Игры , развивающие восприятие формы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Игры , развивающие восприятие формы

2021-02-05 149
Игры , развивающие восприятие формы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Восприятие формы предметов является сенсорной основой лю-
бой практической деятельности. Без выделения формы нельзя
правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предме-
ты. Большинство детей трехлетнего возраста еще не отделяют
форму от предмета, не осознают ее как отличительный признак
объектов. Вот почему малыши рисуют не конкретные предметы,
а заполняют бумагу штрихами и каракулями.

Восприятие и выделение формы не происходит само собой.
Этому нужно учить ребенка начиная с младшей группы детского
сада. Одним из наиболее эффективных способов такого обучения
являются игры.

В игре создается такая ситуация, в которой целенаправленное
восприятие и различение формы предмета становятся важными
для ребенка: на этом строится его общение с другими детьми, от
этого зависит получение желанных предметов и успех его дейст-
вий. Играя, малыш легко и с удовольствием осваивает рациональ-
ные приемы обследования формы глазами и руками, причем не
только осваивает, но и активно применяет эти приемы, совершен-
ствуется в самостоятельном их использовании, что, конечно, имеет
большое значение для умственного и эстетического развития.

94


Предлагаемые в этом разделе игры направлены на ознакомле-
ние детей прежде всего с формой окружающих предметов — объем-
ных и плоскостных. Параллельно, в соответствии с программой
детского сада, дошкольники осваивают простые геометрические
фигуры (квадраг, круг, треугольник). Кроме того, предлагаемые
игры помогут им увидеть различия между некоторыми обьемны-
ми телами (шар, куб, призма).

Действуя с предметами разной формы, малыши учатся обсле-
довать их одновременно рукой и глазом — зрительным и осяза-
тельным способом. Эти способы неразрывно связаны и взаимо-
дополняют друг друга. Их сочетание необходимо для целостного
представления о предмете, без которого трудно решать различные
игровые, изобразительные и констр>ктивные задачи, различать
предметы по форме.

В предлагаемых играх иреслед>ется еще одна важная цель
учить детей согласованным действиям обеими руками и разви-
вать координацию руки и глаза. Без этого ребенок не научится
ни завязывать шнурки, ни застегивать пуговицы, ни вытирать
руки полотенцем, словом, не овладеет огромным количеством прак-
тических навыков, необходимых в жизни. Так как приемы осяза-
тельного и зрительного обследования формы специфичны для
каждого вида восприятия, предлагаемые игры разделены на две
серии. В одной из них дети осваивают приемы осязательного
обследования формы и приучаются выделять ее как отличитель-
ный признак предмета. В другой — приемы зрительного обследо-
вания формы, позволяющие им успешно решать различные изоб-
разительные и конструктивные задачи, связанные с игрой. В обеих
сериях игры изложены в определенной последовательности, необ-
ходимой для успешного овладения способностью различать и вы-
делять форму предмета.

Игры, развивающие осязательное восприятие
формы объемных предметов

Каждый знает, что привлекательный предмет малыш непре-
менно попытается взять в руки. Однако типичные действия детей
с предметами (перетаскивание с места на место, постукивание о
другие предметы, зажимание в руке, манипулирование) не приво-
дят к восприятию формы и тем более выделению ее качественных
особенностей. Эти действия, лишенные игровой и познавательной
цели, говорят о низком уровне познавательного и сенсорного
развития ребенка. При отсутствии своевременных учебно-воспи-
тательных воздействий это может служить серьезным препятст-
вием для успешного формирования познавательной, игровой,
изобразительной, творческой и конструктивной деятельности.

В предлагаемых играх содержатся постепенно усложняющиеся
обучающие задачи и правила игровых действий. Активное учас-
тие в этих занимательных совместных играх позволяет малышам

95


легко и успешно овладевать рациональными приемами осязатель-
ного обследования формы объемных и плоскостных предметов,
если соблюдаются следующие условия:

1. Ребенок обследует предмет обеими руками и ощупывает
его пальцами, поворачивая во все стороны.

2. В процессе обследования обе руки действуют согласованно
и активно. Одной рукой (левой) малыш придерживает и повора-
чивает предмет, а пальцами другой руки ощупывает его с каждой
стороны, останавливаясь на дополнительных частях, которые ха-
рактеризуют строение его формы (например, на ручке у чашки,
на колесах и кузове у игрушечного грузовика и т. п.).

