Глава 1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов

2021-04-19 58
Глава 1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Актуальность рассматриваемой проблемы: проблема реабилитации инвалидов остаётся одной из самых сложных, требующих от общества не только её понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур. Реабилитация является не только лечением и улучшением состояния здоровья, но и процессом, направленным на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности. Реализация индивидуального плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарных подходах.

Предмет исследования: методы и программы реабилитации инвалидов в Ивановской области

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 части жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13%. [1] Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности.

В настоящее время социальная реабилитация инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально- экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. чел. (около 7% населения) и продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов значителен за последние 3 года и наверное не будет преувеличением утверждения, что в не столь отдалённой перспективе России грозит “инвалидизация всей страны”, во всяком случае, всего её населения в пенсионных возрастах. Поэтому проблема реабилитации инвалидов есть и будет актуальной и требует комплексного подхода и поиска новых эффективных реабилитационных подходов.

Цель работы: рассмотреть и определить пути совершенствования реабилитационной работы с инвалидами.

Задачи: 1) изучить современное состояние вопроса реабилитации работы с инвалидами; 2) изучить проблемы реабилитации инвалидов в Ивановской области; 3) рассмотреть основные направления реабилитации инвалидов в Ивановской области; 4) изучить рекомендации по улучшению работы с инвалидами.


 

Занятость инвалидов

 

Неотъемлемым правом любого человека, в т.ч. инвалида, является право на труд. Однако потенциал инвалидов на рынке труда остается невостребованным, а их занятость - неоправданно низкой.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по обеспечению инвалидам доступа наравне с другими лицами к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, трудоустройству, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских районах.

В России существует практика трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями на неспециализированные предприятия. Однако не все знают, что существует законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.

Закон РФ «О занятости населения в РФ» обязывает местные органы власти обеспечить создание дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий для применения труда инвалидов. Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» устанавливает организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работающих которых составляет более 100 человек, квоту для приёма на работу инвалидов.

Квота - минимальное число рабочих мест для приёма на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счёт квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

По закону всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответствии с ИПР (индивидуальная программа реабилитации).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного, дополнительного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов должны оснащаться индивидуально для конкретного инвалида (для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушения функций организма) [11]

Органы социальной защиты населения принимают необходимые меры для реализации возможности инвалидов работать на дому.

Перечень мероприятий, проводимых государственными органами в целях обеспечения занятости инвалидов: 1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов; 2) установление в организациях квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; 3) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; 4) стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; 5) создание инвалидам условий труда в соответствии с ИПР инвалидов; 6) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; 7) организация обучения инвалидов новым профессиям.

Конечной целью профессиональной реабилитации инвалидов является обеспечение их занятости. Инвалиды могут заниматься поисками работы самостоятельно, а могут прибегнуть к помощи органов занятости.

Для инвалида работа представляет собой не только способ получения дополнительных средств жизни, но и является одним из методов социальной реабилитации.

Обеспечение работой граждан с ограниченными возможностями является ключевым направлением социальной политики государства. В системе занятости безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о возможном характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке (индивидуальная программа реабилитации).

Права инвалидов в области занятости регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 №97-ФЗ (ред. от 29.12.2012). Где закреплены особые режимы работы, времени, условий профессиональной деятельности граждан с ограниченными возможностями. Так, рабочая неделя инвалида не должна превышать 35 часов, сверхурочный труд возможен только с письменного согласия самого инвалида при условии, что медицинские показания этому не препятствуют.

Определение правовых, экономических и организационных основ государственной политики содействия занятости граждан, в том числе с ограниченными возможностями закреплено в Законе «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 23.02.2013).

Содействие трудоустройству инвалидам осуществляется путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. К числу таких мер относят: страхование от безработицы, социальная помощь, переподготовка, профессиональная подготовка, повышение квалификации, психологическая поддержка.

 

Квотирование рабочих мест

 

Основным механизмом, способствующим эффективной занятости граждан с ограниченными возможностями является введение системы квотирования. Каждый субъект федерации сам определяет процент установленных зарезервированных рабочих мест. В случае невыполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного.

