Отношение человека к себе в структуре самосознания — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Отношение человека к себе в структуре самосознания

2021-04-19 66
Отношение человека к себе в структуре самосознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема отношения человека к себе - одна из самых сложных психологических проблем, которая, несмотря на значительное количество работ (Р. Бэрнс, Л.И. Божович, С.Р. Пантелеев, Е.А. Селезнева, В.В. Столин, и др.), не исчерпывает себя и раскрывается перед исследователями во все новых аспектах. Современные психологи чаще всего рассматривают отношение к себе (самоотношение) как сложное когнитивно-аффективное образование, которое выступает и как компонент самосознания, и как компонент системы отношений человека [Селезнева, 2008].

Самосознание - высший уровень развития сознания, основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях.

И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как сложный психологический процесс, заключающийся в восприятии личностью многообразных «образов» самого себя в различных ситуациях деятельности и в соединении этих образов в единое целостное образование - в представление, а затем в понятие о собственном Я. Процесс самопознания тесно связан с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщённые результаты познания себя и эмоционально-ценностного отношения закрепляются в соответствующую самооценку, которая становится регулятором поведения личности. Таким образом, И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как единство трёх сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения. Самосознание является динамичным образованием психики, находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в постоянном функционировании [Чеснокова, 1974].

Подробно самосознание изучал В.В. Столин (1983), он описал различные функции самосознания человека. Мотивирующие функции самосознания побуждают человека к определенной деятельности, поступку и могут иметь различное происхождение. Они могут корениться в представлениях об «идеальном Я» и быть связанными с нравственными категориями совести, долга, ответственности. Они могут являться отражением рассогласования «настоящего Я» и «будущего Я». Мотивирующим эффектом обладает и чувство собственного достоинства и самоуважения, требующее своего поддержания с помощью тех или иных реальных деятельностей. Структуры самосознания и соответствующие процессы могут участвовать в целеобразовании, т.е. в подборе таких целей, служащих достижению мотива, которые согласуются с «Я-образом» в целом, с представлениями о своих возможностях, правах, обязанностях, долге. Структуры самосознания могут воспрещать те или иные поступки, действия или, напротив, бездействие. Самосознание в его когнитивной и эмоциональной форме может детерминировать отношение к окружающим, а также стиль и характер общения с ними. Самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт и, следовательно, развитие личности в целом. Узаконивая те или иные черты или, напротив, объявляя борьбу с самим собой, человек в какой-то мере сам предопределяет, каким он будет. Самосознание может служить формой самоконтроля в самых различных деятельностных формах проявления человека [Столин, 1983].

Самооценка является необходимым компонентом развития самосознания. Она включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным [Савонько, 1972, с. 81].

Самооценка в психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Мы имеем ввиду, в частности, работы Л.И. Божович, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, А.М. Прихожан и др.

В литературе по проблеме самосознания широко представлены данные об эмоциональных отношениях себялюбия, аутосимпатий самоуважения, самовосхищения, неудовлетворенностью самим собой и т.д. В.В. Столин (1983) выделяет три эмоциональные оси самоотношения:

) симпатия-антипатия;

) уважение-неуважение;

) близость-отдаленность.

Интересно, что эти оси, как показал автор, определяют также строение эмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку, а их представленность в самоотношении объясняется указанным Л.С. Выготским механизмом перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу [Выготский, 1999].

Понимание Я-концепции как совокупности установок «на себя» отчетливо зафиксировано Р. Бернсом. В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к «Я-концепции» конкретизируются следующим образом: образ «Я» - представление индивида о самом себе [Бернс, 1986].

С.Р. Пантелеев трактует самоотношение, как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к себе самому [Пантелеев, 1991].

В.В. Столин и С.Р. Пантелеев (1993) считают, что в ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно ему не безразличны: то, что в них раскрывается оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Поэтому авторы выявили три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1. глобальное самоотношение;

. самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям в отношении к себе;

. уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.

Осознанная потребность в личностном самоопределении возникает у человека на рубеже подросткового и раннего юношеского возрастов, т.е. в старшем подростковом возрасте, который является одним из наиболее важных этапов развития личности. Л.И. Божович (1995) подчеркивала, что самоопределение подростков представляет собой «аффективный центр» их жизненных ситуаций. Именно в этот период активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система самооценки, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, определяются ценностные ориентации, складывается жизненная позиция.

В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка, сопровождающийся неравномерность физического развития. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая порой неестественные позы, пытаясь бравадой, нарочной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывает часто бурную реакцию, подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах окружающих [Соколова, 1989].

Самооценка подростка зачастую нестабильна и дифференцирована. Согласно литературным данным на подростковый возраст приходится самый противоречивый и конфликтный этап развития самооценки. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков [Селихов, 1999].

С возрастом самооценка, как мотив поведения и деятельности, начинает играть все большую роль в жизни подростка и в формировании его личности. Она становится все более устойчивым образованием. Так, по данным Е.И. Савонько, в VI классе количество обучающихся, ориентированных на самооценку, значительно возрастает по сравнению с III классом (до 69%). А в девятых классах группа обучающихся, ориентирующихся на самооценку, еще более возрастает (до 76%). Правда, при переходе от VI к IX классу тенденция к увеличению количества «самооценочных» обучающихся выражена менее резко, чем при переходе от III к VI классу. Это указывает на то, что основной сдвиг в ориентировке (с оценки на самооценку) происходит именно в VI классе, где в наибольшей мере выражены черты, типичные для подросткового возраста. Ведь именно в этом возрасте существенно возрастает потребность в самооценке и ее значении [Савонько, 1972, с. 99].



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.