Описание внедрения программы формирования — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Описание внедрения программы формирования

2021-04-19 62
Описание внедрения программы формирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В данном параграфе мы представим ход и особенности проведения формирующего эксперимента, дадим характеристику условий создания национальной предметно-развивающей среды, анализ деятельности дошкольного педагога по формированию у детей знаний о культуре других народов. А также анализ деятельности детей по формированию правильных межличностных отношений между детьми разных национальностей.

Дадим сравнительный анализ сформированности межличностных отношений до и после формирующего эксперимента.

Дошкольный возраст - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентацией в окружающем мире (42.280).

В ходе формирующего эксперимента необходимо: создать эмоционально-благоприятную обстановку в группе детей, которая направлена на формирование правильных межличностных взаимоотношений между детьми разных национальностей. Организовать предметно- развивающую среду для ознакомления детей с культурой других народов с учетом нюансов всех национальностей представленных в ДОУ; обеспечить правильное взаимодействие педагогов с детьми для более успешного формирования межличностных отношений, общения между детьми разных национальностей.

При формировании положительных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, мы должны учитывать ряд психолого-педагогических условий. - возрастные особенности, - индивидуальные особенности, - национальные особенности - психолого-педагогические особенности предметно-развивающей среды.

На первом этапе формирующего эксперимента необходимо провести работу по созданию предметно-развивающей среды, которая стимулировала бы интерес детей в получении ими знаний о разных народах, их национальных праздниках, играх. Побуждало желание узнавать больше о своей нации, и о нациях товарищей по игровому сообществу, прививало интерес к общению между детьми, стимулировало формирование положительных межличностных отношений между детьми разных национальностей.

Обогатить предметно-развивающую среду внесением известных и неизвестных детям инструментов, пособий, материалов: книги (сказки, рассказы, стихи литераторов разных народов), сюжетные картинки с изображением предметов быта, национальных костюмов, создать в дополнение к двум имеющимся мини-музеям мини-музей «Татарский дом» и тому подобное.

В игровой деятельности разучить с детьми игры разных народов, способствующих формированию дружбы, взаимопомощи и взаимовыручки между детьми.

Совместно с педагогами изготовить кукол, национальных костюмов для совместного разучивания с детьми пьес, инсценировок сказок, рассказов авторов разных народов; помочь детям в совместном разыгрывании этих сюжетов.

К имеющейся в наличии фонотеке добавить те музыкальные произведения разных композиторов, музыка которых будет отображать музыкальную культуру национальностей представленных в группах.

Заинтересовать детей участием в совместных народных праздниках, активизировать их желание участвовать в них.

На втором этапе формирующего эксперимента использовать стимулирующее влияние взрослого (педагога, экзаменатора) на формирование межличностных отношений детей в условии поликультурного ДОУ. Фоном такого влияния является отношение воспитателя к ребенку, чтобы ребенок не чувствовал себя скованным, ненужным, неинтересным. Будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к совместной деятельности, вовлечению в эту деятельность отвергнутых детей, снижая их агрессивность по отношению к сверстникам. Способствовать созданию дружного детского коллектива, включающего в себя детей разных национальностей.

Для этого мы запланировали проведение среди воспитателей следующие работы, отвечающие нашим задачам.

 

Таблица №1 Перечень мероприятий для педагогов, направленных на формирование межличностных отношений дошкольников

Формы Тема Цели
Беседа «Такие разные дети» (о национальной культуре, национальностях разных народов) Дать представление педагогам о том, что национальная культура и национальность накладывает свой отпечаток на характер и взаимоотношения ребенка с другими детьми
Тест «Толерантны ли Вы?» (Приложение №6) Выявить уровень толерантности педагогов
круглый стол «Народная игра - как средство формирования межличностных отношений детей разных национальностей» Ознакомить воспитателей с методикой формирования отношений детей с помощью народной игры
лекция «Национальная политика в многонациональном государстве» Сформировать у педагогов представление о состоянии современной национальной политики в России
тренинг «Учимся быть толерантными» Учить педагогов правильному взаимодействию с детьми разных национальностей, а также формированию навыков в работе с детьми по улучшению их межнационального взаимоотношения.
программа «ступени в мир национальностей» Помощь в разработке программы о поэтапном (ступенчатом) ознакомлении детей с национальностями мира, начиная с самой низкой - национальный состав группы, до самой высокой - национальности мира.
Беседа-дискуссия «Обновки для детского сада» Помощь в разработке приемов, методов в содержании обновления предметно-развивающей среды ДОУ с учетом всего национального состава группы

