Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-04-19 | 54 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Развитие белорусского законодательства в области предпринимательства свидетельствует о том, что предпринимательская способность в нашей стране пока не рассматривается как фактор производства белорусской экономики, присутствующий как в государственном так и в негосударственном секторе; как в малых, так и в средних и крупных предприятиях.
Становление предпринимательской деятельности проявляется в развитии новых форм хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Негосударственный сектор экономики республики по состоянию на 01.01.2008г. составил около 400 тыс. субъектов хозяйствования, в том числе 278 тыс. юридических лиц и 126 тыс. индивидуальных предпринимателей [19, c.8].
Негосударственный сектор экономики республики крайне неоднороден по своему составу и по степени общественного признания. Первую группу, насчитывающую чуть больше 3 тыс. субъектов хозяйствования и объединяющую 25% трудоспособного населения страны составляют средние и крупные акционерные общества, арендные и коллективные предприятия, возникшие на старте разгосударствления и приватизации республиканской и коммунальной собственности. По сути это полугосударственные структуры. Их представители с предпринимателями себя не идентифицируют, как правило, имеют высокий статус в обществе, участвуют в экономической и общественно-политической жизни страны. В основном это предприятия так называемого реального сектора промышленности, строительства, транспорта, сельхозпереработки.
Ко второй группе можно отнести вновь созданные частные предприятия. Это как правило, малые и средние предприятия, занятые в реальном секторе экономики, специализированной оптовой и розничной торговле, сфере услуг, науке и научном обслуживании. Отказываясь от сиюминутной выгоды, данные предприятия, как правило, вкладывают средства в основной капитал. Они не входят в состав государственных министерств и концернов, не имеют “своих людей” и связей, чтобы обеспечить защиту своих интересов и прав. Кровно заинтересованы в формировании правового общества и готовы активно участвовать в общественно-политической жизни региона и страны. Но государственные структуры препятствуют продвижению представителей этой группы в органы представительной и исполнительной власти, общественному признанию их заслуг или достижений. Их признают лишь как источник средств для решения местных проблем - ремонта школ, помощи сельскохозяйственным предприятиям во время уборочной кампании, финансирования праздников и т.д.
|
Третью группу составляет самая многочисленная и динамичная часть негосударственного сектора. В основном это малые предприятия и индивидуальные предприниматели с основным видом деятельности - неспециализированная оптово-розничная торговля, финансовые и посреднические услуги, бытовые услуги и т.п.. Такие предприятия имеют довольно нестабильный бизнес и работают под постоянной угрозой закрытия, а поэтому не производят вложений в основной капитал, действуют по схемам, обеспечивающим быстрый оборот средств. В нормальной экономической и правовой ситуации они могли бы пополнять вторую группу - “золотую середину” негосударственного сектора. [5, c.91] Но в сложившихся условиях происходит, скорее обратный процес - переход от легального законопослушного бизнеса к полулегальному и нелегальному бизнесу.
Большинство предприятий предпринимательского сектора - малые предприятия. Малые предприятия независимо от формы собственности ориентированы на предпринимательские принципы хозяйствования - получение прибыли. Поэтому их относят к предпринимательскому сектору.
К началу 2011г. в республике функционировала 31 тыс. малых предприятий, в том числе 28,7 тыс. частных. Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте страны составляет 8,8%. Малыми предприятиями производится 7,3% промышленной продукции, на них приходится 9,8% розничного товарооборота, 22,1% выручки от реализации товаров (работ, услуг). В общем числе предприятий торговли и общественного питания малые предприятия составляли к началу 2011г. - 42,9%, среди предприятий промышленности 22% малых, среди строительных предприятий - 11,8%, среди транспортных предприятий -5,3%. Общая численность работающих на частных малых предприятиях в 2010г. составила 308 тыс. человек. 37,9% от общего количества занятых на малых предприятиях работают на предприятиях промышленности, 28,7% - на предприятиях торговли и общественного питания [14, c.21].
|
При оценке динамики показателей развития малого предпринимательства необходимо учитывать, что статистические показатели в различные периоды времени рассчитывались по разным методологиям сбора и обработки информации, а также по разным критериям определения объекта статистического наблюдения. Сопоставимой такая информация стала только с 2005 г. (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Количество малых предприятий (МП) и численность работающих в них по отраслям экономики РБ в 2005-2011 гг.
