­ня­ют­ся со­про­во­ж­даю­щие его ве­ге­та­тив­ные из­ме­не­ния. В даль­ней­шем мо­гут произойти из­ме­не­ния тка­ней и развиться не­об­ра­ти­мое ор­га­ни­че­ское за­бо­ле­ва­ние.

Срыв ве­ге­та­тив­ных функ­ций свя­зан с эмо­цио­наль­ным со­стоя­ни­ем в оп­ре­де­лен­ных кон­фликт­ных си­туа­ци­ях, т.е. для ка­ж­до­го ве­ге­та­тив­но­го нев­ро­за име­ет­ся свой спе­ци­фи­че­ский кон­фликт. Так, для яз­вен­ной бо­лез­ни две­на­дца­ти­пер­ст­ной киш­ки у бу­ду­ щих боль­ных в ран­нем дет­ст­ве долж­на пе­ре­жи­вать­ся ут­ра­та за­бот­ли­ во­го от­но­ше­ния и обес­пе­че­ния пи­та­ни­ем, не­осоз­нан­ное же­ла­ние быть лю­би­мым и на­корм­лен­ным мо­жет сме­щать­ся. Вы­тес­нен­ная под влия­ ни­ем сверх-Я по­треб­ность в эмо­цио­наль­ном рас­по­ло­же­нии мо­би­ли­зу­ет же­лу­доч­ную сек­ре­цию. Ес­ли че­ло­ве­ку не уда­ет­ся удов­ле­тво­рить же­ ла­ние за­щи­щен­но­сти и за­ви­си­мо­сти, ве­ге­та­тив­ные ре­ак­ции ма­ни­фе­ сти­ру­ются в из­вра­щен­ном ви­де, что яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем по­вы­шен­ но­го па­ра­сим­па­ти­че­ско­го воз­бу­ж­де­ния. Для боль­ных с эс­сен­ци­аль­ной ги­пер­тен­зи­ей, по Алек­сан­де­ру, ха­рак­тер­но по­дав­ле­ние аг­рес­сии.

Веге­та­тив­ные сим­пто­мы яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том не­уст­ра­нен­но­го сим­па­ти­че­ско­го воз­бу­ж­де­ния, ко­то­рое про­дол­жа­ет­ся по­то­му, что не про­исхо­дит за­вер­ше­ния аде­к­ват­ной ре­ак­ции борь­бы или бег­ст­ва.

Для ка­ж­до­го ве­ге­та­тив­но­го нев­ро­за- своя ди­на­ми­че­ская схе­ма.

Он объ­е­ди­нил две ос­нов­ные ус­та­нов­ки: «всту­п­ле­ние в бой» (аг­рес­сия) и «от­сту­п­ле­ние» (по­иск за­ви­си­мо­сти и по­мо­ щи) и ис­ход в со­ма­ти­че­ское за­бо­ле­ва­ние при бло­ка­де их внут­рен­ни­ми или внеш­ни­ми при­чи­на­ми.

Тео­рия спе­ци­фич­но­сти кон­флик­та Алек­сан­де­ра под­вер­га­лась крити­ке и на се­го­дняш­ний день ги­по­те­за о том, что ка­ж­дое эмо­цио­нальное со­стоя­ние соз­да­ет свой соб­ст­вен­ный фи­зио­ло­ги­че­ский син­дром, не под­твер­ди­лась. Шаб­лон­ные ве­ге­та­тив­ные ре­ак­ции име­ют ог­ра­ни­чен­ ный ха­рак­тер; они од­но­об­раз­ны и ма­ло­пла­стич­ны, при раз­ных раз­ дра­жи­те­лях про­те­ка­ют мо­но­тон­но.

В рам­ках пси­хо­ана­ли­ти­че­ской па­ра­диг­мы воз­ник­ло еще од­но на­ прав­ле­ние

 – ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­ное.