 

Рекомендовали дошкольным педагогам:

использовать методы побуждения детей проявления инициативы - постановка проблемных ситуаций. Ситуации могут быть следующими: предложить совместную игру, выбрать участников, распределить роли и т.п.

использовать эмоциональную оценку. При ее использовании мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, т.е. уровень сформированности его отношений и общения с другими детьми. (Какой ты молодец, Баир, что помог товарищу!; Оля, как хорошо ты придумала какую провести игру!).

По поводу других детей, более скромных, можно использовать мимику, жесты одобрения их поступков.

Обогащение воспитательно-образовательного процесса предметно-развивающей среды национального содержания, находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, уровня развития знаний детей и уровня сформированности межличностных отношений. Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, национальной направленности. Каждый предмет должен внести определенные сведения о культуре, национальностях, быть средством формирования дружелюбия и толерантности. В установлении взаимоотношений между детьми.

Все это говорит о том, что создание предметно-развивающей среды, разучивание и участие в играх и праздниках требует специальной заботы воспитателя.

Каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность с присущими только ей особенностями. Формирование всестороннеразвитого человека возможно только в том случае, если в процессе обучения и воспитания будут учитываться индивидуальные особенности каждого дошкольника. Индивидуальный подход проявляется в подборе программы развития, выборе методов воздействия, определении способов общения, способов формирования отношений со сверстниками (8,160).

Что касается возрастных особенностей, то в результате нарастания энергетической мощности детского организма повышается уровень работоспособности. Таким образом, создаются анатомо-физиологические предпосылки для осуществления новых видов совместной деятельности, для усвоения новых знаний и умений(8,75)

Предметы из предметно-развивающей среды ДОУ могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Все предметы, используемые ребенком, должны соответствовать назначению, помогать ему в получении знаний, помогать формировать межличностные отношения детей.


Таблица №2 Перечень мероприятий для детей, направленных на формирование межличностных отношений дошкольников

Формы Тема Цели

Модуль1 Духовный

 Цикл занятий «Узнаем друг о друге» Поэтапный цикл занятий для знакомства детей с различными нациями, народностями, расами. Начать с ознакомление с национальным составом группы и довести до ознакомления детей с нациями мира.
Беседа «Ступени в мир национальностей» Ознакомить детей с разработанной программой
Беседа «Давайте жить дружно» Сформировать у детей знание, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия.

Модуль 2 Интеллектуальный

Занятие по ознакомлению с окружающим «Что такое, кто такой?» Ознакомить детей с понятиями национальность, народ, миролюбие, толерантность, поликультурность
Игра «Пойми меня» Вырабатывать у детей интерес к разным языкам, учить детей безбарьерному общению
Занятие «Общаемся играя» Помогать строить взаимоотношения между детьми разных национальностей в процессе игровой деятельности, включая в игры всех без исключения детей

Модуль 3 Эмоциональный

Физкультурное занятие «Детские подвижные игры разных народов» (Приложение №5) Направлять действия детей в оказании взаимопомощи и взаимовыручки в подвижных народных играх
Занятие по трудовой деятельности «Обновка для группы» Способствовать совместной деятельности педагогов с детьми в оформлении группы и создании предметно-развивающей среды с учетом национального колорита
Игра «Дружные ребята» Совместное разучивание народных игр

 

В ходе эксперимента, мы проводили с детьми беседы, рассказы о многонациональном разнообразии нашей Родины, о том, что дети разных национальностей должны дружить между собой. Разучивали народные игры. (см. Приложение № 5) Поощряли совместную деятельность детей, предлагали принимать в игры тех детей, которые ранее игнорировались другими. В группе создавалась эмоционально-благополучная обстановка. Используя педагогические условия: возможность самостоятельного формирования межличностных отношений детей; самостоятельной игровой деятельности - организовали предметно-развивающую среду с национальным уклоном, стимулировали влияние педагогов на формирование взаимоотношений и общения детей разных национальностей.