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. (часть вторая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов. [13]

В соответствии с Федеральным законом № 11-ФЗ от 3 февраля 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов», подписанным президентом РФ предусматривается увеличение мер ответственности за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Если раньше работодатель нес ответственность только за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, то согласно новой редакции этой статьи работодатель несет ответственность за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Увеличен и размер штрафа. Внесенные поправки в статью 5.42 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривают увеличение штрафа на должностных лиц с 2-3 тысяч рублей до 5-10 тысяч рублей. (17)

 

Образование инвалидов

 

Государственная политика в образовании детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.

Государство обеспечивает непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Согласно закону РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 12.11.2012) право на получение образования для всех категорий граждан, в том числе с ограниченными возможностями является неотъемлемым условием построения конкурентоспособной России. Государство должно обеспечить инвалидам получение общего образования, профессионального образования - начального, среднего и высшего - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

К основным положениям по реализации политики в сфере образования граждан с ограниченными возможностями относят: а) полное государственное обеспечение содержания детей - инвалидов в образовательном учреждении; б) создание специальных учреждений (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие лечение, воспитание, обучение и интеграцию граждан с ограниченными возможностями в обществе; в) увеличение предельного возраста получения основного общего образования; г) учебная нагрузка, режим занятий инвалидов осуществляются на основе рекомендаций медико-социальной экспертизы; д) для инвалидов, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа.

Граждане с ограниченными возможностями, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке. И на получение профессионального образования на внеконкурсной основе при условии успешной сдачи экзаменов. Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 года №125-ФЗ (ред. от 01.02.2012) предусмотрены и дополнительные социальные гарантии студентам имеющим инвалидность (повышение стипендии, дополнительные выплаты и др.).

Закон «Об образовании» закрепил в качестве принципа государственной политики "адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников" (п.3ст.2З закона), сообщает РООИ "Перспектива".

В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать "гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов" (п.6 ст.5 Закона).

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование:1)в общих классах и группах системы общего образования; 2)по индивидуальной программе на дому; 3)в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

В России уже многие годы существует система специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На сегодняшний день, действуют учреждения VIII видов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, эмоционально-волевой сферы и поведения и с умственной отсталостью.

В соответствии с Законом РФ об образовании детям - инвалидам, инвалидам I и II группы предоставляется льгота при приёме в средние специальные и высшие учебные заведения.

Проблемы в образовании детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья по самым сдержанным оценкам Минобрнауки России составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях, при этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах).

Среди всех детей с ограниченными возможностями здоровья подавляющее большинство детей не имеют физических нарушений, но имеют отклонения в развитии, связанные с познавательной сферой, что видно, в частности, из структуры учреждений специального образования. Так, в специальных коррекционных школах из 235,4 тысяч учащихся 81,5% имеют нарушения в познавательной сфере. В специальных коррекционных классах общеобразовательных школ из 187,9 тысяч учащихся 93,4% (175,4 тысяч) - дети с задержкой психического развития.

По данным Росстата при общем количестве детей-инвалидов 590 тыс. человек, получают образование 250 тыс. детей-инвалидов. Из них 140 тыс. детей обучаются в общеобразовательных школах, 40 тыс. детей на дому и только около 70 тыс. детей в системе специального образования. Число детей-инвалидов школьного возраста (7-18 лет) Росстатом не учитывается. Исходя из того, что приблизительная оценка количества детей-инвалидов школьного возраста составляет 450 тыс. детей, можно сделать вывод о том, что примерно 45% (200 тыс.) детей-инвалидов школьного возраста не обучаются. Часть детей по-прежнему фактически исключена из системы образования, поскольку им отказывают в приеме в специальные (коррекционные) школы по причине невозможности освоения программ этих школ.

Дети, находящиеся в интернатах системы социальной защиты населения в большинстве случаев лишены каких-либо образовательных услуг. Около 29 тыс. детей-инвалидов с нарушением умственного развития (1/3 этой категории детей) фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты, где они лишены права на получение образования и обречены на личностную и социальную депривацию и инвалидизацию. Особую тревогу вызывает положение тех детей в указанных интернатах, которые считаются "необучаемыми" и лишены даже воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей для работы с ними. Как следует из данных Росстата в 2004 г. к указанной категории (так называемых "необучаемых") относятся 36,7% детей из числа проживающих в детских домах-интернатах России (10211 человек). Несмотря на Совместное письмо Минобрнауки и Мин. здрав. соц. развития "О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование - Письмо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" от 04 апреля 2007 г. не все субъекты РФ лишь 1/3 субъектов проинформировала Минобрнауки о мерах предпринятых органами управления образования и органами соцзащиты по созданию условий для полноценной организации образовательного процесса для детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах.