Флен­дерс Дан­бар - ти­по­ло­гия ха­рак­те­ров, ка­ж­дый из ко­то­рых чре­ват оп­ре­де­лен­ным со­ма­ти­че­ским за­бо­ле­ва­ни­ем. На­при­мер, Дан­бар вы­яви­ла ха­рак­тер­ный про­филь у лю­дей, имев­ших по­втор­ные не­сча­ст­ные слу­ чаи, на­звав их «лич­но­сти, склон­ные к не­сча­сть­ям». Это им­пуль­сив­ные, ве­ду­щие не­упо­ря­до­чен­ный об­раз жиз­ни, лю­бя­щие при­клю­че­ния лю­ ди, ко­то­рые жи­вут од­ним днем, а не для бу­ду­ще­го, под­да­ют­ся лю­бо­му спон­тан­но­му по­ры­ву, не кон­тро­ли­ру­ют свою аг­рес­сив­ность в от­но­ше­ нии дру­гих лю­дей, осо­бен­но поль­зую­щих­ся ав­то­ри­те­том. При этом они про­яв­ля­ют тен­ден­цию к са­мо­на­ка­за­нию, ис­хо­дя­щую из не­осоз­нан­но­ го чув­ст­ва ви­ны. Дру­гой тип – «ко­ро­нар­ная лич­ность» – сов­па­да­ет по опи­са­нию с по­ве­де­ни­ем по ти­пу «А» Ро­зен­ма­на и Фрид­мана.

Ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­ное на­прав­ле­ние оце­ни­ва­ет лич­ность с по­мо­щью оп­рос­ни­ков, про­жек­тив­ных тес­тов, ре­зуль­та­ты ко­то­ рых со­пос­тав­ля­ют­ся с груп­па­ми за­бо­ле­ва­ний и сим­пто­ма­ми. Но эти дан­ные обыч­но не свя­зы­ва­ют­ся с ис­то­ри­ей жиз­ни, кон­флик­та­ми и ис­то­ри­ей за­бо­ле­ва­ния па­ци­ен­та и в свя­зи с этим ну­ж­да­ют­ся в даль­ ней­шей ин­тер­пре­та­ции в рам­ках бо­лее ши­ро­ко­го пси­хо­со­ма­ти­че­ско­ го по­ни­ма­ния бо­лез­ни

Вопрос №14

Психосоматические расстройства в парадигме трансперсональной психологии.
Ос­но­во­по­лож­ни­к - С. Гроф, по­стро­ив­ ший свою кон­цеп­цию на ос­но­ве ана­ли­за пе­ре­жи­ва­ний его па­ци­ен­тов и здо­ро­вых доб­ро­воль­цев в се­ан­сах с прие­мом пси­хо­де­ли­че­ских пре­па­ра­тов (ЛСД) и хо­ло­троп­ным ды­ха­ни­ем, от­тал­ки­вал­ся от взгля­дов О. Ран­ка на ро­до­вую трав­му, по­ла­гав­ше­го, что кор­ни пси­хо­со­ма ти­че­ских за­бо­ле­ва­ний на­до ис­кать на пе­ри­на­таль­ном и транс­пер­со­ наль­ном уров­нях.

Гроф вы­де­ля­ет у лич­но­сти сфе­ру соз­на­ния и че­ты­ре сфе­ры бес­соз­ на­тель­но­го:

· сен­сор­ный барь­ер,

· ин­ди­ви­ду­аль­ное бес­соз­на­тель­ное,

· пе­ри­на­таль­ные мат­ри­цы,

· транс­пер­со­наль­ная об­ласть.

Уро­вень пе­ри­на­таль­ных мат­риц от­ра­жа­ет осо­бен­но­сти про­те­ка­ния ро­до­во­го ак­та. Пе­ри­на­таль­ный ме­ха­низм, по Гро­фу, функ­цио­ни­ру­ет как уни­вер­саль­ная и ма­ло­диф­фе­рен­ци­ро­ван­ная мат­ри­ца для боль­шин­ст­ва форм пси­хо­па­то­ло­гии. Опыт пе­ре­жи­ва­ния ро­ж­де­ния фик­си­ру­ет­ся в че­ты­рех ба­зо­вых пери­на­таль­ных мат­ри­цах

