Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Богуславская 3. М., Смирнова Е. О.

2021-02-05 192
Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Б74 Развивающие игры для детей младшего дошкольного
возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвеще-
ние, 1991. —207 с: ил.— ISBN 5-09-003256-4.

Представленные в книге игры увлекательны по форме и содержа-
нию, они направлены на развитие у дошкольников умственных, волевых
и творческих способностей, воспитание у них культуры общения в со-
вместной деятельности Игры представляют собой хорошо продуманную
систему, основанную на психических закономерностях развития ребенка.

Книга адресована воспитателям детских садов и родителям


4305000000 — 340

Б -------------------- 290 — 91

103(03) — 91

ISBN 5-09-003256-4


ББК 74.100.57

© Богуславская 3. М., Смирнова Е. О, 1991


ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга создана на основе многолетних психолого-педагоги-
ческих исследований. В нее вошли развивающие игры для детей
трех-четырех лет. Предлагаемые игры являются эффективным
средством зоспитания и обучения малышей.

В основе системы развивающих игр лежат следующие прин-
ципы:

совмещение в деятельности ребенка элементов игры и уче-
ния и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к
учебно-познавательной деятельности;

постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

повышение умственной активности ребенка в решении пред-
лагаемых задач;

органическая связь и взаимозависимость между внешней и
внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный
переход к более интенсивному умственному труду;

единство обучающих и воспитательных воздействий.

В результате реализации этих принципов создаются условия,
способствующие становлению начальных форм самооценки и са-
моконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учеб-
ной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной
жизни в коллективе сверстников.

Представленные в сборнике игры проверены многолетней
практикой. Они увлекают малышей, делают их жизнь богаче и
разнообразнее. Участие в таких играх облегчает детям обучение
на занятиях в детском саду и подготавливает их к умственной
работе, необходимой для систематического обучения в школе.

В книге не просто дается содержание игр, но раскрывается
их воспитательное значение. Описанию каждой игры предшест-
вует краткий психологический анализ этой деятельности, что по-
зволит воспитателю глубже понять и осмыслить психологическую
суть своих воздействий на ребенка. Кроме того, в книге даны
конкретные приемы проведения каждой игры: показано, как за-
интересовать ребенка, с чего начинать игру и как изменять ее
в дальнейшем. Это поможет воспитателю правильно выполнить
свою роль в игре. В то же время описанные приемы не являются
единственными и оставляют возможность для личного творчест-
ва воспитателя.

3


ИГРА — ОБУЧЕНИЕ — РАЗВИТИЕ

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение но-
вых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на
учебных занятиях. Обучающая задача, -поставленная в игровой
форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку по-
нятна сама необходимость приобретения новых знаний и спосо-
бов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом
новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при
этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые тре-
буют перестройки его представлений и познавательной деятель-
ности. Ьсли на занятии ребенок выполняет задание взрослого,
то в игре он решает свою собственную задачу.

В современной дошкольной педагогике воспитательное и обу-
чающее значение игры в принципе признается. Но в повседнев-
ной педагогической практике детского сада на игру фактически
не остается времени. Причем используется она, как правило,
лишь для закрепления знаний, полученных на занятиях. Такое
искусственное разделение обучения на усвоение нового и закреп-
ление усвоенного противоречит психологическим особенностям
познавательного процесса в младшем дошкольном возрасте. Зна-
ния, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными
интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают
его. В игре же как раз ребенок сам стремится научиться тому,
что он еще не умеет. Однако огромные возможности развиваю-
щих игр (дидактических, игр с правилами и др.), как правило,
не используются. Репертуар таких игр очень беден и охватывает
узкий круг задач (в основном это сенсорные игры). Особенно
мало совместных игр, в которых участвует вся группа. Практи-
чески отсутствуют игры, направленные на развитие волевых,
нравственных качеств личности и на формирование гуманных от-
ношений между детьми.

Кроме того, нередко на занятии развивающая игра подменя-
ется игровыми приемами, где преобладает активность взрослого,
или простыми упражнениями.