Для того, чтобы обогатить знания детей о народных играх, стимулировать их интерес к совместным игровым действиям мы разучили игры разных народов.

В ходе эксперимента мы выражали уверенность в том, что дети справятся со всеми трудностями. Например: «Какие вы молодцы, ребята, как дружно играете!», «Какой ты молодец, Володя, помог Камилле в игре!», «Мархаба, как ты красиво поешь бурятскую песню!» и т.д. Снятие эмоционального напряжения и развитие заинтересованности детей в общении и совместной деятельности, способствовало активизации детей, побуждало их продолжить общение или совместное дело, делиться своими переживаниями, впечатлениями, помогать и выручать друг друга. Иногда нам приходилось использовать успокаивающие инструкции, гасить возникающие конфликты: «Алеша, ты обязательно выиграешь в этой игре в следующий раз», «Умница, Рашид, ты в сегодняшней игре ни разу, ни кого не обидел», «Баярма, ты же хорошая девочка, и понимаешь, что обзываться - это плохо» и т.д. Такое внимание к детям со стороны педагога или экзаменатора вызывало у детей положительный отклик, они радовались тому, что у них многое получается. Все это вело к положительной тенденции в формировании межличностных отношений детей разных национальностей.

Совместные беседы, обсуждение прочитанных книг, разучивание стихов и песен на разных языках, участие во всех видах деятельности наряду с ними взрослых людей (экзаменаторов, педагогов), все это воспринималось детьми положительно и способствовало созданию дружного, многонационального детского коллектива. Доверительные обращения взрослого к ребенку, его рассказ при демократическом стиле общения о его делах, друзьях, любимых играх, праздниках - все это приводило к благоприятной атмосфере в группе. Что способствовало повышению внимания детей друг к другу, терпимости, уважения, привело к сплочению детского коллектива и к более высокому уровню формированию отношений между детьми разных национальностей в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

Постепенно в ходе наблюдения нами было отмечено большее количество диалогов между детьми, общение стало более содержательным, понятным друг другу, практически не осталось ни одного ребенка, не задействованного в какой-либо деятельности (игровой, творческой, продуктивной). Количество детей, входящих в детские объединения стало на много больше. Время общения детей между собой увеличилось. Также разнообразились их игры, во многих из них стали видны национально- игровые мотивы. Группы детей во время проведения формирующего эксперимента стали более дружными и сплоченными.

Таким образом, в процессе формирования у детей межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среде необходимо учитывать следующие психолого-педагогические условия: возрастные и индивидуальные особенности; возможности предметно-развивающей среды; уровень сформированности знаний детей о культуре других народов.

Следовать принципам систематичности, универсальности, безопасности.

В результате контрольных наблюдений можно сказать, что по сравнению с предварительными наблюдениями (констатирующий этап) в процессе формирования межличностных отношений детей разных национальностей изменилось отношение детей к друг к другу. Дети стали более доброжелательны, дружны, увеличилось число детей в объединениях во время игр и другой деятельности. Знания детей об играх, праздниках разных народов стали шире и образнее. Они стали различать друг друга по национальностям, что привело к еще большему сплочению групп, т.к. в своих играх они стали использовать элементы народных игр. Что касается праздников, дети стали стремиться к более активному участию в них. Общение между ними стало более раскрепощенным по сравнению с констатирующим экспериментом, дети перестали во время общения стесняться того, что не знают каких-либо слов из другого языка, они стали обращаться друг к другу с вопросами: «А как будет по-бурятски …?», «Как на татарском языке звучит …?» и т.п.

