Отношения Армении и Турции в 2000-х годах — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Отношения Армении и Турции в 2000-х годах

2021-04-19 50
Отношения Армении и Турции в 2000-х годах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Летом 2005 г. на острове Ахтамар (в озере Ван в Турции) начались работы по реставрации армянского храма Сурб Хач (Святой Крест), построенного в начале X в. архитектором Манвелом. Министерство культуры и туризма Турции выделило на это 3 млн. лир ($2 млн.). Работы по восстановлению в целом были закончены к осени 2006 г. Открытие, первоначально намеченное на 4 ноября 2006 г., произошло 29 марта 2007 г. Впрочем, с купола церкви пропал крест, церковь превратилась в музей, поэтому армянское общество не придало этому событию особого значения, указывая, что это единичный популистский акт, попытка турецких властей «обелить» себя в глазах мирового сообщества. Отметим также, что из многих тысяч армянских храмов, находившихся в Турции до геноцида 1915 г., сейчас остается лишь 450-500, однако все они нуждаются в восстановлении или представляют собой руины. Ни одна армянская церковь на территории Турции ранее не была восстановлена по причине нежелания турецких властей нарушать конституцию страны, в которой провозглашен светский характер государства.

На почве национальной розни 19 января 2007 г. был убит турецкий журналист армянского происхождения Грант Динк. Как считает газета ереванская газета «Аравот», «своей деятельностью Грант Динк сумел доказать очень важную вещь: можно сохранять одинаковую верность и армянской нации, и турецкому государству, и не иметь при этом противоречий». Для Динка признание геноцида армян было не только признанием исторической истины, но и тем путем, который позволил бы превратить Турцию в более современное, более цивилизованное, более "европейское" государство. К сожалению, это «государство в лице его политической элиты и властей всячески сопротивляется такому прогрессу», - пишет "Аравот". В стране создана атмосфера шовинизма, нетерпимости, жертвой которой и стал армянский журналист, продолжает газета. А ответственность за эту атмосферу несут в первую очередь власти Турции.

По мнению вице-спикера Национального Собрания (НС) Армении Ваана Оганесяна, убийство Гранта Динка имело целью создать атмосферу страха в самой Турции. Это было также намеком живущим в Турции армянам, чтобы те ограничили свою активность в вопросе признания геноцида армян. Эта активность всерьез беспокоила турецкое государство, и турецкие экстремисты решили нанести этот удар, чтобы приструнить как своих диссидентов, так и армянские лоббистские организации.

сентября 2008 г. президент Турции Абдулла Гюль приехал в Ереван по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна. Формальным поводом послужил футбольный матч чемпионата мира между Арменией и Турцией. Так в 2008 г. двусторонние отношения были сдвинуты с мертвой точки «футбольной дипломатией», хотя в Ереване и прошли массовые акции протеста против визита турецкого президента.

апреля 2009 г. (накануне траурной годовщины геноцида армян в Османской империи) было опубликовано совместное заявление МИД Армении, Турции и Федерального департамента иностранных дел Швейцарии. В документе отмечается, что в процессе урегулирования армяно-турецких отношений обе стороны достигли ощутимого прогресса, взаимопонимания, согласия в том, чтобы наладить отношения удовлетворяющим обе стороны образом. Авторы документа отмечают, что согласованные сторонами принципы создают положительную перспективу для продолжения переговорного процесса. В этом контексте определена "дорожная карта". "Эта согласованная основа создает позитивную перспективу для продолжения процесса", - подчеркивается в документе.

Согласно турецкому изданию Sabah "дорожная карта" по урегулированию армяно-турецких отношений включает в себя следующие 5 пунктов:

Во-первых, Армения обязывается ратифицировать Карский договор.

Во-вторых, границы между Турцией и Арменией будут открыты.

В-третьих, страны взаимно откроют свои дипломатические представительства.

В-четвертых, "дорожная карта" должна быть одобрена парламентами обоих государств.

В-пятых, должна быть создана историческая комиссия.

октября 2009 г. главы МИД Турции и Армении Ахмет Давутоглу и Эдвард Налбандян подписали в Цюрихе (Швейцария) «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений»; документы предусматривают создание совместной комиссии из «независимых историков» для изучения вопроса о геноциде армян 1915 г. Отметим, что, подписав эти два документа о нормализации отношений, Анкара и Ереван впервые взяли на себя взаимные юридические обязательства. Однако подписание протоколов было задержано на три часа из-за разногласий по заключительным выступлениям: армянская сторона в своем выступлении хотела косвенно упомянуть геноцид 1915 г., а турецкая - конфликт в Нагорном Карабахе; в итоге, заключительные речи не произносились. Армянская оппозиция выступала против подписания протоколов в предложенном виде, выражая недовольство, в частности, пунктами о взаимном признании границ и территориальной целостности других государств. 11 октября того же года госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что правительство США будет делать всё от него зависящее, чтобы закрепить успех, достигнутый Турцией и Арменией; в тот же день МИД Азербайджана подверг критике Турцию за подписание соглашений без урегулирования Карабахского конфликта.