Использование дидактических игрушек или пособий тоже не-
редко называют игрой — стоит дать ребенку в руки пирамидку
или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так.
Развивающая игра — это не любые действия с дидактическим

4


материалом и не игровой прием на обязательном учебном заня-
тии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержатель-
ная для дегей деятельность. Она имеет свои побудительные мо-
тивы и свои способы действий.

Разработанные нами развивающие игры характеризуются
тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный
ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных
действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего
эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда име-
ет два аспекта: 1) познавательный, т. е. то, чему мы долж-
ны научить ребенка, какие способы действия с предметами хо-
тим ему передать; 2) воспитательный, т. е. те способы со-
трудничества, формы общения и отношения к другим людям, ко-
торые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как
передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие
определенных психических процессов, или способностей ребенка.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию,
в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как
свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается
на конкретные потребности и склонности детей, а также особен-
ности их опыта. Например, для младших дошкольников харак-
терна особая заинтересованность предметным миром. Привлека-
тельность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Зна-
чит, замысел игры может основываться на действиях с предме-
тами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых дейст-
виях,
которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.
В одних играх нужно что-то найти, в других — выполнить опре-
деленные движения, в третьих — обменяться предметами и т. п.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу,
т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием
личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными
участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка ак-
тивных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наи-
большее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может
быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или
назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за оп-
ределенное время, запомнить несколько предметов и пр.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет
важное значение для обучения и развития малыша и, конечно
же, для осуществления игрового замысла.

И, наконец, важной особенностью игры являются игровые
правила.
Правила игры доводят до сознания детей ее замысел,
игровые действия и обучающую задачу.

Игровые правила бывают двух видов: правила действия и
правила общения. Примерами правил действия могут служить
следующие: припомнить и назвать только ту игрушку, которую
еще никто не назвал (игра «Что достать тебе, дружок?»); не

5


называть предмет, изображенный на картинке, а только загадать
про него загадку и пр. Примерами правил общения могут быть
следующие: не подсказывать и не мешать другому отгадывать,
действовать по очереди или по вызову воспитателя, играть друж-
но, слушать друг друга, выбирать тех детей, кто еще не был в
кругу, и т. п. Выполнение всех этих правил требует от ребенка
определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность.
Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полез-
ной для развития ребенка.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично
затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосред-
ственным участником. Своими действиями, эмоциональным об-
щением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятель-
ность, делает ее важной и значимой для них. Он становится
кск бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых
этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших до-
школьников. В то же время взрослый организует игру и направ-
ляет ее — он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет
их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение пра-
вил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым
двух разных ролей — участника и организатора — важная отли-
чительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому что развивающая игра является активной и
осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно
и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней,
становится его личным достоянием, так как его можно свободно
применять и в других условиях (поэтому необходимость в за-
креплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в
новые ситуации в его собственных играх является важным пока-
зателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того,
многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что рас-
крепощает воображение детей, развивает их творческие возмож-
ности и способности.

Развивающая игра является довольно эффективным средст-
вом формирования таких качеств, как организованность, само-
контроль и т. д. Ее обязательные для всех правила регулируют
поведение детей, ограничивают их импульсивность. Если правила
поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо
усзаиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила игры,
которые становятся условием увлекательной совместной деятель-
ности, вполне естественно входят в жизнь детей. Большое значе-
ние имеет при этом совместный характер игры, в которой воспи-
татель и коллектив сверстников побуждают ребенка к соблюде-
нию правил, т. е. к сознательному управлению своими действия-
ми. Оценивая вместе со взрослым действия сверстников, отме-
чая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а потом
осознает и свои собственные просчеты. Постепенно возникают
предпосылки к формированию сознательного поведения и само-
контроля, что является практическим освоением нравственных

6


норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в груп-
пе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети заво-
евывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры
содержат разносторонние условия для формирования наиболее
ценных качеств личности. Однако, чтобы их развитие действи-
тельно состоялось, необходимо соблюдать определенную последо-
вательность в подборе игр.