Воспитатели стали больше внимания уделять национальным особенностям всех детей, представленных в группах, во время проведения занятий, трудовой деятельности детей, игр.

В играх детей чаще стали встречаться интересные замыслы, в них они стали комбинировать разнообразные знания о национальных культурах, играх других народов. Коллектив детей стал сплоченнее, они стали более свободно общаться между собой, сократилось количество споров при выборе темы игры. Тематика игр значительно расширилась, сюжеты стали включать в себя элементы из обновленной предметно-развивающей среды ДОУ национального направления (посуда, предметы обихода, утварь). Стали чаще проводить игры в мини-музеях («Бурятская юрта», «Русская изба» и в вновь созданном уголке «Татарский дом»). В играх, в процессе общения часто стала завязываться содержательная ролевая беседа. В спортивных народных играх дети стали больше оказывать поддержку друг другу, приходить с взаимовыручкой, радоваться успехам или переживать за неудачи товарищей. Дети поднялись на более высокий уровень в развитии игровых умений. По сравнению с наблюдениями на констатирующем этапе исследования отмечалось значительная заинтересованность во взаимодействии со сверстниками.

При беседе с детьми на предмет симпатии и антипатии значительно сократилось, можно сказать исчезло, количество отвергнутых детей. Непорядок снизилось агрессивность некоторых по отношению к сверстникам.

Следующие таблицы (см. Приложение №4) показывают существенную разницу в количественном и качественном отношении в формировании межличностных отношений детей в условиях поликультурной среде ДОУ, повышения уровня знания детей о народных играх, праздниках, знание своей национальности, а также национальности сверстника, друга. Повысилось желание детей в совместном участии в проведении праздников. Разнообразилась предметно-развивающая среда ДОУ, использовании ее элементов в играх и других деятельностях детей. По сравнению с констатирующим экспериментом по итогам формирующего эксперимента улучшились взаимоотношения и общение детей, стало больше положительных выборов. Повысилась взаимопомощь и взаимовыручка по отношению друг к другу.

Из количественных данных таблицы №7 Приложения №4 мы видим, что знания детей о национальностях повысились, т.е. детей с высоким уровнем стало больше, а детей со средним уровнем уменьшилось. Высокий уровень увеличился: в 1 гр. - с 2 до 10 человек (2% и 50%), во 2 гр. - с 1 до 4 детей (1% и 22%). Средний уровень уменьшился в 1 гр. с 18 до 10 человек (98% и 50%), 2 гр. с 17 до 14 детей (99% и 77%). Детей с низким уровнем в обеих группах нет.

Сравнительный анализ итогов диагностических знаний детей о народных играх и праздниках показал (таблицы №8, Приложение №4),: качественные данные позволяют сделать вывод о том, что наблюдается следующая динамика: количество детей с высоким уровнем в первой группе изменилось c 5 до 10 человек (с 25% до 50%). Вторая группа с 3 до 6 детей (с 16% до 33%), количество детей со среднем уровнем увеличилось: 1 гр. - с 8 до 10 человек (с 40% до 50%), во 2 гр. - с 4 до 10 детей (с 22% до 55%). В первой группе не стало детей с низким уровнем, во второй группе количество детей понизилось с 11 до 2 (с 62% до 12%).

По сравнительному итоговому анализу проведенных диагностик по совместному участию детей в национальных праздниках и играх (таблица №9 приложение №4) следуют выводы: детей с низким уровнем совместного участия в обеих группах нами выявлено не было. Средний уровень понизился, в 1 гр. на 3 человека, т.е. с 8 до 5 человек (40% и 25%), во 2 гр. с 7 до 1 чел.(38% и 6%), и напротив, повысилось количество детей с высоким уровнем 1 гр. с 12 до 15 чел.(60% и 75%), 2 гр. с 10 до 17 чел. (55% и 94%).

