Сущность дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Сущность дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста

2021-04-19 110
Сущность дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, есть общение.

Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

Во всех видах деятельности общение обеспечивает ее планирование, осуществление и контроль. Общение удовлетворяет особую потребность человека - во взаимодействии с другими.

Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического развития людей и является одной из определяющих поведение человека.

Общение может обособляться как самостоятельная деятельность, в которой человек эмоционально заинтересован. Здесь общение выступает для человека как исключительная ценность.

Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К. Маркса, люди «как физически, так и духовно творят друг друга…». Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек - социальное существо.

Люди общаются с людьми по поводу своей деятельности. Они обмениваются опытом, представлением о мире, воспоминаниями, планами на будущее, ценностными ориентациями. Каждый поступок одного человека по отношению к другому носит нравственный характер. Отношение человека к вещам, к предметам, созданным человеческой культурой, по существу отражает уровень нравственного развития людей, характер и взаимоотношений.

Всякий человек стремится к счастью - состоянию, которое соответствует внутренней удовлетворенности своей жизни. Счастье переживается только рядом и вместе с другими людьми. Без взаимодействия с людьми, «занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и отнюдь не с пользой для себя и для других удовлетворяет свое стремление к счастью», - писал Ф. Энгельс.

Человек не может не обмениваться действиями, поступками, мыслями и чувствами с другими людьми. Развитое общение осуществляется в дружеских отношениях.

Дружеские отношения - взаимодействие людей, основанное на общности интересов и взаимной привязанности. Дружба - культурное образование, оно меняется по форме и содержанию вместе с развитием производственных отношений, с развитием общества.

В период родовой культуры, в первобытном обществе дружба связывалась с символическим породнением людей. Можно назвать кровную дружбу, побратимство, братство по оружию и другие формы дружеских взаимодействий людей. В родовой культуре кровная дружба была нерасторжима, права и обязанности друзей были закреплены жестоко соблюдаемыми традициями.

С разложением общинно-родовых связей дружба освобождается от кровнородственных отношений. Дружеские отношения начинают строиться на взаимопонимании и общности интересов.

Человечество постепенно учится дружбе как взаимодействию людей на самых высоких эмоциональных и нравственных основаниях. Именно в дружбе развивается рефлексия - способность тонко чувствовать возможные настроения и состояния другого. Это приводит к индивидуализации дружбы.

Личностное взаимодействие, совместная деятельность (или причастность к деятельности друга), взаимная симпатия, глубокая эмоциональная привязанность в дружбе придают людям нравственную силу, социальную активность, уверенность в своей необходимости другому. У друзей появляется готовность сопереживать, сотрудничать и соучаствовать в трудных кризисных ситуациях, готовность сорадоваться успехам.

Дружба всегда высоко ценилась в человеческой нравственной культуре как социально-нравственная ценность. Не случайно понятием «дружба» обозначается не только межиндивидуальное взаимодействие, но и социальные отношения народов.

Дети старшего дошкольного возраста, посещая дошкольное учреждение, с большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т.д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более, чем с другими.

Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, так как свидетельствуют об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии, стремлении самоутвердиться. Однако самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом, так как общественный характер жизни воспитанников предъявляет необходимость существования дружеских, доброжелательных взаимоотношений среди всех детей, так или иначе участвующих в различных видах деятельности не только в дружеских группировках, но и все вместе.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Особый интерес в русле нашего исследования заслуживает работа Т.А. Марковой, посвященная воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Мы не можем не согласиться с автором в том, что дружеские взаимоотношения могут выступать определенной формой общения, имеющей нравственную направленность. Кроме того, можно утверждать и то, что появление избирательных отношений между детьми не может быть обусловлено лишь наличием детского коллектива, однако, все же интенсивнее они развиваются в силу общественного характера воспитания в детском саду.

Рассматривая дружеские взаимоотношения как эмоциональную и интеллектуально-моральную сторону, а также выражение дружеских отношений в действиях, поступках, в поведении, автор, вместе с тем, не затрагивает самого понятия «дружба».

