Лекция № 4.2. Налог на добавленную стоимость. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Лекция № 4.2. Налог на добавленную стоимость.

2021-04-19 138
Лекция № 4.2. Налог на добавленную стоимость. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда мы теряем деньги.

 

Многие предприятия работают по упрощенной системе налогообложения, и вполне довольны. Попробуем разобраться, когда выгодно работать по «упрощенке». Для выделения НДС от стоимости товара необходим документ – счет фактура. Она выдается, если товар покупается оптом или стоимость одной штуки достаточно велика. Сумма НДС обязательно должна быть указана в счете фактуре, обязательно отдельной строкой. Если это требование не выполнено, выделять и предъявлять к возмещению НДС не разрешается, и он включается в расходы вместе с основной стоимостью со всеми вытекающими последствиями.

Когда мы покупаем всякую мелочь в розницу, например канцелярские товары, нам дают кассовый чек, в котором указана общая стоимость покупки, а НДС не указан. Получая такой чек, бухгалтер обычно говорит, что НДС там нет. Имеется ввиду, что у бухгалтера нет законных оснований выделить сумму НДС и оприходовать на 19 счет. Государство «забывает» про НДС, но мы точно знаем, что он там есть. Он входит в стоимость товара, он «в том числе». Посчитаем, какую сумму составляет НДС, если общая стоимость покупки 100 рублей. Проще всего сказать, что в 100 рублях НДС 18 руб. Однако, это не так, 100 руб. это не 100 %, а 118 %. То неизвестное число, которое принято за 100 %, в сумме с 18 % НДС должно дать 100 руб. Вспомним пропорции.

 

100 руб. составляют 118 %;

Х руб. составляют 100 %           Х = 100 х 100: 118 = 84,74576 руб.

Чтобы найти НДС, используем другую пропорцию.

100 руб. составляют 118 %;

Y руб. составляют 18 %               Y = 100 х 18: 118 = 15,25424 руб.

Х + Y = 84,74576 + 15,25424 = 100 руб.

 

Наши расчеты иллюстрированы на рис. 29.

Подсчитав, какая сумма НДС содержится в любой розничной покупке, бухгалтер мог бы сделать этот простой расчет, поставить свою подпись и предъявить НДС к возмещению. Но государство без счета фактуры не принимает во внимание ни какие доводы. Эта бюрократическая уловка работает безотказно. Мы должны сделать печальный вывод. При покупке любых материальных ценностей без cчета фактуры, предприятие автоматически теряет около18 % их стоимости.

 

Вот простой пример. Служебный автомобиль, заправляясь топливом, приносит предприятию потери НДС, которых никто не замечает. А если это автотранспортное хозяйство, где ГСМ составляют до 70 % всех расходов, потеря НДС будет весьма ощутимой. В этом случае, предприятие заключает договор с конторой, торгующей нефтепродуктами и закупает у нее сразу несколько тонн горючего, получает счет фактуру на всю партию топлива, заправляется только на бензоколонках поставщика по талонам и предъявляет НДС к возмещению. А что делать дальнобойщикам, которые выполняют рейсы по всей стране? Топлива на рейс не хватает и на обратную дорогу приходится заправляться на чужих бензоколонках. «Выход» был найден. Сначала на грузовики стали устанавливать топливные баки по 500 литров, потом самодельные емкости по 1000 – 1500 литров, чтобы возить «дешевое» топливо с собой. И вот такие факелы гоняют по трассам с предельной скоростью. Автоинспекция штрафует нарушителей (а нарушение спровоцировало само государство), но бесполезно: экономия на топливе все равно оправдывает все штрафы. Чувствуете, как начинает срабатывать механизм замедленного действия бомбы НДС?

Когда мы приобретаем основные средства, финансы замораживаются на 01 счете, и возвращаются на расчетный счет частями через амортизационные отчисления очень долго, а НДС можно сразу предъявлять к возмещению (Рис. 30).

 

 

На рис. 30 изображен оптовый оборот капитала в 100,0 тыс. руб., который мы уже рассматривали. Движение НДС происходит по обычной схеме, создавая на субсчете 68/2 кредитовое сальдо – 9,0 тыс. руб. Проводки № 1…. № 10. Кроме товаров предприятие закупило основное средство стоимостью 1 млн. руб. Вместе с НДС сумма оплаты составит 1180,0 тыс. руб. Проводка № 11: дебет 60, кредит 51 на 1180,0 тыс. руб. – оплачено основное средство. На основании счета фактуры выделен НДС. Проводка № 12: дебет 01 – кредит 60 – оприходована основная стоимость. По правилам ведения учета стоимость основного средства сначала следует отразить на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»: дебет 08 – кредит 60. А потом перевести в основные средства: дебет 01 – кредит 08. Эти две проводки не имеют принципиального значения, а только усложнили бы нашу схему. Поэтому мы их здесь не приводим. Проводка № 13: дебет 19 – кредит 60 на 180,0 тыс. руб. – оприходован НДС. Проводка № 14: дебет 68/2 – кредит 19 на 180,0 тыс. руб. – НДС предъявлен к возмещению. Дебетовое вливание в субсчет 68/2 с лихвой погасило начисленный к уплате НДС – 9,0 тыс. руб. от товарооборота и создало дебиторскую задолженность +171,0 тыс. руб.