Согласно качественным и количественным данным сравнительного анализа итогов диагностики выборов детей в плане формирования межличностных отношений детей и диагностики взаимопомощи и взаимовыручки, нами были сделаны ниже описанные выводы: количество детей с высоким уровнем, т.е. тех детей, которые получили наибольшее количество выборов, в обеих группах увеличилось. 1 гр. с 5 до 12 человек (25% и 60%), 2 гр. с 3 до 8 чел. (7% и 44%) от общей численности детей в группах. Количество детей со средним уровнем уменьшилось. 1 гр. с 12 до 8 чел. (60% и 40%), 2 гр. с 10 до 9 чел. (55% и 49%). В первой группе не стало детей с низким уровнем, т.е. тех детей, которые получили менее 2 выборов. Во второй группе остался 1 ребенок (7%),, мы считаем ситуация улучшилась, по сравнению с констатирующим экспериментом где таких детей было 5 чел, что составляло 28%. (таблица №10, Приложение №4)

С точки зрения взаимопомощи и взаимовыручки (таблица №11, Приложение №4), так же повысилось число детей с высоким уровнем.1 гр. с 3 до 16 чел. (15% и 80%), 2 гр. с 2 до 10 чел. (11% и 55%). Детей со средним уровнем стало меньше. 1 гр. с 16 человек уменьшилось до 4 (80% и 20%), 2 гр. с 12 до 18 чел. (66%и 45%). Детей с низким уровнем нет.

Сравнительный анализ итогов диагностического исследования использования детьми элементов предметно-развивающей среды национальной направленности и ориентации в ней (таблица№12, Приложение №4) позволяет нам сделать следующие выводы: в контрольной группе повысился высокий уровень с 7 до 11 детей (35% и 55%), снизился средний уровень с 10 до 9 человек (55% и 45%), детей с низким уровнем не стало. В экспериментальной группе повысилось количество детей с высоким и средним уровнями. Высокий уровень с 5 до 7 человек (27% и 38%), средний уровень - с 8 до 9 человек (46% и 50%), количество детей с низким уровнем уменьшилось с 5 до 2 человек (27% и 12%).

По нашим данным сравнительного анализа языкового общения между детьми разных национальностей также изменилось, в группах не стало детей с низким уровнем. И напротив повысился средний уровень в обеих группах: 1гр. с 16 до 17 человек (80% и 85%), 2 гр. - с 14 до 15 детей (80% и 83%). Что касается высокого уровня, в первой группе он остался без изменения, во второй группе повысился с 1 до 3 человек (4% и 17%).

Из таблиц и сделанных нами выводов видно, что появилось больше детей с высоким уровнем в 1 гр. 15% во 2 - 11%. Количество детей с высоким и средним уровнями выросло с 56% в контрольной группе и с 44% в экспериментальной группе, до 90% и 70% соответственно. В контрольной группе детей с низким уровнем не осталось. Все исследуемые компоненты находятся на высоком и среднем уровнях, что составляет 100%. В экспериментальной группе осталось лишь 2 ребенка с низким уровнем по двум критериям (знание игр и праздников, использование предметов из предметно-развивающей среды ДОУ в различных видах совместной деятельности), что составляет 10% от численного состава группы.

У всех детей отметились существенные приобретения. Общение в совместной деятельности способствовало повышению уровня сформированности межличностных отношений детей разных национальностей. Усилило общую активность детей, проявило интерес детей к «новому», как в содержании совместной деятельности, так и в ее организации.

Позиция педагогов и экспериментатора в совместной игровой и другой деятельности как партнера, неформальные отношения между детьми и взрослыми - все это способствовало раскрепощенности ребенка, активизировало его взаимодействие со сверстниками.

Дети отметили изменения в группе, проявляли заинтересованность в создании предметно-развивающей среды. В своих играх дети стали использовать различные предметы, изготовленные педагогами национальной направленности. Во время игр педагог или экзаменатор спрашивал у детей: «Что это такое? Для чего это используется? Что мы с ним будем делать?». Тем самым, побуждая малообщительных детей, проговаривать слова на разных языках, что способствовало снятию языкового барьера между детьми.

