Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в процессе принудительной ликвидации юридических лиц — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в процессе принудительной ликвидации юридических лиц

2021-04-19 78
Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в процессе принудительной ликвидации юридических лиц 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ государственные органы или органы местного самоуправления вправе предъявлять требование о ликвидации юридического лица (если такое право им предоставлено законом).

Так, п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговым органам предоставляется право предъявлять в суд и арбитражный суд иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

В п. 4 ст. 41 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» предусмотрено право уполномоченного федерального органа обращаться в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о ликвидации политической партии.

В п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено право регистрирующего органа на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Пунктом 12 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 20 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 4 Федерального закона от 19.07.1998 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» предусмотрено право регистрационного органа, уполномоченного государственного органа, органа местного самоуправления на обращение в суд с требование о ликвидации юридических лиц, соответствующей организационной формы.

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг наделен правом на обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации юридических лиц п. 20 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», п. 1 ст. 43 Федерального закона от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», п. 10 ст. 32.8 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 14 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», п. 15 ст. 55 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

На Банк России возложена обязанность, инициировать в арбитражном суде, ликвидацию кредитной организации на основании ст. 23.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Генеральный прокурор и органы прокуратуры России наделены полномочиями на обращение в суд с заявлениями о ликвидации юридических лиц п. 1.1 ст. 18 Федерального закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Полномочия антимонопольного органа на обращение в арбитражный суд с исками о ликвидации юридических лиц установлены подпунктом «д» п. 6 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Также в качестве примера норм, уполномочивающих государственные органы и органы местного самоуправления на обращение в суды с исками о ликвидации, можно назвать положения: п. 8 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; п. 2 ст. 51 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», п.п. 17 п. 3 ст. 34 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Как видно субъекты наделенные правом (в некоторых случаях обязаны) на обращение в суды и арбитражные суды с исками о ликвидации юридических лиц не всегда конкретно определены законом. Как правило, законодатель использует формулировку «уполномоченный государственный орган», «регистрирующий орган», «контролирующий орган» и т.п. Очевидно, что наделение конкретного орган исполнительной власти теми или иными полномочиями и функциональными обязанностями происходит посредством подзаконного нормативного акта. Представляется, что данный способ наделения конкретного органа государственной власти полномочиями является наиболее удобным, так как функция контроля в смежных областях жизнедеятельности может быть предана от одного государственного органа исполнительной власти к другому без внесения изменений в федеральные законы.

В связи с вышеизложенным следует отметить позицию ВАС РФ, выраженную в письме от 19 июля 2004 г. № С1-7/уп-905 «Об упраздненных федеральных органах исполнительной власти, выступавших в арбитражном процессе от имени Российской Федерации». Так, ВАС РФ предписал арбитражным судам иметь в виду, что производство по делам, по которым от имени Российской Федерации выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа; в названных случаях к участию в арбитражном деле вместо упраздненных должны допускаться федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которым переданы соответствующие функции упраздняемых федеральных органов; об этом указывается в судебном акте.

Между тем, возможно выделить следующую особенность, связанную с правом государственного органа на инициирование судебной процедуры ликвидации юридических лиц, наделение государственного органа полномочиями по предъявлению от имени государства требований о ликвидации юридических лиц в суде связано, прежде всего, с функциональными особенностями деятельности данного органа исполнительной власти.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-П, устанавливая в соответствии со ст. ст. 71 (п. п. «г», «о»), 76 (ч. 1) и 114 (п. п. «е», «ж» ч. 1) Конституции РФ порядок организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, в том числе полномочия по обеспечению законности, прав и свобод участников предпринимательской деятельности, законодатель вправе возложить полномочие предъявлять иски о ликвидации акционерных обществ на какой-либо из федеральных органов исполнительной власти (структура которых утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ - ч. 1 ст. 112 Конституции РФ), по своему функциональному предназначению (и с учетом его места и роли в структуре федеральных органов исполнительной власти, организационных, кадровых, информационных и иных ресурсов) наиболее приспособленный к его осуществлению.

Также необходимо иметь в виду, что государственные органы осуществляют свои полномочия как непосредственно, так и посредством подведомственных им территориальных органов. Данный подход также нашел свое отражение в правоприменительной практике. Так, в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 предписано иметь в виду, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации; поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты; полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией.

Таким образом, государственные органы или органы местного самоуправления вправе предъявлять требование о ликвидации юридического лица, как непосредственно, так и через подведомственные им органы, только если такое право им предоставлено законом. Следует отметить, что как правило, наделение конкретного органа исполнительной власти правом предъявлять в суд требование о ликвидации юридического лица тесно связано (вытекает) из его функционального предназначения.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.