В практике дошкольного воспитания подбор игр часто быва-
ет недостаточно продуманным и даже случайным. Между тем
выбор игры для педагога — дело серьезное и ответственное. Игра
должна давать ребенку возможность применять на практике то,
что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Кроме
того, при выборе игры нельзя ограничиваться только ее пред-
метным содержанием (доступность знаний и умений), требуется
еще и предварительный анализ характера игры. Данная книга
поможет воспитателю решить эту сложную задачу, поскольку
предлагаемые игры выстроены в определенную систему с учетом
всех этих требований.

Описание каждой игры излагается по следующей схеме:

1. Особенности игры и ее воспитательное значение.

2. Игровой материал.

3. Описание игры и приемы ее проведения.

4. Правила игры

5. Советы воспитателю.

Мы стремились проследить внутреннюю связь каждой игры с
предыдущей и последующей, показать, на какой уже приобре-
тенный опыт опирается ребенок в каждой игре и какой новый
шаг в своем развитии он делает. Игры систематизированы в раз-
делы по обучающим задачам. В каждом разделе они представ-
лены в последовательности, продиктованной закономерностями
развития ребенка. Выбор самих разделов также не случаен. Мы
учитывали воспитательное значение каждой группы задач как
важное условие достижения педагогических целей.

Первым решающим услозием нормального психического раз-
вития ребенка и основой его благополучия в детском саду яв-
ляются доброжелательные и открытые отношения его со сверст-
никами и воспитателем, способность к сотрудничеству, совмест-
ной деятельности. И хотя тип отношения к другим людям к трем
годам уже складывается, в этом возрасте еще возможна его
коррекция. Поэтому в младшем дошкольном возрасте при по-
ступлении ребенка в детский сад очень важно воспитывать у него
активно-положительное, доброжелательное отношение ко взрос-
лому. Трехлетний ребенок испытывает потребность и в общении
со сверстниками. Ввести малыша в детский коллектив, научить
его общаться и дружить — важнейшая задача воспитателя. Ведь
от того, как сложатся отношения ребенка с воспитателем и с
другими детьми, зависят и его настроение, хорошее самочувст-
вие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.

7


.Поэтому в первом разделе книги игры направлены на формиро-
вание доброжелательных отношений между детьми в совмест-
ной деятельности и на сближение детей и воспитателя. В нем
представлены подвижные игры-забавы и хороводы. Используя
движение как средстЕо игрового общения и выстроив игры в
определенном порядке, мы получили своеобразные этапы игро-
вого партнерства.

Кроме того, известно, что движение не только развивает ре-
бенка физически, но и активизирует его умственную деятельность.
В первом разделе при описании каждой игры раскрывается, как
это происходит на практике.

Игры второго раздела направлены на развитие гуманных,
нравственных отношений между детьми и волевых качеств лич-
ности, которые выражаются в поступках и действиях: помочь
другому, выручить из беды, доставить приятное и пр. Однако
выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий,
умения преодолевать препятствия, владеть собой. Игры, распо-
ложенные в порядке усложнения правил, требуют от ребенка все
большей осознанности, решительности, организованности, что яв-
ляется предпосылкой участия его в последующих играх, направ-
ленных на познавательное и умственное развитие.

Та^им образом, игры первого и второго разделов создают не-
обходимый эмоционально-нравственный и волевой фон для ос-
тальных игр.

Значительная часть игр (третий — шестой разделы) посвящена
актуальному для дошкольного возраста сенсорному воспитанию.
Особенно важно такое воспитание в младшем дошкольном воз-
расте, когда ребенок еще не выделяет и не осознает отличитель-
ные качества окружающих предметов. Предлагаемые игры созда-
ют условия для развития целенаправленного восприятия внеш-
них признаков предметов. Играя, ребенок учится различным при-
емам зрительного, слухового и осязательного обследования, по-
могающим различать и выделять качества предметов, сравнивать
их по этим качествам и обозначать соответствующим словом.
Так возникают сенсорные эталоны, т. е. общепринятые представ-
ления о внешних качествах предметов. Развитие сенсорики явля-
ется чувственной основой для всех способностей ребенка (позна-
вательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного,
осознанного восприятия окружающей действительности.

Последние три раздела книги посвящены играм, развиваю-
щим основные познавательные процессы, — внимание, память,
мышление и речь.