· -. Первая био­ло­ги­че­ская пе­ри­на­таль­ная мат­ри­ца – это опыт ис­ход­но­го сим­био­ти­че­ско­го един­ст­ва пло­да с ма­те­рин­ским ор­га­низ­мом во вре­мя внут­ри­ут­роб­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. Вос­по­ми­на­ния о пре­бы­ва­нии в мат­ке про­яв­ля­ют­ся в кон­крет­ной био­ло­ги­че­ской фор­ме: пе­ре­жи­ва­ ние ком­фор­та, бла­жен­ст­ва, безо­пас­но­сти, еди­не­ния с ми­ром.

· -Вторая пе­ри­на­таль­ная мат­ри­ца – это «ка­та­пуль­ти­ро­ва­ние» из эм­брио­наль­но­го рая в дру­гой мир. В се­ан­сах с ЛСД пе­ре­жи­ва­ют­ся нарас­таю­щая тре­во­га, смер­тель­ная опас­ность, без­на­деж­ность; му­чи­тель­ное ощу­ще­ние оди­но­че­ст­ва, бес­по­мощ­но­сти. Эта мат­ри­ца при­тя­ги­ва­ет вос­по­ми­на­ния, в ко­то­рых пас­сив­ная и бес­по­мощ­ная лич­ность по­ па­да­ет во власть мо­гу­чей раз­ру­ши­тель­ной си­лы и ста­но­вит­ся жерт­ вой без шан­сов на спа­се­ние.

· -Третья био­ло­ги­че­ская пе­ри­на­таль­ная мат­ри­ца от­ра­жа­ет про­дви­же­ние пло­да по ро­до­вым пу­тям – это от­ча­ян­ная борь­ба за вы­жи­ва­ние. Ме­ха­ни­че­ское сдав­ли­ва­ние, уду­шье, кон­такт с кро­вью, сли­зью, 56 око­ло­плод­ной жид­ко­стью.

По мне­нию Гро­фа, имен­но эта пе­ри­на­таль­ная мат­ри­ца фик­си­ру­ет со­ма­ти­че­ские про­яв­ле­ния и свя­зан­ные с ни­ми эмо­ции. Во вре­мя се­ан­сов лю­ди ис­пы­ты­ва­ли стра­да­ния, но эти стра­да­ния име­ли цель. Это опыт смер­ти-воз­ро­ж­де­ния, гра­ни­ца меж­ду аго­ни­ей и экс­тазом.

· Четвертая пе­ри­на­таль­ная мат­ри­ца – по­яв­ле­ние на свет – пик бо­ли и на­пря­же­ния, сек­су­аль­ное воз­бу­ж­де­ние с по­сле­дую­щим рас­слаб­ле­ни­ем и чув­ст­вом об­лег­че­ния. Это спа­се­ние и ос­во­бо­ж­де­ние.

 Та­ким об­ра­зом, пе­ри­на­таль­ный уро­вень – это вме­сти­ли­ще бо­га­тых эмо­ций, те­лес­ных ощу­ще­ний и мощ­ной энер­гии. Ро­до­вые трав­мы яв­ ля­ют­ся мощ­ным ис­точ­ни­ком мен­таль­ных на­ру­ше­ний.

 

 Фор­ма пси­хо­со­ма­ти­че­ско­го на­ру­ше­ния за­ви­сит от ин­ди­ви­ду­аль­ной ди­на­ми­ки родов и по­ст­на­таль­ной ис­то­рии. Ко­гда взрос­лый че­ло­век пе­ре­жи­ва­ет эмо­ции, сход­ные с те­ми, ко­то­рые со­про­во­ж­да­ли ро­до­вой акт, вслед за эмо­ция­ми ак­туа­ли­зи­ру­ют­ся пе­ри­на­таль­ные мат­ри­цы, за­фик­си­ро­вав­шие со­ма­ти­че­ские сим­пто­мы в про­цес­се ро­дов.

