Условий развивающего общения. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Условий развивающего общения.

2021-04-19 49
Условий развивающего общения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

    «В терапевтических группах предполагается, что квалификация, подготовка и опыт руководителя намного выше, чем у остальных членов группы. Влияние назначенного руководителя огромно. То, насколько крепко он держит бразды правления в своих руках, сильно варьируется от группы к группе, но редко бывает, чтобы руководитель отпустил их совсем. Стремясь добиться максимальной личной ответственности и автономии членов группы, руководитель как единственный среди них в то же время обязан гарантировать благополучие каждого. Во всех ролевых взаимоотношениях поведение руководителя сводится к взаимодействию с членами группы в том смысле, что оказываемое им влияние зависит от готовности или способности других воспринимать это влияние». (Newcomb, Turner and Converse, 1965, К. Рудестам, Г. П., с. 33)

    «Ни одна из характеристик личности не гарантирует способности стать хорошим руководителем, хотя часто в этой связи упоминаются такие качества, как энтузиазм, умение доминировать, уверенность в себе, развитый интеллект. Слэвсон (19620, специалист групповой терапии фрейдистского толка, перечисляет следующие свойства личности руководителя: уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила эго, отсутствие склонности к тревоге, восприимчивость, развитая интуиция, способность к эмпатии, развитое воображение, отсутствие склонности к рефлексии, стремление помогать другим и устойчивость по отношению к состояниям фрустрации и неопределенности».(К. Рудестам «Г.П., с. 34)

    По Роджерсу, мы знаем, что необходимыми качествами для психолога являются конгруэнтность, принятие себя, принятие других и эмпатическое понимание.

«Оптимальные помогающие отношения – это вид отношений, создаваемых только психически зрелым человеком. Или, выражаясь по-другому, возможность создать отношения, способствующие развитию других как независимых индивидов, измеряется моим собственным достигнутым развитием» (К. Роджерс «Взгляд на психотерапию» с. 100)

«Человек, выполняющий роль посредника (лидера), должен обладать прежде всего человечностью. И чем более человечным будут его отношения с участниками, тем лучше будут его результаты.

Иначе говоря, обстановка в группе должна быть неофициальной, простой, а расстояние между посредником и участниками – минимальным» (3, с. 199)

На мой взгляд, в качестве идеальных исторических примеров лидеров групп можно назвать Готамму Будду, жившего в 5-ом веке до нашей эры в Индии, и Преподобного Сергия Радонежского, жившего в 12-ом веке в России. Их характеристики как раз соответствуют требованиям, которые предъявлялись К. Роджерсом к лидерам групп, а именно: человечность.

 

Готама Будда.

 

Великий Готама Будда, живший в 5-ом веке до нашей эры, положил основание общине, предвидя торжество Общины Мира. Постоянный контроль поступков, слов и мысли, который он требовал от своих учеников и без которого не может быть успеха на пути к совершенствованию, почти недоступен для находящихся в обычных условиях жизни, где тысячи внешних обстоятельств постоянно отвлекают стремящегося к цели. Жизнь же среди людей, объединенных одним устремлением, общими мыслями и привычками, была великой помощью, ибо давала возможность без потери энергии развиваться в желаемом направлении. 

Два правила были необходимы для поступления в общину: полный отказ от личной собственности и нравственная чистота; остальные правила касались строгой самодисциплины и общинных обязанностей. Вся жизнь общины была строго дисциплинированна, ибо основой учения Будды была железная самодисциплина для обуздания беспорядочных чувств, мыслей и развития непоколебимой воли. Из таких дисциплинированных и воспитанных на суровом отказе от всего личного, следовательно, мужественных и бесстрашных людей хотел Готама Будда создать работников Общего Блага, творцов народного сознания и провозвестников Мировой Общины

Община принимала всех без различия рас, каст, пола, и самые различные стремления и поиски новых путей находили в ней удовлетворение.

В общине проводилось полное равенство всех членов. При выборе старшего возраст не принимали в соображение. Старшинство не измерялось сединой. О том, у кого все достоинство заключалось лишь в преклонном возрасте, говорилось, что он тщетно стар. «Но тот, в ком говорит справедливость, кто умеет владеть собою, кто мудр, тот есть старший».

Будда не хотел устанавливать слишком много правил, он стремился избежать педантичности и однообразия уставов, избежать сделать обязательными многие запрещения.

Все правила стремились оградить и охранить полную самостоятельность ученика.

Прием в общину не сопровождался никакими обетами. Приходящий лишь приносил готовность служить учению. Когда же эта готовность исчезала, ничто не связывало его остаться в общине. Выход из общины был так же прост, как и прием. Многочисленны примеры людей, оставлявших общину и возвращавшихся позднее.

