Сравнительный анализ результатов — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Сравнительный анализ результатов

2021-04-19 114
Сравнительный анализ результатов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для того, чтобы выяснить эффективность проведенного нами эксперимента, необходимо сравнить уровни сформированности взаимоотношений детей на констатирующем и контрольном этапе.

Диаграмма №3. Динамика развития сформированности отношений детей в сюжетно-ролевых играх

 

Сопоставление показателей сформированности отношений констатирующего и контрольного этапов позволяют нам сделать следующий вывод:

Проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются проявления различных видов отношений; появляется дифференцировка в основных видах отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.


Заключение

 

Дружеские отношения - взаимодействие людей, основанное на общности интересов и взаимной привязанности. Дружба - это не только чувство, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая составляющая в структуре дружбы.
 Взаимоотношения ребенка со сверстниками во многом зависит от его личностных особенностей, условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей. Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл. Л.Ф. Островской, В.М. Ивановой и др).

Приведенные данные показывают, что дошкольник старшей группы детского сада не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности оказывается выше. Равенство сверстников позволяет ребенку прямо «накладывать» свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера. Таким образом, преобразуется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его доминирующей потребностью в доброжелательном внимании сверстника - к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании.

Таким образом, в начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.

Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло, учатся следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развивают и укрепляют человечески важные качества своей личности.

Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятельностью, или, как принято говорить, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и дружеских чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.

Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.

В данной исследовательской работе сюжетно-ролевая игра послужила главным инструментом формирования взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. В исследовании 10 оппонентов приняло участие. Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются проявления различных видов отношений; появляется дифференцировка в основных видах отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.

Контрольный этап позволил прийти к выводу о том, что сюжетно-ролевые игры необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками. У детей стали преобладать такие взаимоотношения как: доброта, отзывчивость, сострадание, взаимовыручка, сопереживание. Повысился уровень сформированности отношений (отсутствуют дети с третьим уровнем). Появилась дифференциация отношений, дети стали подробнее и более развернуто строить свой ответ. Появились прямые обращения со словами сочувствия и утешения к пострадавшему.

Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что игровая деятельность станет эффективным средством формирования дружеских взаимоотношений дошкольников, если последовательно включать дошкольников в участие в разнообразные сюжетно-ролевые игры.

 


Список литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Педагогика, 1987

2. Артемова С.В. Организация взаимоотношений детей в игре. // Дошкольное воспитание. 1972, №6.

.   Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 1985.

.   Венгер Л.А. Структура и психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1978.

.   Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Педагогика, 1981.

.   Воспитание дружеских чувств у детей. / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. - Киев: Педагогическая школа, 1987.

.   Газлева С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим. - М.: Просвещение, 1979.

.   Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 1975.

.   Запорожец А.В., Лисина М. Развитие общения у дошкольников. - М.: Педагогика, 1974.

.   Иванова Р.А. Развитие взаимоотношений в игре: некоторые проблемы детской психологии. - М.: Просвещение, 1972.

.   Каминенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1990, №7.

.   Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.

.   Кононова И. О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. - 1995, №12.

.   Кошелева А.Д. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 1990, №11.

.   Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Педагогика, 1990.

.   Комплексная региональная программа творческого развития детей дошкольного возраста. / Под ред. Г.И. Радвил. - Орел, 1998.

.   Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. - 1990, №7

.   Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.

.   Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Ленинград: Проспект, 1960.

.   Мясищев В.Н. Проблема личности и отношения человека. - М.: Просвещение, 1957.

.   Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Макаровой. - М.: Педагогика, 1987.

.   Поздняк Л., Менджерицкая Д.В. Исследователь игры детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. - 1995, №12

.   Психологический словарь. / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1983.

.   Радвил Г.И. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста. (Методические рекомендации для воспитателей). - Орел, 1989.

.   Радвил Г.И. Творческие игры детей 6-ти лет. - Орел: ОГУ, 1986.

.   Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверовича. - М.: Просвещение, 1975.

.   Репина Г.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. - М.: Педагогика, 1978.

.   Советский энциклопедический словарь. / Под ред. А.М. Прохорова. - М.: «Советская энциклопедия», 1987.

.   Субботский Е.В. Психология отношений партнеров у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981.

.   Титаренко Т.М. Нравственное воспитание дошкольников в семье. - Киев: «Радяньска школа», 1985.

.   Усова А.П. Воспитатель и дети. - М.: Педагогика, 1976.

.   Усова А.П. Общественная жизнь детей в играх. // Дошкольное воспитание. - 1964, №5

.   Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976.

.   Шевченко Ю. Зарождение взаимоотношений дошкольников в игре. // Дошкольное воспитание. - 1989, №7


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.