Обычно в практике дошкольного воспитания такие игры пред-
ставлены слабо. Между тем они открывают широкие возможно-
сти для развития познавательных процессов, поскольку в играх
ребенок не просто выполняет требования взрослого, как это про-
исходит на занятиях, но активно действует. В играх создается
необходимая связь между практическими и умственными дейст-
виями, которая ведет к развитию ребенка.

8


Конечно, любая игра, приведенная в данной книге, способст-
вует развитию внимания, памяти, мышления. Например, выделяя
и сравнивая значимые признаки предметов в сенсорных играх,
ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции.
Перед ним ставится определенная умственная задача (быть вни-
мательным, запомнить что-либо, передать свою мысль словами
и пр.), и предлагаются рациональные приемы ее решения. Эти
приемы основаны на установлении связи между разными позна-
вательными процессами, которая обеспечивает их эффективность.
Например, чтобы лучше запомнить несколько предметов, нужно
установить между ними смысловую связь.

Познавательные действия, направленные на решение обучаю-
щей задачи, предлагаются с учетом возрастных возможностей
трех-четырехлетних детей и не утомляют их.

В играх на внимание ребенок выполняет такие действия, ко-
торые формируют целенаправленность и устойчивость внимания.
Задача «быть внимательным» становится понятной и актуальной
для ребенка.

В играх, развивающих память, младшие дошкольники учат-
ся устанавливать связь между предметами (запоминать, чтобы
припоминать потом). Эта связь задается правилами игры и иг-
ровыми действиями. Например, чтобы припомнить, где живут
персонажи игры, ребенок должен запомнить метки на одинако-
вых домиках.

В играх на развитие мышления специально созданная ситуа-
ция и предлагаемые действия помогают ребенку учиться переда-
вать свою мысль движением и связной речью.

Рациональные приемы познавательной деятельности, показан-
ные ребенку взрослым, повышают ее эффективность не только в
игре, но и на занятиях.

Игры расположены в каждом разделе в порядке нарастания
сложности обучающей задачи и правил. Усложняются и игровые
ситуации, постепенно приближаясь к учебным.

В каждой игре есть два начала: одно несет развлекатель-
ность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. Соот-
ношение этих двух начал (преобладание развлекательности или
серьезности) определяет характер игровой ситуации, или вид
игры. Нами разработаны четыре вида развивающих игр: игры-
забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования.

Наиболее ярко развлекательное начало представлено в играх-
забавах.
Младший дошкольник всегда стремится к чему-то не-
обычному, веселому. Положительные эмоции надежно защищают
малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает,
никогда не утомляет. Радостные переживания приносят ребенку
игры-забавы, в которых полностью отсутствуют сухой дидактизм
и назидательность. Обучающая задача такой игры обычно увле-
кает ребенка и не требует особых усилий. Например, малышу
предлагают поплясать с куклой, а потом выбрать, кому ее пе-
редать, или вместе со всеми покружиться в хороводе, или побе-

9


гать и попрыгать под рифмованный текст. Игровые действия всег-
да связаны с движением и не обременяют ребят сидением на
одном месте. В первом разделе книги игры-забавы составляют
большинство. Последующие разделы, как правило, начинаются
с таких игр.

Вторым видом игр, в которых также преобладает развлека-
тельное начало, являются игры с ролью. Психологические иссле-
дования показали, что ребенок, действуя в соответствии с ролью,
полнее использует свои возможности и значительно легче справ-
ляется со многими задачами. Действуя от имени осторожных во-
робушков, смелых мышек или дружных гусей, ребята учатся не-
заметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и
развивают воображение детей, готовят к творческой самостоя-
тельной игре, что особенно важно в младшем дошкольном воз-
расте, когда сюжетно-ролевая игра только формируется. Вооб-
ражение здесь становится опорой для решения поставленной за-
дачи.