Конституционный суд Армении 12 января 2010 г. признал обязательства, закрепленные в протоколах, соответствующими Конституции Армении. МИД Турции 18 января распространил заявление, в котором указывается, что решение Конституционного Суда Армении о признании соответствующими Конституции армяно-турецких протоколов, подписанных 10 октября 2009 г. в Цюрихе, содержат предусловия и ограничительные положения, не соответствующие букве и духу протоколов. "Однако это не так. Правительство Армении направляет ратификационные документы этого соглашения в парламент, и оно также в настоящее время готовит документы, дающие президенту право отозвать свою подпись под этими соглашениями. Если эта возможность будет упущена, то это отбросит весь регион назад, и не туда, откуда мы начали, а значительно дальше", - сказал заместитель главы аппарата президента Армении Виген Саркисян в интервью Wall Street Journal во время Давосского экономического форума.

В апреле 2010 г. процесс армяно-турецкой нормализации снова попал в фокус информационного внимания. На международном саммите по ядерной безопасности этот вопрос, не имеющий ни прямого, ни косвенного отношения к главной теме данного форума, рассматривался, как один из приоритетных. Свидетельством тому 45-минутная беседа американского лидера с президентом Армении и главой правительства Турции за закрытыми дверями. Эта же тема обсуждалась во время встречи Дмитрия Медведева и Сержа Саркисяна в Москве весной 2010 г. Но оба этих события не привели к прорыву в армяно-турецких отношениях.

Сегодня, наблюдая за динамикой взаимоотношений соседних государств, трудно отделаться от впечатления, что сближение двух исторических противников вошло в стадию «застоя». Исторические протоколы до сих пор не ратифицированы национальными парламентами Турции и Армении. При этом представители политических элит двух государств за этот небольшой отрезов времени уже успели не по одному разу отметиться критическими выпадами в адрес своих визави. Причин для такого развития событий немало.

Во-первых, важную роль сыграла внутриполитическая ситуация в Армении и в Турции. Два общества оказались не вполне готовы к быстрой переориентации, ликвидации прежних стереотипов и мифов. Кроме этого выяснилось, что, несмотря на заявленное стремление армянских и турецких политиков открыть новую страницу в двусторонних отношениях, они не доверяют друг другу в той степени, чтобы перейти с языка формально-юридических аргументов к практическим делам.

Во-вторых, не были в полной мере оценены и некоторые факторы региональной геополитики, в частности роль и значение Азербайджана. Надежды Еревана разделить позиции Анкары и Баку и вывести Турцию из «карабахской игры» не оправдались. Впрочем, не суждено было сбыться и чаяниям Анкары по поводу уступок армянской стороны на переговорах по Нагорному Карабаху.

В-третьих, нельзя забывать о том, что армяно-турецкое примирение - это не только внутриполитические проблемы двух республик и не взаимоотношения Еревана и Анкары друг с другом. Армяно-турецкое примирение по-своему интересно и Москве, и Вашингтону. И если США имеют высочайший уровень кооперации с Турцией в сфере безопасности, то Россия имеет серьезные интересы в развитии совместных энергетических проектов. По итогам 2009 г. объем российско-турецкого товарооборота вырос на 49%. Он приблизился к рекордному объему в 33,8 миллиарда американских долларов.

На этом фоне 16 августа 2010 г. Турция и Азербайджан подписали "Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи", который, очевидно, имеет и военную составляющую. Аналогичный договор между Арменией и Россией от 1995 г. будет обновлен 19 августа подписями президентов двух стран.

По всей видимости, баланс сил в регионе снова находится под угрозой, посредством активного вовлечения Турции и России и отсутствием реальной третьей силы. В отличие от ситуации 1990-х, сегодня отношения России и Турции заставляют некоторых в Ереване задаваться вопросом о состоятельности и заинтересованности Москвы в предотвращении негативных проявлений политики Турции и Азербайджана на Армению и Нагорный Карабах. И здесь крайне важную роль приобретает позиция Ирана, которая всегда публично балансировала, а на деле всячески содействовала Армении в процессе урегулирования. Напомним, что единственным в мире главой государства, который когда-либо в новейшей истории высказывался в пользу "сильной Армении" остается Махмуд Ахмадинеджад.

На пресс-конференции в Баку 16 августа 2010 г. президент Ильхам Алиев снова предложил свое видение карабахского урегулирования, которое, по сути, предполагает безоговорочную капитуляцию Армении и Нагорного Карабаха со всеми вытекающими последствиями. Постоянно звучащие из уст властей Азербайджана заявлений о готовности поставить точку в мирном процессе и разрешить конфликт силовым путем, несомненно, представляют собой угрозу национальной безопасности Армении. До сих пор руководство Армении, явно с целью не накалять обстановку и не провоцировать войну, не квалифицировало диверсионные действия и обстрелы на линии фронта, как угрозу своей безопасности. Новые правила и обязанности российского контингента войск дадут Армении больше уверенности в четкой правовой, военной и публичной оценке настоящей ситуации.

Многое зависит и от итогов визита в Армению президента России Дмитрия Медведева 19-21 августа 2010 г.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.