3. Исключается участие зрения в этом процессе. Однако ребе-
нок должен иметь возможность предварительно рассмотреть пред-
мет, который попадет в его руки. Это будет способствовать
успешному различению на ощупь особенностей формы и узнава-
нию предмета в процессе осязательного обследования. Предва-
рительное зрительное знакомство с формой послужит вспомога-
тельной опорой для формирования у ребенка более четких пред-
ставлений о том, как устроен предмет. Для постепенного повыше-
ния уровня восприятия формы как отличительного признака пред-
мета не менее важно также, чтобы после осязательного обследо-
вания малыши могли снова рассмотреть предметы (см. игры-
«Есть у тебя или нет?» и «Что достать тебе, дружок?»).

ЧТО НАМ ПРИВЕЗ МИШУТКА?

Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель данной
игры — выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь узна-
вать предмет, как привык ребенок обследовать предмет, находя^
щийся вне поля его зрения, — одной или двумя руками.

Перед играющим ставится задача — узнать на ощупь, какой
предмет попал ему в руки. Решить задачу для ребенка очень
важно и интересно, ведь эту вещь Мишутка привез лично ему.
Однако, несмотря на сильное желание поскорее узнать, что ему
достанется, ребенку приходится дожидаться своей очереди искать
подарок и считаться с другими детьми. В этом и состоит воспи-
тательное значение предлагаемой игры.

Игровой материал. Небольшие игрушки контрастной формы.
Они должны заметно отличаться друг от друга и изображать
знакомые детям предметы. Это могут быть кубики, шарики, игру-
шечная посуда, зайчики, цыплята, машинки, куколки-голыши,
лошадки и т. д. Количество игрушек должно соответствовать чис-
лу детей. Желательно иметь по два-три экземпляра каждой
игр\шки. Для игры нужен также мешок из плотной ткани, вме-
щающий все игрушки. В мешок продергивается резинка, чтобы
ребенок не мог заглянуть в него, когда ищет игрушку.

Кроме того, для игры нужны плюшевый мишка, а также ма-
шина, велосипед или санки, на которых он приедет.

96


Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель предла-
гает детям сесть поудобнее на стульчики и спрашивает, хотят лл
они сегодня поиграть все вместе. В это время раздается стук
в дверь и в комнату въезжает игрушечный мишка на большой
машине (или на велосипеде), которого подталкивает помощник
воспитателя. В лапах у мишки большой мешок с игрушками. Вос-
питатель сообщает, что в этом большом мешке много-много игру-
шек и что мишка для каждого привез какую-нибудь игрушку.
«Хотите узнать, что нам привез мишка? — спрашивает он.— Гома
давайте послушаем, что он нам скажет». Взрослый наклоняется
к мишке, делает вид, что слушает его, а потом сообщает детям,
что мишка просит их подходить по очереди к мешку, но не загля-
дывать туда, а только руками выбрать себе подарок, потом ска-
зать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и пока-
зать всем.

Игра начинается. Мишка по очереди вызывает детей и пред-
лагает поискать игрушку. Таким образом, все получают подарки
и возвращаются на свои места.

Заметив, что малыши, получившие подарки, начинают отвле-
каться от общей игры, воспитатель предлагает детям с одинако-
выми игрушками встать и показать мишке, как они играют. Он
показывает детям какое-либо движение, и они повторяют его:
например, катают машинку, прыгают с зайчиком, кружатся с ку-
колкой и пр. Выполнив игровое действие со своей игрушкой, дети
кладут ее на столик, а воспитатель объясняет им, что игрушки
снова вернутся в мешок и при повторении игры дети снова выбе-
рут себе то, что каждый захочет.

После того как заканчивается первая «раздача подарков»,
игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются в мешок, и
дети опять ищут себе подарки. Но теперь уже каждый ребенок
знает, какую игрушку ему хочется найти, и благодаря этому
узнавание предметов по форме становится успешнее.

Игра заканчивается проводами мишки. Дети встают, благо-
дарят его за подарки, а мишка обещает снова приехать к ним
в гости поиграть и привезти им что-нибудь еще.

Правила игры.

1. Выбирать игрушку только руками, не заглядывая в мешок.