Налоговый субсчет 68/2 стал активным. Значит, государство должно заплатить предприятию деньги. Проводка № 16: дебет 51 – кредит 68/2 на сумму 171,0 тыс. руб. Это единственный случай, когда налоговая инспекция по закону обязана выплатить предприятию задолженность по НДС. Бухгалтер пишет заявление с требованием погасить задолженность. Конечно, чиновники не хотят платить, и могут сказать примерно так: «Отлично, у вас дебетовое сальдо. Вам еще долго не платить НДС, начисляйте суммы НДС за товарооборот, а платить не будете, пока от этих начислений не накопится сумма 171,0 тыс. руб.». Неопытный бухгалтер может согласиться, но толковый экономист понимает, что выплаченные покупателю 180,0 тыс. руб. – это изъятый из обращения капитал, который должен быть возвращен. Конечно, если сумма небольшая, не стоит спорить. Но за большие суммы следует бороться, даже если придется подавать в суд. Прежде чем закупать дорогостоящее основное средство, например, теплоход, хорошо бы предвидеть такую ситуацию. Во всяком случае, не грех навести порядок в учете, ведь если дело дойдет до суда, могут последовать нежелательные проверки налоговой инспекции. А еще лучше, чтобы в учете всегда был порядок.

Теперь мы готовы ответить на вопрос, кому выгодно работать по упрощенной системе налогообложения. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В каждом конкретном случае нужно все просчитывать и принимать обоснованное решение. К сожалению, многие директора принимают такое решение по совету знакомых и незнакомых лиц.

Можно сделать несколько рекомендаций, которые не повредят предприятию в любом случае. Если деятельность предприятия такова, что ему не приходится закупать материальные ценности на большие суммы, то дебетовое вливание по корреспонденции: дебет 68/2 – кредит 19 будет незначительным. А вот кредитовый оборот от начисленных за продажу сумм НДС по проводке: дебет 90 – кредит 68/2 сформирует прочти 18 % от выручки. При переходе на упрощенную систему налогообложения такое предприятие выиграет. По упрощенной системе работают фирмы, которые потребляют мало материалов и много труда, а также те, кто торгует в розницу, или закупает материалы у ЧП. От них все равно никакой счета фактуры нет, НДС теряется, и лучше совсем от него избавиться. При переходе на упрощенную систему налогообложения кроме вопроса НДС руководство предприятия еще выбирает, какой налог платить 15 % от прибыли, или 6 % от выручки. Простой анализ покажет, что выгоднее.

НДС всегда преподносит сюрпризы. Какую бы хозяйственную операцию вы ни планировали, всегда нужно думать, а как поведет себя НДС.

Рассмотрим вариант продажи основного средства – какого-нибудь оборудования, которое было куплено за 118 тыс. руб., в том числе НДС 18 тыс. руб. (Рис. 31). При постановке на учет основная стоимость была учтена на 01 счете: дебет 01 – кредит 60 на 100,0 тыс. руб., а НДС был учтен и предъявлен к возмещению: дебет 19 – кредит 60, дебет 68/2 – кредит 19 на 18,0 тыс. руб. Дебетовое вливание в счет 68/2 создало там дебетовое сальдо +18,0 тыс. руб., или погасило кредитовый оборот от начисленного налога от продаж (в схеме этих проводок нет). В любом случае предприятие выиграло в прошлом.

После 5-ти месячной эксплуатации на 02 счете накопилась сумма амортизационных отчислений -5,0 тыс. руб. Срок полезного использования составляет 100 месяцев. Нашелся покупатель, который согласился купить технику за те же 100,0 тыс. руб.

Фирма продает не товар, а основное средство, что не имеет отношения к основной деятельности предприятия. Поэтому вместо 90 счета будет использован счет 91 «Разные доходы и расходы», который выполняет такую же функцию. Тогда финансовый результат продажи основного средства не отразится на результатах основной деятельности предприятия.