Детям с ограниченными возможностями практически невозможно получить образование в специальных учреждениях по месту жительства, в связи с тем, что количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений составляет чуть менее 4% от количества общеобразовательных учреждений и, кроме того, они подразделяются на типы и виды (т.е. имеют специализацию). Вследствии чего, 70% (166,4 тыс.) учащихся специальных (коррекционных) школ вынуждены обучаться в условиях интернатного проживания.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучение которых часто не требует модификации образовательного процесса, вынуждены обучаться на дому в изоляции от своих сверстников по причине архитектурной недоступности школ.

Не существует механизма создания специальных условий для обучения с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития ребёнка и его возможностей в образовательных учреждениях различных типов и видов.

Размер утверждаемых нормативов финансирования зависит не от потребности ребенка в специальных условиях, а от вида образовательного учреждения (на одного и того же ребёнка с инвалидностью в специальной и в обычной школе будут выделяться разные средства). Лишь Самарская область утвердила норматив интегрированного обучения одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях критически не хватает квалифицированных кадров (лишь 10% педагогического персонала имеют специальное коррекционное образование), специальных методических пособий и оборудования, методы преподавания не модифицируются в связи с изменением контингента обучающихся и не соответствуют потребностям обучающихся.

Отсутствует система подготовки и переподготовки кадров для обучения детей-инвалидов в системе общего образования. Подготовка специальных педагогов ориентирована на работу в системе специальных школ.

На сегодняшний день отсутствует единая государственная система раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Это приводит к тяжелым последствиям, поскольку создание такой системы обеспечит в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта (около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), в которых нормативы финансирования значительно выше).

Несмотря на то, что создание системы профессионального образования инвалидов является одним из важнейших направлений социальной и образовательной политики государства, до настоящего времени не разработана нормативная база образовательно-реабилитационной деятельности вузов, отсутствует ее бюджетная и кадровая поддержка. Так, в 2004 году по приказу Министерства образования Российской Федерации были созданы головные центры по обучению инвалидов и учебно-методические центры в округах по профессиональному обучению в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, однако, нормативных правовых актов, включая положение об указанных центрах, так и не было принято.

Отсутствует нормативная и методическая база организации и проведения ЕГЭ для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и зрения, что фактически лишает данных лиц возможность сдавать ЕГЭ и ставит их в неравное положение с другими абитуриентами. Родители детей-инвалидов недостаточно организованы и не знают о своих правах и правах своих детей.

Общественное мнение по отношению к людям с инвалидностью не позволяет им полностью интегрироваться в общество, в том числе быть равноправными участниками образовательного процесса в системе общего образования.

Поскольку система образования детей с ограниченными возможностями здоровья на данный момент неэффективна, и специальное (коррекционное) образование не может удовлетворить потребности всех детей с ОВЗ в специальных коррекционных услугах, единственным способом решения проблем с образованием инвалидов является развитие инклюзивного (интегрированного) образования.

Доступ детей-инвалидов к более качественным образовательным услугам увеличит долю детей-инвалидов, имеющих общее среднее образование и, как следствие, долю тех, кто сможет претендовать на получение среднего и высшего профессионального образования. Такая ситуация приведёт к улучшению шансов инвалидов на рынке труда.

 

Квотирование рабочих мест

 

Одной из мер поддержки инвалидов в решении вопросов трудовой занятости является квотирование рабочих мест для данной категории граждан.

В соответствии с Законом Ивановской области от 12.05.2006 № 44-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Ивановской области» в регионе квотирование рабочих мест осуществляется только на предприятиях с числом работников от 100 человек, размер квоты - 4 %.

По данным представленным Ивановостат 334 предприятия области имеют численность работников более 100 человек. Именно в этих организациях и должно быть предусмотрено квотирование рабочих мест для инвалидов.