2. Сначала назвать, какую игрушку нашел, а потом вынуть
из мешка, показать детям и вернуться на место.

3. Играть дружно, спокойно дожидаться очереди и возвра-
щать свою игрушку без возражений, чтобы не обидеть мишку и
чтобы можно было повторить игру и выбрать новую игрушку.

Советы воспитателю. При подборе игрушек желательно учи-
тывать возможности изобразительных и подражательных дейст-
вий с ними. Поэтому лучше отдавать предпочтение образным
игрушкам (фигурки животных, транспорт и пр.).

Очень важно вовремя освободить руки детей, получивших
подарки, от предметов. Длительное держание игрушки вскоре
начинает тяготить ребенка и отвлекает его от общей игры. Для

97


этою подберите заранее место, куда будут складываться игруш-
ки после выполнения игровых действий. Чтобы они не отвлекали
детей, можно их чем-нибудь накрыть.

Игра носит характер забавы. Поэтому при ее проведении соз-
дайте атмосферу веселой приподнятости, сюрпризности и не тре-
буйте от детей строгого соблюдения второго правила. Если ребе-
нок не может узнать по форме предмет, пусть достанет его, пока-
жет детям и хорошо рассмотрит свой подарок.

Непоседливых, нетерпеливых детей следует вызывать пораньше
и пораньше освобождать от отвлекающих игрушек.

ОТГАДАЙ, ЧТО В МЕШОЧКЕ

Особенности игры и ее воспитательное значение. В этой игре
дети обучаются рациональным приемам осязательного обследо-
вания формы предмета. На собственном опыте они убеждаются
в эффективности таких приемов и легко осваивают их. Предлагае-
мая игра развивает у детей также познавательную активность
и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к
построению осязательного образа воспринимаемой формы. Успеш-
ному решению обучающей задачи способствует игровая ситуация.

Игра в прятки — одна из любимых игр малышей. Поэтому
данная игра, построенная по этому принципу, соответствует дет-
скому опыту и, как правило, увлекает ребят. Больше всего нра-
вится детям прятать и искать спрятанное. В предлагаемой игре
поиск предмета связан с отгадыванием загадки («что спрятано
в мешочке?»), а решение такой задачи требует умственных уси-
лий и познавательной активности.

Игра строится таким образом, что все ее участники загады-
вают одному ребенку загадку и прячут игрушку в мешочек. Отга-
дывают загадки дети по очереди. Это требует умения быть терпе-
ливым, считаться с другими и действовать в общих интересах.
Очень сложно для трехлетнего ребенка не выдавать общего секре-
та (какую игрушку спрятали), удержаться от подсказки и не
мешать товарищу самостоятельно отгадывать загадку.

Игровой материал. Предметы контрастной формы средних раз-
меров, хорошо знакомые детям. Это могут быть следующие игруш-
ки: пирамидка, голыш, грибок деревянный, шар, неваляшка, птич-
ка, рыбка, уточка, совочек или лопатка, кубик, машинка или
тележка, кружечка, миска, самолетик, игрушечная ванночка и т.д.

Кроме того, нужен мешочек из мягкой, тонкой и непрозрачной
ткани, который задергивается на шнуре. Желательно, чтобы он
был привлекательным по цвету и рисунку.

Описание игры и приемы ее проведения. Перед началом игры
воспитатель напоминает детям, как они накануне играли в прят-
ки, и спрашивает малышей, хотят ли они сегодня поиграть в прят-
ки. «Но прятки будут особенные, — говорит он, — потому что пря-
таться будут не дети, а игрушки. Вот здесь они, эти игрушки».
Воспитатель ставит на стол коробку с игрушками и предлагает

98


малышам занять свои места на стульчиках. Потом достает наряд-
ный мешочек, показывает его и говорит: «Мы все вместе выберем
какую-нибудь игрушку и положим ее в мешочек. А искать будет
тот, кого я назову». Педагог объясняет детям, как искать: нужно
потрогать руками спрятанный в мешочке предмет через ткань и
по форме, на ощупь, отгадать, что это такое. Воспитатель достает
из коробки три-четыре игрушки, ставит их на стол и задает детям
вопросы, направляющие их на зрительное обследование формы
предметов: что это такое? Можно ли в него что-то положить? Что
у него есть? (Назови части предмета.) Они одинаковые или раз-
ные? И т. д.