Сначала покупатель внес в кассу предприятия +100,0 тыс. руб. Продажа повлечет начисление НДС по корреспонденции дебет 91 – кредит 68/2. Начисленный НДС можно попытаться изъять из кармана покупателя, увеличив цену на 18 %. Но, в данном случае покупатель – частное лицо и на такое повышение не согласится. Ничего не остается делать, как посчитать, что в сумму 100,0 тыс. руб. НДС уже включен и обратным пересчетом определить, какова должна быть основная стоимость компьютера, чтобы в сумме с НДС получилось 100,0 тыс. руб.: 100,0: 118 х 100 = 84,7 тыс. руб. Определяем НДС. 100,0: 118 х 18 = 15,3 тыс. руб. руб. – получены деньги от покупателя. Чтобы видеть движение НДС, на схеме эту проводку отразим двумя суммами. Проводка № 1: дебет 50 – кредит 91 на 84,7 тыс. руб. – покупатель оплатил основную стоимость оборудования. Проводка № 1а: дебет 50 – кредит 91 на 15,3 тыс. руб. – покупатель оплатил НДС.

Возмещая НДС, государство предполагало, что оборудование будет использовано кок основное средство весь период эксплуатации. И вдруг оно стал товаром. Значит, НДС снова должен быть начислен. Все логично. Проводка № 2: дебет 91 – кредит 68/2 на 15,3 тыс. руб.

После того как основное средство будет снято с учета, должна исчезнуть и начисленная сумма амортизационных отчислений. Для этого на 01 счете открывается субсчет 01/1 «Выбытие основных средств», который нужен для промежуточных расчетов, связанных с амортизацией. Проводка № 3: дебет 01/01 – кредит 01 на 100,0 тыс. руб. – стоимость выбывающего оборудования списано на отдельный субсчет. Проводка № 4: дебет 02 – кредит 01/1 на 5,0 тыс. руб. – стоимость основного средства уменьшена на сумму начисленной амортизации. Проводка № 5: дебет 91 – кредит 01/1 на 95,0 тыс. руб. – остаточная стоимость оборудования списана в прочие расходы.

Проводки № 3, № 4 и № 5 обнулили оба счета 01 и 02, на учете нет ни первоначальной стоимости оборудования, ни амортизации. Финансовый результат от продажи подсчитываем точно также как мы это делали на 90 счете. Сумма дебетовых оборотов 91 счета: +95,0 + 15,3 = +110,3 тыс. руб. А кредитовый оборот равен поступившей выручки -100,0 тыс. руб. Разница получается дебетовой: +110,3 – 100 = +10,3 тыс. руб. Это убыток от продаж. Отнесем его туда, где и положено быть убыткам – в дебет 99 счета. Проводка № 6: дебет 99 – кредит 91 на 10,3 тыс. руб. – определен убыток от продаж. Это математический, а не экономический актив, который уже никогда не превратится в деньги. Дебетовое (плохое) вливание в 99 счет уменьшит кредитовое (хорошее) сальдо прибыли, накопленное на 99 счете в результате основной деятельности фирмы.

По правилам налогового учета проводку № 6 одной суммой делать нельзя. Убыток от продажи оборудования положено учитывать равными долями в течение 95 месяцев оставшегося периода эксплуатации уже проданных основных средств. Почти восемь лет при расчете «налоговой прибыли» бухгалтер должен ежемесячно переносить по: 10,3: 95 = 0,1 тыс. руб. в убытки. И все это ради того, чтобы в текущем месяце сохранить налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль. В результате, по данным бухгалтерского учета прибыль будет отражать фактическое состояние экономики предприятия, а по данным налогового учета прибыль будет искусственно завышена. О налоговом учете уже много написано, а сказано еще больше (в основном нецензурными словами).

Убыток от продажи основного средства составил 10,3 тыс. руб. Поищем эту потерю в активах предприятия. Сначала будем рассуждать так, как это делают подавляющее большинство директоров.

До приобретения основных средств у предприятия было 118,0 тыс. руб., но не было оборудования. После продажи техники предприятие вернуло только 100,0 тыс. руб., а оборудования не стало, как и не было. «Железная логика» - убыток равен: 118,0 – 100,0 = 18,0 тыс. руб.

А вот другая логика, и тоже «железная». До продажи на счете 01 учтена стоимость нового оборудования +100,0 тыс. руб. С учетом амортизации она теоретически уменьшилась: 100,0 – 5,0 = 95,0 тыс. руб. А покупатель заплатил аж 100,0 тыс. руб. Значит, предприятие получило прибыль 5,0 тыс. руб.