Слово и мощь убеждения были единственным оружием, применяемым Учителем, для воздействия на окружающих. Никогда и нигде не встречаем мы гнева или даже возмущения, но лишь суровое утверждение истины. «Бллагословенный совершенен в вежливости своей речи» – указывает ученик Шарипутра.

Он рассматривал долг человека с точки зрения жизненной полезности, старался приложить утонченные и возвышенные чувства к практической жизни. Всегда и во всем руководила им целесообразность.

Чем глубже мы вникаем в Учение Благословенного, тем ярче выявляется его беспредельное сострадание и любовь, которыми преисполнены все его мысли и действия

«Любовь, освободительница ума, вмещает в себе все, сияя, сверкая и излучая».

«Подобно матери, охраняющей свое единственное дитя своею жизнью, воспитывайте в себе такую любовь ко всем существам».

Любовь Будды, как неизмеримый поток, не могла быть исчерпана никакой ненавистью или враждебностью. Напротив, враждебные выпады еще вполне выявляли ее. Поэтому он завещал своим ученикам:

«Чтобы не говорили люди о вас, будь то справедливо, учтиво или неучтиво, умно или глупо, с добротою или со злобою, мои ученики, вы должны приучить себя к этому. Ваш ум должен оставаться чистым, незапятнанным. Также и злое слово не должно исходить из ваших уст. Добрыми и сострадательными должны вы пребывать, сердцем любящими и не таить в себе ненависти. Окружите такого человека непрекращающимся потоком любвеобильной мысли. И, продолжая от него, наполните весь мир постоянными мыслями любвеобильной доброты, мыслями широкими и растущими, как мир, свободными от ненависти, свободными от злобы. Так, ученики, должны вы воспитывать себя». (Маджхима Никая, стр. 127.)

«Любовь, как она была преподана Благословенным, будучи освобождением ума, лежала в основании всего действительно великого». (Е. И. Рерих «Основы Буддизма» стр.30)

 

 

Преподобный Сергий Радонежский.

 

Другой пример религиозного объединения, в котором были созданы условия развивающего общения, это Братская Обитель, возникшая в 12-ом веке на Руси под руководством Преподобного Сергия Радонежского.

«Число иноков в Обители довольно долго ограничивалось двенадцатью по причине трудности добывания средств к пропитанию»

Число 12 не случайно, апостолов тоже было12. «Двенадцатигранник является одним из самых совершенных образований, такая динамическая сила может противостоять многим натискам. Систематически спаянная группа из 12 человек может, поистине, даже владеть мировыми явлениями». (А. Клизовский «Основы миропонимания новой эпохи» 1-й том, с.242, «Агни Йога, с. 137)

«Установленные Преподобным правила, указывают на суровость дисциплины. Так, после вечерни не разрешалось братии выходить из келии и беседовать друг с другом. Каждый должен был пребывать в своей келии и упражняться в молитве, в уединенном богомыслии и, чтобы руки их не были праздны, заниматься рукоделием, не давая возможности лености овладеть телом.

Часто в глухие зимние ночи Преподобный обходил тайно братские келии для наблюдения исполнения правил его, и если находил кого на молитве, или читающим книгу, или за ручным трудом, радовался духом и шел дальше; но если слышал празднословящих, то легким ударом в оконце подавал знак о прекращении недозволенной беседы и удалялся. Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося.

Другим замечательным правилом Преподобного было запрещение братии ходить из обители по деревням и просить подаяния, даже в случае крайнего недостатка в пропитании. Он требовал, чтобы все жили от своего труда или от добровольных, не выпрошенных подаяний. Труд в его Учении играл огромную роль. Сам он подавал пример такого трудолюбия и требовал от братии такой же суровой жизни, какую вел сам. Преподобный носил воду с двумя водоносами для братии, молол ручными жерновами, пек просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию, по выражению Епифания, «как раб купленный». Летом и зимою ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной, и, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу против двух человек», и ростом был высок

Можно утверждать, что Сергий нашел путь к сердцам не только путем чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходящих к нему» (6, с. 25)

Из приведенных примеров видно, что духовное преображение и рост членов общества зависел во многом от руководителя, который вдохновлял их на эти изменения. Но, как нам уже известно, «изначально чистые личности рождаются крайне редко», поэтому примеров, подобных этим, в истории человечества мало. Гораздо больше примеров, когда лидеры способствовали духовной деградации своих последователей. (Достаточно вспомнить имена Наполеона, Сталина, Гитлера.) Исторический опыт учит людей распознаванию.

Из этих примеров можно сделать заключение, что выдающиеся руководители обладали общими качествами, которые способствовали развивающему общению и духовному росту своих последователей, а именно::

1. След ование принципам, которые проповедуешь, (самая лучшая проповедь – собственное поведение).

2. Высокая требовательность к себе и подчиненным.

3. Строгая дисциплина.

4.Любовь к людям.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.