Показатель | Год | ||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
1.ВСЕГО МП, тыс. ед: | 24,1 | 26,8 | 28,3 | 27,8 | 29,0 | 28,5 | 31,0 |
Численность работников тыс чел | 280,5 | 326,9 | 385,8 | 380,6 | 384,7 | 288,6 | 308,4 |
2. В промышл-сти тыс. ед. | 4,4 | 5,0 | 5,9 | 5,9 | 6,0 | 6,2 | 6,8 |
Численность работников тыс чел | 77,2 | 105,2 | 137,6 | 141,4 | 139,5 | 107,5 | 116,9 |
3. На транспорте, тыс. ед. | 1,1 | 1,3 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,5 | 1,7 |
Численность работников тыс чел | 10,6 | 16,7 | 29,9 | 30,2 | 29,6 | 18,7 | 19,3 |
4. В строительстве тыс. ед. | 2,6 | 3,0 | 3,3 | 3,2 | 3,4 | 3,2 | 3,7 |
Численность работников тыс чел | 58,1 | 59,7 | 58,0 | 56,3 | 57,3 | 42,2 | 47,9 |
5. В торговле и общественном питании тыс ед | 11,6 | 12,9 | 12,1 | 11,9 | 12,9 | 12,7 | 13,3 |
Численность работников тыс чел | 94,1 | 100,2 | 95,7 | 93,0 | 100,5 | 102,5 | 108,0 |
6. В других отраслях, тыс ед. | 4,0 | 4,5 | 5,5 | 5,21 | 5,1 | 4,8 | 5,6 |
Численность работников тыс чел | 40,4 | 45,2 | 64,7 | 59,7 | 57,9 | 17,6 | 16,2 |
Примечание - Источник: [23].
Вместе с тем и к этой статистике следует относиться с осторожностью, так как она отражает фактически зарегистрированные малые предприятия, многие из которых реально не ведут хозяйственную деятельность и находятся в стадии ликвидации, которая в условиях Республики Беларусь продолжается не менее трех лет.
|
Известны случаи, когда предприятия не могут закрыться пять-семь и более лет только потому, что налоговые службы перегружены текущими проверками и не могут уделить внимания хозяйственным структурам, уже давно прекратившим деятельность, но которые продолжают учитываться статистикой.
В сельском хозяйстве республики имеется всего 2,3 тыс. фермерских хозяйств, за 9 лет их количество сократилось почти на четверть. При этом выживают преимущественно крупные хозяйства (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Развитие фермерских хозяйств в Республике Беларусь
2006г | 2007г | 2008г | 2009г | 2010г | 2011г | |
Число хозяйств | 3029 | 2525 | 2397 | 2399 | 2493 | 2318 |
Площадь предоставленных им земельных участков, тыс га | 62,4 | 82,8 | 93,2 | 130,1 | 179,7 | 171,2 |
В том числе сельскохозяйственные земли | 53,1 | 72,1 | 81,7 | 113,8 | 155,9 | 148,9 |
Средний размер земельного участка га | 20,6 | 32,8 | 38,9 | 54,2 | 72,1 | 73,9 |
Примечание - Источник: [24].
Малое предпринимательство в республике развито слабо: на тысячу жителей приходится 3 малых предприятия, в то время как в России этот показатель равен 6, в странах Европейского союза в среднем - 30, в США- 74 [18, c.50].
