Факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства. Перспективы развития малого предпринимательства — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства. Перспективы развития малого предпринимательства

2021-04-19 55
Факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства. Перспективы развития малого предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Решающую роль в становлении и развитии малого бизнеса в республике играют как внешние, так и внутренние факторы и условия, а именно:

- высокий уровень экономической интеграции с зарубежными странами;

-  привлечение иностранных кредитов, займов;

-  прямые иностранные инвестиции;

-  степень развития рыночных отношений, состояние инфраструктуры, уровень использования созданного производственно-экономического потенциала, трудовые и природные ресурсы.

Осуществить резкую переориентацию импорта и экспорта в ближайшее время не представляется возможным. Для приобретения сырья и материалов на новых рынках необходима валюта, которой сейчас явно недостаточно. Поэтому республика должна сохранять рынки сбыта своей продукции в странах СНГ и особенно в России. В будущем в связи с проводимой структурной перестройкой экономики будут созданы объективные предпосылки для постепенной интеграции со странами Центральной и Западной Европы.

Важное значение для расширения экспортного потенциала, модернизации производства при создании малых форм бизнеса имеет привлечение иностранных кредитов, займов, прежде всего на валютно-окупаемой основе, а также прямых иностранных инвестиций. Республика оказалась в положении, когда она не может серьезно повлиять на экономическую ситуацию, не привлекая нетрадиционные источники финансирования. Сотрудничество республики с международными фондами поддержки предпринимательства, Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком и его филиалом международной финансовой корпорацией, Международным агентством по гарантиям и инвестициям создает возможность для получения кредитов на особо льготных условиях для реализации социально-экономических программ.

Для создания эффективной системы поддержки малого предпринимательства необходимы [18, c.49]:

- самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;

-  специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные организации поддержки предпринимательства (фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения; технологические парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры);

-  финансово-имущественная поддержка, необходимая для обеспечения предпринимательства производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами (бюджетными), создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу предпринимательства;

-  учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;

-  создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации МСП.

-  государственные программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки малым и средним предприятиям, и иные смежные программы социально-экономического развития, которые должны включать меры по привлечению сектора малого предпринимательства к их реализации (реструктуризация промышленности; государственные инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, решение проблем занятости, миграция населения).

Все мероприятия государственной программы, необходимой для осуществления задач поддержки малого предпринимательства, с учётом значимости и последовательности можно объединить в три блока:

- создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;

-  содействие решению основных проблем малых предприятий;

-  ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий.

Наиболее актуальными задачами развития малого предпринимательства на ближайшую перспективу являются:

- применение заявительного порядка регистрации малых предприятий;

-  сокращение числа лицензированных видов деятельности;

-  гарантия упрощённого льготного налогообложения для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях, а также специализированных организаций, оказывающих кредитные, консультационные, научно-технические и информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;

-  гарантия сохранения уровня налогообложения действовавшего на момент регистрации предприятия в течение установленного законодательством периода в случае ухудшения условий налогообложения и закрепление перечисленных гарантий в налоговом кодексе;

-  расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;

-  активизация государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, увеличение объёмов финансирования на эти услуги;

-  создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предприятия, особенно по долгосрочным инвестициям.

В настоящее время в Республике Беларусь малому бизнесу уделяется значительное внимание: приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров.

Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается, следовательно, поиск действенных и эффективных организационных экономических инструментов государственной политики поддержки малого бизнеса по-прежнему актуален.

 


Заключение

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

В ходе написания курсовой работы было рассмотрено понятие малого бизнеса и его место в национальной экономике, проанализировано современное состояние малого предпринимательства в РБ, рассмотрены пути государственной поддержки малого бизнеса.

Малый бизнес играет важную роль в экономике нашей страны. За последние три года число унитарных предприятий возросло, в отличии от других организационно-правовых форм, где наблюдается обратный процесс. Наиболее распространенными стали предприятия, занимающиеся торговлей и общественным питанием, промышленностью и строительством. Благодаря высоким темпам экономического роста, предпринимательской активности и мобильности субъектов малого бизнеса, в стране значительно увеличился выпуск промышленных и потребительских товаров и услуг, а также образовались новые рабочие места, что поспособствовало снижению количества безработных лиц. А это еще раз подтверждает тот факт, что малый бизнес является важнейшим источником экономического роста в Республике Беларусь.

Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство, что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, а это в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивированного разработками, проводимыми фирмами малого предпринимательства.

К началу 2011г. в республике функционировала 31 тыс. малых предприятий, в том числе 28,7 тыс. частных. Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте страны составляет 8,8%. Малыми предприятиями производится 7,3% промышленной продукции, на них приходится 9,8% розничного товарооборота, 22,1% выручки от реализации товаров (работ, услуг). В общем числе предприятий торговли и общественного питания малые предприятия составляли к началу 2011г. - 42,9%, среди предприятий промышленности 22% малых, среди строительных предприятий - 11,8%, среди транспортных предприятий -5,3%. Общая численность работающих на частных малых предприятиях в 2010г. составила 308 тыс. человек. 37,9% от общего количества занятых на малых предприятиях работают на предприятиях промышленности, 28,7% - на предприятиях торговли и общественного питания.

Малое предпринимательство в Республике Беларусь развито слабо: на тысячу жителей приходится 3 малых предприятия, в то время как в России этот показатель равен 6, в странах Европейского союза в среднем - 30, в США- 74.

Сопоставительный анализ современных тенденций в развитии предпринимательства, исследование первопричин активизации малых форм бизнеса свидетельствуют об идентификации протекающих процессов в различных экономических системах, сходности прогнозов и перспектив, что дает основания считать неправомерной ранее распространенную теоретическую постановку вопроса о преходящей роли мелкого производства, которое не прекращает своего существования по мере развития производительных сил, а приобретает качественно новое содержание на каждом эволюционном витке всей системы отношений и культуры общества в целом.

В ряду важнейших условий развития предпринимательства находится формирование нормативно-правовой базы, ориентирующей не на приоритет исполнительных действий, а на инициативную форму поведения хозяйствующих субъектов с установлением мер ответственности и гарантий. При этом следует:

во-первых, совместить интересы экономического роста с разнонаправленными устремлениями предпринимателей;

во-вторых, предельно ограничить вмешательство государства в предпринимательскую деятельность, допуская подобные действия только на основе законодательства;

в-третьих, посредством налоговой и структурной политики исключить факторы, сдерживающие естественное формирование структур малой экономики, разнообразия хозяйственных взаимопроникновений, обеспечить свободный процесс увеличения или уменьшения размеров субъектов предпринимательства;

Предпринимательский сектор должен основываться как на создании новых форм, так и на разгосударствлении экономики, приватизации собственности, преобразовании государственных предприятий в негосударственные. В качестве частичной, промежуточной приватизации может использоваться метод контрактации государства с субъектами малого бизнеса, предполагающего подряд на выполнение определенного объема работ заданного качества и установленного уровня издержек. В мировой практике известен и может быть использован у нас способ передачи на определенных условиях производства каких-либо товаров с правом пользоваться государственной собственностью.

 



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.