Коммуникативный подход Карла Роджерса. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Коммуникативный подход Карла Роджерса.

2021-04-19 133
Коммуникативный подход Карла Роджерса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коммуникативный подход Карла Роджерса.

Свойства отношений, которые способствуют

Личностному росту.

.  

«Мой интерес к психотерапии побудил у меня интерес ко всем видам помогающих отношений. Под этим термином я понимаю отношения, в которых по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими.

Каковы же свойства отношений, которые действительно помогают и способствуют личностному росту?

В этой области не проводилось много исследований, но то, что есть, возбуждает интерес и вызывает на размышления. Интересные доказательства содержит тщательное изучение отношений между родителем и ребенком, проведенное несколько лет тому назад Болдуином и др. в институте Фелса. Из всех сочетаний различных отношений к детям наиболее способствует развитию отношение «принятие – демократичность». Дети, имеющие с родителями теплые и равноправные отношения, показали ускорение интеллектуального развития (увеличение 10), развитие творчества, эмоциональной защищенности и контроля; они менее возбудимы, чем дети, не имеющие с родителями таких отношений. Хотя вначале их социальное развитие шло медленно, к школьному возрасту они стали популярными, доброжелательными, неагрессивными лидерами.

    В тех случаях, где отношение родителей было определено как «активно отвергающее», у детей наблюдалось небольшое отставание в умственном развитии, относительно плохое использование своих способностей и некоторое отставание в творчестве. Они были эмоционально неустойчивы, непослушны, агрессивны и склонны ссориться. Дети родителей с другими видами отношений по своим качествам относятся к группе, промежуточной между этими двумя». (1, с.83-84)

«Другое интересное исследование посвящено тому, как человек, которому помогают, воспринимает это отношение. Хайне (11) изучал индивидов, пришедших за психотерапевтической помощью к психоаналитику, на психотерапию Адлера и на психотерапию, центрированную на клиенте. Независимо от типа психотерапии эти клиенты сообщали о сходных изменениях в себе. Когда их спрашивали, чем вызваны происшедшие в них изменения, они приводили объяснения, различающиеся в зависимости от ориентации тераписта. Однако более важным было их единодушное мнение о том, какие отношения с врачом помогли им. Они указали, что изменения вызвали в них следующие качества отношений: доверие, которое они чувствовали к тераписту, понимание их врачом, чувство самостоятельности в выборах и решениях. Наиболее эффективным был метод общения тераписта с пациентом, когда первый прояснял и открыто говорил о тех чувствах пациента, к пониманию которых пациент приближался неуверенно и без полной ясности.

Из этих различных исследований, мы можем заключить: важнее являются отношения и чувства тераписта, чем его теоретическая ориентация. Его методы и средства менее важны, чем его отношение к клиенту. Также стоит заметить, что не менее важно, как клиент воспринимает отношение и методы тераписта. Именно это восприятие является решающим».(1, с. 85-87)

Конгруэнтность

Принятие себя

3.Принятие других

4.Эмпатическое понимание

 

Сотрудничество и кооперация как условия

Развивающего общения.

Жизнь человека – явление социальное. Человеку необходимо ощущать свою принадлежность к какой-либо группе. Вначале этой группой является семья, потом группа в детском саду, школе и внешкольном учреждении, впоследствии появляются группы по интересам, группы в трудовых коллективах, религиозные группы. «Любое общение всегда было полезно и выгодно для людей, по сравнению с его отсутствием. Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического и эмоционального контакта с людьми деградируют и, в конце концов погибают» (Э. Берн «Игры…» с.19). Погибают без общения не только младенцы. Без умения ладить друг с другом и общаться погибают целые государства. Известно, что общество, в котором сотрудничество и кооперация не имеют место, обречено на гибель. Достаточно вспомнить исторический пример монголо-татарского нашествия на Русь. 200 лет Русь находилась под гнетом монголо-татарского ига, пока не объединилась для борьбы с врагом.

