Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-04-19 | 77 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Этот метод обеспечивает полную взаимозаменяемость. В его основу положен принцип возможности одновременного сочетания предельных значений увеличивающих и уменьшающих размеров, приводящий к наиболее неблагоприятным условиям оборки, т.е. все увеличивающие звенья имеют наибольшие значения, а уменьшающие звенья - наименьшие, и наоборот. Если при этих условиях возможна сборка узла механизма, то данный метод гарантирует 100%-ную собираемость.
Метод максимума-минимума содержит два способа расчета: способ равных допусков и способ одного квалитета.
Способ равных допусков
Составляем сборочную размерную цепь (рис. 2) и обозначаем составляющие звенья по часовой стрелке, начиная от исходного звена А ∑. Измерив линейкой с точностью до 1 мм номинальные размеры составляющих звеньев, имеем:
для увеличивающего размера: A 5 = A 7 = 1 мм
А 6 = 40 мм;
для уменьшающих размеров: A 1 = A 3 = 13 мм
А 2 = 11 мм
A 4 = A 8 = 1 мм;
для исходного звена: А ∑ = 0.
Проведем проверку правильности определения номинальных размеров по основному уравнению размерной цепи:
∑ А i ув - ∑ А i ум - А ∑ = 0; (1)
+ 1 + 1 (13 + 13 + 11 + 1 + 1) - 0 = 3.
Проведем корректировку номинального размера звена А 2, приняв его равным 14 мм. Тогда 42 (13 + 13 + 14 + 2) - 0 = 0.
После корректировки номинальных размеров звеньев задаем предельные размеры исходного звена. Величина зазора определяется номинальными размерами звеньев сборочной размерной цепи и требуемой точностью изготовления сборочной единицы. Не останавливаясь на этих условиях в данном примере, применяем
А ∑ min = 0 мм; А ∑ = 0,4 мм = 400 мкм
Тогда допуск исходного звена равен
|
Т ∑ =А ∑ max - А ∑ min = 400 - 0 = 400 мкм. (2)
Теперь перейдем непосредственно к расчету сборочной размерной цепи методом максимума-минимума, способом равных допусков.
Средний допуск составляющих звеньев равен
Т ср = Т ∑ / m + n = 400 / 3 + 5 = 400 / 8 = 50 мкм.
По табл. 1 выбираем ближайшие стандартные допуски звеньев в соответствии с их номинальными размерами. При это необходимо учесть, что звенья А 1 и А 3 являются стандартными (подшипники качения), их допуски выбираются по соответствующим таблицам для подшипников качения в зависимости от номинального размера ширины кольца подшипника и класса точности (в данном случае принимаем 0 класс точности) и во всех последующих расчетах не подлежат изменению, т.е.
Т 1 = Т 3 = 120 мкм = const.
Таблица 1. Единицы допуска j, число единиц допуска a и допуски Т i (СТ СЭВ 145-75, СТ СЭВ 177-75)
Номинальные размеры, мм | Единицы допуска j, мкм | Квалитеты | ||||||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ||
Число единиц допуска а | ||||||||||||||
7 | 10 | 16 | 25 | 40 | 64 | 100 | 160 | 250 | 400 | 640 | 1000 | 1600 | ||
Допуски Т i, мкм | ||||||||||||||
До 3 | 0,55 | 4 | 6 | 10 | 14 | 25 | 40 | 60 | 100 | 140 | 250 | 400 | 600 | 1000 |
Св.3 до 6 | 0,73 | 5 | 8 | 12 | 18 | 30 | 48 | 75 | 120 | 180 | 300 | 480 | 750 | 1200 |
Св.6 до 10 | 0,90 | 6 | 9 | 15 | 22 | 36 | 58 | 90 | 150 | 220 | 360 | 580 | 900 | 1500 |
Св.10 до 18 | 1,03 | 8 | 11 | 18 | 27 | 43 | 70 | 110 | 180 | 270 | 430 | 700 | 1100 | 1800 |
Св.18 до 30 | 1,31 | 9 | 13 | 21 | 33 | 52 | 84 | 130 | 210 | 330 | 520 | 840 | 1300 | 2100 |
Св.30 до 50 | 1,56 | 11 | 16 | 25 | 39 | 62 | 100 | 160 | 250 | 390 | 620 | 1000 | 1600 | 2500 |
Св.50 до 80 | 1,86 | 13 | 19 | 30 | 46 | 74 | 120 | 190 | 300 | 460 | 740 | 1200 | 1900 | 3000 |
Св.80 до 120 | 2,17 | 15 | 22 | 35 | 54 | 87 | 140 | 220 | 350 | 540 | 870 | 1400 | 2200 | 3500 |
Св.120 до 180 | 2,52 | 18 | 25 | 40 | 63 | 100 | 160 | 250 | 400 | 630 | 1000 | 1600 | 2500 | 4000 |
Св.180 до 250 | 2,89 | 20 | 29 | 46 | 72 | 115 | 185 | 290 | 460 | 720 | 1500 | 1850 | 2900 | 4600 |
Св.250 до 315 | 3,22 | 23 | 32 | 52 | 81 | 130 | 210 | 320 | 520 | 810 | 1300 | 2100 | 3200 | 5200 |
Св.315 до 400 | 3,54 | 25 | 36 | 57 | 89 | 140 | 230 | 350 | 570 | 890 | 1400 | 2300 | 3600 | 5200 |
Св.400 до 500 | 3,89 | 27 | 40 | 63 | 97 | 155 | 250 | 400 | 630 | 970 | 1550 | 2500 | 4000 | 6300 |
В частности, можно воспользоваться данными табл. 2.
