Тематическая специфика творчества Вероники Тушновой и Беллы Ахмадулиной — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тематическая специфика творчества Вероники Тушновой и Беллы Ахмадулиной

2021-04-19 78
Тематическая специфика творчества Вероники Тушновой и Беллы Ахмадулиной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Критерии анализа

 

Изучив литературно-критические материалы, можно гипотетически утверждать, что для "женской" поэзии характерны следующие признаки:

. тематическая специфика (стихи о любви (к мужчине, детям, Богу, природе);

. психологическая специфика (тончайшая детализация и излишняя романтизация);

. качественная специфика (не вполне профессиональное владение техникой стихосложения или нарочитая усложненность/ упрощённость художественных образов).

Выявляя общие типологические черты в поэзии Беллы Ахмадулиной и Вероники Тушновой, попытаемся ответить на вопрос: можно ли, исходя из общности их тем, говорить о принадлежности данных женщин-поэтов к категории "женской" поэзии (если на время анализа принять субъективно-оценочную позицию, определяющую женскую позицию как неполноценную) или же мы можем отнести их к Поэтам с большой буквы.

В ходе анализа мы попытались разделить стихотворения Беллы Ахмадулиной и Вероники Тушновой на несколько тем, заявленных выше - то есть следующие: любовь к мужчине, детям, Богу, природе. Но в результате работы были выявлены новые, поскольку ограниченный нами “набор” не мог вместить все многообразие тем и мотивов, звучащих в творчестве Ахмадулиной и Тушновой.

Таким образом, сначала мы рассмотрим темы, названные сугубо женскими, определим их специфику, затем проанализируем темы, не вошедшие в этот список.


Любовь к мужчине

 

Несомненно, тема любви занимает важное место в творчестве любого поэта, а для женщин-поэтов она особенно дорога.

Эта тема особенно ярко представлена в творчестве Вероники Тушновой.

Многим известна грустная история ее безнадежной любви к поэту Александру Яшину - именно ему посвящено большинство стихов Тушновой.

“Я желаю тебе добра”, “Пускай лучше ты не впустишь меня”, “Было все: и счастье, и печали”, “Не боюсь, что ты меня оставишь” “Мне говорят: нету такой любви”, “Я прощаюсь с тобою”, ставшие песнями “А знаешь, все еще будет!” и “Не отрекаются любя”.

И в перечисленных стихотворениях, и в других, любовь предстает как смысл жизни и суть всего существования лирической героини. С любовью для нее началась настоящая жизнь, Жизнь - в самом полном смысле, словно до встречи с возлюбленным она и вовсе не жила:

 

.Я и тебя когда-то не любила.

Где я была?

Кем я была тогда? [15; 290]

 

спрашивает она в стихотворении “Опять утрами - лучезарней иней”, а в другом, “Небо желтой зарей окрашено”, отвечает:

 

.да еще вот - сердце,

которое

мертвым было бы

без тебя. [15; 260]


И потому каждый миг с любимым столь дорог, что даже сто часов счастья - достаточная цена за все разлуки, за все несбывшиеся обещания, за всю боль. И в этом нет ни грамма пафоса или преувеличения, это не гипербола любви, это подлинные чувства человека, сумевшего оценить самый прекрасный дар - настоящую Любовь, пусть даже столь мучительную.

 

А у меня есть любимый, любимый,

с повадкой орлиной,

с душой голубиной,

с усмешкою дерзкой,

с улыбкою детской,

на всём белом свете

один-единый.

Он мне и воздух,

он мне и небо,

всё без него бездыханно

и немо…[15; 240]

 

И потому все ему прощается, даже то, что он может пройти и не посмотреть, не улыбнуться. Героиня не только понимает и прощает своего любимого, но даже готова взять всю вину на себя:

 

.Пускай лучше ты обманешь меня,

чем я тебе не поверю.

Пускай лучше я в тебе ошибусь,

Чем ты ошибешься во мне.

Пускай лучше я на дне окажусь,

Чем ты по моей вине.[15; 226]


В этих строках звучит мотив жертвенной любви, характерной для лирической героини Вероники Тушновой. Редкие проявления “женской гордости” неприятны ей, ведь “любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится…”. Потому иное поведение приводит к страданиям большим, чем те, которые встречает она в смирении:

 

Я не люблю себя такой,

не нравлюсь я себе, не нравлюсь!

Я потеряла свой покой,

с обидою никак не справлюсь.