А. Клизовский в книге «Основы миропонимания новой эпохи» (том 1, с.242) пишет:«Развитие жизни возможно лишь благодаря сотрудничеству и кооперации всех сил природы между собою. Если мы обратимся от человеческой жизни к жизни низших царств природы, то всюду увидим целесообразность и согласованность с общим течением космической жизни. Если в животном и растительном мирах мы видим борьбу отдельных видов между собою, то такая борьба является необходимой ступенью их эволюции, но каждый отдельный вид не вступает в борьбу с себе подобными и для защиты своих жизненных интересов и достижения более сложных задач собирается в группы, в стаи, в стада. То, что недоступно одному, доступно многим при сотрудничестве. Стремление найти в другом опору для своей слабости всегда побуждало более слабых в целях защиты себя от более сильных действовать против них сообща, организованно. Это было первой побудительной причиной для кооперативных выступлений. Вторым мотивом было желание достигнуть результатов непосильных и недоступных для одного человека.

Но для истинной кооперации этих двух мотивов недостаточно. Для сотрудничества более высокого необходима готовность отказа от личного эгоизма, личных выгод и преимуществ для общей цели и пользы. Необходима жертвенность и согласованность своих желаний и стремлений с желаниями и стремлениями других».

Как достигнуть сотрудничества и кооперации в обществе?

Как создать условия, в которых человек мог бы исправиться, получить возможность развиваться и расти духовно.

Ответы на эти вопросы я попытаюсь дать в следующих главах.

 

    Изменение межличностных отношений в группе.

 

Согласно зороастрийскому учению создание на Земле идеального общества, состоящего исключительно из перевоспитанных, сознательных, бескорыстных и честных людей невозможно.

«В зороастризме считается, что жизнь человека, которую он должен пройти от начала и до конца – это работа, проверка, испытание и, самое главное, шанс для развития. А та работа, которую мы здесь должны делать – это выбор, выбор между добром и злом.

    Мир Земли – место очищения и направлены мы сюда именно потому, что в прошлом мы сделали неправильный выбор, нарушив тем самым изначальную гармонию мира.

Пока наш мир в целом не преодолеет заключенное в нем зло, он будет использоваться только как место для исправления провинившихся. Изначально чистые сущности воплощаются у нас крайне редко, это единичные случаи. Очень мало также и тех, кто в течение жизни осознал свои ошибки, решительно встал на путь заметного продвижения. Тем более нелепо пытаться воплотить свою голубую мечту об идеальном устройстве общества насильственными средствами. Создать такое общество невозможно, его можно только объявить» (10, с.92).

Если рассматривать наш мир как место для исправления и работы, то самый лучший метод исправления – групповой.

«Обычно легче изменить индивидов собранных в группы, чем изменить любого из них по отдельности» (4, с. 15,Курт Левин).

 

 «Постоянный контроль поступков, слов и мысли, без которого не может быть успеха на пути к совершенствованию, почти недоступен для находящихся в обычных условиях жизни, где тысячи внешних обстоятельств постоянно отвлекают стремящегося к цели. Жизнь же среди людей, объединенных одним устремлением, общими мыслями и привычками, была великой помощью, ибо давала возможность без потери энергии развиваться в желаемом направлении.». (Е.И. Рерих «Основы Буддизма», с.30).

 

Возможно, поэтому сегодня огромную популярность получили групповая психотерапия и группы психологической поддержки, возглавляемые квалифицированными психотерапевтами и психологами. «Основные задачи таких групп – взаимное исследование, получение знаний о собственной личности, ее развитие и раскрытие».(Barrett-Lennard, 1975, 4, с. 15) 

Цели различных групп отличаются друг от друга. «В терапевтической группе или группе личностного развития главным является душевный комфорт их участников. Целью участия в группах развития может быть переживание радости и самоудовлетворения. В психотерапевтических группах задачи обычно связаны с самоисследованием и самопознанием. Цель участников – избавление от серьезных эмоциональных проблем или их предотвращение, а также достижение определенных изменений в поведении и психике». (Yalom, 1975, 4, с. 17)

«Группы встреч - одно из величайших социальных изобретений 60-х годов – в большей степени ориентированы на создание чувства общности и развития у участников способности к установлению близких межличностных отношений». (Kaplan and Sadock, 1972,.4, стр. 82)

 

. Человека формирует группа, она же и способна его изменить.

Вопрос лишь в том: «Как?» Ведь группа состоит из людей с проблемами. Что они могут дать друг другу? Не случайно, в обществе так много одиноких людей, которые чувствуют себя несчастными и больными от недостатка любви и тепла.

