Описание сборочного чертежа с простановкой посадок типовых соединений — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Описание сборочного чертежа с простановкой посадок типовых соединений

2021-04-19 50
Описание сборочного чертежа с простановкой посадок типовых соединений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Описание сборочного чертежа с простановкой посадок типовых соединений

Описание сборочного чертежа следующее (рис. 1):

1. Крышка

2. Подшипники

.   Ось

.   Прокладка

.   Ремень привода

.   Винт

.   Сальник

.   Контргайка

.   Шкив

.   Масленка

.   Ось

.   Корпус

.   Втулка

.   Ролик

Работа в целом складывается за счет передачи ремня (5), передачи вращающего момента на подшипники (2), между которыми стоит втулка (13), которая удерживает межосевое расстояние подшипников. Крышкой (1) и (1’) и роликом (14) установлены прокладки (4), чтобы устранить утечку смазки между крышкой и роликом. Винты (6) фиксируют крышку на ролик (14). Ось (3) установлена на шкиве (9) и фиксируется по средствам гайками (8). Ось (11) установлена на шкиве (9) и фиксируется гайками (8). Ось (11) установлена в корпус (12). Масленка (10) обеспечивает смазку подшипников скольжения.

 


Расчет размерных цепей методом максимума-минимума

Этот метод обеспечивает полную взаимозаменяемость. В его основу положен принцип возможности одновременного сочетания предельных значений увеличивающих и уменьшающих размеров, приводящий к наиболее неблагоприятным условиям оборки, т.е. все увеличивающие звенья имеют наибольшие значения, а уменьшающие звенья - наименьшие, и наоборот. Если при этих условиях возможна сборка узла механизма, то данный метод гарантирует 100%-ную собираемость.

Метод максимума-минимума содержит два способа расчета: способ равных допусков и способ одного квалитета.

Способ равных допусков

 

Составляем сборочную размерную цепь (рис. 2) и обозначаем составляющие звенья по часовой стрелке, начиная от исходного звена А ∑. Измерив линейкой с точностью до 1 мм номинальные размеры составляющих звеньев, имеем:

для увеличивающего размера: A 5 = A 7 = 1 мм

А 6 = 40 мм;

для уменьшающих размеров:            A 1 = A 3 = 13 мм

А 2 = 11 мм

A 4 = A 8 = 1 мм;

для исходного звена:                 А = 0.

Проведем проверку правильности определения номинальных размеров по основному уравнению размерной цепи:

 

∑ А i ув - ∑ А i ум - А = 0;                             (1)

 

+ 1 + 1 (13 + 13 + 11 + 1 + 1) - 0 = 3.

Проведем корректировку номинального размера звена А 2, приняв его равным 14 мм. Тогда 42 (13 + 13 + 14 + 2) - 0 = 0.

После корректировки номинальных размеров звеньев задаем предельные размеры исходного звена. Величина зазора определяется номинальными размерами звеньев сборочной размерной цепи и требуемой точностью изготовления сборочной единицы. Не останавливаясь на этих условиях в данном примере, применяем

А min = 0 мм; А = 0,4 мм = 400 мкм

Тогда допуск исходного звена равен

 

Т max - А min = 400 - 0 = 400 мкм.      (2)

 

Теперь перейдем непосредственно к расчету сборочной размерной цепи методом максимума-минимума, способом равных допусков.

Средний допуск составляющих звеньев равен

Т ср = Т / m + n = 400 / 3 + 5 = 400 / 8 = 50 мкм.

По табл. 1 выбираем ближайшие стандартные допуски звеньев в соответствии с их номинальными размерами. При это необходимо учесть, что звенья А 1 и А 3 являются стандартными (подшипники качения), их допуски выбираются по соответствующим таблицам для подшипников качения в зависимости от номинального размера ширины кольца подшипника и класса точности (в данном случае принимаем 0 класс точности) и во всех последующих расчетах не подлежат изменению, т.е.

Т 1 = Т 3 = 120 мкм = const.

 

Таблица 1. Единицы допуска j, число единиц допуска a и допуски Т i (СТ СЭВ 145-75, СТ СЭВ 177-75)

