Глава I . Теоретические основы исследования мышления в младшем школьном возрасте — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава I . Теоретические основы исследования мышления в младшем школьном возрасте

2021-04-19 149
Глава I . Теоретические основы исследования мышления в младшем школьном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание работы

 

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования мышления в младшем школьном возрасте

Особенности личности и мыслительной деятельности младших школьников

Общая характеристика мышления. Виды мышления

Особенности учебного процесса в младшей школе

Глава II. Эмпирическое изучение индивидуальных проявлений качеств мышления младших школьников

Организация и методы диагностики индивидуальных проявлений качеств мышления в младшем школьном возрасте

Анализ результатов, полученных при проведении диагностики индивидуальных проявлений мышления у детей младшего школьного возраста

Составление рекомендаций по организации учебного процесса в младшем школьном возрасте с учетом индивидуальный проявлений качеств ума

Заключение

Список литературы

 


Введение

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной личности.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации.

Мышление как познавательный процесс является одним из самых важных процессов развития личности. За короткий промежуток времени мышление проходит развитие от наглядно-действенного мышления (мышления дошкольника) до словесно-логического, позволяющего рассуждать и делать умозаключения в соответствии с законами логики.

В школьный возраст, указывал Л.С. Выгодский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнимо с функциями восприятия и памяти, которые развиты еще лучше). В школе интеллект традиционно развивается так, как ни в какое другое время. Тут в особенности велика роль школы, учителя. Исследования проявили, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания способов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совсем различные свойства мышления детей младшего школьного возраста.

У ребенка должны быть развиты все виды мышления. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности. Но каждый ребенок имеет свои индивидуальные анатомо-физиологические и психические особенности, и вследствие этого - индивидуальный путь развития мыслительных процессов.

В связи с выше сказанным гипотезой работы является следующее предположение: при организации учебной деятельности младших школьников педагогам необходимо учитывать индивидуальные качества мышления для успешной школьной адаптации и гармоничного и всестороннего развития личности.

Цель работы: изучить индивидуальные особенности мышления и их учет в организации учебного процесса.

Задачи:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

дать характеристику понятиям «мышление», «виды мышления», «младший школьный возраст»;

рассмотреть особенности организации учебного процесса в младшей школе;

изучить индивидуальные проявления качеств мышления у детей младшего школьного возраста;

подобрать рекомендации для педагогов по организации учебного процесса с учетом индивидуальных проявлений качеств ума.

Объект исследования: младший школьник.

Предмет исследования: мыслительные особенности младших школьников.


Глава I. Теоретические основы исследования мышления в младшем школьном возрасте

Виды мышления.

Теоретическое понятийное мышление - мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление -материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются образы. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Оба рассмотренных вида мышления - теоретическое понятийное и теоретическое образное - в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно - логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое мышление - это познание законов, правил. Основная задача практического мышления - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом - житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое - связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее).

Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности.

Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются.

По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

Прежде всего понятно, что с логическим мышлением человек не родится. Он усваивает логику. Не обязательно уроки логики, а обобщения в опыте познания, в опыте общения с другими людьми. Он усваивает человеческие нормы. Мышление - это и есть логические нормы.

Заключение

 

Младший школьный возраст является важным этапом в развитии личности человека. В этом возрасте идет становление и развитие всех познавательных процессов.

Мышление является высшим интеллектуальным познавательным процессом. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Благодаря мышлению человек может проникнуть в микромир и макромир, познать законы, на основе которых возникают и существуют все предметы и явления на земле и в космосе. Познание законов посредством мышления возможно потому, что оно отражает предметы и явления в связях и отношениях.

Мышление, как и любое психическое явление, имеет у каждого человека свои индивидуальные особенности. У одних лучше функционирует наглядно-действенное мышление, направленное на решение практических задач, в связи с чем у них проявляется практический тип мышления. У других ведущую роль играет образное мышление и соответственно проявляется образный тип мышления. У третьих преобладает словесно-логическое мышление и имеет место логический тип мышления.

Учет этих индивидуальных особенностей мыслительной деятельности в организации эффективного учебного процесса необходим для тех педагогов, целью которых является гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка.

Именно этой актуальной проблеме посвящена данная работа, целью которой было изучить индивидуальные особенности мышления и их учет в организации учебного процесса.

Данная цель достигалась с помощью решения следующих задач:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

дать характеристику понятиям «мышление», «виды мышления», «младший школьный возраст»;

рассмотреть особенности организации учебного процесса в младшей школе;

изучить индивидуальные проявления качеств мышления у детей младшего школьного возраста;

подобрать рекомендации для педагогов по организации учебного процесса с учетом индивидуальных проявлений качеств ума.