Участие в праздниках и играх, способствовало формированию правильных, толерантных взаимоотношений между детьми, побуждало в них стремление прийти на помощь, оказать поддержку, подсказать забытую фразу. Детям нравились подвижные, спортивные игры, в которых они преодолевали физические затруднения, при выполнении каких либо упражнений или движений. - Эмоциональный, духовный, интеллектуальный модули объединили детей в общем деле, стимулировали их взаимоотношения. Крупные игровые модули позволили не только представить игровое действие, но и реально их совершить (по настоящему войти в юрту, избу, дом). - Была создана в группе атмосфера раскрепощенности, что открывало возможность для налаживания дружеских «равноправных» отношений взрослого с ребенком, отсутствие критики деятельности ребенка отразилось на результатах формирования межличностных отношений детей. Появились интерес и тяга детей к получению новых знаний о культуре разных национальностей, дети в проявлении своей любознательности стали более активны. Появилось стремление к взаимодействию со сверстниками. - К концу эксперимента мы обратили внимание, что отношения детей изменились, они стали более открытыми друг к другу, более дружными. Дети стали более доброжелательными, как в общении друг с другом, так и педагогами и экзаменаторами. Таким образом, подтвердились наши предположения о том, что формирование положительных межличностных отношений детей разных национальностей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, зависят от уровня знания детей о национальностях, совместного участия в играх и праздниках, безбарьерного языкового общения, обогащения предметно-развивающей среды, учитывающей нюансы всех национальностей представленных в ДОУ.

В условиях детского сада воспитательный процесс проводить в духе толерантности и терпимости, уважении ребенком другого ребенка, независимо от его национальности. Если в содержание образования ДОУ будут включены модули, которые связывают между собой изучение культур народов, представленных в ДОУ независимо доминирующей нации, в данном конкретном случае русской и бурятской наций.


Заключение

 

В теоретических исследованиях о формировании межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, мы опирались на теоретическое положение: Щербаковой Е.И., Лисиной М.И., Абсалямовой А.Г., Джуринского А.Н., Волковой И.Е., Выгодского Л.С., Менджерицкой Д.В., Немова Р.С., Репиной Т.А. и многих других.

Теоретический анализ проблем формирования межличностных отношений детей разных национальностей показал сложность и многогранность организации процесса формирования отношений у детей, в условиях, когда воспитательно-образовательная среда ДОУ является поликультурной. Выявил, что специфика формирования отношений и общения заключается в основном в создании предметно-развивающей среды, в которой учитываются нюансы всех национальностей, существующих в ДОУ, в создании модулей объединяющих все культуры детей групп, в совместном участии, как в играх, ведущей деятельности старшего дошкольного возраста, так и в любой другой деятельности. Участие педагога ДОУ в формировании отношений детей, прививающей детям дух толерантности и миролюбия.

Теоретико-методологический анализ показал значимость проблемы формирования межличностных отношений детей разных национальностей, что в свою очередь обусловило выбор параметров и методик констатирующего эксперимента и направления формирующей работы.

Результаты констатирующего эксперимента выявили особенности и уровень развития сформированности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста разных национальностей, определили особенности работы педагога по обогащению предметно-развивающей среды и руководство играми и общением детей, подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по формированию отношений и общения детей разных национальностей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе исследования мы пришли к выводу, что если следовать выделенным правилам, соблюдать все педагогические условия, упомянутые выше и придерживаться педагогических требований, то все это способствует правильному формированию межличностных отношений.

На контрольном этапе исследования был отмечен рост знаний детей о национальностях, играх, праздниках. Увеличение предметно-развивающей среды ДОУ. Включение в нее предметов всех культур, национальностей, представленных в детском саду. Выявлена положительная тенденция в работе педагога с детьми в условиях поликультурного ДОУ, если эта работа ведется в духе толерантности и терпимости, все это способствовало улучшению положительного влияния на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

Результаты нашего исследования позволили нам заключить, что выдвинутые нами гипотеза нашла свое подтверждение.


