Организация и методы диагностики индивидуальных проявлений качеств мышления в младшем школьном возрасте — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация и методы диагностики индивидуальных проявлений качеств мышления в младшем школьном возрасте

2021-04-19 119
Организация и методы диагностики индивидуальных проявлений качеств мышления в младшем школьном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При организации эмпирического изучения особенностей мышления в младшем школьном возрасте нами были отобраны следующие методики:

.   «Классификация понятий»;

2. «Заселение домика»

С помощью методики «Классификация понятий» выявляются такие особенности мышления, как способность выделять существенные признаки (для объединения карточек в группы) и уровень обобщения, доступный школьнику или взрослому.

Задание проходит в три этапа с тремя последовательными инструкциями психолога. Испытуемому дается набор карточек с написанными на них словами. Список слов - в приложении 1.

Результаты фиксируются в протоколе.

Первый этап: инструкция: «Разложи карточки так, чтобы слова, которые подходят друг к другу, оказались в одной группе. Количество возможных групп не оговаривается. В случае если испытуемый задает вопросы прежде чем приступить к выполнению задания, ему говорят: «Начинай, дальше увидишь сам». После того, как испытуемый самостоятельно сформировал несколько мелких групп карточек, у него спрашивают, почему те или иные карточки помещаются вместе и какое название им дается.

Второй этап: инструкция: «Ты верно объединил карточки в группы. Дай теперь этим группам короткие названия. Продолжай работу таким же образом».

Третий этап: инструкция: «Точно так же, как ты объединял карточку с карточкой в отдельные группы и давал им названия, объедини теперь группу с группой, не перекладывал отдельных карточек. Таких групп должно быть как можно меньше. Они также должны иметь короткие названия». Если испытуемый на этом этапе формирует больше, чем три группы, ему предлагается сформировать из оставшихся групп 2-З основные. В протоколе фиксируются этапы выполнения работы, названия групп и карточки в них, а также вопросы и ответы ребенка.

При анализе результатов большое значение имеет то, на каком этапе допущены школьником те или иные ошибки; отстаивал ли он свои принципы объединения карточек в группы, использовал ли помощь экспериментатора, какие еще особенности мышления проявлял в классификации. Так, если ребенок на втором этапе сформировал отдельные группы диких, домашних, летающих, водоплавающих животных и отказался объединять эти группы в одну, то это свидетельствует о степени использования конкретных, детализированных признаков в направленности его мышления. Если же подобные объединения проходили легко, самостоятельно, без указания экспериментатора на необходимость укрупнения групп, то это можно квалифицировать как достигнутый уровень обобщенности мышления, способности испытуемого ориентироваться не только на существенные признаки, но и учитывать их иерархию, т.е. использовать существенные связи между понятиями. Показателем этого является степень затруднений или легкости при поиске обобщающих понятий, которые фиксируют основания классификации карточек в группы. Если на третьем этапе выполнения методики испытуемый легко объединял группы и адекватно называл обобщающие признаки, то есть основания считать, что мышление его характеризуется использованием обобщенных ориентиров и протекает на категориальном уровне.

Кроме того, анализ поведения школьника в ходе исследования позволяет говорить и о наличии или отсутствии у него внушаемости, эмоциональной устойчивости. Эти предложения проверяются с помощью навязывания испытуемому неадекватных оснований для объединения групп, дискредитации экспериментатором тактики работы испытуемого или похвалы при ошибках.

Эта методика дает надежные результаты при использовании ее на выявление доступного испытуемому уровня обобщений, конкретности -обобщенности мышления, целенаправленности мыслительной деятельности, ригидности, характера опосредствующих рассуждения понятийных связей.

Методика «Заселение домика» позволяет выявить комбинаторные умения и навыки.

При проведении методики «Заселение домика» ребенку дается бланк для выполнения задания с изображением домика.

 

 

Инструкция: «Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут 3 жильца: галочка, точка и палочка (рядом с домиком рисуются галочка, точка и палочка). Каждой в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так чтобы порядок заселения пятого этажа был другой, не такой, как на шестом этаже.

Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались незаселенными еще 4 этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по - разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.

Результаты подводятся по количеству правильно и полностью заселенных этажей. Если ребенок полностью справился с заданием самостоятельно - хороший результат. Если ребенок выполнил правильно только 2-3 варианта - средний результат.

При оценки результатов необходимо учитывать самостоятельность и скорость выполнения заданий.

Идеальный вариант выполнения задания:

 



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.