Директор, скорее всего не поймет, почему у бухгалтера получается убыток 10,3 тыс. руб. Да и бухгалтер вряд ли сможет объяснить, где тут собака зарыта. Чтобы разобраться в этом вопросе, вспомним ручейки капитала из второй лекции. Надеюсь, что они отложились в воображении читателя.

Итак, предприятие имело +118,0 тыс. руб. на расчетном счете. При закупке оборудования фирма лишилось этих денег, но взамен получило основное средство, стоимостью +100,0 тыс. руб. (дебет 01 – кредит 60) и актив НДС +18,0 тыс. руб. на 19 счете (дебет 19 – кредит 60). НДС был предъявлен к возмещению, влился в дебет счета 68/2 (дебет 68/2 – кредит 19), уменьшил кредиторскую задолженность по выплате НДС, начисленную за другие продажи, и сохранил предприятию деньги. Таким образом, приобретение оборудования не привело к уменьшению активов, и никакого убытка не было.

Потеря эксплуатационных качеств теоретически уменьшила стоимость оборудования на -5,0 тыс. руб. С учетом кредитового сальдо 02 счета стоимость основных средств составила: +100,0 – 5,0 = +95,0 тыс. руб. А сколько стоит оборудование на самом деле?

Оно стоит ровно столько, за сколько его можно продать!

Потеря эксплуатационных качеств оборудования была компенсирована. Амортизационные отчисления дебетовым вливанием +5,0 тыс. руб. сначала в расходы (дебет 44 – кредит 02), затем в себестоимость (дебет 90 – кредит 44), потом в выручку от реализации других товаров, а не оборудования (дебет 62 - кредит 90), вернулись на расчетный счет предприятия (дебет 51 – кредит 62). Ручеек амортизации не связан с продажей основных средств и не виден в проводках на рис. 31. Вот как важно представлять полную картину экономического механизма предприятия.

При заключении сделки покупатель предложил 100,0 тыс. руб. Бесполезно убеждать его в том, что амортизация составляет только 5,0 тыс. руб., поэтому цена должна быть не менее 95,0 тыс. руб. А еще покупатель должен оплатить НДС: 95,0 х 18% = 17,1 тыс. руб., а всего он должен заплатить: 95,0 + 17,1 = 112,1 тыс. руб.

Все это чушь! Покупатель всегда прав, и никому ничего не должен! Он дает 100,0 тыс. руб. и ни копейки больше. Получается, что директор согласился продать технику за 84, 7 тыс. руб., стоимость которой составляет 95,0 тыс. руб. Убыток от продаж возник при принятии решения о продаже и составил: 95,0 – 84,7 = 10,3 тыс. руб. Именно такую сумму убытка и подсчитал бухгалтер, не рассуждая о высших материях, а послушно выполняя требования инструкций и правила ведения учета.

Значит, не так уж они и плохи, эти правила, да и сам бухгалтерский учет!

НДС 15,3 тыс. руб. за продажу компенсировал покупатель, заплатив не 84,7, а 100,0 тыс. руб.

Если бы то же самое оборудование удалось продать за те же 100,0 тыс. руб. после солидного срока эксплуатации с накопившейся амортизацией -20,0 тыс. руб., предприятие получило бы прибыль (рис. 32). Предлагаю читателю самостоятельно разобраться в этом примере.

Как видите, учитывать НДС не просто. Чтобы не было путаницы, целесообразно разбить 19 счет на субсчета и пронумеровать их следующим образом. Каждый субсчет 19 счета будет иметь номер в дробной части, соответствующий номеру счета, на котором числится основная стоимость материальных ценностей. Если материалы стоимость материалов учитывается на счете 10, то соответствующий им НДС будет учтен на субсчете 19/10., а если товары учитываются на счете 41, то соответствующий им НДС будет учтен на субсчете 19/41. Инструкция к плану счетов рекомендует другую нумерацию. Рекомендация – это не категорическое требование, поэтому в наших лекциях мы будем использовать такие номера субсчетов, которые нам удобны.

При реализации некоторых (каких именно указано в статье 164 налогового кодекса) продуктов питания, детских товаров, печатных изданий и лекарств предприятия облагаются НДС по ставке 10 %. В таком случае учет НДС по разным ставкам обязательно нужно вести раздельно. Это можно сделать открыв субсубсчета внутри субсчетов 19 счета. Например, субсчет 19/10 будет разбит на субсубсчета 19/10-10, учитывающий НДС по ставке 10 %, и субсубсчет 19/10-18, учитывающий НДС по ставке 18 %. Можно придумать и другие обозначения, или использовать стандартный план счетов, который предлагают компьютерные программы. Соответственное разделение необходимо провести со счетами 90 и 68/2. Тогда не будет путаницы ни для бухгалтера, ни для налогового инспектора.