В играх-забавах и играх с ролью обучающая задача являет-
ся лишь условием реализации игрового замысла. В следующем
виде игр — играх-задачах она составляет саму суть игры, ее
смысл. Игровой замысел здесь опирается на интерес ребенка к
умственной деятельности. Решение предложенной задачи стано-
вится условием игрового общения детей и средством, с помощью
которого можно завоевать признание и уважение сверстников.
Игры-задачи помещены в последних разделах книги, посвящен-
ных развитию восприятия и других познавательных процессов.
Игровые ситуации здесь разнообразны: это и различные поруче-
ния (например, найти предмет с заданными свойствами по пред-
ставлению), и детское лото (цветовое, геометрическое), и зага-
дывание и разгадывание загадок, и т. д. Игры-задачи требуют
ш ребенка целенаправленной активной умственной деятельности,
}мения мобилизоваться, сосредоточиться, чтобы найти верное ре-
шение.

Четвертый вид игр — это соревнования. Побудительным моти-
вом здесь является сравнение себя с другими. Однако, как пока-
зывают психолого-педагогические исследования, этот мотив еще
недостаточно развит у детей трех-четырех лет. Поэтому в сбор-
нике таких игр немного. Игры-соревнования могут оказать от-
рицательное воздействие на неуверенного в себе, робкого, пас-
сивного ребенка. Поэтому в предлагаемых нами играх («Пустое
место», «Кто раньше дойдет до флажка?», «Пальчик») содер-
жатся лишь элементы соревнования, которые не травмируют ма-
лыша. Элементы соревнования используются во многих играх.
Они подготавливают детей к правильной оценке своих возмож-
ностей и достижений.

Перечисленные виды игр не только опираются на интересы
младших дошкольников, но и развивают их. Веселые игры-заба-
вы сменяются ролевыми играми, которые, в свою очередь, под-
водят ребенка к участию в играх-задачах, что является подго-

10


товкой к будущей учебной деятельности. Но развивающей игра
С1ановится лишь в том случае, если она интересна детям. А ин-
тересной ее сделать может только воспитатель

Прежде всего педагогу нужно правильно выбрать игру для
своей группы с учетом уровня развития большинства детей.
В каждом разделе книги предложена желательная последова-
тельность игр, развивающих те или иные способности и качества.
Так как первые два раздела представляют собой психологиче-
ское вступление и подготовку детей к более сложным играм, мы
советуем начинать именно с них. Однако это не означает, что
детей нужно познакомить со всеми играми указанных разделов,
прежде чем приступить к новым. Поиграв с малышами в две-три
игры, можно перейти к начальным играм других разделов, в
частности к сенсорным. Для успешного умственного развития
детей и подготовки их к обучению полезно параллельно знако-
мить воспитанников с первыми играми седьмого раздела.

Поскольку большинство развивающих игр непродолжительны
по времени и просты по своей организации, их можно с успехом
проводить не только на занятиях, но и в свободное время: на про-
гулке, во второй половине дня. Но если игра совсем незнакома
детям и требует от них довольно высокого умственного напря-
жения, ее следует непременно проводить утром, в часы, отве-
денные для занятий. В это время дети более продуктивно ра-
ботают и лучше усваивают новое.

Главный методический принцип в использовании игр — их
многократное повторение, которое является необходимым усло-
вием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в раз-
ном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участ-
вуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание,
лучше использовать условия, которые создает игра для освоения
и применения нового опыта.

При описании каждой игры даются приемы ее проведения
в первый раз и характер ее повторений в тот же день. В сове-
тах воспитателю указывается, как проводить эту игру повторно
и как, учитывая затруднения детей, осуществлять индивидуаль-
ный подход и усложнять обучающую задачу. В дальнейшем вос-
питатель может широко использовать свой педагогический опыт
и варьировать приемы проведения игры.

Очень важно не только правильно выбрать игру, но и хоро-
шо ее провести. Предварительно воспитатель должен подготовить
необходимый игровой материал, внимательно прочитать и осмыс-
лить рекомендации, приведенные в книге, понять психологиче-
ские особенности игры и ее воспитательное значение. Нужно
мысленно представить весь ход игры: как заинтересовать детей,
как объяснить им правила и действия, кого выбрать на первые
роли, как предотвратить возможные затруднения.

Во время игры все ее участники: и те, кто выполняет ответ-
ственные роли, и те, кто только следит за действиями партнеров,

11


дожидаясь своей очереди, должны быть активными. Это являет-
ся необходимым условием развивающего и воспитательного ус-
пеха игры.

