Родительская любовь как основа воспитания — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Родительская любовь как основа воспитания

2021-04-19 75
Родительская любовь как основа воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ребенок рождается с определенным рядом потребностей, которые возникают, удовлетворяются или неудовлетворяются с течением жизни. Родители в данном процессе являются теми личностями, которые на начальном этапе жизни выполняют основные роли в жизни ребенка. Именно они и могут помочь в удовлетворении наиболее важных, базовых потребностей.

Овчарова Р.В. в главе «Родительская любовь как основа воспитания» своей книги «Родительство как психологический феномен», говорит о том, что потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека. Родительская любовь выступает, как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю. [9, с 181]

В родительскую любовь включен творческий акт, элемент импровизации. Родительская любовь индивидуальна, она сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет определенной нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить радость, удовлетворять все потребности ребенка.

В научном знании существуют различные точки зрения на проблему сущности родительской любви. Исследователи рассматривают физический, эмоциональный, познавательный, действенный аспекты родительской любви.

Родительскую любовь характеризует чувственность родителя по отношению к ребенку. Интенсивность отношений родительской любви, их глубина объясняются вовлечением родителя и ребенка в эти отношения, между ними наблюдается не только максимальный, всеобъемлющий психический контакт, но и физический контакт (Л.Я. Гозман, 2002; А. Лоуэн, 1989; Н.Н. Обозов, 2002).

Говоря о родительской любви, исследователи подчеркивают ее физический или чувственный аспект, в данном случае речь идет не о сексуальных чувствах, под чувственностью понимается возможность наслаждаться теплом и нежностью младенческой кожи, не испытывая при этом сексуального возбуждения (К.Е. Изард, 2000; Меллен, 1981).

Родительскую любовь характеризуют эмоциональные проявления. К.Е. Изард (2000) определяет сущность любви как паттерн эмоций и когнитивных процессов, то есть любовь включает в себя эмоциональный и мыслительный аспекты.

Важную роль в родительской любви играют эмоции: удовольствие - радость, возбуждение - интерес. Кроме этого, в ней представлены и негативные эмоции: печаль, злость, огорчение, разочарование и другие (М. Аргайл, 2002; К.Е. Изард, 2000; А.Н. Сизанов, 1989; Л.Б. Шнейдер, 2000).

Для родительской любви характерно познавательное содержание. Так как родительская любовь носит личностный характер, нельзя говорить о наличии любви по отношению к ребенку, не имея определенного объема знаний о нем, не оценив предварительно его индивидуальные качества. Любить значит знать. Знание является одной из сторон любви, оно не остается поверхностным, а проникает в самую суть. Родительская любовь - это деятельностное проникновение в ребенка, в котором родительская жажда познания утоляется путем соединения, в слиянии родитель познает ребенка и себя (К. Василев, 1982;Э. Фромм, 2002; Т. Шибутани, 1969).

Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А.Я. Варга, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, М. Сегелман), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпатия-антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.

Родительская любовь определенным образом мотивирована. У каждого родителя выделяется доминирующий мотив любви к своему ребенку, который обусловливает ее смысл: от решения личностных проблем за счет ребенка и компенсации собственных недостатков до принятия ответственности за ребенка, продолжения себя в нем и самореализации.

Смысл родительской любви, с одной стороны, коренится в типах отношений, существующих между определенными фрагментами мира (родитель, ребенок), обладающими специфическими функциями и свойствами, а с другой стороны, коренится в субъекте, который сам испытывает потребность в таких взаимоотношениях с миром. Это отношение аффективно-интеллектуальное, отношение между тем, что человек делает и определенной формой осознанной или неосознанной потребности, намеренья, цели или чувства.

Как феномен, обладающий определенным смыслом, родительская любовь имеет две характеристики (Д.А. Леонтьева, 1999):

Контекстуальность - родительская любовь проявляется и развивается в определенном социальном контексте (ситуация детско-родительских отношений), с одной стороны, влияет на эту ситуацию, с другой стороны, сама подвержена изменениям и трансформациям в ней.

. Интенциональность - целевая направленность родительской любви, то есть родительская любовь имеет свое направление - на Ребенка.

Родительская любовь не является стабильным состоянием. На протяжении жизни родителя любовь может изменяться, преображаться, переходить из одного состояния в другое (Л.Я. Гозман, 2002). Родительская любовь имеет свою динамику, перемены, присущие родительской любви, неизбежны, так как в процессе жизни родителя изменяются его физиологические процессы и психологические переживания.

Используя теорию отношений В.Н. Мясищева (1995), в родительской любви можно выделить следующие уровни развития:

. Перцептивный уровень. Характеризуется тем, что происходит нарастание роли дистантных контактов с ребенком, формируются «перцептивные крючки». Происходит сосредоточение первоначальных, положительных или отрицательных реакций на непосредственные внутренние (преимущественно для матери) и внешние (как для матери, так и для отца) контакты с ребенком. На основе этого происходит формирование психофизиологического взаимодействия между родителем и ребенком. В дальнейшем восприятие ребенка становится опытным источником отношений, в котором определяющим является эмоциональный компонент.

. Эмоциональный уровень. Здесь повторные эмоционально положительные и отрицательные реакции вызываются условно. Интегрируясь речевым аппаратом, они выливаются, прежде всего, в отношениях любви, привязанности, боязни, торможения, вражды. Исходя из этого, родительская любовь представляет собой некоторую силу, потенциал, определяющий степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Здесь родительская любовь является энергетической силой развития как детско-родительских отношений, так и личности ребенка и родителя.

. Личностный уровень. На данном уровне непосредственные внешние, ситуативные, конкретно-эмоциональные мотивы сменяются внутренними интеллектуально-волевыми. Данный уровень включает позиции родителей, их ценностные ориентации. Здесь родительская любовь начинает регулироваться рациональным началом.

Считаем, что выделенные уровни развития родительской любви находятся в единстве. Перцептивный уровень выступает в качестве базиса родительской любви. Проявление и доминирование других уровней, в большей степени определяется ситуацией детско-родительских отношений и развития ребенка, а также индивидуальными особенностями родителя и ребенка.]


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.