Взрослый подзывает к себе одного из наиболее смелых и смыш-
леных детей и предлагает ему отойти подальше, повернуться
к стенке, закрыть глаза и не подглядывать. Предупредив осталь-
ных участников игры о необходимости сохранять тишину и о том,
что нельзя называть игрушку, которая прячется, воспитатель вы-
зывает еще одного ребенка и предлагает ему выбрать игрушку"
(из трех-четырех) и положить ее в мешочек. Взрослый затягивает
мешочек шнуром, поясняя, что это нужно для того, чтобы предмет
не вывалился во время поиска, и предлагает позвать Вову (или
любого другого ребенка). «Пора! Иди к нам и отгадай, что спря-
тано в мешочке», — говорят воспитатель и дети. (Взрослый еще
раз напоминает детям, что нужно сидеть тихо и ни в коем случае
не подсказывать и не мешать Вове самому отгадывать загадку:
«Кто не умеет молчать и выдаст наш секрет, того мы не выберем
отгадывать загадку»).

Вова подходит к столу, берет мешочек с игрушкой и начинает
через ткань ощупывать ее. Направляя процесс осязательного об-
следования формы предмета, воспитатель советует ребенку дер-
жать предмет в обеих руках, левой — держать и поворачивать,
а правой — ощупывать его пальцами. Малыш выполняет указан-
ные действия и отвечает на вопросы воспитателя, затем называет
спрятанный предмет, вынимает его из мешочка и показывает всем.
Если он отгадал загадку, то будет награжден аплодисментами.

Выбирается новый ребенок, и игра продолжается. Когда будут
найдены все четыре игрушки, они откладываются на другой стол,
прикрываются салфеткой, а воспитатель вынимает из коробки
три-четыре новых предмета, рассматривает их вместе с детьми,
и игра начинается сначала.

Правила игры.

1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета (что спря-
тано).

2. Не мешать отгадчику самостоятельно разгадывать загадку.

3. Отгадчик должен добросовестно закрывать глаза и не под-
глядывать, когда прячут игрушку.

4. Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают от-
гадывать игрушку только того, кто не нарушает порядка и не
мешает детям играть дружно.

7*                                                                                                                                       99


Советы воспитателю. В игре принимает участие вся группа
Перед гем как усадить детей на стульчики, желательно органи-
зовать какие-либо коллективные движения: попрыгать, побегать,
помаршировать, остановиться по сигналу и занять свои места.
Знакомство детей с игрой осуществляется наглядно-действенным
способом. На отгадывание загадки вначале нужно вызывать са-
мых смелых и смышленых детей. Их правильные ответы могут
послужить положительным примером для остальных и подгото-
вить более робких детей к выполнению активной роли.

Каждый раз из коробки вынимайте и предлагайте для загадок
не более трех-четырех предметов. Выбор и прятание одной игруш-
ки из них можно поручить кому-нибудь из детей. Такое поручение
лучше давагь непоседливым воспитанникам, которым нужна дви-
гательная разрядка.

При повторении игры используйте игрушки более сложной
формы с дополнительными частями: ведерко, матрешка, сахарни-
ца, кастрюлька и т. д. При подборе игрушек избегайте слишком
крупных и слишком мелких предметов.

НЕ ОШИБИСЬ, ПЕТРУШКА!

Особенности шры и ее воспитательное значение. Так же как

и предыдущая, предлагаемая игра способствует развитию у малы-
шей'осязательного восприятия формы предметов. Она учит целе-
направленно обследовать форму, обеими руками поворачивая
предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон. Этот прием
помогает детям преодолевать привычку зажимать предмет в руке
или надавливать на него ладонью. Таким образом, в процесс
обследования включается мускульно-двигательныи компонент.

Игра способствует также воспитанию познавательной актив-
ности детей и повышению у них интереса к решению умственной
задачи. Такая коллективная игра приучает малышей к самостоя-
тельности, к соблюдению правил, а также к выполнению действий,
требующих активности воображения. Создается игровая ситуация,
в которой дети по очереди выполняют роль Петрушки, показыва-
ющего фокусы: Петрушка умеет не видя угадывать, какой предмет
у него в руках.