«Дэвид Ризман окрестил целое поколение «толпой одиночек», подчеркивая тем самым, что даже в присутствии других человек может чувствовать себя отрезанным от них, изолированным, одиноким». (К. Рудестам «Групповая психотерапия»)

    Если группа, действительно, может изменить человека, то почему же тогда человечество так мало преуспело в своем духовном росте? По видимому, главную причину в позитивном изменении людей, нужно искать в поведении лидера группы, доказательства этому я попытаюсь дать в следующей главе.

О влиянии руководителя на формирование

Стадии группового развития.

 

К. Роджерс, в результате многолетней практики в области групповой психотерапии, пришел к выводу, что каждая группа проходит несколько стадий своего развития.

 

1. Замешательство. Лидер или посредник группы объявляет участникам в самом начале, что не собирается управлять группой и что всем предоставляется полная свобода действий. Вполне естественно, что люди поначалу теряются, смущаются, наступают неловкие паузы, разговор почти не поддерживается, общение носит поверхностный характер.

2 Нежелание раскрыться или высказаться. Обычно участники сначала показывают друг другу лишь свою «оболочку», а то, что спрятано за ней. проявляется не сразу, со страхами и опасениями.

3  Описание пережитого. Люди рассказывают о фактах из своей биографии.

4 Выражение отрицательных эмоций. Первые важные непосредственные эмоции носят отрицательный характер и относятся к другим членам группы или к посреднику.

5 Выражение и исследование важного для личности материала. Участник понял: эта группа частично принадлежит ему. И он может помочь развитию группы. Отрицательные эмоции были выражены и приняты, или не совсем приняты, в любом случае без катастрофических последствий. А значит здесь есть, хотя и рискованная, но свобода. Затем в группе устанавливается атмосфера доверия, и участник решает рискнуть - раскрыть хоть немного для других свое «я».

6 Выражение спонтанных чувств между участниками группы. Включение участника в жизнь группы отмечено открытым выражением его непосредственных чувств и переживаний по отношению к окружающим.

7  Развитие в группе способности исцелять. Одна из наиболееудивительных сторон жизни любой группы психотерапии – проявляющаяся естественная и спонтанная способность многих участников облегчать и исцелять боль и страдание окружающих. (2,. 30)

 

Терапевтические возможности группы.

 

Если в группе возникает серьезная ситуация (например, кто-то очень странно ведет себя, проявляя элементы психопатии), я полагаюсь на участников: они не менее, а иногда и более меня способны успешно проводить терапию. Профессиональный врач часто мыслит шаблонно и ему проще повесить ярлык на чье-то поведение, например: «Типичный параноик!» В результате он несколько отстраняется от человека и смотрит на него скорее как на объект терапии. В то же время неискушенный участник продолжает относиться к больному как к личности, и насколько мне известно, подобное отношение приносит гораздо больше пользы. Поэтому если в поведении кого-либо из участников наблюдаются явные отклонения, я больше надеюсь на мудрость группы. Это и унижает, и вдохновляет. И я убеждаюсь, какие невероятные возможности помогать другим таятся в каждом обыкновенном человеке, и как успешно они используются, если только дать им свободно проявиться.(2, с.76)

8 Самоприятие и начало изменений. Многие понимают, что прежде чем измениться, им надо пройти этап самоприятия. Пример: «Я очень властный человек и люблю командовать. Мне действительно нравится использовать людей как материал для создания каких-то новых форм. Внутри меня как бы живет обиженный и затравленный мальчишка и ему очень жалко самого себя. Внешне я знающий и квалифицированный руководитель, а на самом деле -–это мальчишка».

9 Разрушение оболочки. Постепенно в группе создается атмосфера неприятие того из участников, кто продолжает прятаться за маску или ширму.

10 Налаживается обратная связь между участниками. Во время свободного непосредственного общения участник получает массу информации о том, каким его видят другие.

11 Столкновение. Хотя столкновения могут быть и положительными, гораздо чаще они бывают отрицательными.

12 Истинное общение.  Более тесный и прямой контакт между участниками, - гораздо реже встречающийся в обычной жизни. Один мужчина сквозь слезы поведал нам о своей трагедии (у него умер ребенок), которую он впервые пережил по-настоящему, отдавшись горю целиком и не сдерживая никаких чувств. Другой, тоже с полными слез глазами, признался: «Я никогда еще не чувствовал чужую боль так, как сейчас – мне даже физически больно. Я с тобой – одно целое». Такого истинное сопереживание, истинное общение.

