Тест опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, 1993) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тест опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, 1993)

2021-04-19 483
Тест опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, 1993) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диагностические возможности

Для исследования самоотношения мы воспользовались тест - опросником для диагностики самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева. Опросник состоит из 57 пунктов, сформулированных в виде утверждений.

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

4. глобальное самоотношение (шкала S);

. самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям в отношении к себе (шкала I; шкала II, шкала III, шкала IV);

. уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я» (шкалы 1-7).

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.

В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно ему не безразличны: то, что в них раскрывается оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Материал и процедура проведения

Испытуемым предоставляется 5 утверждений и лист ответов (см. Приложение 3). Дается следующая инструкция: «Тебе предлагается ответить в листе ответов на следующие 57 утверждений. Если ты согласен с утверждением, то поставь знак «+», если не согласен, то знак «-».

Обработка и интерпретация данных

Авторы методики выделяют следующие группы шкал.

Шкала S (измеряет интегральное чувство «за» и против «собственного «Я» испытуемого).

Шкала I - самоуважение (шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяют веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь).

Шкала II - аутосимпатия (шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, призрение, издевка, вынесение самоприговоров).

Шкала III - ожидаемое отношение от других (шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отражения к себе окружающих).

Шкала IV - самоинтерес (шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности, интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других).

Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или внутренние действия в адрес «Я» испытуемого:

Шкала 1 - самоуверенность.

Шкала 2 - отношение других.

Шкала 3 - самопринятие.

Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность.

Шкала 5 - самообвинение.

Шкала 6 - самоинтерес.

Шкала 7 - самопонимание.

Подсчет ведется путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору по специальной таблице переводится в условный балл.

Методика Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн, вариант, разработанный А.М. Прихожан (2007)

Диагностические возможности

Данная методическая процедура позволяет определить высоту самооценки, уровень притязаний. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, характер, ум, способности, авторитет у сверстников, внешний вид, уверенность в себе.

Материал и процедура проведения

Испытуемым предлагается бланк методики, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов.

Методика проводится с целым классом учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог отвечает на все задаваемые вопросы. После этого обучающимся предлагается выполнить задание на первой шкале (здоровый - больной). Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого обучающиеся работают самостоятельно. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции занимает 10 - 15 мин.

Обработка и интерпретация данных

Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит.

Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).

. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяется:

высота самооценки - от «0» до знака «-»;

уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;

величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до «-»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем анализируемым шкалам.

. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя все значки «-» (для определения дифференцированности самооценки) или «х» (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьника разных сторон своей личности, успешности деятельности.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и соответственно, тем меньшее значение она имеет и может использоваться лишь для некоторой ориентировки.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.