Выполнение этой игровой роли имеет важное воспитательное
значение. Робким и неуверенным в себе малышам такая роль
помогает преодолевать эти недостатки. В то же время для возбу-
димых детей, склонных к повышенной двигательной активности,
соблюдение очередности служит условием формирования умения
вести себя в коллективе, считаться с другими.

Игровой материал. Игрушки, хорошо знакомые малышам. Они
должны быть средних размеров и контрастной формы, т. е. замет-
но отличаться друг от друга. Этим требованиям удовлетворяет
примерно следующий набор игрушек: деревянный шарик, кубик,
грибок, матрешка, ведерко, чашечка, тарелочка или блюдце, го-
лыш, куколка, уточка, рыбка, легковая машинка и т. д.

100


Для того чтобы ознакомление с предметами осуществлялось
только путем осязательного обследования формы, необходимо иск-
лючить участие в этом процессе зрения. Для этого можно надеть
ребенку нарядный колпачок Петрушки, как в игре «Колпачок и
палочка». Он изготавливается из непрозрачной плотной бумаги
или ткани, которая держится на проволочном каркасе. Колпачок
должен сидеть на голове ребенка свободно и глубоко (но не ка-
саться глаз), доходить почти до кончика носа, чтобы он не сполз.
Н^жен для игры также нарядный мешочек для хранения игрушек.

Описание игры и приемы ее проведения. В игре могут участво-
вать все дети группы. Они сидят на стульях напрогив стола с
игровым материалом. Воспитатель достает мешочек, вынимает из
него каждую игрушку, показывает малышам и ставит ее на стол.
Дав детям возможность рассмотреть игрушки, взрослый предла-
гает всем вместе поиграть в новую игру.

Объяснение игры проводится наглядно-действенным спосо-
бом. Воспитатель достает колпачок Петрушки, примеряет его се-
бе и некоторым детям и поясняет, что тот, кто наденет колпа-
чок, будет выступать, как на празднике, и показывать фокусы,
как в цирке. Затем педагог подзывает к себе ребенка, надевает
ему колпачок и говорит: «Петрушка, здравствуй, сними колпа-
чок, поклонись ребятам и скажи им: «Здравствуйте, ребята!», а
они тебе похлопают в ладоши и скажут: «Здравствуй, Петруш-
ка!» После таких предварительных действий, которые помогают
малышам войти в игровую ситуацию, воспитатель усаживает
Петрушку за отдельный столик, чтобы остальным детям было,
хорошо видно, что он делает.

101


Затем воспитатель подзывает еще одного ребенка и дает ему
важное поручение: как только Петрушка наденет свой колпачок,
надо подойти к игрушкам, выбрать любую из них, поднять ее по-
выше и спросить: «Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?»
Ноли Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и поло-
жить игрушку прямо ему в руки и сказать вместе со всеми:
«-Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какую иг-
рушку мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!»

Воспитатель надевает колпачок Петрушке, и игра начинается.
По ходу ее педагог напоминает детям правило: соблюдать тиши-
ку и не называть предмет, который дают Петрушке в руки.

Учитывая импульсивность малышей, следует на всякий слу-
чай слегка придерживать колпачок на голове Петрушки, чтобы
он не сбросил его в тот момент, когда обнаружит, что колпачок
мешает ему видеть. Когда Петрушка возьмет в руки игрушку, на
до посоветовать ему поворачивать ее в руках, ощупывать паль
цами со всех сторон. Так воспитатель направляет процесс осяза-
тельного обследования, способствуя усвоению рациональных
приемов. Если у ребенка ничего не получается, можно взять его
руки в свои и показать, как действовать, чтобы он мускульно
ощутил этот прием. Ребенок должен сам назвать игрушку, но ес-
ли этого не происходит, его спрашивают все дети: «Ты скажи,
Петрушка, какую взял игрушку?» Правильный ответ вызывает
аплодисменты. Петрушка снимает колпачок и раскланивается пе-
ред зрителями, как артист. Затем он садится на место, выбира-
ются новый Петрушка, ребенок, который будет передавать ему
игрушку. Так игра повторяется неоднократно.

Правила игры.

1. Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и
смог догадаться, что у него в руках.

2. Запрещается называть предмет и подсказывать Петрушке.