13 Выражение положительных чувств и близости. Один из участников, пытаясь подвести своеобразный итог встреч группы, так описал свои ощущения: «…Это то, что я называю утверждением – неким утверждением себя, утверждением уникальности и, одновременно, универсальности личностных качеств каждого, утверждением, что что-либо позитивное может произойти лишь когда мы вместе станем человечнее…»

14 Поведенческие изменения в группе. В самой группе происходят большие поведенческие изменения. Меняются жесты. Меняется тон беседы – то твердый, то нежный, почти всегда естественный, эмоциональный. Участники проявляют удивительно вдумчивое и заботливое отношение друг к другу

Один из участников дает целый список изменений: «Я более открыт, непосредственен, более свободно выражаю свои мысли. Во мне больше сочувствия, симпатии, терпимости. Я более уверен в себе, по-своему более религиозен. Более искренними стали мои отношения с семьей, друзьями и сотрудниками, я более открыто выражаю свои настоящие чувства, симпатии и антипатии. Теперь я охотнее предлагаю другим свою помощь».

Вот отрывок из записей одной женщины: «Приобретенный в группе опыт сразу же сказался на отношениях с детьми, что было важно и для меня и для мужа. Я поняла насколько мне помогли приятие и любовь группы незнакомцев, и вернувшись домой, более искренне и непосредственно выражала свою любовь к близким. А опыт понимания и приятия других очень помог мне в отношениях с близкими и друзьями.(2, с.22-50).

                           

Роджерса.

 

1. Мой опыт показал, что я не могу научать другого человека, как

обучать. Все мои попытки сделать это в конце концов оказываются тщетными.

2. Мне кажется, что все, чему можно научить другого, относительно неважно и мало или совсем не влияет на поведение.

3. Я почувствовал, что значительно влияет на поведение только то знание, которое присвоено учащимся и связано с открытием, сделанным им самим.

4. Знание, которое добыто лично тобой, истина, которая тобой добывается и усваивается в опыте, не может быть прямо передана другому

5. Вследствие того, о чем было сказано выше, я понял, что у меня пропал интерес быть учителем.

6. Когда я пытаюсь учить, как иногда я это делаю, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно. Когда это случается, обнаруживается, что в результате приносится вред. Кажется, что обучение приводит человека к недоверию к своему собственному опыту и разрушению значимого для него знания. Поэтому я почувствовал, что результаты обучения либо не являются важными, либо вообще вредны.

7. Когда я оглядываюсь назад, вспоминаю мое обучение в прошлом, кажется, что истинные результаты аналогичны – либо нанесен вред, либо ничего важного не случилось

8. Вследствие этого я понимаю, что мне интересно обучаться самому, предпочитая изучать то, что для меня имеет смысл, что оказывает значимое влияние на мое поведение.

9. Я нахожу, что очень полезно обучаться – в составе группы, в отношениях с одним человеком, как в психотерапии, или самостоятельно, одному.

10. Я нахожу, что один из лучших, но наиболее трудный для меня путь обучения – это отбросить свое собственное защитное поведение (хотя бы временно) и попытаться понять, как переживается другим человеком его опыт и какое он имеет для него значение.

 

«Если бы опыт других людей был бы аналогичен моему и если бы они обнаружили в нем аналогичный смысл, из этого вытекало бы следующее:

1. Такой опыт подразумевал бы, что мы отказались от обучения. Люди собирались бы вместе, если бы очень хотели учиться.

2. Мы отказались бы от экзаменов. Они измеряют не тот вид знания, который важен для человека, добывающего знания.

3. Последствия состояли бы в том, что мы отказались бы от отметок и зачетов по той же причине.

4. Мы отказались бы от степеней как мерила компетентности, частично по той же причине. Другая причина в том, что степень отмечает конец или завершение чего-либо, а тот, кто учится, заинтересован только во все продолжающемся процессе учения.

5. Мы отказались бы от представления результатов, так как мы осознали бы, что никто не может хорошо изучать что-то, исходя из результатов». (1, с. 107).