Таблица 2. Допуски на ширину кольца подшипника качения, мкм
Ширина наружного кольца подшипника, мм | Классы точности
| ||
0,6 | 5 | ||
0,6-2,5 | 40 | 4 | |
2,5-10 | 120 | 40 | |
10-18 | 120 | 80 | |
18-50 | 120 | 120 | |
50-80 | 150 | 150 | |
80-120 | 200 | 200 | |
120-180 | 250 | 250 | |
180-250 | 300 | 300 |
Для остальных звеньев определяем допуски по табл. 1.
Т 2 = 43 мкм (9 квал); Т 4 = 14 мкм (8 квал);
Т 5 = 14 мкм (9 квал); Т 6 = 25 мкм (7 квал);
Т 7 = 14 мкм (9 квал); Т 8 = 14 мкм (9 квал);
Проведем проверку выбранных стандартных допусков по выражению:
∑ Т i = 120 + 43 + 120 + 14 + 14 + 25 + 14 + 14 = 364 мкм
что меньше допуска исходного звена Т ∑ = 400 мкм, следовательно, условие выполняется.
Таким образом, по выбранным допускам звеньев размерной цепи окончательно определяем предельные отклонения и размеры звеньев. При этом для увеличения звеньев поля допусков определяются как для основных отверстий. А для уменьшающих звеньев - как для основных валов. Это правило не относится к подшипникам качения.
Тогда
А 1 = 13 -0,120; А 2 = 14 -0,09;
А 3 = 13 -0,120; А 4 = 1 -0,08;
А 5 = 1+0,09; А 6 = 40+0,07;
А 7 = 1+0,09; А 8 = 1 -0,09
На этом расчет размерной цепи методом максимума-минимума, способом равных допусков закончен.
Способ одного квалитета
Рассчитаем сборочную размерную цепь методом максимума-минимума, способом одного квалитета. Все исходные данные для расчета сохраняются.
По табл. 1 определяем значения единиц допуска для составляющих звеньев:
j1 = 1,03 мкм; j2 = 1,03 мкм;
j3 = 1,03 мкм; j4 = 0,55 мкм;
j5 = 0,55 мкм; j6 = 1,56 мкм;
j7 = 0,55 мкм; j8 = 0,55 мкм.
Выбираем ближайший 10-й квалитет по таблице 1 со стандартным числом единиц допуска а = 64 и по этому квалитету определяем допуски составляющих звеньев (допуски на кольца подшипников определяются по табл. 2 в зависимости от класса точности).
Т 1 = 120 мкм; Т 2 = 70 мкм;
Т 3 = 120 мкм; Т 4 = 40 мкм;
Т 5 = 40 мкм; Т 6 = 100 мкм;
Т 7 = 40 мкм; Т 8 = 40 мкм.
Условие не выполняется. При корректировке допусков выбираем наиболее технологичные звенья. Тогда
Т 1 = 120 мкм; Т 2 = 43 мкм (9 квал);
Т 3 = 120 мкм; Т 4 = 10 мкм (7 квал);
Т 5 = 10 мкм (7 квал); Т 6 = 62 мкм (9 квал);
Т 7 = 10 мкм (7 квал); Т 8 = 10 мкм (7 квал).
Сумма допусков составляющих звеньев составляют 385 мкм, следовательно условие выполняется.
По выбранным допускам звеньев размерной цепи определяем средние отклонения звеньев. При этом для увеличивающих звеньев, как для охватывающих, поля допусков определяются как для основных отверстий, а для уменьшающих звеньев, как для охватываемых, - как для основных валов. Это правило не относится к подшипникам качения.
|
Тогда (рис. 2):
Ес1 = -60 мкм; Ес2 = -21,5 мкм; Ес3 = -60 мкм; Ес4 = -5 мкм;
Ес5 = +5 мкм; Ес6 = +31 мкм; Ес7 = +5 мкм; Ес8 = -8 мкм.
Проверяем условие по средним отклонениям
∑ E ci ув - ∑ E cj ум = 5+5+31 - (-60 -21,5 -60 -5 -5) = 192,5 мкм. (4)
При Ес∑ = 200 мкм условие не выполняется.
Выбираем зависимое звено для корректировки его среднего отклонения. В качестве зависимого звена выбираем такое, которое является наиболее технологичным, т.е. самым простым для обеспечения при изготовлении детали необходимых предельных отклонений. Таким звено в нашем примере является звено А2 (уменьшающее).
Для выполнения условия необходимо, чтобы Ес2 = -29 мкм.
Проверяем:
∑ E ci ув - ∑ E cj ум = 41 - (-60 -29 -60 -5 -5) = 200 мкм.
т.е. условие по средним отклонениям выполняется.
Тогда А1 = 13-0,120; А2 = 14 -0,075 -0,505; А3 = 13-0,120;
А4 = 1-0,010; А5 = 1+0,010; А6 = 40+0,062;
А7 = 1+0,010; А8 = 1-0,010.
На этом расчет размерной цепи вероятным методом, способом одного квалитета закончен.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!