Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной среды ДОУ — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной среды ДОУ

2021-04-19 107
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной среды ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Актуальность: Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики ключевой проблемой. С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение. Общение с детьми - необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений. Данная проблема широко освещена в психолого-педагогической литературе. Т.А.Репина в своих исследованиях обращалась к вопросу развития отношений детей в группе детского сада. Т.В.Антонова рассматривала своеобразие проявления старшими дошкольниками инициативности в общении со сверстниками. А.А.Рояк оставила психологическую характеристику трудностей в межличностных отношениях у дошкольников. Р.А.Иванкова, Р.Л.Кричевский изучали влияние деятельности на взаимоотношения детей. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка. Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особое значение это приобретает, если этот детский сад является многонациональным.

Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно. В России с ее многонациональным составом, злободневность изучения теоретической и практической разработки в условиях поликультурных образования и воспитания в ДОУ обусловлено необходимостью развития новой национальной общности - россиян. Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в предметно-развивающей среде детского сада, и т.д. делают изучение проблемы развития межличностных отношений в поликультурной среде детского сада одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования. Исходя из этого определилась проблема исследования: каковы психолого - педагогические условия формирования межличностных отношений в поликультурной среде ДОУ. Цель исследования: определить содержание и формы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ. Объект исследования: процесс общения детей дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды. Гипотеза: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:

процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад

в условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности

в содержании образования ДОУ включены эмоциональный, духовный, интеллектуальный модуль, связывающий между собой изучение культур народов, представленных в ДОУ, независимо от доминирующей нации

Задачи: 1. Прочитать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу. 2. Выбрать и обосновать методики исследования общения детей старшего дошкольного возраста. 3. Провести по отобранным методикам констатирующий эксперимент. 4. Дать анализ результатов экспериментального исследования. 5. Составить и разработать методические рекомендации по проблеме формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

Для решения поставленных задач, мы использовали следующие методы:

1. Беседа

2. Наблюдение

.   Опрос

.   Анкетирование

Социометрические методы Теоретико-методологической основой исследования являются:

концепции А. Н. Джуринского в области межнационального общения, взаимоотношений, межличностных отношений, а так же в области поликультурного воспитания в России и за рубежом;

исследования Т.А. Репиной о развитии отношений детей в группе детского сада;

концепция Д.Б. Эльконина о воспитательном значении игры;

исследования М.И. Лисиной об общении детей со сверстниками и взрослыми;

исследования Е.М.Щербаковой в области формирования взаимоотношений дошкольников в процессе игровой деятельности;

исследования Д.В. Менджерицкой о детской игре;

концепция С.Л. Рубинштейна о развитии сознания в деятельности;

положение А.В. Запорожца об амплификации, т.е. обогащении детского развития. Это дает возможность определить оптимальную форму взаимодействия ребенка и взрослого в развивающих целях;

концепция А.Н. Леонтьева об итериоризации внешних мнемических средств и приемов запоминания, переход от опоры на внешние стимулы к опоре на внутренние действия;

концепция С.Л. Рубинштейна о развитии сознания в деятельности, показывающее, что для развития необходима специально организованная деятельность.

Научно-практическая значимость заключается в том, что предложенная нами система формирований межличностных отношений детей в условиях поликультурного пространства ДОУ, может быть использована в практической работе воспитателей детских садов работающих с детьми разных национальностей. Даны конкретные предложения по ее использованию.База исследования: детский сад №1 «Солнышко» с. Баянгол, Баргузинского района, РБ. 2 старшие группы данного детского сада. Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографии и приложения.


Заключение

 

В теоретических исследованиях о формировании межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, мы опирались на теоретическое положение: Щербаковой Е.И., Лисиной М.И., Абсалямовой А.Г., Джуринского А.Н., Волковой И.Е., Выгодского Л.С., Менджерицкой Д.В., Немова Р.С., Репиной Т.А. и многих других.

Теоретический анализ проблем формирования межличностных отношений детей разных национальностей показал сложность и многогранность организации процесса формирования отношений у детей, в условиях, когда воспитательно-образовательная среда ДОУ является поликультурной. Выявил, что специфика формирования отношений и общения заключается в основном в создании предметно-развивающей среды, в которой учитываются нюансы всех национальностей, существующих в ДОУ, в создании модулей объединяющих все культуры детей групп, в совместном участии, как в играх, ведущей деятельности старшего дошкольного возраста, так и в любой другой деятельности. Участие педагога ДОУ в формировании отношений детей, прививающей детям дух толерантности и миролюбия.

Теоретико-методологический анализ показал значимость проблемы формирования межличностных отношений детей разных национальностей, что в свою очередь обусловило выбор параметров и методик констатирующего эксперимента и направления формирующей работы.

