Глава 1. Профессиональная пригодность к службе сотрудников следственного комитета при прокуратуре РФ — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 1. Профессиональная пригодность к службе сотрудников следственного комитета при прокуратуре РФ

2021-04-18 80
Глава 1. Профессиональная пригодность к службе сотрудников следственного комитета при прокуратуре РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выводы по главе

 

В данной главе нами были рассмотрены основные характеристики понятия «профессиональная пригодность». Под последним мы, вслед за В.И. Кондаковым признаем «комплекс качеств индивида, требующихся для… эффективного труда в той или иной профессиональной области» [28, с. 140].

Затем было рассмотрено современное положение системы профессионального отбора в органы прокуратуры, которое характеризуется, по мнению ряда экспертов, наличием проблемных аспектов в области обеспечения профотбора адекватными инструментами психодиагностики.

Специфика данной работы требовала определения общих сведений о профессиональных обязанностях следователя прокуратуры и, в общем, об особенностях профессиональной деятельности сотрудника прокуратуры. Анализ этих особенностей был произведен нами на основании регламентирующих эту деятельность законодательных актов. Специфика правоохранительной деятельности в прокуратуре заключается в том, что работники прокуратуры сталкиваются с наиболее тяжкими формами нарушения законов. Поэтому к ним в первую очередь должны предъявляться строгие и самое главное - обоснованные требования к профессиональным и личным качествам, необходимым в работе сотрудника прокуратуры.

В связи с высокой социальной значимостью службы в прокуратуре, к кандидатам, желающим служить в прокуратуре, предъявляются высокие требования к их психическим, когнитивным и личностным качествам.

Работа по отбору кандидатов на службу осуществляется на основе продуманных критериев качества через специальные инструменты диагностики. В данной работе мы рассматривали методику Романова и Кроз - признанных экспертов в области профессионального отбора в правоохранительные органы. Их методика основывается на комплексном подходе, соединяющем проработанные критерии отбора - эмоциональная, социальная, когнитивная, организаторская и пр. составляющие профессии и методики психодиагностики, позволяющие эти составляющие померить - методики СМИЛ, Кеттелла, Равена и др.

В дальнейшем предполагается проверить эффективность этих методик, возможность их комплексного использования в измерении критериев профессиональной готовности.


Глава 2. Экспериментальная апробация методик психодиагностики профессиональной пригодности кандидатов на службу в органы прокуратуры

 

Выводы по главе

 

В данной главе были рассмотрены основные методики психодиагностики, используемые в процессе профессионального отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры: СМИЛ, Кеттелла и Равена. Выбор именно этих методик основывается на том факте, что они позволяют комплексно оценить способности человека, представляют возможность быстро и комфортно для клиента пройти процесс диагностики. Плюс к этому существует большой опыт использования этих методик в процессах профессионального отбора в другие правоохранительные органы.

Кроме того, в главе описывается опыт экспериментальной работы по апробации данных методик в условиях профессионального отбора в органы прокуратуры. Апробация происходила на базе одного из учреждений правоохранительных органов города Красноярска.

В результате этой работы была выявлена статистически значимая связь между показателями различных методик, которые, по мнению экспертов, способны измерять уровень составляющих профессиональной пригодности у кандидатов.

Кроме того, оценивались результаты диагностик. Они продемонстрировали, что только 25% опрошенных кандидатов годны к службе в следственном комитете при прокуратуре РФ. Их профессиональная готовность была подтверждена результатами сразу трех методик.

На основании результатов диагностики, а также на основе анализа методик Романова и Кроз были составлены методические рекомендации, которыми следует руководствоваться службе профессионального отбора правоохранительных органов.

 


Заключение

 

В данной работе в первой главе удалось провести анализ научной и методической литературы, в ходе которого были определены базовые характеристики следственной деятельности при прокуратуре РФ. Кроме того были рассмотрены основные методы профессионального отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры. Основным методом является метод психодиагностики, который позволяет определить уровень развития той или иной составляющей психики человека.

Большое число черт личности и большое количество требований к профессиональному и психическому облику человека являются причиной применения нескольких методик психодиагностики. Наиболее популярными являются методики Кеттелла, Равена, СМИЛ. В данной работе во второй главе изучалась эффективность применения этих методик в работе специалиста по отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры и в частности в следственный комитет при прокуратуре.

В ходе исследования удалось установить, что все эти методики эффективны в комплексном их применении. Совокупность шкал методик Кеттела, Равенна, СМИЛ позволяют определить сформированность пяти факторов профессиональной пригодности кандидата:

социализации личности;

эмоциональной устойчивости;

когнитивной активности;

коммуникативной компетентности;

организаторского умения.

В практической части работы нами была проведена апробация указанных методик, статистическая обработка полученных данных. Вся эта работа показала высокий уровень корреляции данных, полученных из разных методик, что свидетельствует о наличии достоверной связи между ее отдельными шкалами.

Эффективность методик доказывалась в их практическом применении в процессе профессионального отбора в органы прокуратуры. Было отмечено, что совокупная оценка показателей методик, результатов наблюдения и анализа документации позволяет сформировать полную картину представлений о кандидате и дать правильную оценку уровню его профессиональной пригодности. Кроме того, выраженность одного или нескольких факторов, которая становится явной в процессе оценки полученных в ходе диагностики данных, позволяет говорить о конкретной специализации кандидата.

