Принудительная ликвидация юридических лиц в случаях осуществления ими запрещенной законом деятельности или деятельности без лицензии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Принудительная ликвидация юридических лиц в случаях осуществления ими запрещенной законом деятельности или деятельности без лицензии

2021-04-19 75
Принудительная ликвидация юридических лиц в случаях осуществления ими запрещенной законом деятельности или деятельности без лицензии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Выше говорилось о том, что среди оснований для принудительной ликвидации юридического лица ГК РФ предусмотрены такие, как осуществление этим юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом.

Необходимо отметить, что осуществление юридическим лицом деятельности за пределами своей правоспособности не означает, что юридическое лицо осуществляет деятельность, запрещенную законом. Соответственно, осуществление юридическим лицом такой деятельности не является безусловным основанием для ликвидации этого юридического лица. Если такая деятельность прямо законом не запрещена, наступают иные правовые последствия.

В частности, согласно разъяснению, данному в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее по тексту - ВС РФ) и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»:

унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ «Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам»;

сделки, совершенные иными коммерческими организациями в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ «Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности».

Как отмечает, Борисов А.Н., законодательно запрещены различные виды деятельности. Однако непосредственно в законодательных актах порядок ликвидации юридического лица закреплен для следующих случаев осуществления запрещенной деятельности:

) Ликвидация юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, определяет Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ч. 1 ст. 34 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, в случаях, указанных в ст. 27 названного Федерального закона, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона «О защите конкуренции» коммерческая организация, на которую возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в п. п. 1 - 4 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона, и которая нарушила порядок уведомления антимонопольного органа об осуществлении таких действий, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие действия привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

) Ликвидация организаций за причастность к терроризму. В части 1 ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму» организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей.

Там же предусмотрено, что решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.

Положения ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму», как установлено в ее ч. 4, распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации.

) Ликвидация юридического лица в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации осуществляется только в целях и порядке, установленных названным Федеральным законом, и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 1 ст. 51 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусмотрено, что в случаях непринятия юридическими лицами, занятыми деятельностью в сфере торговли (услуг), мер, указанных в обязательном для исполнения предписании органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ в помещениях юридических лиц либо иным неоднократным нарушением законодательства Российской Федерации об обороте наркотических средств или психотропных веществ в помещениях указанных юридических лиц эти юридические лица по решению суда могут быть ликвидированы.

Пункт 1 ст. 52 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусматривает, что при наличии достаточных оснований полагать, что юридическое лицо осуществило финансовую операцию в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, указанное юридическое лицо по решению суда может быть ликвидировано, а его руководители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

) Ликвидация общественных и религиозных объединений в случаях осуществления экстремистской деятельности. Понятие экстремистской деятельности (экстремизма) определено в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Тот же Федеральный закон содержит нормы, нарушение которых влечет ликвидацию общественного или религиозного объединения.

Как установлено в ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», в случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном названным Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора РФ или подчиненного ему соответствующего прокурора.

Следующим основанием ликвидации юридического лица, предусмотренным ГК РФ, является осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо осуществление юридическим лицом лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В пункте 3 ст. 49 ГК РФ предусмотрено, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установлен в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Федеральными законами, регулирующими отдельные виды деятельности, могут быть предусмотрены ограничения на осуществление юридическими лицами наряду с этими видами деятельности иных видов деятельности. Например, в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Как отмечают многие исследователи данного вопроса, в частности, Борисов А.Н., деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) является частным случаем деятельностью, запрещенной законом.

Гражданское законодательство предусматривает различные последствия осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) и лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.

Для случаев нарушения лицензионных требований и условий в ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии.

Действие лицензии приостанавливается судом в рамках административного производства, приостановление деятельности является одним из видов административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться за совершение административных правонарушений.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Соответственно, осуществление юридическим лицом деятельности, подлежащей лицензированию, в период приостановления действия лицензии или после аннулирования лицензии может являться основанием для его ликвидации.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.