Ле­че­ние пси­хо­со­ма­то­зов, по мне­нию Гро­фа, со­сто­ит в по­втор­ном пе­ре­жи­ва­нии сво­его ро­ж­де­ния в про­цес­се пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских се­ан­сов.

 

Вопрос №15-

Биоэнергетический подход к трактовке психосоматических заболеваний.
Тео­рия «мы­шеч­ной бро­ни» В. Рай­ха

в раз­ных те­лес­ных со­стоя­ни­ях ко­ди­ру­ют­ся по­треб­но­сти, чув­ст­ва, же­ла­ния че­ло­ве­ка. Те­ло че­ло­ве­ка Райх де­лит на семь мы­шеч­ных кру­гов, ме­ж­ду ко­то­ры­ми сво­бод­но цир­ку­ли­ру­ет био­ло­ги­че­ская энер­гия. Ес­ли воз­ни­ка­ют не­раз­ре­ши­мые кон­флик­ты, то в ви­де за­щи­ты воз­ни­ка­ет «бро­ня ха­рак­те­ра» – на­пря­жение мышц в оп­ре­де­лен­ном кру­ге, что на­ру­ша­ет сво­бод­ную цир­ку­ля­цию энер­гии.

В. Райх по­ла­гал, что ме­ж­ду хро­ни­че­ски­ми энер­ге­ти­чески­ми бло­ки­ров­ка­ми на фи­зи­че­ском уров­не и по­дав­ляе­мы­ми эмо­циями на пси­хо­ло­ги­че­ском су­ще­ст­ву­ет слож­ное объ­е­ди­не­ние со­ма­ти­че­ских и пси­хо­ло­ги­че­ских па­ра­мет­ров. Оп­ре­де­лен­ные кон­флик­ты «ко­ди­ру­ют­ся» на оп­ре­де­лен­ном мы­шеч­ном кру­ге, соз­да­вая «пан­цирь». Имен­но на этом уров­не и воз­ни­ка­ют те или иные со­ма­ти­че­ские симпто­мы, так, брон­хи­аль­ная ас­т­ма воз­ни­ка­ет при бло­ки­ров­ке энер­гии на уров­не вто­ро­го кру­га.

Ле­че­ние пси­хо­со­ма­ти­че­ских рас­стройств, по Рай­ху, долж­но включать мас­саж для сня­тия мы­шеч­но­го на­пря­же­ния и мо­би­ли­за­ции сдав­ лен­ных энер­гий, а так­же се­ан­сы пси­хо­ана­ли­за для ре­ше­ния пси­холо­ги­че­ских кон­флик­тов («ана­ли­ти­че­ская ве­ге­то­те­ра­пия ха­рак­те­ра»).

  Це­ль терпи - на­сту­п­ле­ние эмо­цио­наль­но­го ка­тар­сиса, иде­аль­ным во­пло­ще­ни­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ор­газм. Позд­нее Райх стал ис­поль­зо­вать так­же ги­пер­вен­ти­ля­цию в це­лях ос­во­бо­ж­де­ния сдав­лен­ных энер­гий.

 

С. Гроф в се­ан­сах с ЛСД на­блю­дал су­до­ро­ги, не­обыч­ные по­зы, гри­ма­сы, что на его взгляд под­твер­жда­ло уча­стие мы­шеч­но-энер­ге­ти­ческо­го ком­по­нен­та и ука­зы­ва­ло на на­ру­ше­ние спон­тан­ной цир­ку­ля­ ции энер­гии.

А. Янов (1972) пред­ла­гал те­ра­пию «пер­вич­ным кри­ком» пси­хо­со­ма­ти­че­ских рас­стройств, в про­ис­хо­ж­де­нии ко­то­рых ве­ду­щую роль от­во­дил за­бло­ки­ро­ван­ным бо­лез­нен­ным эмо­ци­ям. Он при­ме­нял уп­раж­не­ния и се­ан­сы, по­зво­ляю­щие сво­бод­но вы­пле­ски­вать эмо­ции с кри­ка­ми, во­пля­ми, кор­ча­ми, про­кля­тия­ми, с при­ми­тив­но-жи­вот­ной яро­стью и дви­га­тель­ной ак­тив­но­стью. Кро­ме то­го, он пред­ла­гал сво­им кли­ен­там и ды­ха­тель­ные уп­раж­не­ния. Це­лью та­ко­го ле­че­ния яв­ля­ет­ся энер­ге­ти­че­ская и эмо­цио­наль­ная раз­ряд­ка.