«Если бы опыт других людей был бы аналогичен моему и если бы они обнаружили в нем аналогичный смысл, из этого вытекало бы следующее:

1. Такой опыт подразумевал бы, что мы отказались от обучения. Люди собирались бы вместе, если бы очень хотели учиться.

2. Мы отказались бы от экзаменов. Они измеряют не тот вид знания, который важен для человека, добывающего знания.

3. Последствия состояли бы в том, что мы отказались бы от отметок и зачетов по той же причине.

4. Мы отказались бы от степеней как мерила компетентности, частично по той же причине. Другая причина в том, что степень отмечает конец или завершение чего-либо, а тот, кто учится, заинтересован только во все продолжающемся процессе учения.

6. Мы отказались бы от представления результатов, так как мы осознали бы, что никто не может хорошо изучать что-то, исходя из результатов». (1, с. 107).

7.

Учебные заведения.

 

«Что касается внутренней жизни в учебных заведениях, то уже давно назрела необходимость расширить участие в ней обучаемых, установить тесные связи между преподавателями, администрацией и студентами».

 

                       Усовершенствованный проект.

 

«Эксперименты проводились в школах г. Луисвилла, шт. Кентукки. Ввиду тяжелого положения, создавшегося в системе образования города, фактически кризиса (больше всего неуспевающих, больше всего исключенных из школ, осужденных несовершеннолетних правонарушителей, наивысший показатель неустойчивости состава учителей и учащихся, больше всего безработных и т. д.), были разработаны новые смелые планы.

Вкратце проект можно охарактеризовать следующим образом: он разделен на 2 составные и тесно связанные между собой части. Первая – программа по развитию организации, предусматривающая серию встреч группы психотерапии в выходные дни (с денежной компенсацией). В группу входят директора, учителя, попечители и несколько родителей. Цель – укрепить связи между всеми сотрудниками школьной организации и лицами, связанными со школой, стимулировать их активность в разработке и обсуждении новых программ и направлений. Вторая часть – стимулирование активности преподавателей местных школ. Одной из главных целей программы является «повышение квалификации учителей, т. е., обучение их использованию навыков межличностного общения для установления более доверительных, эмпатических отношений с учениками» (2,с. 194).

 

Будущее зависит от нас.

 

«Если мы старательно пытаемся понять наши обязанности управляющих, учителей, консультантов в образовании, профконсультантов, терапистов, значит мы работаем над проблемой, которая определит будущее нашей планеты. Потому что наше будущее будет зависеть не от естественных наук. Оно зависит от нас, тех, кто пытается понять и иметь дело со взаимодействиями между людьми, от тех, кто создает помогающие отношения». (1, с. 101).

 

                       Список литературы.

 

1. Роджерс К.Р. «Взгляд на психотерапию. Становление человека». Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной – М.: Издательская группа «Прогресс, 1994г.

2. Роджерс К. Р. «О групповой психотерапии». Пер. с англ., Москва, Гиль-Эстель, 1993г.

3. Роджерс К. Р. «Клиентоцентрированная психотерапия». Издательство «Рефл-бук», Москва, 1993г.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия» - СПб: Питер. Ком, 1999г. (Серия «Мастера психологии»)

5. Берн Э. «Игры, в которые играют люди». Пер. с англ./Общ. ред.М.С, Мацковсого. – М.: Лист-Нью;Центр общечеловеческих ценностей, 1997г.

6. «Знамя Преподобного Сергия Радонежского». Составители Ю. М. Ключников, Е. А. Данилов. Очерк Н. Яровской (Е. И. Рерих) «Преподобный Сергий Радонежский». Сибирское рериховское общество. Издательство «Сибирь. 21 век». Новосибирск, предприятие «Гемеос». 1991г.

7. Рерих Е. И. «Основы Буддизма». Талин. 1990г.

8. Клизовский А. «Основы миропонимания новой эпохи, том 1. Издательство «Виеда», г. Рига, 1991г.

9. Бах Р. «Чайка по имени Джонотан Ливингстон». Повесть – притча. Москва, ГП «Малоярославская типография». 1994г.

10. Глоба П. «Живой огонь. Учение древних ариев». Издательство «Вагриус» 1995г.

Коммуникативный подход Карла Роджерса.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.