Результаты констатирующего эксперимента выявили особенности и уровень развития сформированности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста разных национальностей, определили особенности работы педагога по обогащению предметно-развивающей среды и руководство играми и общением детей, подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по формированию отношений и общения детей разных национальностей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе исследования мы пришли к выводу, что если следовать выделенным правилам, соблюдать все педагогические условия, упомянутые выше и придерживаться педагогических требований, то все это способствует правильному формированию межличностных отношений.

На контрольном этапе исследования был отмечен рост знаний детей о национальностях, играх, праздниках. Увеличение предметно-развивающей среды ДОУ. Включение в нее предметов всех культур, национальностей, представленных в детском саду. Выявлена положительная тенденция в работе педагога с детьми в условиях поликультурного ДОУ, если эта работа ведется в духе толерантности и терпимости, все это способствовало улучшению положительного влияния на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

Результаты нашего исследования позволили нам заключить, что выдвинутые нами гипотеза нашла свое подтверждение.


Библиографический список

 

1. Абсалямова А..Г. «Мультикультурализм» в постсоветском образовательном пространстве: методология понятия // Дошкольное воспитание. - 2005, №5 - С. 89-93.

2. Абсалямова А..Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004, №5 - С. 50-55.

.   Абсалямова А..Г. Региональный компонент высшего профессионального образования в республике Башкортостан // Дошкольное воспитание. - 2005, №1 - С. 111-117.

.   Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.1,-М.,: Просвещение, 1980.- 544с.

.   Антонова Т.В., Рояк А.А., Година Г.Н. Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений.//Дошкольное воспитание. - 1991, №4 - С. 42-46.

.   Ашиков В. Азбука Мира //Дошкольное воспитание. - 2004,№10 - С.48-53.

.   Барыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971-348с.

.   Бондаренко А.К., Матусик А..И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателей детского сада). - М.: Просвещение, 1997.-196с.

.   Боркова Ж.Б. Адыгейские народные игры. // Дошкольное воспитание. - 2002,№1 - С.53-55.

.   Бэнсом Дж. Мультикультурное воспитание: Практика и общение. -Дельта Кара: 1989, - 226с.

.   Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС.-2002,-256с.

.   Волкова Е. Протасова Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 2002,№12 - С.28-32.

.   Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / Р.С.Буре, Н.А..Михайленко - М.; Просвещение; 1987.- 96с.

.   Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн.для воспитателя дет.сада /Н.А.. Ветлугина, Р.С.Буре, Т.И.Осокина и др.; Под редакцией Л.А..Парамоновой, О.С.Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.-231с.

.   Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителя./ А.Н.Джуринский. - М.: Просвещение, 2007.-96с.

.   Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет.сада/ В.В.Гербова, Р.А.Иванкова, Р.Г.Казакова и др.; Сост.Т.М.Лямина. - М.: Просвещение, 1984. - 288с., ил.

.   Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992,-143с., ил.

.   Гришина Г.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. //Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2005,№1 - С.53-55.

.   Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д. -2003, -290с.

.   Деятельность и взаимоотношения дошкольников/под ред. Т.А.Репиной.- М.: Педагогика,1987, - 192с.

.   Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера,2007,-224с. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М.,: ТЦ Сфера, 2002, - 310с.

.   Игра дошкольника /А.А.Абромян, Т.В.Антонова, Л.В.Артемова и д.р.; под ред. С.Л.Новоселовой.- М: Просвещение, 1989, - 286с.: ил.

.   Играет дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой.- СПб; «Детство-пресс», 2007,-199с.

.   Ильиченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности.// Дошкольное воспитание.-2004,№8-С.20-22.

.   Как построить свое «Я»/ Под ред. В.П.Зимченко.- М.:Просвещение., А.О. «Учеб. лит»,1986, -95с.

.   Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений.- Минск, 1984, - 96 с.

.   Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МГУ, 1993,- 207 с.

.   Крупская Н.К. О дошкольном воспитании: сб. статей и речей. -М.: Просвещение, 1973, - 288с.

.   Леонтьев А.Н. проблемы развития психологии, 3-е изд.-М.: изд-во МГУ, 1972, 575с. Лисицына М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность.- В кн.; Общение и его влияние на развитие психики дошкольника./ ред.- сост. М.И.Лисицына. М.:1974, с.28-34

.   Лисицына М.И. Проблемы и задачи изучение общения дошкольников со сверстниками. В кн. Хрестоматия по детской психологии/ сост. Г.В.Бурменская.-М.: Международная педагогическая академия, 1996, -264 с.

.   Ломов Б.Ф. Проблемы общения психологии. - М.: Просвещение, 1981, -243с.

