Современное состояние и вклад малого бизнеса в экономику Республики Беларусь — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Современное состояние и вклад малого бизнеса в экономику Республики Беларусь

2021-04-19 54
Современное состояние и вклад малого бизнеса в экономику Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие белорусского законодательства в области предпринимательства свидетельствует о том, что предпринимательская способность в нашей стране пока не рассматривается как фактор производства белорусской экономики, присутствующий как в государственном так и в негосударственном секторе; как в малых, так и в средних и крупных предприятиях.

Становление предпринимательской деятельности проявляется в развитии новых форм хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Негосударственный сектор экономики республики по состоянию на 01.01.2008г. составил около 400 тыс. субъектов хозяйствования, в том числе 278 тыс. юридических лиц и 126 тыс. индивидуальных предпринимателей [19, c.8].

Негосударственный сектор экономики республики крайне неоднороден по своему составу и по степени общественного признания. Первую группу, насчитывающую чуть больше 3 тыс. субъектов хозяйствования и объединяющую 25% трудоспособного населения страны составляют средние и крупные акционерные общества, арендные и коллективные предприятия, возникшие на старте разгосударствления и приватизации республиканской и коммунальной собственности. По сути это полугосударственные структуры. Их представители с предпринимателями себя не идентифицируют, как правило, имеют высокий статус в обществе, участвуют в экономической и общественно-политической жизни страны. В основном это предприятия так называемого реального сектора промышленности, строительства, транспорта, сельхозпереработки.

Ко второй группе можно отнести вновь созданные частные предприятия. Это как правило, малые и средние предприятия, занятые в реальном секторе экономики, специализированной оптовой и розничной торговле, сфере услуг, науке и научном обслуживании. Отказываясь от сиюминутной выгоды, данные предприятия, как правило, вкладывают средства в основной капитал. Они не входят в состав государственных министерств и концернов, не имеют “своих людей” и связей, чтобы обеспечить защиту своих интересов и прав. Кровно заинтересованы в формировании правового общества и готовы активно участвовать в общественно-политической жизни региона и страны. Но государственные структуры препятствуют продвижению представителей этой группы в органы представительной и исполнительной власти, общественному признанию их заслуг или достижений. Их признают лишь как источник средств для решения местных проблем - ремонта школ, помощи сельскохозяйственным предприятиям во время уборочной кампании, финансирования праздников и т.д.

Третью группу составляет самая многочисленная и динамичная часть негосударственного сектора. В основном это малые предприятия и индивидуальные предприниматели с основным видом деятельности - неспециализированная оптово-розничная торговля, финансовые и посреднические услуги, бытовые услуги и т.п.. Такие предприятия имеют довольно нестабильный бизнес и работают под постоянной угрозой закрытия, а поэтому не производят вложений в основной капитал, действуют по схемам, обеспечивающим быстрый оборот средств. В нормальной экономической и правовой ситуации они могли бы пополнять вторую группу - “золотую середину” негосударственного сектора. [5, c.91] Но в сложившихся условиях происходит, скорее обратный процес - переход от легального законопослушного бизнеса к полулегальному и нелегальному бизнесу.

Большинство предприятий предпринимательского сектора - малые предприятия. Малые предприятия независимо от формы собственности ориентированы на предпринимательские принципы хозяйствования - получение прибыли. Поэтому их относят к предпринимательскому сектору.

К началу 2011г. в республике функционировала 31 тыс. малых предприятий, в том числе 28,7 тыс. частных. Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте страны составляет 8,8%. Малыми предприятиями производится 7,3% промышленной продукции, на них приходится 9,8% розничного товарооборота, 22,1% выручки от реализации товаров (работ, услуг). В общем числе предприятий торговли и общественного питания малые предприятия составляли к началу 2011г. - 42,9%, среди предприятий промышленности 22% малых, среди строительных предприятий - 11,8%, среди транспортных предприятий -5,3%. Общая численность работающих на частных малых предприятиях в 2010г. составила 308 тыс. человек. 37,9% от общего количества занятых на малых предприятиях работают на предприятиях промышленности, 28,7% - на предприятиях торговли и общественного питания [14, c.21].

При оценке динамики показателей развития малого предпринимательства необходимо учитывать, что статистические показатели в различные периоды времени рассчитывались по разным методологиям сбора и обработки информации, а также по разным критериям определения объекта статистического наблюдения. Сопоставимой такая информация стала только с 2005 г. (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Количество малых предприятий (МП) и численность работающих в них по отраслям экономики РБ в 2005-2011 гг.

Показатель

Год

  2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
1.ВСЕГО МП, тыс. ед: 24,1 26,8 28,3 27,8 29,0 28,5 31,0
Численность работников тыс чел 280,5 326,9 385,8 380,6 384,7 288,6 308,4
2. В промышл-сти тыс. ед. 4,4 5,0 5,9 5,9 6,0 6,2 6,8
Численность работников тыс чел 77,2 105,2 137,6 141,4 139,5 107,5 116,9
3. На транспорте, тыс. ед. 1,1 1,3 1,6 1,6 1,6 1,5 1,7
Численность работников тыс чел 10,6 16,7 29,9 30,2 29,6 18,7 19,3
4. В строительстве тыс. ед. 2,6 3,0 3,3 3,2 3,4 3,2 3,7
Численность работников тыс чел 58,1 59,7 58,0 56,3 57,3 42,2 47,9
5. В торговле и общественном питании тыс ед 11,6 12,9 12,1 11,9 12,9 12,7 13,3
Численность работников тыс чел 94,1 100,2 95,7 93,0 100,5 102,5 108,0
6. В других отраслях, тыс ед. 4,0 4,5 5,5 5,21 5,1 4,8 5,6
Численность работников тыс чел 40,4 45,2 64,7 59,7 57,9 17,6 16,2

 

Примечание - Источник: [23].