 

Вернемся к ООО «Примитив» и повторим все февральские операции с учетом НДС. Чтобы легче было ориентироваться, оставим в хозяйственных операциях знакомые нам цифры. НДС будем учитывать так, как это принято на практике - «в том числе», а не дополнительной суммой. Знакомые проводки вы найдете на схеме корреспонденций (рис.33) и в журнале операций (рис. 34). Мы оставляем их без комментариев, а новые проводки разберем подробнее.

Баланс за март.

Счет 71/1 71/2 66 50, 51 60 62 19 68/2 68, 69 70 44 10 97 41 01 02 90 99 84 75/1 75/2 80 Итого
Актив 0 +0,5 0 +348,5 0 0 +9,5 0 0 0 0 +0,3 +5,0 +50 +55,6 0 0 0 0 0 0 0 +469,4
Пассив 0 0 -208 0 -3,5 0 0 -5,0 -10,5 -8,7 0 0 0 0 0 -1,6 0 -32,1 0 0 0 -200 -469,4

 

В марте предприятию удалось закупить товар и его продать дважды. При закупке первой партии товара потребовалась сумма не 200,0 тыс. руб., а 236,0 тыс. руб., которая включает НДС. Проводка № 63: дебет 60/2 – кредит 51 на 236,0 тыс. руб. – оплачена первая партия товара. Когда товар был доставлен, бухгалтер Копейкин оприходовал основную стоимость на 41 счет, а НДС – на субсчет 19/41. Проводка № 64: дебет 41 – кредит 60/2 на 200,0 тыс. руб. – оприходован товар. Проводка № 65: дебет 19/41 – кредит 60/2 на 36,0 тыс. руб. – учтен НДС.

Определяя цену товара, Копейкин рассуждал как экономист, и сделал нехитрый расчет торговой наценки от основной стоимости товара, а не от стоимости, включающей НДС. Закупленный за 200,0 тыс. руб. первая партия товара (без учета НДС) должна быть продана с той же торговой наценкой 30,0 тыс. руб. Общая стоимость продаж составит 200,0 + 30,0 = 230,0 тыс. руб. (без учета НДС). Именно эта наценка к закупочной стоимости товара не отяготит покупателя и обеспечит прибыль предприятию. Покупателю придется заплатить еще 18 % НДС: 230 х 0,18 = 41,4 тыс. руб. Всего 230,0 + 41,4 = 271,4 тыс. руб. Этот расчет НДС выполнен неправильно с точки зрения аудитора, не по той формуле, которая предписана бухгалтеру, но с экономической точки зрения Копейкин поступил совершенно верно – начислил 18 % от основной стоимости товара. Копейкин выписал счет на оплату товара, в котором была указана вся сумма 271,4 тыс. руб. (в том числе НДС 41,4 тыс. руб.). Покупатель перечислил всю сумму. Проводка № 68: дебет 51 – кредит 62 на 271,4 тыс. руб. – поступили деньги за товар. При отгрузки товара покупателю Копейкин выписывал накладную и счет-фактуру, где указал основную сумму товара и сумму НДС отдельно, но общая сумма составила 271,4 тыс. руб. Проводка № 69: дебет 62 – кредит 90 на 271,4 тыс. руб. – передано право собственности на товар. Проводка № 70: дебет 90 – кредит 41 на 200,0 тыс. руб. – товар отгружен.

Начисляя НДС к уплате, Копейкин действовал как бухгалтер, и выполнил расчет по той формуле, которая рекомендована Минфином – обратным пересчетом. 271,4: 118 х 18 = 41,4 тыс. руб. Проводка № 71: дебет 90 – кредит 68/2 на 41,4 тыс. руб. – начислен НДС за первую партию товара. На 19 счете учтена сумма НДС 36,0 тыс. руб., уплаченная поставщику при закупке первой партии товара. Ее можно предъявить к возмещению (вычету). Проводка № 72: дебет 68/2 – кредит 19/41 на 36,0 тыс. руб. – НДС предъявлен к возмещению. На самом деле эту проводку можно было сделать сразу, как только товар поступил на склад. Так и следует поступать в реальном учете, но мы учимся отслеживать потоки капитала, и для наглядности указали ее после продажи товара.

Из второй партии было продано только 150 штук на сумму 150,0 тыс. руб. Товар продали с той же 15 %-ной торговой наценкой, что и предыдущие партии: 150,0 х 1,15 = 172,5 тыс. руб. НДС составил: 172,5 х 0,18 = 31,1 тыс. руб. Всего: 172,5 + 31,1 = 203,6 тыс. руб. Проводка № 86: дебет 51 – кредит 62 на 203,6 тыс. руб. – поступили деньги за вторую партию товара. Проводка № 87: дебет 62 – кредит 90 на 203,6 тыс. руб. – передано право собственности на вторую партию товара.

