Предмет стилистики. Понятие функционального стиля русского литературного языка. Разновидности национального языка. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Предмет стилистики. Понятие функционального стиля русского литературного языка. Разновидности национального языка.

2021-04-19 78
Предмет стилистики. Понятие функционального стиля русского литературного языка. Разновидности национального языка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет стилистики. Понятие функционального стиля русского литературного языка. Разновидности национального языка.

Стилистика – раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.

Главная задача стилистики ¾ изучение и описание функ­циональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их в частные, функционально однородные подсистемы.

Виды стилистики:

· стилистика языка (изучает языковые ресурсы)

· стилистика текста (изучает уже готовые тексты, задаваясь вопросом, каким образом автор выбирал речевые средства для реализации своих целей)

· стилистика художественной речи (изучает различные аспекты эстетической функции языка)

Формы русского языка:

· русский литературный язык

· диалекты (народный говор)

· сленг

· городское просторечье

В зависимости от сферы применения языка, выделяется не­сколько сти­лей, характеризующихся определенной системой отбора и организации в них языковых средств.

Функциональный стиль это исторически сложив­шаяся и общественно осознанная разновидность литератур­ного языка, функционирующая в опреде­ленной сфере человеческой деятельности и общения, характерная для данной среды.

Любой стиль реализуется и используется в определённом жанре.

Жанр – группа текстов, которые объединены тематикой, способом подачи информации, общими чертами стилистического оформления и композиции.

Русский литературный язык:

· кодифицированный (более жёсткие рамки)

ü книжный стиль

ü официально – деловой

ü публицистический

ü научный

· некодифицированный

ü разговорный язык

Разновидности национального языка:

· Диалектизмы (слова, отличные от соответствующей литературы или вообще не имеют аналогов):

ü фонетические (аканье, щоканье)

ü словообразовательные (пухлатый – пушистый, муркать – мурлыкать)

ü грамматические (ср. род – м. род)

ü собственно лексические (отличие всей звуковой оболочкой, надись – недавно)

ü семантические (морда – ловушка для рыбы)

ü этнографизм – слово, которое характерно только для данного говора (слива – чай, палёвка – юбка)

ü фразеологические - устойчивые выражения, помогающие понять ситуацию (солить рыжиков – целоваться)

· сленг – набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребленных в разных человеческих объединениях

· жаргон – совокупность языковых особенностей групп людей, объединенных по какому – либо социальному признаку.

· арго – речь определенных социально замкнутых групп, характеризующаяся узкопрофессиональной или своеобразно освоенной в смысловом и словообразовательном отношениях общеупотребительной лексикой (жулик – нож, ширма – карман, фараон – участковый, стрела – казак)

· городское просторечие – это особая функциональная разновидность русского языка, специфическая сфера обиходного, нелитературного, по преимуществу экспрессивного и часто вульгарного общения, предполагающего преднамеренное употребление ненормативных единиц с определенными коммуникативными установками.


Язык рекламы

Используется в общественно – политической сфере.

Выполняет информативную и экспрессивную функция.

Подстили:

· газетно – публицистический

· радио – теле­журналистский

· ораторский

Реклама – новое для покупателя, опосредованное рекламодателем, заранее оплаченная креолизованная (передача информации не только на вербальном уровне, но и на невербальном, в сопровождении аудио и видео), креативная (наполненная творческим содержанием) информация.

Рекламное имя – то, что производит первое впечатление на потребителя. Это имя товара или услуги или мероприятия.

Требования к рекламному имени – имя должно быть дешёвым (требовать мало денег для внедрения в сознание потребителей):

· легкость произношения

· отсутствие ложных ожиданий

· учёт образовательного уровня аудитории

· учёт культурных ассоциаций

· охраноспособность (быть не похоже на все остальные)

Приёмы создания рекламного имени:

· содержательные приёмы

ü использование сленга и словаря потребителей

ü использование устаревших слов

ü метонимия – перенос по смежности (фотоаппарат “шпион”)

ü использование символов (автомобиль “ Jaguar ”; хладокомбинат “Морозко”)

ü метафора – перенос названия по свойству (отбеливатель “Лебедь”)

ü адрес фирмы (аптека на сибирской)

ü сюжет – интрига – загадка (творожок “растишка”)

ü говорящая фамилия (печенье Куравьёв)

ü использование названий стран лидеров продукции (магазин “хрустальная Богемия”)

ü заимствование иностранных слов с переводом или без (Фишер; Интант; Фарадей)

ü отсекание части фразеологизма (дело мастера)

ü название может представлять весь оборот фразеологизма (хозяйственный магазин “Хозяин - Барин”)

· формальные приёмы создания имени

ü присоединение (экофобия)

ü сращение (людивновом; плавализнаем; надомебель;)

ü звукоподражание (газировка “Пшик”)

ü усечение слов (Fanta; парфюмерия Fa;)

ü разбивка (выставка “Фотосинтез”)

ü слова кентавры (свет Land)

Слоган - рекламная формула в виде афористичной, легко запоминающейся короткой фразы.

Классификация слоганов:

ü формальный – включает название продукта (ваша киска купила бы Вискас)

ü привязанные – соотношение ритмики и фонетики (Gillette лучше для мужчины нет)

ü свободные и воспроизводимые вне текста

ü конкретные слоганы – выражает характеристики товара (Туборг – пиво с твоим характером)

ü абстрактные слоганы – красивая фраза, имеющая отдалённое отношение к продукту (пиво толстяк – свобода настоящему мужику)

ü содержательная сторона:

· буквальные – обыгрывается название марки (сампринтер - самсунг)

· совершенная форма (удо VOLV ствие)

Критерий отбора слов в рекламном тексте – слово должно нести только положительные ассоциации. Исключения – медикаменты, реклама страхования, средства гигиены, социальная реклама, экологическая реклама.

