Стили семейного воспитания и их сравнение — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Стили семейного воспитания и их сравнение

2021-04-19 112
Стили семейного воспитания и их сравнение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. [10, с. 12]

Согласно О.А. Карабановой [11, c. 198 - 203], основополагающей для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд. Критериями такого выделения были характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Согласно этому принято выделять четыре стиля:

Авторитетный стиль. Характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители осуществляют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. [ 11, с. 196]

Авторитарный стиль. Характеризуется отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким - контроля. Стиль общения авторитарных родителей по типу диктата, система требований и запретов четко определена и, как правило, со стороны ребенка не обсуждается.

Либеральный стиль. Для данного стиля характерно теплое эмоциональное принятие и низкий уровень, когда ребенку все разрешается и все прощается. Требования и правила при таком стиле практически отсутствуют.

Индифферентный стиль. Определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и соблюдением дистанции в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка.

Одной из характеристик воспитательной системы является тип семейного воспитания. Критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, Исаева, А.Я. Варги и др.

Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы воспитания.

Гармоничный тип семейного воспитания отличается:

взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;

высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей:

признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;

отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;

признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;

обоснованной возрастной и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;

систематическим контролем с постоянной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;

разумной и адекватной системой санкций и поощрений;

устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.

Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны:

Недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности.

высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми;

низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей.

ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;

Завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;

неконструктивный характер контроля, чрезмерность санкций или полное их отсутствие;

повышенная конфликтность в повседневном обращении с ребенком;

недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка;

Остановимся на кратком описании наиболее частых вариантов дисгармоничного типа воспитания в семье. Это:

гиперпротекция;

гипопротекция;

эмоциональное отвержение;

непрогнозируемые эмоциональные реакции;

условия повышенной моральной ответственности (предъявление непомерных требований).

Гиперпротекция проявляется жестким контролем за поведением, чрезмерным навязыванием собственной воли, что лишает ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга (доминирующая гиперпротекция). Нередко при таком воспитании подросток становится центром внимания семьи, объектом обожания, «кумиром». Его окружают атмосферой похвал, восхищения. Способности гиперболизируются, а отрицательные качества не замечаются. Родители готовы выполнить любое желание своего «чада», оградить его от любой жизненной трудности (потворствующая гиперпротекция). Вариант гиперпротекции - воспитание в атмосфере «культа болезни», часто встречающееся в семье, где ребенок имеет какой-либо физический недостаток или страдает хроническим заболеванием.

Очень часто в глубине этих отношений лежит скрытое желание кого-то из родителей привязать ребенка к себе (чаще всего это бывает мама, воспитывающая ребенка одна).

Растущая личность в окружающем мире всегда встречает какие-либо препятствия. Но у ребенка, воспитанного в данной среде, формируется убеждение, что вокруг него есть всегда защитная стена, усилий можно не предпринимать, так как все будет сделано за него. Следовательно, осложняется процесс вхождения в социум. Ощущение неудачи, неспособность справляться самому с какой-либо проблемой приводит к появлению комплекса неполноценности, то есть заниженной самооценки, недоверию к своим способностям, страх перед любыми трудностями в жизни.

Гипопротекция проявляется отсутствием внимания, интереса, родителей к увлечениям и переживаниям ребенка. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются (скрытая гипопротекция). Часто усилия родителей направлены на то, чтобы оградить подростка от общественных порицаний и наказаний, что создает ситуацию бесконтрольности и вседозволенности (потворствующая гипопротекция). Как правило, гипоопека сопровождается физическим и психическим насилием.

В отличие от детей, воспитанных в атмосфере доброжелательности и заботы, у подростка, растущего в условиях гипопротекции, наблюдается заторможенное развитие личностных и интеллектуальных способностей. Дети приобретают поведение либо агрессора, либо жертвы.

Условия эмоционального отвержения (эмоционально холодные семьи). В данных семьях родители, как правило, люди образованные, интеллектуальные. Вся их жизнь, сознание подвергается интеллектуальной обработке. Любой поступок ребенка сопровождается нейтральной реакцией со стороны родителей.

Слишком заучившиеся родители хотят научить ребенка читать в очень раннем возрасте (например, в 2 года). Как следствие, ребенок отрывается от окружающего мира и не воспринимает его всеми сенсорными каналами. В социуме это, как правило, непривлекательные люди, общаться с ними тяжело. У них отсутствуют вариации, они однообразны (монотонный диалог).

Семья с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями характеризуется неожиданной сменой настроения родителей по отношению к детям. Эти изменения не связаны с поведением детей, а зависят только от внутреннего состояния самих родителей. Это очень опасный тип, так как ребенок не в состоянии прогнозировать реакцию - за один и тот же поступок он может быть, и наказан, и обласкан. Отсутствие постоянства приводит к тому, что дети чувствуют себя неуверенно. Постоянная неуверенность перерастает в черту характера и в дальнейшем экстраполируется (проецируется) на все отношения, на окружающих людей.

Эти люди нестабильны, в них постоянно дремлет ожидание конфликта. Чувство неуверенности очень часто приводит к неожиданным решениям.

Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают (и требуют) от ребенка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. В таких случаях ребенок под «протекторатом» родителей вынужден одновременно нести несколько непосильных нагрузок: отлично учиться в школе, изучать иностранные языки, заниматься музыкой, спортом. Причем ребенку не прощаются малейшие ошибки. В глубине такого отношения - амбициозные подходы родителей; на ребенке отражаются их не достигнутые желания; желание родителей путем успехов ребенка продемонстрировать свою значимость в обществе (ребенок - символ успеха); освобождение себя от обязанностей (уборка, покупка продуктов, присмотр за младшими). Любимые занятия ребенка не признаются.

Вариант этого типа: сочетание повышенных требований и неудовлетворенность родителей любыми результатами. В такого рода семьях присутствует постоянное напряжение. Члены семьи могут подолгу не разговаривать, родители любят наказывать детей молчанием; возможны постоянная ирония и высмеивание. Дети в такой семье не чувствуют себя в эмоциональной безопасности, у них теряются стимулы к полезной деятельности, возникает недоверие к людям, и очень часто у ребенка рано возникает потребность в дополнительном общении (например, собака). Такие люди обвиняют себя во всех неудачах (самобичевание), склонны брать большую ответственность. Как следствие, формируется такая черта, как деспотизм.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.