Тема №5. «Евросоюз: особенности развития интеграционных процессов — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема №5. «Евросоюз: особенности развития интеграционных процессов

2021-01-31 69
Тема №5. «Евросоюз: особенности развития интеграционных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На современном этапе».

Вопрос 1. Основные этапы интеграционных процессов в Западной Европе.

Вопрос 2. Разработка пропускных критериев участия в зоне «евро» и их выполнении.

Вопрос 3. Создание зоны «евро» и основные последствия.

Вопрос 4. Последнее расширение ЕС (май 2004 г.) и последствия для отдельных стран.

 

Вопрос 1. Основные этапы интеграционных процессов в Западной Европе.

[Вспомнить таблицу: отметить, чем каждая последняя форма отличалась от предыдущей; отметить, на каком этапе находится сейчас интеграционное сотрудничество в рамках ЕС]

       Можно констатировать, что европейская интеграция находится в основном на 4-ой стадии экономического развития (создание экономического и валютного союза), но при этом есть некоторые элементы 5-ой стадии (полная интеграция). Так, к этим сегментам относится создание Центрального Европейского Банка, также сам факт разработки единой Европейской Конституции и ее пока еще не завершившаяся ратификация странами Европы – участницами [уточнить этапы расширения ЕС, годы и страны, входящие, и когда это было].

Вопрос 2. Разработка пропускных критериев участия в зоне «евро» и их выполнении.

       Пропускные критерии в зону «евро» были утверждены и обозначены пактом стабильности и роста в июле 1997 г. Данный пакт устанавливает следующие критерии:

○ Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;

○ Государственный долг не должен превышать 60% от ВВП;

○ Уровень инфляции не должен быть выше, чем 1,5% над среднем уровнем инфляции по третьим странам с самым низким уровнем инфляции;

○ Уровень процентных ставок по долгосрочным кредитам не должен превышать 2% над средним уровнем ставок в третьих странах с самым низким уровнем ставок.

       Дефицит государственного бюджета и государственный долг представляют большую сложность для соблюдения и конфликтную ситуацию в ЕС. С самого начала ряд стран, а в частности Бельгия и Италия, не соответствовали требованиям пакта по государственному долгу. На время введения «евро» в безналичный расчет (1999 г.) государственный долг в этих странах превышал 120% от ВВП, вместе с тем уже и до этого и после есть тенденции улучшения ситуации.

       Сейчас в Италии государственный долг составляет 106% от ВВП. Совсем другая ситуация с критерием №1: дефицит государственного бюджета, который не должен быть выше 3% и почти все страны (кроме Греции) в самом начале соответствовали. Вместе с тем в последние 2-3 года выявились стойкие нарушители – Франция и Германия. Вот уже несколько лет подряд дефицит там превышает 3%. Если в 1999 г. дефицит в Германии был 1,5% от ВВП, то в 2000 г. он составил 3,7%, в 2003 г. – 2,8% в 2004 г. – 3,75%. Более того, на 2005-2006 гг. это превышение планируется в объеме 3,4-3,5% от ВВП: Франция – 1999 г. – 3,2%; 2002 г. – 3,2%; 2003 г. – 4,2%; 2004 г. – 3,7%; на 2005-2006 гг. – 3,1%.

       Такая ситуация приводит к конфликтности в рамках ЕС и к тому, что ряд стран, укладываясь в общие требования, стали говорить о двойных стандартах. По правилам, страны-нарушители должны штрафоваться, причем сумма может доходить до 0,5% от ВВП. На самом деле, пока ни разу страна-нарушитель не была оштрафована. Для того, чтобы скорректировать ситуацию, решили несколько изменить пакт стабильности и роста (март 2005 г.).

 

Вопрос 3. Создание зоны «евро» и основные последствия.

       Введение евро в безналичный расчет – с 01.01.1999, в наличный расчет – с 01.01.2002. Параллельное функционирование национальных валют и евро в большинстве стран осуществлялось до 28.02.2002 (только в Ирландии этот срок был сокращен до 09.02.2002 и во Франции до 17.02.2002).