Структура рекламного текста:

· рекламная идея – стержень концепции – достоинство, преимущество товара или услуги. Обязательно должно быть уникальное торговое предложение. Рекламная идея должна акцентировать внимание на одном моменте (максимум на двух).

· зачин; приёмы зачина:

ü слабые

Ø вопрос (где достать хорошую обувь)

Ø отрицание

Ø демонстрация бренда (это новая модель Nokia)

Ø сверхутверждение (с точностью до секунды “ BeeLine ”)

Ø решение проблемы

Ø идиома (вначале было слово)

Ø парафраз – лёгкое изменение выражения (в красивой жить не запретишь)

ü сильные

Ø парадокс – оксюморон (новая жизнь старой одежды)

Ø интрига (чтоб они сдохли – средство от комаров; у нашей газеты нет постоянных покупателей - вакансии)

· основной рекламный текст; функции: убедить в преимуществе и побудить (орудие убеждения - аргумент);

ü сильные аргументы

Ø цифра

Ø термин

Ø описание события

ü слабые аргументы – работают лучше после сильного

Ø авторитет имени

Ø авторитет статуса

Ø довод от чужого авторитета

ü несостоятельные аргументы

Ø довод обещания (ЦРУ гарантирует – иностранный язык за месяц и на всю жизнь)

Ø довод, основанный на осуждении

Ø довод от собственного авторитета (если вас нет страницах нашей газеты, то вас нет вообще)

· эхо – фраза в третий раз фиксирует внимание аудитории; функция: резюмирование ОРТ; требование: краткость – органическая связь с зачином.

Таким образом, важно правильно отбирать слова, которые работают на рекламные аргументы.

Гиперигнификация рекламы – придание бренду имиджа идеального товара с неоспоримыми преимуществами.

19. Основные типы ошибок, нарушающих ясность речи – общая классификация, примеры.

Критерии идеального текста

Текст должен быть:

· ясным

· точным

· логичным (автор точно отражает объективно существующие связи м/ж явлениями действительности)

· связанным

· полным (наличие всех структурных элементов, необходимых для декодирования)

· лаконичность (ничего лишнего)

Теория первичного восприятия устанавливает закономерности того, как та или иная конструкция будет восприниматься читателем (художник изобразил, как Петр 1 ведет войско в бой, придерживаясь выработанной стратегии).

Нарушения ясности в письменном тексте подразделяется на неправильное понимание слова и неправильное понимание связи слов.

Неправильное понимание слова подразделяется на:

· смешение омоформ

· смещение логического ударения

Неправильное понимание связи слов подразделяется на:

· ошибочное смысловое разъединение слов

· ошибочную смысловую связь слов

Предмет стилистики. Понятие функционального стиля русского литературного языка. Разновидности национального языка.

Стилистика – раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.

Главная задача стилистики ¾ изучение и описание функ­циональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их в частные, функционально однородные подсистемы.

Виды стилистики:

· стилистика языка (изучает языковые ресурсы)

· стилистика текста (изучает уже готовые тексты, задаваясь вопросом, каким образом автор выбирал речевые средства для реализации своих целей)

· стилистика художественной речи (изучает различные аспекты эстетической функции языка)

Формы русского языка:

· русский литературный язык

· диалекты (народный говор)

· сленг

· городское просторечье

В зависимости от сферы применения языка, выделяется не­сколько сти­лей, характеризующихся определенной системой отбора и организации в них языковых средств.

Функциональный стиль это исторически сложив­шаяся и общественно осознанная разновидность литератур­ного языка, функционирующая в опреде­ленной сфере человеческой деятельности и общения, характерная для данной среды.

Любой стиль реализуется и используется в определённом жанре.

Жанр – группа текстов, которые объединены тематикой, способом подачи информации, общими чертами стилистического оформления и композиции.

Русский литературный язык:

· кодифицированный (более жёсткие рамки)

ü книжный стиль

ü официально – деловой

ü публицистический

ü научный

· некодифицированный

ü разговорный язык

Разновидности национального языка:

· Диалектизмы (слова, отличные от соответствующей литературы или вообще не имеют аналогов):

ü фонетические (аканье, щоканье)

ü словообразовательные (пухлатый – пушистый, муркать – мурлыкать)

ü грамматические (ср. род – м. род)

ü собственно лексические (отличие всей звуковой оболочкой, надись – недавно)

ü семантические (морда – ловушка для рыбы)

ü этнографизм – слово, которое характерно только для данного говора (слива – чай, палёвка – юбка)

ü фразеологические - устойчивые выражения, помогающие понять ситуацию (солить рыжиков – целоваться)

· сленг – набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребленных в разных человеческих объединениях

· жаргон – совокупность языковых особенностей групп людей, объединенных по какому – либо социальному признаку.

· арго – речь определенных социально замкнутых групп, характеризующаяся узкопрофессиональной или своеобразно освоенной в смысловом и словообразовательном отношениях общеупотребительной лексикой (жулик – нож, ширма – карман, фараон – участковый, стрела – казак)

· городское просторечие – это особая функциональная разновидность русского языка, специфическая сфера обиходного, нелитературного, по преимуществу экспрессивного и часто вульгарного общения, предполагающего преднамеренное употребление ненормативных единиц с определенными коммуникативными установками.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.