В соответствии с установленной квотой, которая составляет 4% от среднесписочной численности работников предприятия, в 2013 году по состоянию на 1 мая информация по квотированию представлена 288 предприятиями и организациями Ивановской области, где, согласно закону, должно быть создано (выделено) 4069 рабочих мест для трудоспособных граждан, имеющих инвалидность.

В счет установленной квоты работали 1449 человека, показатель выполнения квоты составил 35,6 %. Незаполненными остаются 2620 рабочих мест. Комитетом Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции (далее - Комитет) ежемесячно проводится мониторинг соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

В соответствии с Федеральным законом № 11-ФЗ от 3 февраля 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов», подписанным президентом РФ предусматривается увеличение мер ответственности за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Если раньше работодатель нес ответственность только за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, то согласно новой редакции этой статьи работодатель несет ответственность за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Увеличен и размер штрафа. Внесенные поправки в статью 5.42 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривают увеличение штрафа на должностных лиц с 2-3 тысяч рублей до 5-10 тысяч рублей. (17)

Комитетом в соответствии с утвержденным планом проведения проверок проводятся проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства о занятости населения в части приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

В 2012 году Комитетом проведено 12 плановых выездных проверок юридических лиц, выдано 6 предписаний об устранении законодательства о занятости населения при трудоустройстве инвалидов в пределах установленной квоты, составлено 3 протокола об административных правонарушениях по ст. 19.7 КоАП РФ. Все предписания исполнены в установленный срок.

Основными нарушениями при проведении проверок являются:

) отсутствие локального нормативного акта об установлении количества квотируемых рабочих мест для приема на работу инвалидов,

) невыполнение квоты для приема на работу инвалидов,

) не предоставление ежемесячной информации органам службы занятости.

В 1 квартале 2013 года было проведено 3 выездных проверки юридических лиц. По результатам проверок было выдано 1 предписание об устранении нарушения законодательства о занятости населения при трудоустройстве инвалидов в пределах установленной квоты, составлен 1 протокол об административном правонарушении по ст. 19.07 КоАП РФ.

марта 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов».

Вышеуказанный закон предусматривает обязанность работодателя представлять информацию органам службы занятости населения не только о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, но и информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

Изменения, внесенные в пункт 1 статьи 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривают обязанность по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов и принятию локальных нормативных актов, содержащие сведения о данных рабочих местах.

Внесенные поправки в статью 5.42 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривают увеличение штрафа на должностных лиц с 2-3 тысяч рублей до 5-10 тысяч рублей.

Проблемы:

) Квотирование рабочих мест в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов, согласно ст. 5 Закона Ивановской области от 12.05.2006 № 44-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Ивановской области», осуществляется за счет средств работодателя. Льготы не предусмотрены.

) Представленные организациями вакансии, в своем большинстве, в т.ч. в счет квоты, не могут быть замещены инвалидами по медицинским показаниям (посменный график работы, режим работы - сутки через двое и т.д.). Кроме того, нередко в трудовых рекомендациях индивидуальной программы реабилитации инвалидов указываются такие варианты трудоустройства, как легкий физический труд в специально оборудованных помещениях, труд без выраженных физических и психических нагрузок, сокращенный режим трудового дня и т.д. В то же время некоторые свободные вакансии, заявляемые организациями, имеются на участках производства с вредными условиями труда (III класса), а трудоустройство инвалидов возможно только в условиях труда I и II класса. Все это означает, что рекомендованную врачами работу инвалиду фактически не найти.

) Правовые нормы не выполняются. В обществе нет глубокого понимания положения, потребностей и возможностей граждан этой категории в сфере труда, а уровень ответственности работодателей является невысоким.

Проблемы трудоустройства инвалидов в Лежневском районе. По итогам прошедшего 2013 года (по данным директора Лежневского центра занятости населения Т.Д. ГЛОТОВОЙ):

Серьезной проблемой является трудоустройство инвалидов. Только представьте: из 97 безработных 24 человека - инвалиды. Четвертая часть общего количества безработных! От общего числа обратившихся в службу занятости в 2013 году инвалиды составляют 8,5 процента (48 человек). Всего 13 человек из них были трудоустроены в 2013 году, причем в половине случаев это были варианты временного трудоустройства. Проблема занятости инвалидов всегда была одной из самых серьезных в работе службы занятости. Вместе с социальными партнерами, работодателями, всеми заинтересованными структурами пытаемся искать пути ее решения.