Библиографический список

 

1. Абсалямова А..Г. «Мультикультурализм» в постсоветском образовательном пространстве: методология понятия // Дошкольное воспитание. - 2005, №5 - С. 89-93.

2. Абсалямова А..Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004, №5 - С. 50-55.

.   Абсалямова А..Г. Региональный компонент высшего профессионального образования в республике Башкортостан // Дошкольное воспитание. - 2005, №1 - С. 111-117.

.   Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.1,-М.,: Просвещение, 1980.- 544с.

.   Антонова Т.В., Рояк А.А., Година Г.Н. Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений.//Дошкольное воспитание. - 1991, №4 - С. 42-46.

.   Ашиков В. Азбука Мира //Дошкольное воспитание. - 2004,№10 - С.48-53.

.   Барыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971-348с.

.   Бондаренко А.К., Матусик А..И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателей детского сада). - М.: Просвещение, 1997.-196с.

.   Боркова Ж.Б. Адыгейские народные игры. // Дошкольное воспитание. - 2002,№1 - С.53-55.

.   Бэнсом Дж. Мультикультурное воспитание: Практика и общение. -Дельта Кара: 1989, - 226с.

.   Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС.-2002,-256с.

.   Волкова Е. Протасова Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 2002,№12 - С.28-32.

.   Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / Р.С.Буре, Н.А..Михайленко - М.; Просвещение; 1987.- 96с.

.   Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн.для воспитателя дет.сада /Н.А.. Ветлугина, Р.С.Буре, Т.И.Осокина и др.; Под редакцией Л.А..Парамоновой, О.С.Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.-231с.

.   Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителя./ А.Н.Джуринский. - М.: Просвещение, 2007.-96с.

.   Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет.сада/ В.В.Гербова, Р.А.Иванкова, Р.Г.Казакова и др.; Сост.Т.М.Лямина. - М.: Просвещение, 1984. - 288с., ил.

.   Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992,-143с., ил.

.   Гришина Г.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. //Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2005,№1 - С.53-55.

.   Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д. -2003, -290с.

.   Деятельность и взаимоотношения дошкольников/под ред. Т.А.Репиной.- М.: Педагогика,1987, - 192с.

.   Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера,2007,-224с. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М.,: ТЦ Сфера, 2002, - 310с.

.   Игра дошкольника /А.А.Абромян, Т.В.Антонова, Л.В.Артемова и д.р.; под ред. С.Л.Новоселовой.- М: Просвещение, 1989, - 286с.: ил.

.   Играет дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой.- СПб; «Детство-пресс», 2007,-199с.

.   Ильиченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности.// Дошкольное воспитание.-2004,№8-С.20-22.

.   Как построить свое «Я»/ Под ред. В.П.Зимченко.- М.:Просвещение., А.О. «Учеб. лит»,1986, -95с.

.   Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений.- Минск, 1984, - 96 с.

.   Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МГУ, 1993,- 207 с.

.   Крупская Н.К. О дошкольном воспитании: сб. статей и речей. -М.: Просвещение, 1973, - 288с.

.   Леонтьев А.Н. проблемы развития психологии, 3-е изд.-М.: изд-во МГУ, 1972, 575с. Лисицына М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность.- В кн.; Общение и его влияние на развитие психики дошкольника./ ред.- сост. М.И.Лисицына. М.:1974, с.28-34

.   Лисицына М.И. Проблемы и задачи изучение общения дошкольников со сверстниками. В кн. Хрестоматия по детской психологии/ сост. Г.В.Бурменская.-М.: Международная педагогическая академия, 1996, -264 с.

.   Ломов Б.Ф. Проблемы общения психологии. - М.: Просвещение, 1981, -243с.

.   Малунова Г.С. Игра, как средство воспитания трудолюбия у дошкольников. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2003, 99с.

.   Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей дет.сада./ Под ред.Т.А.Марковой.- М.: Просвещение, 1992, 128с., ил.