В психолого-педагогической литературе «дружба» определяется в качестве устойчивого чувства, содержательных взаимосвязей между детьми, избирательной эмоциональной привязанности и др.

Очевидно, все составляющие «дружбы» можно считать по-своему правомерными в зависимости от аспекта ее изучения, но в целом мы предполагаем, что «дружба» - это не только чувства и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и феномен нравственной категории, отражающей специфику проявления некоторых нравственных особенностей, таких как сочувствие и сопереживание. Помимо этого, важной характеристикой, отражающей сущность дружбы, является взаимопомощь, способная выступать как независимая, самостоятельная нравственная категория, а также в структуре дружбы, подчеркивая тем самым неразделимость рассматриваемых понятий.

Анализ исследований и данных педагогической практики свидетельствует о том, что основой дружбы становятся общие интересы детей и увлеченность общим делом. Кроме того, ребенок всегда ждет от друга более высоких оценок в свой адрес, чем от других сверстников, более доверительного общения и интимности: с одними из товарищей по группе он дружен, к другим относится равнодушно, к третьим проявляет выраженную антипатию. Часто именно эти личные взаимоотношения в коллективе являются определяющими в формировании характерологических черт личности отдельного человека. Так, чувствуя недоброжелательное, без сочувствия отношение к себе членов коллектива и не зная причины такого отношения, ребенок становится или замкнутым, сдержанным, или, напротив, раздражительным, агрессивным. А доброжелательное отношение к нему со стороны товарищей, проникнутое сочувствием и сопереживанием, возможность поделиться с ними своими радостями и огорчениями, надежда на то, что они в трудную минуту помогут, делает человека жизнерадостным, счастливым, создает оптимистическое настроение.

Таким образом, в целом понятие «дружба» - это не только чувство, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая составляющая в структуре дружбы. Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений.

Как и все прочие человеческие отношения, дружба регулируется определенной системой правил. Кодекс древней институционализированной дружбы, как мы знаем, достаточно четко выраженным. Сегодня правила дружбы большей частью молчаливо подразумеваются. Тем не менее их соблюдение очень важно для поддержания и оценки глубины дружеских отношений.

Изучение неписанного кодекса дружбы имеет важное теоретическое и практическое значение. Очевидно, что дружба предполагает соблюдение всех основных правил человеческого общежития, действующих и в менее тесных общинных, коллективных и личных отношениях. Однако соотношение, значимость и иерархия этих правил неодинаковы. По мере углубления и индивидуализации дружеских отношений элементарные общие нормы «обмена» утрачивают часть своего значения, уступая место более сложным и тонким правилам интимности.

При всем отличии современных дружеских отношений от древней институционализированной дружбы понятие дружбы внутренне присуща идея исключительности, экстраординарности, допускающая возможность нарушения и превышения некоторых более элементарных, общепринятых норм и правил.

Друзьям позволено многое такое, что неминуемо осложнило и даже испортило бы отношения с менее близкими людьми - соседями, товарищами по работе и т.д. но за счет ослабления требований к внешним нормам поведения и к эквивалентности «обмена» резко повышается уровень нравственно-психологических требований. И поскольку важнейшие специфические правила дружбы - делиться своими переживаниями, оказывать моральную поддержку, добровольно помогать в случае нужды, заботиться о друге, доверять ему и быть уверенным в нем, защищать друга в его отсутствие - является альтруистическими, их принятие и соблюдение предполагает достаточно высокий уровень нравственного сознания личности, а также зрелость самого дружеского отношения. Можно сказать иначе: социальная психология подтверждает, что дружба есть нравственное отношение и иной быть не может.

Еще Платон и Аристотель задавались вопросом: что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие, или, напротив, дополнение? Экспериментальные психологические исследования дружбы (конец 19 - начало 20 веков) также долгое время концентрировались вокруг этой проблемы. Понимание другого как «другого Я» молчаливо предполагает принцип сходства: люди, расходящиеся между собой в существенных характеристиках, вряд ли могут быть особенно близки. Однако alter ego не просто второе, а именно другое Я; друзья призваны не дублировать, а взаимно обогащать один другого.