 

Я не плыву - иду ко дну,

на три шага вперед не вижу,

себя виню, тебя кляну,

бунтую, плачу, ненавижу…[15; 314]

 

Как истинно любящая, лирическая героиня не может допустить, что какие-то ее действия или слова причинят боль возлюбленному. Всю же боль, причиненную им ей - она готова простить в тот же миг, когда он будет с ней:

 

Осчастливь меня однажды,

Позови с собою в рай,

Исцели меня от жажды,

Подышать немного дай!..

.Сто грехов тебе простится,

Если скажешь:

Приходи! [15; 263]

 


Но вся жизнь так и проходит. Встречи, разлуки, минутное счастье и бесконечное горе, бесконечное, в первую очередь, от того, что у этого сильного, все поглощающего чувства нет формального “права”:

 

Я одна тебя любить умею,

Да на это права не имею…[15; 288]

 

И над всем этим одна строчка, одно чувство, которое будет поддерживать Веронику Тушнову до конца дней - благодарность за все, что дали ей эти отношения.

 

Спасибо за то, что живешь на свете,

Хозяин моей судьбы! [15; 308]

 

Иначе звучит тема любви в стихотворениях Беллы Ахмадулиной.

 

Ни слова о любви! Но я о ней ни слова,

не водятся давно в гортани соловьи.

Там пламя посреди пустого небосклона,

но даже в ночь луны ни слова о любви! [16; 120]

 

Несмотря на эти слова, Ахмадулиной так же свойственно придавать любви большое значение, хотя, в отличие от Тушновой, в ее стихах нет прямолинейных восклицаний вроде “Я люблю тебя - это значит, я желаю тебе добра”[16; 238]. Потому иногда даже сложно определить, что стихотворение о любви. Например, в стихотворении "Так и живем…" мы лишь догадываемся, что обращение к возлюбленному. Оно может быть посвящено другу, брату, любому дорогому человеку.


Так просто станет все и цельно,

когда ты скажешь мне слова

и тяжело и драгоценно

ко мне склонится голова. [16; 89]

 

Лирической героине Ахмаудлиной свойственны все переживания обычной земной женщины. В знаменитом стихотворении “О, мой застенчивый герой” она говорит:

 

Как долго я играла роль,

не опираясь на партнера![16; 44]

 

Чувство, знакомое многим женщинам - не просто одиночества, но оставленности пред всеми, когда вся ответственность лишь на ее плечах, что сравнивается с театральной игрой. К концу стихотворения лирическая героиня уже не так сильна в своей ироничности, как в начале, теперь она поистине слабая одинокая женщина:

 

Одна, одна - среди стыда

стою с упавшими плечами.[16; 44]

 

Рассматривая стихи Тушновой, мы отмечали, что лирическая героиня ее стихов старается боль возлюбленного принять на себя, по-женски заботится о нем. То же мы видим и в стихах Ахмадулиной:

 

Я, не сумевшая постичь

простого таинства удачи,

беду к нему не допустить

стараюсь так или иначе.

И не на радость же себе,

загородив его плечами,

ему и всей его семье

желаю миновать печали.[16; 103]

 

Разлука с любимым знаменует крах всего мироздания, как в стихотворении “Мы расстаемся”:

 

Природа подвергается разрухе,

отливы превращаются в прибой,

и молкнут звуки - по вине разлуки

меня с тобой. [17; 43]

 

Но даже апокалиптичные картины, вызванные внутренними страданиями, не ставят героиню на колени пред любовью. Любовь для Ахмадулиной - не смысл существования, как у Тушновой, но нечто естественное, незаметно, бессловесно пронизывающее весь мир, но при этом мир оказывается важнее любви:

 

Как дней грядущих призрачный историк

смотрю на жизнь, где вместе ты и я,

где сир и дик средь мирозданья столик,

накрытый на краю небытия.[16; 157]

 

Лирическая героиня Вероники Тушновой оказывается в зависимом отношении от чувства любви, оно управляет действиями, мыслями, заставляет страдать. Для Ахмадулиной же любовь - в какой-то мере “материал” для стихов, лирические переживания в стихотворении значительнее живого чувства. Может быть, такова природа искусства?


Ей важно, что тоскует звук о звуке.

Что ты о ней - ей это всё равно.

О муке речь. Но в степень этой муки

тебе вовек проникнуть не дано.

Ты мучил женщин, ты был смел и волен,

вчера шутил - уже не помнишь с кем.

Отныне будешь, славный муж и воин,

там, где Лаура, Беатриче, Керн.[16; 133]

 

Особая книжность и интертекстуальность приведенных строк показывают характерное для творчества Ахмадулиной следование акмеистической традиции.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.