.   Миленко В. Нужно ли детей учить играть?//Дошкольное воспитание, 2005,№ 4 - С.119-123.

.   Мудрость воспитания: Книга для родителей/Сост. Б.М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Т.Б. Корнетов.- 2-гуд., доп.- М.: Педагогика, 1989.-304 с.: ил.

.   Немов Р.С. Психология; Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.-кн. 1. Общие основы психологии.- 688 с.

.   Немов Р.С. Психология; Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. кн.2.-М.: Гуманит. изд. центр Владос,1998.- 534с.

.   Немов Р.С. Психология; Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998.-632 с.

.   Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев.: Лыбидь,1990.-191 с.

.   Общение детей в детском саду и семье/Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Степкиной.- М.: Педагогика,1990.-248с.

.   Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под редакцией Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко-М.; Просвещение; 1987.-232 с.

.   Протасова Е. Двуязычные дошкольные учреждения: проблемы организации работы. //Дошкольное воспитание,2005,№5,С. 94-97.

.   Психологический словарь.-М.: Педагогика-Пресс, 1996.-437 с.

.   Психология: Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд.,испр. и доп.-М., 1990.-494 с.

.   Ривина Е.К., Толстых В.К., Башлай Е.Ю. социум микрорайона как ступенька в большой мир// Управление ДОУ, 2004, №5-С. 72-80.

.   Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка/ НИИ дошк. воспит. АПН СССР.-М.: Педагогика,1988.-117 с.

.   Смирнова Е., Гударева О., Современные пятилетние дети: особенности игры и психологического развития.//Дошкольное воспитание, 2003, №10-С. 63-71.

.   Смирнова Е. Современный дошкольник: Особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание, 2002, №4 -С. 70-73.

.   Социально-психологические и лингвистические характеристики форм обучения и контактов между людьми: Тезисы симпозиума. Л., 1970.- 198 с.

.   Столяренко А.М. Психология и педагогика; учеб. пособие для студентов вузов- 2 изд., перераб. и доп. М.: Янита-дана, 2008.-527 с.

.   Сухова Е.Н. Уроки народной педагогике.// Управление ДОУ, 2005, №1- С.118-121.

.   Тюнникова Ю., Мазниченко М. Когда мои друзья со мной…//Дошкольное воспитание, 2004, №10, с 24-29.

.   Щербакова Е.М. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец.-М.; Просвещение, 1984.-80 с., ил.

.   Эльконин Д. воспитательное значение сюжетно-ролевой игры//Дошкольное воспитание, 2008, №8 с 17-23.

.   Якобсон С., Чернавина С., Копачева Ж., Пакомова Е. Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет.//Дошкольное воспитание, 2001, №1.- с 5-11.


Приложение №1

 

Анкета для детей

Дорогие дети! В вашем детском саду «Солнышко» мы проводим исследование. Мы просим вас ответить на наши вопросы. 1.Знаешь ли, к какой национальности ты принадлежишь, а твой друг или подруга? 2. Ты знаешь, какие национальности есть еще в вашей группе? 3. Как ты думаешь, они отличаются от тебя чем-нибудь или нет? 4. Ты можешь рассказать нам о каких-нибудь народных играх? Ты знаешь, какому народу они принадлежат? А игры других народов ты знаешь? 5. Какие национальные праздники ты знаешь? А праздники других народов ты можешь назвать?

. Принимал ли ты участие в этих играх и праздниках? С кем из друзей ты в них участвовал?

Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги! В вашем детском саду «Солнышко» проводится исследование по теме «Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной среды ДОУ». Просим Вас ответить на нижеследующие вопросы анкеты.

. Знаете ли Вы национальный состав вашей группы? Учитываете ли Вы его при организации деятельности детей?

. Является ли предметно - развивающая среда фактором формирования межличностных отношений детей разных национальностей? Ответ обосновать

. Какие Вы предпримите усилия для расширения предметно - развивающей среды?

. Какие формы и методы Вы исполь


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.