Вместе с тем и к этой статистике следует относиться с осторожностью, так как она отражает фактически зарегистрированные малые предприятия, многие из которых реально не ведут хозяйственную деятельность и находятся в стадии ликвидации, которая в условиях Республики Беларусь продолжается не менее трех лет.

Известны случаи, когда предприятия не могут закрыться пять-семь и более лет только потому, что налоговые службы перегружены текущими проверками и не могут уделить внимания хозяйственным структурам, уже давно прекратившим деятельность, но которые продолжают учитываться статистикой.

В сельском хозяйстве республики имеется всего 2,3 тыс. фермерских хозяйств, за 9 лет их количество сократилось почти на четверть. При этом выживают преимущественно крупные хозяйства (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Развитие фермерских хозяйств в Республике Беларусь

  2006г 2007г 2008г 2009г 2010г 2011г
Число хозяйств 3029 2525 2397 2399 2493 2318
Площадь предоставленных им земельных участков, тыс га 62,4 82,8 93,2 130,1 179,7 171,2
В том числе сельскохозяйственные земли 53,1 72,1 81,7 113,8 155,9 148,9
Средний размер земельного участка га 20,6 32,8 38,9 54,2 72,1 73,9

Примечание - Источник: [24].

 

Малое предпринимательство в республике развито слабо: на тысячу жителей приходится 3 малых предприятия, в то время как в России этот показатель равен 6, в странах Европейского союза в среднем - 30, в США- 74 [18, c.50].

Происходит вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса. В высокотехнологичных отраслях частных предприятий очень мало. В отрасли «наука и научное обслуживание» количество малых предприятий сократилось с 537 в 2005 г. до 266 в 2010 г. Их удельный вес составляет всего 0,9% от общего количества малых предприятий в республике. При этом численность работающих на малых предприятиях отрасли «наука и научное обслуживание» уменьшилась в 3,3 раза - с 6,6 тыс. чел. в 2005 г. до 2,0 тыс. чел. в 2010 г. В предпринимательском секторе наметилась тенденция создания рабочих мест, не требующих высокой квалификации работников. Поэтому они создают относительно мало добавленной стоимости и не обеспечивают высокий уровень заработной платы [8, с. 52].

Если на протяжении большей части 90-х годов предпринимательская деятельность расширялась достаточно высокими темпами, то с конца 90-х годов развитие этого сектора стало замедляться в связи с введением различных ограничений предпринимательства.

Наиболее широко использовались следующие способы сдерживания развития предпринимательской деятельности [11, c.129]:

а) введение дополнительных требований при получении разнообразных разрешений, лицензий, согласований на различных уровнях. Из опасения быть обвиненными в получении взяток чиновники государственных органов управления предпочитают отказывать в выдаче разрешений под любым благовидным предлогом. Вместе с тем у чиновников есть доверенные фирмы, которые обеспечивают предпринимателям решение всех проблем с выдачей лицензий и т.п., но за значительную дополнительную плату;

б) искусственное завышение платы за аренду помещений. Введено правило, согласно которому при отсутствии договора аренды предприятие не регистрируется или закрывается (если оно уже начало функционировать);

в) максимально жесткий подход налоговых органов к предпринимательским хозяйственным структурам при одновременном предоставлении послаблений государственным предприятиям. Сдерживающим фактором в развитии предпринимательства в Беларуси является также выраженный фискальный характер действующей системы налогообложения предпринимателей. Такая ситуация объясняется неравноправным положением государственных и частных предприятий. Сумма уплаченных индивидуальными предпринимателями налогов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выросла на 24%.

Недовольство предпринимателей вызывает не только количество уплачиваемых сборов и размеры их ставок, но и частые изменения в налоговом законодательстве, сложность изложения в инструктивных материалах, острая нехватка методических пособий и рекомендаций, чрезмерная частота проверок. Результатом этого являются налоговые нарушения, чаще всего имеющие непреднамеренный характер. Согласно сделанным специалистами Института экономики НАН Беларуси расчетам, общие потери одного субъекта хозяйствования, связанные с проведением разного рода контрольных проверок (прежде всего со стороны налоговых органов), составляют в среднем в год 1,7 тыс. долл. В расчете на общее число субъектов малого предпринимательства эти потери в целом по стране за год составляют примерно 50 млн. долл. Жесткий подход налоговых инспекций приводит к банкротству предпринимательских структур, поскольку многие из них оказываются не в состоянии платить начисляемые налоги;

г) ограничение возможностей реализации производимой предпринимательскими структурами продукции контролируемым государством предприятиям. В Беларуси лишь около 17% малых и средних предприятий реализуют большинство своей продукции крупным предприятиям, в отличие от 35% в Украине, 27% - в Латвии и 38% - в России. Одновременно введены ограничения на приобретение предпринимателями товаров, производимых на государственных предприятиях. Ряд товаров вообще запрещается отпускать предпринимателям, а по другим видам продукции обычно требуют предоплату, в то время как отгрузка государственным предприятиям производится без предварительных условий.

Таким образом, предпринимательские структуры в настоящее время находятся в более сложных по сравнению с предшествующими годами условиях. Рентабельность их деятельности снижается, а возможности развития ограничиваются. Однако не следует думать, что органы государственного управления допускают стратегический просчет из-за недооценки значимости негосударственного сектора экономики. Политика в отношении этого сектора объясняется принятой в Республике Беларусь институциональной экономической моделью.

 



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.