Происходит вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса. В высокотехнологичных отраслях частных предприятий очень мало. В отрасли «наука и научное обслуживание» количество малых предприятий сократилось с 537 в 2005 г. до 266 в 2010 г. Их удельный вес составляет всего 0,9% от общего количества малых предприятий в республике. При этом численность работающих на малых предприятиях отрасли «наука и научное обслуживание» уменьшилась в 3,3 раза - с 6,6 тыс. чел. в 2005 г. до 2,0 тыс. чел. в 2010 г. В предпринимательском секторе наметилась тенденция создания рабочих мест, не требующих высокой квалификации работников. Поэтому они создают относительно мало добавленной стоимости и не обеспечивают высокий уровень заработной платы [8, с. 52].
Если на протяжении большей части 90-х годов предпринимательская деятельность расширялась достаточно высокими темпами, то с конца 90-х годов развитие этого сектора стало замедляться в связи с введением различных ограничений предпринимательства.
|
Наиболее широко использовались следующие способы сдерживания развития предпринимательской деятельности [11, c.129]:
а) введение дополнительных требований при получении разнообразных разрешений, лицензий, согласований на различных уровнях. Из опасения быть обвиненными в получении взяток чиновники государственных органов управления предпочитают отказывать в выдаче разрешений под любым благовидным предлогом. Вместе с тем у чиновников есть доверенные фирмы, которые обеспечивают предпринимателям решение всех проблем с выдачей лицензий и т.п., но за значительную дополнительную плату;
б) искусственное завышение платы за аренду помещений. Введено правило, согласно которому при отсутствии договора аренды предприятие не регистрируется или закрывается (если оно уже начало функционировать);
в) максимально жесткий подход налоговых органов к предпринимательским хозяйственным структурам при одновременном предоставлении послаблений государственным предприятиям. Сдерживающим фактором в развитии предпринимательства в Беларуси является также выраженный фискальный характер действующей системы налогообложения предпринимателей. Такая ситуация объясняется неравноправным положением государственных и частных предприятий. Сумма уплаченных индивидуальными предпринимателями налогов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выросла на 24%.
Недовольство предпринимателей вызывает не только количество уплачиваемых сборов и размеры их ставок, но и частые изменения в налоговом законодательстве, сложность изложения в инструктивных материалах, острая нехватка методических пособий и рекомендаций, чрезмерная частота проверок. Результатом этого являются налоговые нарушения, чаще всего имеющие непреднамеренный характер. Согласно сделанным специалистами Института экономики НАН Беларуси расчетам, общие потери одного субъекта хозяйствования, связанные с проведением разного рода контрольных проверок (прежде всего со стороны налоговых органов), составляют в среднем в год 1,7 тыс. долл. В расчете на общее число субъектов малого предпринимательства эти потери в целом по стране за год составляют примерно 50 млн. долл. Жесткий подход налоговых инспекций приводит к банкротству предпринимательских структур, поскольку многие из них оказываются не в состоянии платить начисляемые налоги;
г) ограничение возможностей реализации производимой предпринимательскими структурами продукции контролируемым государством предприятиям. В Беларуси лишь около 17% малых и средних предприятий реализуют большинство своей продукции крупным предприятиям, в отличие от 35% в Украине, 27% - в Латвии и 38% - в России. Одновременно введены ограничения на приобретение предпринимателями товаров, производимых на государственных предприятиях. Ряд товаров вообще запрещается отпускать предпринимателям, а по другим видам продукции обычно требуют предоплату, в то время как отгрузка государственным предприятиям производится без предварительных условий.
|
Таким образом, предпринимательские структуры в настоящее время находятся в более сложных по сравнению с предшествующими годами условиях. Рентабельность их деятельности снижается, а возможности развития ограничиваются. Однако не следует думать, что органы государственного управления допускают стратегический просчет из-за недооценки значимости негосударственного сектора экономики. Политика в отношении этого сектора объясняется принятой в Республике Беларусь институциональной экономической моделью.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!