М. Трей­джер (1982) в качестве ме­то­да воз­дей­ствия на те­лес­ную энер­ге­ти­ку пред­ла­гал пе­ре­ка­ты­ва­ние, виб­ра­цию и те­лес­ный мас­саж па­ци­ен­та.

Энер­ге­ти­че­ский ас­пект в пси­хо­ди­на­ми­че­ской кон­цеп­ции Г. Ам­мо­на.

Меж­лич­но­ст­ные от­но­ше­ния, ко­то­рые пред­став­ ля­ют ту пси­хо­ди­на­ми­че­скую поч­ву, на ко­то­рой вы­рас­та­ет лич­ность в про­цес­се со­циа­ли­за­ции, он по­ни­ма­ет как груп­по­вое ди­на­ми­че­ское по­ле.

 Для по­ни­ма­ния внут­рен­ней ди­на­ми­ки про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих ме­ж­ду ин­ди­ви­дом и груп­пой, Ам­мон вво­дит по­ня­тие «со­ци­аль­ная энер­гия» (эк­ви­ва­лент «ли­би­до», но от­ра­жа­ет не ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ско­го функ­цио­ни­ро­ва­ния ор­га­низ­ма, а про­цесс меж­лич­но­ст­но­го взаи­мо­дей­ст­вия).

Об­мен­ные энер­ге­ти­че­ские про­цес­сы ме­ж­ду груп­пой и ин­ди­ви­дом мо­гут быть

· по­зи­тив­ны­ми, спо­соб­ст­вую­щи­ми раз­ви­тию Я-иден­тич­но­сти,

· не­га­тив­ны­ми, пре­пят­ству­ю­щи­ми раз­ви­тию здо­ро­вой лич­но­сти.

Т ри ка­че­ст­ва со­ци­аль­ной энер­гии: кон­ст­рук­тив­ность, де­ст­рук­тив­ность и де­фи­ци­тар­ность

Имен­но с дву­мя по­след­ни­ми Ам­мон свя­зы­вет пси­хосо­ма­ти­че­ские рас­строй­ства.

 

Вопрос №16

Алекситимия как причина психосоматозов.Гуманистический подход.

(Распечатана)

Вопрос №17.

Вопрос№18

Вопрос №19

Вопрос№20

Психосоматические и соматопсихические отношения как предмет клинической психологии.

Клиническая (медицинская) психология — отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с меди­циной, она исполь­зует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболева­ний. Кли­ническая психология изучает все психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и болезни, а в более широком понимании — она изучает весь динамизм благотворных или пагубных влияний многообразно меняющейся личности че­ловека и межлич­ностных отношений на его здоровье и болезнь. В клинической (медицинской) психологии идет становле­ние но­вых ее аспектов — медико-психологиче­ские проблемы семьи, учебного или производственного коллектива, эт­нических и других социальных групп. Кроме изучения психики больного человека, к основ­ным разделам предмета клиниче­ской психологии отно­сится изучение закономерностей общения и взаи­модействия больных и медицинских работников, а также изучение психологи­ческих средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний. Общая кли­ниче­ская психология разраба­тывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека (критерии нормаль­ной и измененной болезнью пси­хики), проблемы психологии врача (медицинского работника) и психоло­гии лечебного про­цесса. Кроме того, в общей клиниче­ской психологии разрабатывается учение о взаимоотноше­ниях психи­ческого и соматиче­ского в человеке (психосоматические и соматопсихические взаимоотношения), ме­ди­цинские аспекты учения об индивидуаль­ности и этапах постнатального онтогенеза ее, а также рассматри­ва­ются психологические проблемы психогигиены, психопро­филактики и медицинской деонтологии.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.