3. Внимательно следить за действиями Петрушки; кто отвле-
кается и нарушает правила, того Петрушкой не выбирают.

Советы воспитателю. Для того чтобы Петрушка артистично и
увлеченно выполнял свою роль, покажите ему пример: наденьте
на себя колпачок и отгадайте, что у вас в руках, наглядно демон-
стрируя приемы обследования.

В этой игре важно проверить, не подглядывает ли Петрушка
через колпачок. С этой целью ему и показывают предмет.
В случаях ошибки при отгадывании предмета можно заменить
игрушку на более простую по форме (шарик, кубик, матрешка
и пр.).

ЕСТЬ У ТЕБЯ ИЛИ НЕТ?

Особенности игры и ее воспитательное значение. В предлагае-
мой игре, так же как и в предыдущих, дети учатся узнавать по
форме знакомые предметы. Но в отличие от предыдущих игр ося-
зательное обследование и узнавание нужного предмета проис-

102


ходит в ситуации сравнения нескольких более или менее сходных
по форме объектов. Так, например, в комплекте игрушек имеется
несколько предметов округлой формы (шарик» яблоко, яйцо, ли-
мон), среди которых ребенок должен найти определенный пред-
мет. Таким образом, обучающая задача (различение сходных по
форме предметов) требует от детей больших умственных усилий,
чем в предыдущих играх. Кроме того, детям предоставляется
большая самостоятельность в применении рациональных приемов
осязательного обследования, о которых напоминают правила
игры.

Решение этой довольно сложной задачи становится возмож-
ным благодаря тому, что у детей возникает активный интерес к
привлекательным предметам. Кроме того, одобрение воспитателя
и сверстников, признание ими личных достижений ребенка (уме-
ет находить названный предмет) побуждают ребенка правильно
решать задачу.

Наблюдая за действиями сверстников, остальные дети привы-
кают сопереживать друг другу, радоваться успеху другого и сдер-
живать себя, чтобы способствовать этому успеху. Таким образом,
в данной игре воспитывается не только познавательная актив-
ность, но и волевые и нравственные качества.

Игровой материал. Знакомые малышам объемные игрушки
небольших размеров и простой формы. Это могут быть образные,
дидактические игрушки и некоторые миниатюрные предметы до-
машнего обихода. Хорошо использовать дидактический набор де-
ревянных игрушек, отличающихся четкой, монолитной (одночаст-
ной) формой (яблоко, груша, шарик, яйцо, пирамидка, кувшин,
мисочка, лимон, кубик, кирпичик). Если готового комплекта нет,
можно подобрать свой, состоящий, например, из следующих пред-
метов: шарик, яблоко (муляж или натуральное), яйцо, грибок,
матрешка, корзиночка, ведерко, голыш, автомобильчик, кирпичик,
самолетик и т. д.

Для игры требуется по два экземпляра каждой игрушки. Не-
которые игрушки одинаковой формы должны отличаться по цве-
ту, чтобы дети могли применить знание цветов и самостоятельно
выделить форму предмета как его отличительный признак. Кро-
ме того, необходимы два небольших мешочка. В каждом из них
должно быть два отверстия для рук, собранные на резинке, как
у муфты.

Все игрушки и обе муфточки помещаются в коробке с соот-
ветствующими отделениями: для одного комплекта, для другого
и для муфточек.

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель обеща-
ет детям поиграть с новыми игрушками, которые он для них при-
готовил. После завтрака предлагает детям поставить стульчики
как всегда (полукругом), а напротив них ставит небольшой сто-
лик с коробкой, в которой находится игровой материал. Вынув из
коробки два мешочка (муфточки), взрослый показывает, как
вставляются в муфточку обе руки, и дает детям попробовать са-

103


мим, как это делается. Малыши передают друг другу муфточки
с двух сторон, начиная с тех, кто сидит с краю. Встретившись в
середине полукруга, муфточки возвращаются на столик к воспи-
тателю.