Разные люди видят себя в дружбе, как и в других отношениях, по-разному. Но самовосприятие не всегда достоверно. Многочисленные социально-психологические исследования показывают, что в установках людей, в тех требованиях, которые они предъявляют к своим друзьям, ориентация на сходство (любовь к подобию, гомофилия) решительно преобладает над ориентацией на дополнение (любовь к различиям, гетерофилия). Подавляющее большинство людей предпочитает дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования и т.д. почти столь же желательно совпадение или по крайней мере сходство основных ценностных ориентаций и черт характера.

Большинство личных отношений складывается в процессе длительного взаимодействия, организованного вокруг каких-то центров, очагов совместной деятельности, причем круг вовлеченных в эту деятельность людей во многих отношениях однороден (11). Чем однороднее круг общения, тем вероятнее, что формирующиеся в нем дружеские пары и триады окажутся во многом сходными. Например, возрастная однородность детской дружбы вытекает не только и даже не столько из желания непременно дружить со сверстниками, сколько из объективных условий выбора, из преобладания в данном центре деятельности детей одного и того же возраста.

Следует учитывать, что наши представления о степени своего сходства или различия с другими людьми далеко не всегда достоверны. Те, кого мы предпочитаем, кажутся нам, как правило, более похожими на нас самих, чем те, кого мы отвергаем. Социометрические исследования показывают, что при попытке предсказать, кто из знакомых или товарищей окажет им предпочтение, а кто отвергнет их, люди обычно (около 70% испытуемых) бессознательно предполагают взаимность выбора. Оказывая предпочтение другому лицу, выбирая его в качестве партнера по игре, спутника по путешествию и т.д., мы невольно ожидаем, что он в свою очередь выберет нас. От антипатичного человека, напротив, мы ждем неприятия, отвержения.

Фактически такая взаимность встречается реже, чем мы предполагаем. Особенно легко ошибиться в атрибуции сложных личностных качеств. «Взаимопроникновение» или «пересечение» личных свойств друзей тесно связано с длительностью и глубиной их взаимоотношений. Стадии или ступени диадического взаимодействия Я и Другого наглядно передает схема американского психолога Дж. Левинджера. (рисунок 1).

На начальной, нулевой стадии межличностных контактов Другой психологически еще не существует для Я, не представляет для него интереса. Затем возникает односторонняя аттракция, познавательный интерес или эмоциональное влечение, расположение у другому. Аттракция стимулирует поверхностный поведенческий контакт, взаимодействие субъектов, остающихся тем не менее чужими друг для друга. Но общность деятельности, интересов и установок постепенно порождает реальное взаимопересечение личностей, от частного, незначительного до весьма широкого, когда два Я до некоторой степени сливаются в неделимое Мы.

Развивая свои идея, Левинджер предложил формальную модель цикла личного отношения, состоящего из пяти фаз:

1. Аттракция, предшествующая зарождению отношения.

2. Период формирования отношения.

.   Продолжение отношения, означающее либо:

а) его рост и укрепление;

б) поддержание достигнутого уровня;

в) снижение уровня и устойчивости.

. Ослабление или ухудшение отношения.

. Прекращение отношения в результате смерти одного из партнеров или разрыва.

С углублением личных отношений качественно меняется не только тип психологических «фильтров», сквозь которые осуществляются «отсев» друзей, но и сами критерии личной совместимости, субъективная значимость отдельных, воображаемых или реальных, психологических сходств и различий.

Психологические фильтры, через которые «просеиваются» кандидаты в друзья, также многоуровневы: в начале знакомства при выборе друзей имеют значение сравнительно поверхностные их свойства, тогда как в дальнейшем перевес оказывается на стороне менее явных, но более глубоких личностных качеств. Позже встает вопрос о характере отмеченного сходства и его достаточности для поддержания длительных дружеских отношений.

Сами «уровни» и «стадии» развития дружбы тоже универсальны. Устойчивость (длительность) взаимоотношения, частота встреч и контактов и их психологическая глубина (интимность) - качественно разные параметры, которые могут имзеняться в разных направлениях. Это ясно видно при изучении вариантов и причин расстройства или прекращения дружбы.