1. ИГРЫ, СБЛИЖАЮЩИЕ МАЛЫШЕЙ
ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ

С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят
большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостны-
ми и желанными для него. В детском саду все не так, как дома:
более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, не-
привычные требования. Но главное — разлука с мамой. Все это
может вызвать у малыша напряженность, неуверенность и даже
тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отри-
цательно сказывается на первых впечатлениях ребенка о дет-
ском саде, затрудняет привыкание к нему. Многие дети сопро-
тивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить
в группу.

Как облегчить детям привыкание к новым условиям жизни?
Самое лучшее, что может предпринять воспитатель,— позаба-
вить* ребят, развеселить их, поскорее отвлечь от всего, что омра-
чает их пребывание среди незнакомых людей. Сделать это мож-
но с помощью совместных подвижных игр.

Многие считают, что если в первое время предоставлять ре-
бенку больше свободы, он быстрее привыкнет к новым услови-
ям, так как они приближены к домашним. Поэтому нередко при
подготовке к приему новых детей все усилия педагогов сосре-
доточены главным образом на создании уютного интерьера и
подборе достаточного количества привлекательных игрушек.
Большие надежды возлагаются при этом на то, что игрушки бу-
дут радовать детей, помогут занять и организовать их. Однако
очень часто вместо радости игрушки приносят малышам огор-
чения и даже слезы. Многие дети отбирают их друг у друга, де-
рутся из-за них, вырывают из рук. Уговоры и объяснения взрос-
лого, что игрушки общие, что ими надо пользоваться сообща
или по очереди, обычно не помогают, так как вступают в явное
противоречие с привычным для детей опытом игры у себя дома,
где они являются полновластными обладателями всех игрушек.
Отсутствие у ребенка опыта игрового общения и совместной
игры со сверстником приводит к тому, что в другом ребенке он
видит главным образом претендента на привлекательную игруш-
ку, а не интересного партнера. Вот почему с первых дней посе-
щения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного
настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу
имеют совместные игры. Они помогут воспитателю сблизить де-
тей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью.
Регулярное проведение подобных совместных игр не только

12


обогатит малышей впечатлениями, но и даст им новый социаль-
ный опыт, который так важен для развития личности ребенка.

Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового парт-
нерства при добровольном участии каждого ребенка в том, чго
принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Со-
держание и правила игр исключают поводы для конфликтов и
взаимного отталкивания.

По своему характеру это игры-забавы, хороводы. Они соз-
даны по образцу народных игр и несут в себе элементы фольк-
лора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потреб-
ность малышей в движении, в общении и в образном поэтиче-
ском слове. Сочетание движений со словом помогает ребенку
осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает вы-
полнение действий. Воспитателю эти игры помогут завоевать
симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они
делают ребенка открытым для общения. Такая открытость соз-
дает важные предпосылки для формирования личности ребенка
и является его основой.

Игры предлагаются в порядке возрастания требований к по-
ведению ребенка в группе. Первыми и самыми простыми явля-
ются те забавы и хороводы, в которых воспитанники действуют
одновременно и одинаково: «Солнышко и дождик», «Ножки»,
«Лови-лови!», «Раздувайся, пузырь!», «Карусели» и др. Общ-
ность движений и игровых интересов усиливает радостные пе-
реживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся
согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться
на пространственные условия движений.

Несколько сложнее для трехлетних ребят игры, в которых
нужно действовать по очереди, небольшими группами («Куклы
пляшут», «Подарки» и др.). Дети учатся считаться друг с дру-
гом, уступать игрушки и активную, привлекательную роль. Но
ожидание своей очереди заполняется другим активным действи-
ем, что облегчает малышам выполнение этих требований. Такие
игры готовят к новой форме партнерства, где ребенок действует
индивидуально и сам выбирает себе замену («Магазин игрушек»,
«По дорожке Валя шла», «Зайка», «Бабушка Маланья» и др.),
кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.

Особенность всех предлагаемых игр состоит в том, что в них
центром притяжения является взрослый — он не только вносит
новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом вы-
полнения игровых действий и движений. Держась свободно, ар-
тистично, взрослый заражает ребят своей увлеченностью, ве-
сельем.