Гипотезой работы являлось следующее предположение: при организации учебной деятельности младших школьников педагогам необходимо учитывать индивидуальные качества мышления для успешной школьной адаптации и гармоничного и всестороннего развития личности.

В работе был кратко охарактеризован младший школьный возраст, особенности личности и мыслительной деятельности детей этого возраста, раскрыто содержание понятий «мышление», «виды мышления», «индивидуальные проявления умственной деятельности», «учебный процесс».

Для выявления особенностей мышления были проведены методики «Заселение домика», «Классификация понятий». В исследовании участвовало 15 школьников младшего школьного возраста (3 «А» класс).

Выяснилось, что дети к концу младшего школьного возраста подходят не с одновременным развитием всех видом мышления. Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности мыслительной деятельности, влияющие на уровень усвоения школьной программы, и если учитывать эти индивидуальные проявления педагогом при организации учебного процесса, то школьная адаптация будет наиболее эффективной, а значит и всестороннее развитие личности.

Гипотеза доказана, цель и задачи работы достигнуты.

 


Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие. М.: Академия 1999

.   Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. Издательский центр «Академия». 1999

.   Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. Р-н-Дону. Феникс. 2008

.   Кондаков И.М. Психологический словарь 2000

.   Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000

.   Лихачев Б.Т. педагогика. Курс лекций. Прометей 1993

.   Лысенко Е.М. Возрастная психология. Владос-пресс. Москва 2006

.   Немов Р.С. Психология. Кн.1 Москва Владос 2003

.   Немов Р.С. Психология. Кн.2 Москва Владос 2003

.   Немов Р.С. Психология. Кн.3 Москва Владос 2003

.   Петухов В.В. Психология мышления. Издательство Московского университета 1987

.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Владос 1999

.   Рубинштейн Р.С. Основы общей психологии. Питер 2006

.   Сорокун П.А. Психология Псков 2001

.   Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3. Феникс Р-н-Дону. 2000

.   Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестируем будущих первоклашек. Р-н-Дону. Феникс 2004

Содержание работы

 

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования мышления в младшем школьном возрасте

Особенности личности и мыслительной деятельности младших школьников

Общая характеристика мышления. Виды мышления

Особенности учебного процесса в младшей школе

Глава II. Эмпирическое изучение индивидуальных проявлений качеств мышления младших школьников

Организация и методы диагностики индивидуальных проявлений качеств мышления в младшем школьном возрасте

Анализ результатов, полученных при проведении диагностики индивидуальных проявлений мышления у детей младшего школьного возраста

Составление рекомендаций по организации учебного процесса в младшем школьном возрасте с учетом индивидуальный проявлений качеств ума

Заключение

Список литературы

 


Введение

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной личности.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации.

Мышление как познавательный процесс является одним из самых важных процессов развития личности. За короткий промежуток времени мышление проходит развитие от наглядно-действенного мышления (мышления дошкольника) до словесно-логического, позволяющего рассуждать и делать умозаключения в соответствии с законами логики.

В школьный возраст, указывал Л.С. Выгодский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнимо с функциями восприятия и памяти, которые развиты еще лучше). В школе интеллект традиционно развивается так, как ни в какое другое время. Тут в особенности велика роль школы, учителя. Исследования проявили, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания способов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совсем различные свойства мышления детей младшего школьного возраста.

У ребенка должны быть развиты все виды мышления. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности. Но каждый ребенок имеет свои индивидуальные анатомо-физиологические и психические особенности, и вследствие этого - индивидуальный путь развития мыслительных процессов.

В связи с выше сказанным гипотезой работы является следующее предположение: при организации учебной деятельности младших школьников педагогам необходимо учитывать индивидуальные качества мышления для успешной школьной адаптации и гармоничного и всестороннего развития личности.

Цель работы: изучить индивидуальные особенности мышления и их учет в организации учебного процесса.

Задачи:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

дать характеристику понятиям «мышление», «виды мышления», «младший школьный возраст»;

рассмотреть особенности организации учебного процесса в младшей школе;

изучить индивидуальные проявления качеств мышления у детей младшего школьного возраста;

подобрать рекомендации для педагогов по организации учебного процесса с учетом индивидуальных проявлений качеств ума.

Объект исследования: младший школьник.

Предмет исследования: мыслительные особенности младших школьников.


Глава I. Теоретические основы исследования мышления в младшем школьном возрасте


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.