.   Малунова Г.С. Игра, как средство воспитания трудолюбия у дошкольников. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2003, 99с.

.   Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей дет.сада./ Под ред.Т.А.Марковой.- М.: Просвещение, 1992, 128с., ил.

.   Миленко В. Нужно ли детей учить играть?//Дошкольное воспитание, 2005,№ 4 - С.119-123.

.   Мудрость воспитания: Книга для родителей/Сост. Б.М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Т.Б. Корнетов.- 2-гуд., доп.- М.: Педагогика, 1989.-304 с.: ил.

.   Немов Р.С. Психология; Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.-кн. 1. Общие основы психологии.- 688 с.

.   Немов Р.С. Психология; Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. кн.2.-М.: Гуманит. изд. центр Владос,1998.- 534с.

.   Немов Р.С. Психология; Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998.-632 с.

.   Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев.: Лыбидь,1990.-191 с.

.   Общение детей в детском саду и семье/Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Степкиной.- М.: Педагогика,1990.-248с.

.   Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под редакцией Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко-М.; Просвещение; 1987.-232 с.

.   Протасова Е. Двуязычные дошкольные учреждения: проблемы организации работы. //Дошкольное воспитание,2005,№5,С. 94-97.

.   Психологический словарь.-М.: Педагогика-Пресс, 1996.-437 с.

.   Психология: Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд.,испр. и доп.-М., 1990.-494 с.

.   Ривина Е.К., Толстых В.К., Башлай Е.Ю. социум микрорайона как ступенька в большой мир// Управление ДОУ, 2004, №5-С. 72-80.

.   Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка/ НИИ дошк. воспит. АПН СССР.-М.: Педагогика,1988.-117 с.

.   Смирнова Е., Гударева О., Современные пятилетние дети: особенности игры и психологического развития.//Дошкольное воспитание, 2003, №10-С. 63-71.

.   Смирнова Е. Современный дошкольник: Особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание, 2002, №4 -С. 70-73.

.   Социально-психологические и лингвистические характеристики форм обучения и контактов между людьми: Тезисы симпозиума. Л., 1970.- 198 с.

.   Столяренко А.М. Психология и педагогика; учеб. пособие для студентов вузов- 2 изд., перераб. и доп. М.: Янита-дана, 2008.-527 с.

.   Сухова Е.Н. Уроки народной педагогике.// Управление ДОУ, 2005, №1- С.118-121.

.   Тюнникова Ю., Мазниченко М. Когда мои друзья со мной…//Дошкольное воспитание, 2004, №10, с 24-29.

.   Щербакова Е.М. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец.-М.; Просвещение, 1984.-80 с., ил.

.   Эльконин Д. воспитательное значение сюжетно-ролевой игры//Дошкольное воспитание, 2008, №8 с 17-23.

.   Якобсон С., Чернавина С., Копачева Ж., Пакомова Е. Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет.//Дошкольное воспитание, 2001, №1.- с 5-11.


Приложение №1

 

Анкета для детей

Дорогие дети! В вашем детском саду «Солнышко» мы проводим исследование. Мы просим вас ответить на наши вопросы. 1.Знаешь ли, к какой национальности ты принадлежишь, а твой друг или подруга? 2. Ты знаешь, какие национальности есть еще в вашей группе? 3. Как ты думаешь, они отличаются от тебя чем-нибудь или нет? 4. Ты можешь рассказать нам о каких-нибудь народных играх? Ты знаешь, какому народу они принадлежат? А игры других народов ты знаешь? 5. Какие национальные праздники ты знаешь? А праздники других народов ты можешь назвать?

. Принимал ли ты участие в этих играх и праздниках? С кем из друзей ты в них участвовал?

Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги! В вашем детском саду «Солнышко» проводится исследование по теме «Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной среды ДОУ». Просим Вас ответить на нижеследующие вопросы анкеты.

. Знаете ли Вы национальный состав вашей группы? Учитываете ли Вы его при организации деятельности детей?

. Является ли предметно - развивающая среда фактором формирования межличностных отношений детей разных национальностей? Ответ обосновать

. Какие Вы предпримите усилия для расширения предметно - развивающей среды?

. Какие формы и методы Вы используете для формирования основ дружбы и толерантности между детьми разных национальностей?

. Знакомите ли Вы детей с культурой других национальностей? Если да, то уточните с культурами каких народов знакомите? Какие формы и методы Вы при этом используете?

. Как Вы считаете, достаточна ли проводимая Вами работа в воспитании и образовании детей в условиях поликультурного ДОУ?