Проводка № 88: дебет 90 – кредит 41 на 150,0 тыс. руб. – вторая партия товара отгружена. На складе осталось 50 штук на сумму 50,0 тыс. руб. Начисляем НДС к уплате: 203,6: 118 х 18 = 31,1 тыс. руб.

Проводка № 89: дебет 90 – кредит 68/2 на 31,1 тыс. руб. – начислен НДС за вторую партию товара.

Проводка № 90: дебет 68/2 – кредит 19/41 на 27,0 тыс. руб. - НДС предъявлен к возмещению.

 

Содержание операции

Документ

Счет

Сумма (руб.)

Д-т К-т
58 Выплачена зарплата за февраль. Ведомость зарплаты № 2. 70 50 8 700
59 Уплачен НДФЛ за февраль. Банковская выписка. 68/1 51 1 300
60 Уплачен единый соц. налог за февраль. Банковская выписка. 69 51 2 600
61 Уплачен налог на прибыль за февраль. Банковская выписка. 68/3 51 1 500
62 Оплачена аренда склада за февраль. Банковская выписка. 60/1 51 3 500
63 Оплачена поставщику первая партия товара. Банковская выписка. 60/2 51 236 000
64 Первая партия товара оприходована на склад. Нак., сч. фак., пр.ор. № 5. 41 60/2 200 000
65 Учтен НДС за первую партию товара. Счет факт. поставщика. 19/41 60/2 36 000
66 Списаны транспортные расходы. Акт выполненных работ. 44 60 1 800
67 Оплачена транспортировка груза Чек ККМ. 60 50 1 800
68 Поступили деньги от покупателя. Банковская выписка. 51 62 271 400
69 Оформлены документы на первую продажу. Накл.№3, счет факт №3. 62 90 271 400
70 Первая партия товара отгружена. Накладная. №3. 90 41 200 000
71 Начислен НДС за первую партию товара. Расчет НДС. 90 68/2 41 400
72 НДС за товар предъявлен к возмещению. Расчет 68/2 19/41 36 000
73 Оплачен стеллаж для склада. Банковская выписка. 60 51 29 500
74 Оприходован стеллаж. Накладная, прих. ор. № 6. 08 60 25 000
75 Учтен НДС за стеллаж. Счет фактура поставщ. 19/08 60 4 500
76 Расходы по транспортировке стеллажа отнесены на увеличение внеоборотных активов. Акт выполненных работ. 08 60 600
77 Оплачены расходы по транспорт. стеллажа. Чек ККМ от ЧП 60 50 600
78 Стеллаж введен в эксплуатацию. Акт ввода в эксплуатацию. 01 08 25 600
79 Учтен НДС. Расчет. 19/01 19/08 4 500
80 НДС предъявлен к возмещению. Расчет 68/2 19/01 4 500
81 Оплачена вторая партия товара. Банковская выписка. 60/2 51 236 000
82 Вторая партия товара оприходована на склад. Накл., прих. ордер № 7. 41 60/2 200 000
83 Учтен НДС за вторую партию товара. Счет фактура поставщ. 19/41 60/2 36 000
84 Списаны транспортные расходы. Акт выполненных работ. 44 60 1 800
85 Оплачена транспортировка груза. Чек ККМ. 60 50 1 800
86 Поступили деньги от покупателя. Банковская выписка. 51 62 203 600
87 Оформлены документы на вторую продажу. Накл.№4, счет факт.№ 4. 62 90 203 600
88 Вторая партия товара отгружена. Накладная №4. 90 41 150 000
89 Начислен НДС за вторую партию товара. Расчет НДС. 90 68/2 31 100
90 НДС за товар предъявлен к возмещению. Расчет НДС 68/2 19/41 27 000
91 Начислена зарплата за март. Расчет зарплаты. 44 70 10 000
92 Начислен ЕСН. Расчет ЕСН. 44 69 2 600
93 Начислен НДФЛ. Расчет НДФЛ. 70 68/1 1 300
94 Начислена амортизация основных средств. Расчет амортизац. отчис. 44 02 800
95 Начислены проценты за кредит. Расчет. 91/1 66 4 000
96 Проценты за кредит списаны в убытки. Расчет. 99 91/1 4 000
97 Расходы на аренду списаны в расход. Акт выполн. работ. 44 60 3 000
98 Учтен НДС за аренду. Счет фактура поставщ. 19 60 500
99 Канцтовары списаны на расход. Акт списания. 44 10 400
100 Списаны расходы буд. периодов. Расчет. 44 97 500
101 Расходы отнесены на себестоимость. Расчет расходов. 90 44 20 900
102 Определена прибыль от продаж. Расчет прибыли. 90 99 31 600
103 Начислен налог на прибыль. Расчет налога на приб. 99 68/3 6 600

 

Рис 34. Журнал операций за март.