       Срок обмена старых денег на новые в большинстве случаев для банкнот был не ограничен; для Греции – 10 лет; для Франции – 10 лет; для Португалии – 20 лет; для Нидерландов – до 2032 г. Для монет были установлены жесткие рамки: Португалия – до 31.12.2002; Греция – 31.12.2003; Люксембург – до 31.12.2004; Италия – 10 лет.

       В 1999 г. евро было дороже доллара (курс 1,17), потом началось снижение, но максимальное падение было 0,83. С 2002 г. евро начало свой рост (максимум – 1,37). Сейчас – 1,19-1,20. Причины повышения курса евро в последние годы см. в 5ом вопросе. В зону евро не входят Великобритания, Дания и Швеция.

       Последствия введения евро:

Ø Первоначальное усиление макроэкономической дисциплины в ЕС, но последние несколько лет многие страны стали не подчиняться пропускным критериям;

Ø Введение евро повлияло на инфляцию:

- Национальные статистические данные говорят об незначительном увеличении инфляции;

- Параллельные исследования показывают, что инфляция гораздо сильнее (особенно в Италии).

 

Вопрос 4. Последнее расширение ЕС (май 2004 г.) и последствия для отдельных стран.

Расширение ЕС на Восток.

       Решение о вступлении 10 новых стран в ЕС было зафиксировано в договоре, подписанном в Ницце в декабре 2000 г. Этот договор создал фундаментальную основу для присоединения восточных стран к ЕС. Чтобы договор вступил в силу, нужна была ратификация его всеми 15 странами-членами ЕС. Только в Ирландии был проведен референдум. На первом референдуме в июне 2001 г. вопрос был решен отрицательно (54% против). Только на 2ом референдуме в октябре 2001 г. вопрос решили положительно (63% за).

       В большинстве случаев обыватели в странах-сторонниках были против, т.к.:

§ Опасение наплыва более дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы с Востока;

§ Опасение увеличения налогового бремени, т.к. вступление новых стран – дорогостоящий процесс.

Сравнение ЕС:

Состав 15 стран 21 страна
Население 370 млн. чел. 454 млн. чел.
ВВП на душу населения 24 тыс. $ 21 тыс. $

Чехия = 15 тыс. $ по ППС                                     Словения = 17 тыс. $ по ППС

Польша» 38,8 млн. чел.

Венгрия» 10,2 млн. чел.

Чехия» 10,3 млн. чел.

Словакия» 5,4 млн. чел.

Литва» 3,5 млн. чел.

Латвия» 2,4 млн. чел.

Словения» 2,0 млн. чел.

Эстония» 1,4 млн. чел.

Кипр» 0,6 млн. чел.

Мальта» 0,3 млн. чел.

       Страны, которые вступили в мае 2004 г., достаточно много получат из бюджета ЕС, но, однако, эти выплаты будут гораздо более скромными, чем Испании, Греции и Португалии, вступившим в      80-ые гг.:

Сельскохозяйственные дотации – их полный объем страны-новички получат не раньше, чем через 10 лет (пока что это 25% того, что должно быть);

Другие дотации – ограничатся уровнем 4% ВВП страны-кандидата против 8% для новичков в прошлом;

Свободная эмиграция рабочей силы на Запад – начнется не ранее 2007 г.;

Вступление в зону «евро» будет осуществляться по мере готовности отдельных стран.

       Вступление в ЕС 10 стран сулит плюсы и минусы новы и старым странам-участникам ЕС.        Преимущества:

w Расширение единого рынка;

w Укрепление демократической стабильности;

w Рост инвестиций в страны Центральной и Восточной Европы;

w Завершение реформ в Центрально-Восточной Европе;

w Стимулирование структурных реформ в Западной Европе.

       Недостатки:

§ Убытки или банкротство ряда компаний из-за обострившейся конкуренции;

§ Замедление принятия решения о ЕС;

§ Обострение разногласий по бюджетной политике;

§ Усиление правого популизма в Европе (страх перед притоком дешевой рабочей силы усиливает антиэмиграционные настроения).

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.