В апреле 2013 года состоялось серьезное и ответственное мероприятие - круглый стол-совещание на тему «Трудоустройство инвалидов: опыт, проблемы, перспективы». В центре занятости населения собрались представители предприятий, квотирующих рабочие места для инвалидов. В совещании, кроме специалистов службы занятости населения, приняли участие помощник прокурора Лежневского района А. В. Калинина и председатель координационного совета профсоюзных организаций Лежневского района Г. С. Тарасова.

В июле 2013 года круглый стол на тему «Реализация прав инвалидов на труд» собрал представителей службы занятости и работодателей ООО «Стеклолента», ООО «ПТП», ОБУЗ Лежневская ЦРБ, ООО птицефабрика «Милана», был проведен заочный аукцион по трудоустройству инвалидов.

Специалисты Лежневского центра занятости населения совместно с управлением Пенсионного фонда 28 ноября 2013 года провели информационную встречу для безработных граждан, имеющих инвалидность.

декабря 2013 года директор Лежневского центра занятости населения Т.Д. Глотова приняла участие в работе круглого стола «Меры социальной поддержки инвалидов в Лежневском муниципальном районе», который состоялся в общественной приемной Всероссийской политической партии «Единая Россия». В работе круглого стола, на который собрались инвалиды и родители детей-инвалидов, также участвовали руководитель территориального отдела социальной защиты населения И. В. Уткина и начальник отдела управления Пенсионного фонда Г. Е. Черкасова.

апреля 2013 года лежневская земля принимала гостей со всей области, здесь состоялось выездное заседание коллегии комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции «Об эффективности работы ОГКУ ЦЗН Ивановской области по трудоустройству граждан с ограниченными возможностями». Как видите, мероприятие областного уровня было также посвящено этой серьезнейшей теме.

 

Заключение

 

Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

В России заложена основа правовой базы социальной защиты инвалидов, созданы необходимые предпосылки обеспечения инвалидам дополнительных гарантий трудоустройства. Однако нормативная база социальной защиты инвалидов и механизм обеспечения занятости инвалидов нуждаются в дальнейшем совершенствовании. На наш взгляд, для этого необходимо предпринять следующие действия: 1) внести в российское законодательство нормы, направленные на защиту инвалидов от дискриминации, от необоснованного отказа в приеме на работу; 2) установить повышенные гарантии и дополнительные социальные льготы для инвалидов, увольняемых по инициативе работодателя; 3) расширить структуру и виды общественных работ, условия их организации, проведение и финансирование с учетом привлечения к ним инвалидов; 4) принять соответствующие нормативные акты по расчету стоимости рабочих мест, что даст реальную возможность применять штрафные санкции к работодателям, отказывающим инвалидам в приеме на работу на квотируемые места; 5) развивать систему непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение инвалидов, расширение возможностей самообучения; 6) формировать систему, которая сможет обеспечить трудоустройство и социально-бытовую адаптацию инвалидов по окончании специальных образовательных учреждений; 7) незамедлительно создать на территории всей страны Государственную службу медико-социальной экспертизы, что позволит инвалидам своевременно предоставлять индивидуальные программы реабилитации, подписанные МСЭК, в органы службы занятости, быть признанными безработными с правом получения пособия по безработице; 8) провести техническое перевооружение имеющихся протезно-ортопедических предприятий, развивать индустрию реабилитационной техники для инвалидов; 9) ввести систему стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности инвалидов; 10) предоставить предприятиям, использующим преимущественно труд инвалидов, такие же льготы, как и для специализированных предприятий обществ инвалидов; 11) создать благоприятные экономические условия для предприятий, применяющих труд инвалидов, на региональном уровне; 12) расширить источники формирования ГФЗ, ввести новый механизм перераспределения средств фонда, наиболее полно учитывая интересы инвалидов.

Содержание реабилитации рассматривается как «процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма». Цель реабилитации - «восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация». В современных условиях именно эта цель встречает наибольшие трудности, так как кризис трудовой сферы, отсутствие трудовой мотивации и возможности трудовой самообеспеченности ведут к предпочтению статуса иждивенца, получателя пособий.

Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы человек довольствовался социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию.


 

Список литературы

 

1. Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. М., 1996.

.   Руководство по <


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.