 

У читателя наверняка возникнет вопрос: почему к возмещению предъявлена сумма 27,0 тыс. руб., а не все 36 тыс. руб.? Вы правы, в реальном учете НДС должен быть предъявлен на всю сумму при первой возможности. Давайте пока не путать финансовые потоки, иначе трудно будет разобраться в цифрах. Из второй партии продан не весь товар, а только часть его на сумму -150,0 тыс. руб., а оставшийся непроданным товар на сумму +50,0 тыс. руб. Пусть соответствующий ему НДС +9,0 тыс. руб. пока задержится на счете 19. Придумайте этому факту любую причину: что-то не ясно с документами, ошибка бухгалтера, или еще что-нибудь.

Наши бизнесмены купили стеллаж для склада за 29,5 тыс. руб. (в том числе НДС 4,5 тыс. руб.). Проводка № 73: дебет 60 – кредит 51 на 29,5 тыс. руб. – оплачена стоимость стеллажа (с учетом НДС).

На основании накладной Копейкин оприходовал основную стоимость стеллажа сначала счет на 08 «Вложения в нематериальные активы». Проводка № 74: дебет 08 – кредит 60 на 25,0 тыс. руб. НДС был учтен на субсчете 19/08. Проводка № 75: дебет 19/08 – кредит 60 на 4,5 тыс. руб. За перевозку стеллажа пришлось заплатить 600 руб. Транспортные расходы не связаны с основной деятельностью предприятия, поэтому не могут быть включены в расходы по торговле. Они увеличили стоимость стеллажа. Проводка № 76: дебет 08 – кредит 60 на 0,6 тыс. руб. – расходы по транспортировке включены в стоимость внеоборотных активов. Счет 08 аккумулирует все расходы, связанные с приобретением основных средств и подготовке их к эксплуатации.

Если бы пришлось заплатить наемным работникам, скажем, за монтажные работы, эта сумма, а так же ЕСН были бы учтены на 08 счете по корреспонденциям: дебет 08 – кредит 70, и дебет 08 – кредит 69, и стеллаж стал бы еще дороже. Бизнесмены обошлись своими силами, и когда все работы были завершены, подписали акт ввода в эксплуатацию основного средства. Проводка № 78: дебет 01 – кредит 08 на 25,6 тыс. руб. – стеллаж введен в эксплуатацию.

Пока стоимость стеллажа числилась на 08 счете, соответствующая сумма НДС покоилась на счете 19/08 и не подлежала возмещению, так как основное средство не участвовало в технологическом процессе. Если предприятие строит какой-нибудь объект для себя, а не на продажу, на 19 счете могут зависать значительные суммы НДС.

Согласитесь, что их удобно учитывать на субсчете 19/08. Бухгалтер не ошибется. После ввода стеллажа в эксплуатацию можно предъявить НДС к возмещению (дебет 68/2 – кредит 19/08), но логичнее сначала перевести его на субсчет 19/01, проверить, оплачено ли основное средство, а потом спокойно отправить НДС в дебет счета 68/2. Проводка № 79: дебет 19/01 – кредит 19/08 на 4,5 тыс. руб. Проводка № 80: дебет 68/2 – кредит 19/01 на 4,5 тыс. руб. – НДС предъявлен к возмещению.

Копейкин начислил амортизацию на компьютер. Она составила 0,8 тыс. руб. Проводка № 94: дебет 44 – кредит 02 на 0,8 тыс. руб. Амортизация стеллажа будет начисляться начиная со следующего месяца.

На основании акта выполненных работ Копейкин списал основную стоимость аренды в расходы, а на основании счета-фактуры учел НДС. Проводка 97: дебет 44 – кредит 60 на 3,0 тыс. руб. – сумма аренды списана в расходы. Проводка 98: дебет 19 – кредит 60 на 0,5 тыс. руб. - учтен НДС. Часто бывает так, что бухгалтер арендодателя начинает подводить итоги марта только в апреле и выдает счет-фактуру числа десятого. Поэтому предъявить НДС к возмещению в марте уже невозможно, так как оплачен НДС будет только в апреле, и предъявлен к возмещению только по итогам за апрель.