Реальные дружеские отношения не развиваются автоматически, по одной и той же траектории, отвечающей нашим моральным представлениям: чем устойчивее дружба, тем она интимнее, вернее, исключительнее и т.д. Дружба - психологически чрезвычайно тонкое, сложное, текучее отношение, которое невозможно свести ни к какой отдельно взятой системе внешних, социально-средовых или внутренних. Индивидуально - психологических детерминант.

Динамика дружбы во многом зависит от сознательной установки партнеров: как они определяют природу своих отношений, какие цели преследуют, как направляют настоящее и будущее дружеских отношений - стараются поддерживать, углублять их или пускают на самотек. Дружеские, как и все личные, отношения слагаются из множества мелких, повседневных решений и действий, о значении которых люди не задумываются и последствия которых осознают только задним числом, ретроспективно, в «спрямленной» и зачастую иллюзорной форме.

Изучение дружбы не как стабильного состояния, а как процесса тесно связано с психологией таких явлений, как самораскрытие и понимание другого.

Самораскрытие - сознательное и добровольное открытие другому собственного Я, своих субъективных состояний, тайн, намерений - одна из фундаментальных психологических потребностей личности, удовлетворение которой издавна ассоциировалось с дружбой.

Самораскрытие зависит от целого ряда моментов: кто, кому, что именно, насколько полно, когда, при каких обстоятельствах и для чего открывает. Степень самораскрытия в общении с другим человеком будет неизбежно разной. Неодинаковыми будут и привилегированные темы, сюжеты самораскрытия.

Согласно теории американского исследователя И. Альтмана, существует определенная связь между широтой и глубиной (интимностью) самораскрытия и типом партнера по общению: чем исключительнее личное отношение, тем полнее раскрывается в нем наиболее интимные, чувствительные, скрытые от посторонних аспекты Я за счет сокращения обмена неинтимной, эмоциональной менее значимой информацией.

Содержание и уровень взаимного самораскрытия зависит от ситуации общения.

Очень сложен вопрос о взаимности самораскрытия. Общее правило взаимности гласит, что откровенность и доверие большей частью вызывают ответный отклик, тем самым повышая общий уровень интимности коммуникации.

Одни психологи (С. Джурард) объясняли это тем, что доверие, будучи лестным, вызывает симпатию, расположение е тому, кто его оказал, а знаком симпатии служит взаимная откровенность. Другие (А. Чайкин и В. Дерлега) объясняют его в духе теории справедливости поскольку всякая откровенность считается ценной, человек, выслушав чужую исповедь, чувствует себя обязанным отплатить той же монетой, независимо от степени симпатии к собеседнику. Некоторые психологи связывают взаимность самораскрытия главным образом с механизмами подражания и подкрепления: откровенность служит положительным стимулом, на который индивид реагирует взаимным самораскрытием, что в свою очередь стимулирует субъекта на продолжение интимной беседы.

Не менее сложна, чем самораскрытие, и проблема понимания другого. При исследованиях выяснилось, что интрацептивность и эстетическая ориентация нередко находятся в противоречии с интеллектуальными показателями.

Дружеская коммуникация, по образному определению немецкого философа-экзистенциалиста К. Ясперса, - это «битва за безграничную искренность», в ходе которой личность открывается другому и одновременно самой себе. Для посторонних же это отношение закрыто.

Дружба - это одно из проявлений любви к человеку, единства между людьми, душевного резонанса друг с другом. Утверждение исключительности, несравненности друга равносильно признанию его абсолютной ценностью.

Основные критерии и свойства дружеских взаимоотношений.

) Близость и эмоциональность, связанные с избирательностью и исключительностью дружбы, обусловливают такие ее критерии, как бескорыстие, преданность и верность, требовательность и принципиальность, искренность и доверие.

) Бескорыстие в дружбе предполагает такие отношения, которые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам. Преданность и верность друга укрепляют веру человека в собственные силы.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.