Номинальные размеры, мм Единицы допуска j, мкм

Квалитеты

    5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
   

Число единиц допуска а

    7 10 16 25 40 64 100 160 250 400 640 1000 1600
   

Допуски Т i, мкм

До 3 0,55 4 6 10 14 25 40 60 100 140 250 400 600 1000
Св.3 до 6 0,73 5 8 12 18 30 48 75 120 180 300 480 750 1200
Св.6 до 10 0,90 6 9 15 22 36 58 90 150 220 360 580 900 1500
Св.10 до 18 1,03 8 11 18 27 43 70 110 180 270 430 700 1100 1800
Св.18 до 30 1,31 9 13 21 33 52 84 130 210 330 520 840 1300 2100
Св.30 до 50 1,56 11 16 25 39 62 100 160 250 390 620 1000 1600 2500
Св.50 до 80 1,86 13 19 30 46 74 120 190 300 460 740 1200 1900 3000
Св.80 до 120 2,17 15 22 35 54 87 140 220 350 540 870 1400 2200 3500
Св.120 до 180 2,52 18 25 40 63 100 160 250 400 630 1000 1600 2500 4000
Св.180 до 250 2,89 20 29 46 72 115 185 290 460 720 1500 1850 2900 4600
Св.250 до 315 3,22 23 32 52 81 130 210 320 520 810 1300 2100 3200 5200
Св.315 до 400 3,54 25 36 57 89 140 230 350 570 890 1400 2300 3600 5200
Св.400 до 500 3,89 27 40 63 97 155 250 400 630 970 1550 2500 4000 6300

 

В частности, можно воспользоваться данными табл. 2.

 

Таблица 2. Допуски на ширину кольца подшипника качения, мкм

Ширина наружного кольца подшипника, мм

Классы точности

  0,6 5
0,6-2,5 40 4
2,5-10 120 40
10-18 120 80
18-50 120 120
50-80 150 150
80-120 200 200
120-180 250 250
180-250 300 300

 

Для остальных звеньев определяем допуски по табл. 1.

Т 2 = 43 мкм (9 квал); Т 4 = 14 мкм (8 квал);

Т 5 = 14 мкм (9 квал); Т 6 = 25 мкм (7 квал);

Т 7 = 14 мкм (9 квал); Т 8 = 14 мкм (9 квал);

Проведем проверку выбранных стандартных допусков по выражению:

∑ Т i = 120 + 43 + 120 + 14 + 14 + 25 + 14 + 14 = 364 мкм

что меньше допуска исходного звена Т= 400 мкм, следовательно, условие выполняется.

Таким образом, по выбранным допускам звеньев размерной цепи окончательно определяем предельные отклонения и размеры звеньев. При этом для увеличения звеньев поля допусков определяются как для основных отверстий. А для уменьшающих звеньев - как для основных валов. Это правило не относится к подшипникам качения.

Тогда

А 1 = 13 -0,120;   А 2 = 14 -0,09;

А 3 = 13 -0,120;   А 4 = 1 -0,08;

А 5 = 1+0,09; А 6 = 40+0,07;

А 7 = 1+0,09; А 8 = 1 -0,09

На этом расчет размерной цепи методом максимума-минимума, способом равных допусков закончен.

 

Способ одного квалитета

 

Рассчитаем сборочную размерную цепь методом максимума-минимума, способом одного квалитета. Все исходные данные для расчета сохраняются.

По табл. 1 определяем значения единиц допуска для составляющих звеньев:

j1 = 1,03 мкм;           j2 = 1,03 мкм;

j3 = 1,03 мкм;           j4 = 0,55 мкм;

j5 = 0,55 мкм;           j6 = 1,56 мкм;

j7 = 0,55 мкм;           j8 = 0,55 мкм.

Выбираем ближайший 10-й квалитет по таблице 1 со стандартным числом единиц допуска а = 64 и по этому квалитету определяем допуски составляющих звеньев (допуски на кольца подшипников определяются по табл. 2 в зависимости от класса точности).

Т 1 = 120 мкм;         Т 2 = 70 мкм;

Т 3 = 120 мкм;         Т 4 = 40 мкм;

Т 5 = 40 мкм;           Т 6 = 100 мкм;

Т 7 = 40 мкм;           Т 8 = 40 мкм.

Условие не выполняется. При корректировке допусков выбираем наиболее технологичные звенья. Тогда

Т 1 = 120 мкм;         Т 2 = 43 мкм (9 квал);

Т 3 = 120 мкм;         Т 4 = 10 мкм (7 квал);

Т 5 = 10 мкм (7 квал); Т 6 = 62 мкм (9 квал);

Т 7 = 10 мкм (7 квал); Т 8 = 10 мкм (7 квал).

Сумма допусков составляющих звеньев составляют 385 мкм, следовательно условие выполняется.

По выбранным допускам звеньев размерной цепи определяем средние отклонения звеньев. При этом для увеличивающих звеньев, как для охватывающих, поля допусков определяются как для основных отверстий, а для уменьшающих звеньев, как для охватываемых, - как для основных валов. Это правило не относится к подшипникам качения.

Тогда (рис. 2):

Ес1 = -60 мкм; Ес2 = -21,5 мкм; Ес3 = -60 мкм; Ес4 = -5 мкм;

Ес5 = +5 мкм;  Ес6 = +31 мкм; Ес7 = +5 мкм;  Ес8 = -8 мкм.