За март прибыль от продаж составила 31,6 тыс. руб. – гораздо больше, чем в феврале. Налог на прибыль тоже вырос до 6,6 тыс. руб. Пятакову это не понравилось. На что Копейкин сказал, что нужно думать не о том, как поменьше отдать, а о том, как больше заработать. После того, как товарооборот вырос с 200,0 тыс. руб. до 350,0 тыс. руб., то есть на 75 %, прибыль чистая прибыль возросла с 6,2 тыс. руб. до 31,6 тыс. руб. – почти в 5 раз. Установив на складе стеллажи, можно еще увеличить товарооборот. Пятаков возразил, что у них нет столько оборотных средств. И тогда Копейкин поделился своим планом.

Он начертил схему корреспонденций в очень упрощенном виде (Рис.35). Расходов за март было около 22 тыс. руб. При увеличении товарооборота они возрастут до 30 тыс. (корреспонденции № 1 и № 2). Если торговую наценку снизить с 15 % до 10 %, то товар будет раскупаться весь. Мы продадим все остатки на складе и сможем сделать двойной товарооборот на 200,0 + 200,0 + 50,0 = 450,0 тыс. руб. Для закупки 400 штук потребуется с НДС сумма 472,0 тыс. руб. (проводка № 3). У нас нет в наличии столько денег, но мы будем дважды покупать товар, и денег должно хватить. Проводки № 3…№ 7. Соответствующий НДС пройдет путь по проводкам № 3, № 8, № 9, № 10, № 11 и № 7. В проводке № 9 сумма кредитового оборота 19 счета НДС (-81,0 тыс. руб.) превышает сумму НДС (+72,0 тыс. руб.), входящую в дебет 19 счета (проводка 8). Так получилось потому, что, продано товара больше, чем закуплено. А мы договорились, что будем предъявлять НДС к возмещению пропорционально продажам (преследуя чисто учебные цели).

У поставщиков склады завалены товаром. Можно с ними договориться и получить товарный кредит на партию 500,0 тыс. руб. Торговая операция начнется с кредиторской задолженности поставщику и пойдет по корреспонденциям № 13…№ 16 и завершится проводкой № 12. Соответствующий НДС пройдет путь по проводкам № 17, № 18, № 19, № 20, № 16 и завершится проводкой № 12. Ожидаемая прибыль от продаж составит около 65,0 тыс. руб.

 

Рис. 35. Поведение НДС при работе по товарному кредиту.

 

Но радоваться рано, НДС не может быть предъявлен к возмещению, когда полученный от поставщика товар не оплачен, как в нашем случае. Если в апреле его оплатить не удастся, то сумма 90,0 тыс. руб. зависнет на счете 19/41 и кредитовое сальдо на счете 68/2 составит не 17,1 тыс. руб., а 107,1 тыс. руб.

Такой огромный налог придется выплатить даже в том случае, если оплата товара произведена не 31 марта, а 1 апреля. Эти деньги не пропадут, но повлияют на платежеспособность предприятия. Предположим, в мае мы повторим эту сделку с товарным кредитом, учтем уроки апреля и успеем расплатиться с поставщиком вовремя. Тогда по проводке № 18 к возмещению будет предъявлен мартовский и апрельский НДС: 90,0 + 90,0 = 180,0 тыс. руб.

Двойное вливание в дебет счета 68/2 с лихвой покроет начисленный налог в 17,1 тыс. руб. и образует дебетовое сальдо в +72,9 тыс. руб., которые обозначают долг государства предприятию, а с государства вытягивать долги крайне не желательно. Дебетовое сальдо на счете 68/2 означает беспроцентный кредит, который предприятие предоставило государству. Вряд ли стоит проявлять такую щедрость.

 

Заканчивая тему НДС, подведем итоги.

 

1. НДС самый сложный и хитрый косвенный налог. Конечный покупатель теряет 18 % от полной, а не от добавленной стоимости товара.

2. НДС является частью капитала, участвующей в коммерческом обороте и не приносящей прибыли. При надлежащей организации коммерческой деятельности и бухгалтерского учета, НДС не приносит и убытка: выплаты государству производятся за счет средств покупателя.

3. «Освобождение» от НДС не всегда приносит выгоду и может привести к экономическим потерям. Переход на упрощенную систему налогообложения должен быть просчитан заранее.

4. При покупке дорогостоящих основных средств расчет налога к уплате может быть ситуация когда государство должно предприятию. Пока эта дебиторская задолженность не погашена, капитал предприятия не участвует в коммерческом обороте.

5. При работе с товарным кредитом крайне желательно сделку полностью завершать в течение календарного месяца. В противном случае может произойти всплеск НДС, начисленного к уплате. Эти выплаты будут в последствии компенсированы, но предприятие временно потеряет часть оборотных средств.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.