Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-01-31 | 81 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ИЛИ ГРУППЕ РИСКА
Зона риска | Группа риска | |
Одаренные дети | Дети, организованные по специальному типу одаренности в научные общества, кружки, секции и т. п. | - социально-лидерски одаренные; - эстетически и художественно одаренные; - спортивно и физически одаренные |
Дети с проблемами в обучении и развитии | - слабообучаемые, но «сохранные»; - хронически не успевающие по всем учебным дисциплинам; - с несформированной учебной мотивацией | - подростки, не усвоившие программу начальной школы (на уровне письма и чтения) |
Дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды | -дети-инвалиды; - дети с хроническими заболеваниями; - психосоматически ослабленные (часто болеющие дети) | - наличие постоянной угрозы для жизни и здоровья ребенка |
Дети из проблемных и неблагополучных семей | - семьи с детьми-инвалидами; - семЬи с родителями- инвалидами; - неполные семьи | - неблагополучная семья, отказавшаяся от исполнения родительского долга |
Педагогически запущенные дети | - дети с низким уровнем культуры (обученности, воспитанности); - дети с девиантным, агрессивным, асоциальным поведением | - дети с явными признаками аддиктивно- го поведения, неуправляемые дети |
Сегодня существует множество подходов к классификации детей «группы риска». При помощи предложенной С. В. Титовой классификации педагогам значительно проще увидеть весь спектр проблем школьников, представить объем и содержание их трудностей. Для последующего эффективного решения проблем школьников педагогам необходимо разбираться в их внешней и внутренней природе. Так, особые проблемы со здоровьем испытывают и дети-инвалиды, и дети с врожденными заболеваниями, и часто болеющие дети. Но культура здорового образа жизни и профилактические мероприятия способствуют укреплению здоровья всех детей и предотвращают дальнейшие осложнения.
|
Зная природу происхождения проблем школьников, педагоги понимают, что нестандартные формы поведения, а также невнимательность на уроках, отсутствие стойкой мотивации к учебной деятельности, объясняются не тем, что перед учителем плохой ученик, а тем, что ребенок испытывает особые затруднения и нуждается в помощи педагога. Педагогам очень важно уметь помочь ребенку справиться с конкретными трудностями.
В приведенной выше классификации было выделено пять основных классификаций, первой из которых стоит одаренность. Одаренность можно охарактеризовать тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.
Исходя из этого выделяют четыре вида детской одаренности:
1) интеллектуальная, или академическая;
2) художественно-эстетическая;
3) спортивно-физическая;
4) социально-лидерская.
В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.
Другая категория - это дети с проблемами в обучении. Дети, которые, несмотря на усердный кропотливый труд, в большей или меньшей степени неуспешны в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам (гуманитарного, естественнонаучного, точного, информационно-технологического, спортивно-физического цикла). Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными способностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.
|
Трудность для педагогов представляют и те дети, у которых отсутствует учебно-познавательпая мотивация - нет интереса к большинству школьных дисциплин. Эти дети не испытывают желания к учебному труду. У них мотивация избегания неуспеха формирует искаженные в морально-нравственном аспекте формы поведения. Подростки обманывают родителей и педагогов, пропускают уроки, не выполняют домашние задания. Как показывает практика, это не вина, а беда тех детей, у которых во время обучения в школе начальной ступени не сформировались базовые навыки учебной деятельности. Эти дети не получили своевременной помощи со стороны педагога, психолога и особенно - собственных родителей.
Часто такая проблема формируется у детей из-за сверхстрогого отношения родителей, которые требуют от ребенка изнурительных учебных занятий в школе и дома («Делай уроки!» - говорит мама и уходит на кухню. «Займись делами», - требует отец и смотрит футбол). Формальные требования не только не мотивируют ребенка, но и вызывают досаду, злость на себя за свои невыдающиеся академические способности, затем возникает злость на родителей, школу, закрытый для ребенка мир удивительного познания и открытия Вселенной. Когда отсутствует реальная возможность получить помощь значимых взрослых - родителей, ребенку трудно самостоятельно определить круг своих интересов и увлечений, наглядно-действенно опробовать свои силы в технике, спорте, литературе, искусстве. Любой ребенок имеет потенциально неограниченные способности, но специально организованная ситуация, в которой возникает неподдельный интерес и потребность к самопобуждающей учебной деятельности, не всегда возникает на школьном уроке.
Дети с удовольствием, и, как правило, всегда успешно продолжают традиции семьи, становятся актерами, музыкантами, спортсменами, программистами, футболистами только потому, что видят, насколько нравится родителям дело, которому они служат, когда взрослые с радостью делятся с детьми секретами мастерства, последовательно формируют внутреннюю мотивацию к избранному делу, которое из детского увлечения может превратиться в выбор жизненного пути.
|
Следующую категорию представляют дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды. Они вынуждены находиться под постоянным медицинским контролем, проходить системное плановое и профилактическое лечение.
Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Таким образом, больной ребенок, как правило, ограничен территориально, социально (строго определенным кругом людей, без возможности выбора предмета для общения), эмоционально (часто находится вдали от родных и близких, в изоляции от друзей), физически (больные дети намного слабее своих сверстников, в связи с чем могут развиваться зависимые формы поведения, внутриличност- ные комплексы, требующие общения с психологом).
Проблемы со здоровьем отнимают время, отведенное на учебно-воспитательные цели: дети пропускают много учебных занятий, а потому отстают в освоении учебных дисциплин и, как следствие, в развитии познавательной сферы. Такие дети находятся под наблюдением медицинских работников, социальных педагогов и психологов школы. Аномалии физического и психического развития, заболевания ЦНС и мозговые поражения проецируют быстрое утомление, инфантилизм, пассивность детей к обучению, проблемы в усвоении государственного образовательного стандарта. Поэтому эти дети нуждаются в специально составленных для них программах обучения и воспитания. Особую сложность представляют гиперактивные дети, с неста-
ЛА
бильной нервной системой, требующие повышенного внимания и непрерывного педагогического контакта, поскольку в любой момент могут стать социально опасными: причинить вред здоровью других детей. Такие дети состоят (или должны состоять, но своевременно не были поставлены на учет по вине родительского невнимания) на диспансерном учете у невропатолога и психиатра. В школе классный руководитель не только должен не выпускать из зоны внимания детей с неадекватными формами поведения, но и находиться в постоянном контакте с медицинскими работниками и узкими специалистами школы (психологом, социальным педагогом, логопедом, воспитательной службой) на предмет особенностей развития этих детей, их роста, межличностного общения, психосоматического комфорта, результатов семейного воспитания. Опыт работы показывает, что наиболее распространенными медицинскими заболеваниями у учеников общеобразовательной школы являются такие, как нарушение осанки и плоскостопие, болезни глаз и снижение остроты зрения, нарушения в работе пищеварительных органов, эндокринные нарушения, нарушения кровообращения. Особого внимания среди больных детей требуют инвалиды детства.
|
Еще одна категория детей - воспитывающиеся в семьях, имеющих социально-экономические или психолого-педагоги- ческие проблемы, а также в неблагополучных семьях. Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, материально-экономических трудностей своей семьи (или отдельных ее членов). Можно условно разделить эти семьи на два основных типа: благополучные и неблагополучные.
Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска:
- неполные семьи;
- многодетные семьи;
- опекаемые семьи;
- семьи, имеющие детей-инвалидов;
- семьи, где родители - инвалиды;
-семьи, где отдельные члены семьи имеют хронические психосоматические заболевания;
- семьи беженцев;
- семьи малых народов;
- семьи участников военных действий;
- семьи, где ребенок находится на индивидуальном обучении.
На особом контроле в школе дети из неблагополучных семей. Для них составляется специальная программа, которая включает контроль за учебой, наличием системного и полноценного питания в школе и дома, получением медицинского сопровождения (особое содержание воспитательных мероприятий). Особенное внимание уделяется включению детей в актив организаторов культурно-массовых школьных и внешкольных мероприятий для профилактики асоциальных форм поведения, в том числе табакокурения, алкоголизма, наркомании, случайных половых связей и пр. Очень важным становится интеграция усилий отдельных узких специалистов и определенных школьных служб.
Центральное место в классификации проблем школьников занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы сразу по двум или нескольким признакам. Так, ошибки семейного воспитания могут повлечь за собой школьную неуспеваемость, а затем и проблемы со здоровьем. А, например, одаренный ребенок может воспитываться в неблагополучной семье, дополнительно иметь серьезные проблемы со здоровьем. Или не успевающий по ведущим школьным дисциплинам ребенок может быть одаренным в чем-то другом (например, иметь выдающиеся спортивные способности), что требует особого подхода к обучению и воспитанию.
|
Педагогически запущенными дети становятся вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; которым не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.
Это самая тяжелая категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, пережившие социальную депривацию, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми.
Часто такие дети не «приживаются» в одной школе, безрезультатно меняют места учебы, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями (опекунами), педагогами, сверстниками. Эти дети проявляют асоциальные формы поведения: девиантные и аддиктивные. Девиантное поведение (отклоняющееся) противоречит принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Такое поведение транслируют подростки, которые воспитывались в социуме с ослабленным нормативным контролем. Часто девиантное поведение служит средством самоутверждения, формой протеста против кажущейся или действительно существующей несправедливости взрослых.
Агрессивность в мире животных - это условие выживания особи, это естественное желание защищать границы своей территории, которое возникает в среде недружественной. Опасение, что обстановка небезопасна, недоверие к тому, что происходит рядом, и тем, кто рядом, - вот частые причины агрессивности детей. Но ведь от родителей не защищаются. Как, чем поведение родителей может нарушить чувство безопасности ребенка? Агрессивны дети «недолюбленные», кто вынужден заботиться о себе сам, напоминать о своих потребностях и своем существовании. Очень часто такое поведение развивается на фоне недос-
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!