Вынимая из коробки по очереди каждую игрушку, воспита-
тель показывает ее детям и ставит на столик. Малыши называют
предметы и рассматривают их со всех сторон. На столе выстраи-
вается весь комплект игрушек. После этого воспитатель на гла-
зах у детей вкладывает один за другим все предметы в муфточ-
ку, а вызванный им ребенок проделывает то же самое с другим
комплектом игрушек и другой муфточкой. «Спрятались от нас иг-
рушки,— говорит педагог.— Ничего, сейчас мы их будем искать
и опять вернем». Он подзывает к себе двух детей, освобождает
место на столе и усаживает их напротив друг друга так, чтобы
их действия были видны всем. Каждый малыш получает муфточ-
ку с игрушками. «Сейчас мы решим, кто первый будет искать иг-
рушку», — говорит воспитатель и использует простую считалочку:

Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три,
Первый — ты.

Обращаясь к первому ребенку, воспитатель предлагает ему
выбрать в муфточке то, что ему понравится. (При этом напоми-
нает прием обследования предмета обеими руками, поворачивая
ею и ощупывая с разных сторон.) «Выбрал? — спрашивает он.—
Тогда назови, что нашел, и спроси, есть ли такая же игрушка у
Пети (имя другого ребенка)». Педагог объясняет, что нужно ска-
зать следующие слова: «У меня есть шарик (лимон, яйцо и пр.).
А у тебя есть или нет?» — и поставить названный предмет на
стол. Другой партнер должен найти в своей муфточке такой же
предмет и ответить: «И у меня есть шарик», потом вынуть его из
муфточки и положить рядом для сравнения. Все сравнивают иг-
р\шки и оценивают правильность решения задачи. Если задача
решена верно и предметы совпадают по форме, дети хлопают в
ладоши.

Игра продолжается, только теперь выбирает игрушку второй
ребенок, а первый находит такую же в своей муфточке, и опять
ofie игрушки становятся рядом. Оценив правильность решения за-
дачи, воспитатель выбирает двух новых детей, и игра продол-
жается. Гак по очереди все дети выбирают и находят игрушки, об-
следуя на ощупь и узнавая предметы по форме.

По окончании игры воспитатель вместе с детьми укладывает
материал в коробку.

Правила игры.

1. Обследовать игрушки на ощупь, обеими руками, повора-
чивая их со всех сторон.

2. Вынимать игрушку из мешочка и ставить на стол можно
только после того, как ее назвал.

104


3. Выбирать игрушку и спрашивать, есть ли она у партнера,
надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки.

Советы воспитателю. Для успешного решения обучающей за-
дачи большое значение имеет не только осязательное, но и зри-
тельное обследование. В процессе предварительного рассматрива-
ния игрушек у детей возникает зрительный образ предмета, кото-
рый будет способствовать осязательному обследованию и узнава-
нию предмета по форме. Поэтому очень важно, чтобы рассматри-
вание предметов проходило эмоционально и дети могли полю-
боваться игрушками.

Чтобы не усложнять процесс обследования и выбора игрушек,
вкладывайте в каждую муфточку не более пяти предметов. Так
будет просторнее рукам ребенка, что облегчит узнавание игру-
шек. Опознанные детьми предметы возвращаются каждый раз в
муфточки. После того как три-четыре пары детей поиграют этими
игрушками, замените их другими.

При повторном проведении игры можно добавлять новые иг-
рушки или заменять некоторые из них предметами более сложной
формы с дополнительными деталями (например, ведерко можно
заменить кастрюлькой, кружку — сахарницей и т. д.).

Нужно обратить особое внимание на тот момент в игре, когда
сравниваются две вынутые из муфточек игрушки. Спрашивая де-
тей, что у них одинаковое, а что разное, помогите им выделить
форму как существенный отличительный признак, отвлекаясь от
признаков цвета.

Оценивая правильность решения задачи, важно дать возмож-
ность детям в полной мере пережить свой успех и получить удов-
летворение от признания своих личных достижений другими деть-
ми и взрослыми. Поэтому не нужно жалеть похвал и добрых слов,
оценивая успехи детей.

В процессе игры дети совершенствуют приемы осязательного
обследования. Движения рук, осуществленные под руководством
воспитателя, приобретают все большую согласованность: пальцы
скользят по всей поверхности предмета. Это приводит к построе-
нию целостного, четкого образа формы предмета, что облегчает
узнавание его на ощупь.

Организация игры настолько проста, что играть в нее вдво-
ем или вчетвером малыши могут и без непосредственного участия
взрослого, только под его общим наблюдением и руководством.
Это способствует относительной самостоятельности детей и сбли-
жению их друг с другом.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.