Проверяем условие по средним отклонениям

 

∑ E ci ув - ∑ E cj ум = 5+5+31 - (-60 -21,5 -60 -5 -5) = 192,5 мкм. (4)

 

При Ес∑ = 200 мкм условие не выполняется.

Выбираем зависимое звено для корректировки его среднего отклонения. В качестве зависимого звена выбираем такое, которое является наиболее технологичным, т.е. самым простым для обеспечения при изготовлении детали необходимых предельных отклонений. Таким звено в нашем примере является звено А2 (уменьшающее).

Для выполнения условия необходимо, чтобы Ес2 = -29 мкм.

Проверяем:

 

∑ E ci ув - ∑ E cj ум = 41 - (-60 -29 -60 -5 -5) = 200 мкм.

 

т.е. условие по средним отклонениям выполняется.

Тогда             А1 = 13-0,120;             А2 = 14 -0,075 -0,505;     А3 = 13-0,120;        

А4 = 1-0,010;      А5 = 1+0,010;               А6 = 40+0,062;

А7 = 1+0,010;     А8 = 1-0,010.

На этом расчет размерной цепи вероятным методом, способом одного квалитета закончен.

 


Способ равных допусков

 

Принимаем нормальный закон распределения размеров (λi = 1/3), а также процент брака Р = 5% (t = 1,96). (табл. 3)

По таблице 1 принимаем ближайшие стандартные допуски составляющих звеньев (кроме подшипников качения), тогда имеем:

Т 1 = 120 мкм (подшипник); Т 2 = 110 мкм (11 квал);

Т 3 = 120 мкм (подшипник; Т 4 = 140 мкм (13 квал);

Т 5 = 140 мкм (13 квал);   Т 6 = 100 мкм (10 квал);

Т 7 = 140 мкм (13 квал);   Т 8 = 140 мкм (13 квал).

При установленных стандартных допусках составляющих звеньев определяем коэффициент t ∑.

 

λi ∑ Ti2=1/3 × 1202 +1102 +1202 +1402 +1402 +1002 +1402 +1402

= 400 / 118,69 = 3,37,                                   (6)


т.е. при установленных допусках составляющих звеньев риск не превышает заданных 5% (табл. 3).

цепь размерный допуск подшипник

Таблица 3. Значение коэффициента t при нормальном распределении размеров исходного звена при различных процентах риска Р

Р, % 0,01 0,05 0,1 0,27 0,5 1 2 3 5 10 32
t 3,89 3,48 3,2 3,0 2,81 2,57 2,32 2,17 1,96 1,65 1

 

Тогда

А1 = 13-0,120;             А2 = 14-0,110;             А3 = 13-0,120;        

А4 = 1-0,140;      А5 = 1+0,140;     А6 = 40+0,100;

А7 = 1+0,140;     А8 = 1-0,140.

На этом расчет размерной цепи вероятностным методом, способом равных допусков закончен.

 

Способ одного квалитета

 

Принимаем нормальный закон распределения размеров (λi = 1/3), а также процент брака Р = 5% (t = 1,96) (табл. 3).

Ближайшим квалитетом для размеров является 13-й квалитет (аср = 250). По таблице 1 выбираем стандартные допуски (для подшипников допуски выбираем по классу точности):

Т1 = 120 мкм (подшипники); Т2 = 270 мкм;

Т3 = 120 мкм (подшипники); Т4 = 140 мкм;

Т5 = 140 мкм;                    Т6 = 390 мкм;

Т7 = 140 мкм;                    Т8 = 140 мкм.

 

λi ∑ Ti1/3 × 1202 +2702 +1202 +1402 +1402 +3902 +1402 +1402

= 400/190,47 = 2,10.


При таком значении t процент риска составляет примерно 4%, что укладывается в заданный процент риска (брака), и нового выбора допусков не требуется.

Далее определяем среднее отклонения составляющих звеньев

Ес1 = -60 мкм;          Ес2 = -135 мкм;

Ес3 = -60 мкм;          Ес4 = -70 мкм;

Ес5 = +70 мкм;         Ес6 = +195 мкм;

Ес7 = +70 мкм;         Ес8 = -70 мкм.

Проверяем условие по средним отклонениям

 

∑ E ci ув - ∑ E cj ум = 335 - (-60 -135 -60 -70 -70) = 730 мкм.

 

При Ес∑ = 200 мкм условие не выполняется.

Выбираем зависимое звено для корректировки его среднего отклонения. В качестве зависимого звена выбираем такое, которое является наиболее технологичным, т.е. самым простым для обеспечения при изготовлении детали необходимых предельных отклонений. Таким звеном является, например, звено А2 (уменьшающее).

Для выполнения условия необходимо, чтобы Ес2 = +395 мкм.