Игры-забавы и хороводы имеют своеобразный характер
действий. В играх-забавах все движения знакомы детям из по-
вседневного опыта (бег, ходьба, прыжки и пр.). Новым является
лишь переход от одного движения к другому. Подражание взрос-
лому облегчает такие переходы. Постепенно, при неоднократ-
ном проведении игры дети начинают выполнять движения само-

13


стоятельно, подражая друг другу. Ни в кое\г случае нельзя пре-
вращать игру-забаву в упражнение по отработке последователь-
ности движений! Повторное участие в игре обеспечивает ребен-
ку возможность естественно, без специальной тренировки овла-
деть необходимыми движениями.

Хороводные игры отличаются от забав необычностью дзиже-
ний: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и
сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют
содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает
музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и вы-
разительное ведение хоровода становится своеобразной формой
эстетического воспитания.

Одним из главных условий проведения всех предлагаемых
игр является добровольность участия детей. Не беда, если не
все сразу включатся в игру. Можно начинать ее и с небольшой
группой желающих, которые откликнулись на приглашение вос-
питателя. Для тех же, кто пока не решился включиться в игру,
наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным за-
нятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру
и станут ее участниками.

солнышко и дождик

Особенности игры и ее воспитательное значение. Игра помо-
гает воспитателю завоевывать доверие и расположение детей.
Она очень нравится малышам, потому что отвечает их основным
потребностям и прежде всего —потребности в движении. Из-
вестно, что малыши большие непоседы, бежать им гораздо про-
ще, чем ходить, и труднее всего усидеть на месте. Игра позво-
ляет детям бегать, прыгать и т. п. без ограничений. Удовольст-
вие от движений возвращает ребенку жизнерадостность и при-
водит в прекрасное расположение духа.

Тот факт, что едва знакомый взрослый играет с ними на рав-
ных, часто им улыбается и смеется, ласково обращается с ними,—
снимает напряжение, вселяет бодрость и успокаивает детей. Та-
ким образом удовлетворяется потребность малышей в общении
со взрослым.

И наконец, в игре дети получают новые впечатления от ху-
дожественного слова (стихов А. Барто, Е. Благининой и др., на-
родных потешек), от воображаемой игровой ситуации, так хо-
рошо знакомой им.

Игра построена на простых движениях и действиях, выпол-
няемых одновременно взрослым и детьми. Это сближает малы-
шей друг с другом и со взрослым и отвечает их склонности к
подражанию. Каждый участник игры получает удовлетворение
и от движений, и от того, что они выполняются всеми вместе.
Дети легко перенимают не только движения, но и настроение
друг друга. Радость ребенка усиливается от того, что другие

14


испытывают то же самое. Это и создает естественную связь и
общность между детьми.

В то же время игра прекрасно организует малышей. Но эю
не вынужденная организованность и даже не послушание взрос-
лому, а своеобразная «завороженность» общими действиями, ко-
торая возникает благодаря подражательности детей. Организо-
ванность достигается здесь естественно, без всякого сопротивле-
ния со стороны малышей.

Таким образом, несмотря на свою простоту, эта игра-забава
оказывает на малышей широкое воспитательное влияние.

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель повора-
чивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сде-
лать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился
домик», — говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выгля-
дывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по име-
нам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окош-
ко» и помахать рукой.

Так выстроенные полукругом стульчики становятся домика-
ми, в которых живут дети.

«Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в
окошко. —Сейчас выйду и позову детишек поиграть!» Он выхо-
дит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбе-
гают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следую-
щий текст:

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!

А. Барто

Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем сти-
хотворение. Затем под его слова совершают следующие движе-
ния, подражая взрослому:

Слова                                     Движения

Топ-топ-топ-топ,                      Все топают ножками, стоя на

Топ-топ-топ,                             месте.

Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ (пауза).

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,           Все хлопают в ладошки, подра-

Хлоп, хлоп, хлоп,                     жая воспитателю.

Хлоп, хлоп, хлоп,
Хлоп, хлоп, хлоп!

«А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает.
Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно для них вос-
питатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!»
Все спешат в свои домики.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.