Приложение №2

 

Таблица №1 Итоги диагностического исследования знаний детей о своей национальности и национальности других детей

Исследуемые группы детей

Уровни

 

Высокий

Средний

Низкий

  Кол-во В % Кол-во В % Кол-во В %
1-ая группа 2 2 19 98 0 0
2-ая группа 1 1 17 99 0 0

 

Таблица №2 Итоги диагностического исследования знаний детей о народных праздниках и играх

Исследуемые группы детей

Уровни

 

Высокий

Средний

Низкий

  Кол-во В % Кол-во В % Кол-во В %
1-ая группа 5 25 8 40 7 35
2-ая группа 3 16 4 22 11 62

 

Таблица №3 Итоги диагностического исследования совместного участия детей в играх и праздниках

Исследуемые группы детей

Уровни

 

Высокий

Средний

Низкий

  Кол-во В % Кол-во В % Кол-во В %
1-ая группа 12 60 8 40 0 0
2-ая группа 10 55 7 38 1 7

 

Таблица №4 Итоги диагностического исследования выборов детей в плане формирования межличностных отношений

Исследуемые группы детей

Уровни

 

Высокий

Средний

Низкий

  Кол-во В % Кол-во В % Кол-во В %
1-ая группа 5 25 12 60 3 15
2-ая группа 3 17 10 55 5 28

 

Введение

 

Актуальность: Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики ключевой проблемой. С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение. Общение с детьми - необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений. Данная проблема широко освещена в психолого-педагогической литературе. Т.А.Репина в своих исследованиях обращалась к вопросу развития отношений детей в группе детского сада. Т.В.Антонова рассматривала своеобразие проявления старшими дошкольниками инициативности в общении со сверстниками. А.А.Рояк оставила психологическую характеристику трудностей в межличностных отношениях у дошкольников. Р.А.Иванкова, Р.Л.Кричевский изучали влияние деятельности на взаимоотношения детей. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка. Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особое значение это приобретает, если этот детский сад является многонациональным.

Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно. В России с ее многонациональным составом, злободневность изучения теоретической и практической разработки в условиях поликультурных образования и воспитания в ДОУ обусловлено необходимостью развития новой национальной общности - россиян. Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в предметно-развивающей среде детского сада, и т.д. делают изучение проблемы развития межличностных отношений в поликультурной среде детского сада одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования. Исходя из этого определилась проблема исследования: каковы психолого - педагогические условия формирования межличностных отношений в поликультурной среде ДОУ. Цель исследования: определить содержание и формы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ. Объект исследования: процесс общения детей дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды. Гипотеза: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:

процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад

в условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности

в содержании образования ДОУ включены эмоциональный, духовный, интеллектуальный модуль, связывающий между собой изучение культур народов, представленных в ДОУ, независимо от доминирующей нации

Задачи: 1. Прочитать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу. 2. Выбрать и обосновать методики исследования общения детей старшего дошкольного возраста. 3. Провести по отобранным методикам констатирующий эксперимент. 4. Дать анализ результатов экспериментального исследования. 5. Составить и разработать методические рекомендации по проблеме формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

Для решения поставленных задач, мы использовали следующие методы:

1. Беседа

2. Наблюдение

.   Опрос

.   Анкетирование

Социометрические методы Теоретико-методологической основой исследования являются:

концепции А. Н. Джуринского в области межнационального общения, взаимоотношений, межличностных отношений, а так же в области поликультурного воспитания в России и за рубежом;

исследования Т.А. Репиной о развитии отношений детей в группе детского сада;

концепция Д.Б. Эльконина о воспитательном значении игры;

исследования М.И. Лисиной об общении детей со сверстниками и взрослыми;

исследования Е.М.Щербаковой в области формирования взаимоотношений дошкольников в процессе игровой деятельности;

исследования Д.В. Менджерицкой о детской игре;

концепция С.Л. Рубинштейна о развитии сознания в деятельности;

положение А.В. Запорожца об амплификации, т.е. обогащении детского развития. Это дает возможность определить оптимальную форму взаимодействия ребенка и взрослого в развивающих целях;

концепция А.Н. Леонтьева об итериоризации внешних мнемических средств и приемов запоминания, переход от опоры на внешние стимулы к опоре на внутренние действия;

концепция С.Л. Рубинштейна о развитии сознания в деятельности, показывающее, что для развития необходима специально организованная деятельность.

Научно-практическая значимость заключается в том, что предложенная нами система формирований межличностных отношений детей в условиях поликультурного пространства ДОУ, может быть использована в практической работе воспитателей детских садов работающих с детьми разных национальностей. Даны конкретные предложения по ее использованию.База исследования: детский сад №1 «Солнышко» с. Баянгол, Баргузинского района, РБ. 2 старшие группы данного детского сада. Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографии и приложения.


Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной среды ДОУ

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.