Проверяем:

 

∑ E ci ув - ∑ E cj ум = 335 - (-60 +395 -60 -70 -70) = 200 мкм.

 

т.е. условие по средним отклонениям выполняется.

Тогда             А1 = 13-0,120;             А2 = 14+0,530+0,260;      А3 = 13-0,120;        

А4 = 1-0,140;      А5 = 1+0,140;               А6 = 40+0,390;

А7 = 1+0,140;     А8 = 1-0,140.

На этом расчет размерной цепи вероятным методом, способом одного квалитета закончен.


Допуски, мкм

Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 Т7 Т8 120 43 120 14 14 25 14 14

Квалитеты

  9   8 9 7 9 9

 

1.2. Способ одного квалитета

 

Допуски, мкм

Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 Т7 Т8
120 43 120 10 10 62 10 10

Квалитеты

  9   7 7 9 7 7

 

2. Вероятностный метод расчета размерных цепей

2.1. Способ равных допусков

 

Допуски, мкм

Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 Т7 Т8
120 110 120 140 140 100 140 140

Квалитеты

  11   13 13 10 13 13

 

. Способ одного квалитета

 

Допуски, мкм

Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 Т7 Т8
120 270 120 140 140 390 140 140

Квалитеты

  13   13 13 13 13 13

3. Метод регулирования при расчете размерных цепей

Допуски, мкм

Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 Т7 Т8
120 180 120 100 100 250 100 100

Квалитеты

  12   12 12 12 12 12

 

При конструировании машин и механизмов очень важно выбрать соответствующие допуски (квалитеты) сопрягаемых размеров, так как это во многом предопределяет, с одной стороны, качество работы соединений, их долговечность, а с другой - стоимость и производительность изготовления деталей.

Допуски, получившиеся в результате расчета метода максимума-минимума, удешевляют обработку деталей, условия сборки или эксплуатации допускают некоторое увеличение колебания зазоров в соединениях. Этот метод применяется чаще при индивидуальном и мелкосерийном производстве изделий, при проектировании единичных устройств, приспособлений.

При допусках вероятного метода, изделия отличаются простотой и экономичностью сборки, упрощением системы изготовления запасных частей плюс экономичность изготовления деталей за счет расширенных полей допусков. Однако наблюдаются дополнительные затраты на замену или подгонку некоторых деталей.

Изделия, допуски которых получились при методе регулирования, имеют возможность регулировки размера замыкающего звена не только при сборке, но и в эксплуатации, а также обеспечения автоматичности регулирования точности. Но возможно усложнение конструкции изделия и в некоторых случаях увеличения количества деталей в размерной цепи.

При допусках метода групповой взаимозаменяемости возможно достижение высокой точности замыкающего звена при экономически целесообразных производственных допусках размеров составляющих звеньев. Изделия нуждаются в дополнительных затратах на проверку и сортировку. Возникают некоторые усложнения сборки и хранения деталей до сборки.

 


Выводы

 

В данной работе, я рассчитал допуски и посадки для шкива, которые влияют на работу механизма в целом. При этом устанавливается количественная связь между размерами деталей, уточняются номинальные значения и допуски взаимосвязанных размеров, исходя из эксплуатационных требований и экономической точности обработки деталей и сборки; определяется наиболее рентабельный вид взаимозаменяемости (полная или неполная).

 


Библиографический список

 

1. Носов С.В. Методические указания по расчету размерных цепей в курсовых и дипломных проектах: Липецк - ЛГТУ, 2005. - 37 с.

2. Носов С.В. Расчет размерных цепей: методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»: Липецк - ЛГТУ, 2009. - 55 с.

.   Мягков В.Д. Допуски и посадки. Справочник 1 и 2-й том: Машиностроение. Ленинград 1979 - 544 с.: 2-й том: 1979 - 545-1032 с.

Описание сборочного чертежа с простановкой посадок типовых соединений

Описание сборочного чертежа следующее (рис. 1):

1. Крышка

2. Подшипники

.   Ось

.   Прокладка

.   Ремень привода

.   Винт

.   Сальник

.   Контргайка

.   Шкив

.   Масленка

.   Ось

.   Корпус

.   Втулка

.   Ролик

Работа в целом складывается за счет передачи ремня (5), передачи вращающего момента на подшипники (2), между которыми стоит втулка (13), которая удерживает межосевое расстояние подшипников. Крышкой (1) и (1’) и роликом (14) установлены прокладки (4), чтобы устранить утечку смазки между крышкой и роликом. Винты (6) фиксируют крышку на ролик (14). Ось (3) установлена на шкиве (9) и фиксируется по средствам гайками (8). Ось (11) установлена на шкиве (9) и фиксируется гайками (8). Ось (11) установлена в корпус (12). Масленка (10) обеспечивает смазку подшипников скольжения.

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.