Необходимость использования именно этих методик доказывается:

удобством их применения;

выраженностью в их содержании необходимых для оценки профессиональной пригодности составляющих основу факторов профессиональной готовности содержания;

возможностью их комплексного применения, достаточностью и надежностью.

На основании полученных в ходе диагностики результатов были разработаны методические рекомендации по профессиональному отбору кандидатов на службу в следственный комитет при прокуратуре РФ. Основу данных рекомендаций составляет пятиступенчатая модель оценки кандидатов:

) Первоначальный отбор кандидатов по здоровью и уровню физической готовности проводится в соответствии с методическими указаниями «О службе в органах внутренних дел»;

) Первоначальный отбор по социальным признакам проводится в сотрудничестве с участковыми милиции, отделами ЗАГСа, военкоматами и др. на определение социально-правовой готовности к службе в органах прокуратуры;

) Анализ документов с мест обучения, предыдущей службы (в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными В.В. Романовым, М.В. Кроз, Б.Г. Бовиным);

) Определение психологической готовности к службе в органах прокуратуры с помощью методик психодиагностики;

) Обработка полученных данных. Оценка профессиональной готовности.

 


Литература

 

1. Алексеев С.С. Теория права. - М., 1995.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2 - М., «Педагогика», 1982.

. Белухин Д.А. Становление профессии и рождение профессионализма. - М: МПСИ, 2006.

. Богомолов В. Серия «Психологический практикум». - Ростов на Дону: «Феникс», 2003.

. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебное пособие для студентов ВУЗов. - СПб: Питер, 2005.

. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1997.

. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы РФ. - М: Омега-Л, 2008.

. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - М., 2005.

. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебное пособие для студентов ВУЗов. - СПб: Питер, 2006.

. Ковтун В.П. Психологическая служба УИС: проблемы становления // Преступление и наказание. - 1996. № 3.

. Кодекс профессиональной этики психолога органов внутренних дел. // Директивные материалы МВОРУ за 1996 год по воспитательной работе с личным составом в органах внутренних дел. - М., 1996.

. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с. (Серия «Мастера психологии»).

. Краснова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. ИНФРА-М, 2007.

. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической дианостики: учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1991, 55 с.

. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л., 1984.

. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. - М., 1982.

. Лебедев И.Б. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов. - М: Щит-М, 2005.

. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: описание и руководство к использованию / Отв.ред. А.Ф.Кудряшев. - Петрозаводск: Петроком, 1992, 318 с.

. Методы психологической диагностики / вып. 2, под ред. А.Н. Воронина. - М., 1994.

. Общая психодиагностика / под ред. О.В. Беловой. Н.:НГУ, 1996.

. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова. - М., 1997.

. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 1998.

. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учебное пособие / под ред. В.А. Бодрова, - М.: ПЕР СЭ, 2003.

. Проблемы и перспективы профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел / Е.А. Москалева. - М., 1998.

. Психологическая диагностика. / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М., 2005.

. Психологические теории и концепции личности / К.: «Рута», 2001.

. Психологический словарь / под ред. И.М. Кондакова,- М. - 2000.

. Психологический статус личности в различных социальных условиях: диагностика и коррекция / Межвузовский сборник // Под ред. В.С.Мухиной. - М.: Прометей, 1992, 198 с.

. Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М., ЧеРо, 2000. С. 140-143.

. Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж.. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд.1. Общая часть руководства: Пер. с англ. - М., Когито-Цени р, 1997-82 с.

. Равен Джон Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. - М.:«Когито-Центр», 2001. - 142 с.

. Ратанова ТА., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М., 1998.

. Романов В.В., Кроз М.В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы). // Вопросы психологии. - 1994. - № 3.

. Романов В.В., Кроз М.В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры РФ. - М., 1994.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. - Киев: Наук. Думка, 1989. - 200 с.

. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В.А. Никитина. - М., 2000.

. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А.Голубевой. - М.: Педагогика, 1989, 199 с.

. Столяренко А.М. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел. - М., 1988.

. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 672 с.

. Теплое Б.М. Практическое мышление / Хрестоматия по общей психологии под ред. В.В. Петухов, Вып.3.

. Теплое Б. М. Современное состояние вопроса о типах
высшей нервной деятельности человека и методика их определения
// Психология индивидуальных различий. - М., 1982.

. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г.

. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г.

. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. - М., 1987.

. Хасан, Б.И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания // Материалы 9-ой научно-практической конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление», Красноярск, 2003. - Красноярск. - 2003. - С. 23-33.

. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности.- М., 1996.- 68 с.

. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология, М. - 2006.

 


Приложение 1

 

Результаты применения психодиагностик

 

Таблица1. Результаты диагностики по методике СМИЛ в «сырых баллах»

Испытуемый / Шкалы L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 10 59 11 24 44 51 44 44 29 29 68 41 42
2 3 52 18 25 52 37 34 54 35 18 55 41 38
3 8 51 21 21 48 44 41 58 28 31 61 32 38
4 7 55 18 18 55 48 47 47 28 27 60 34 49
5 7 61 18 20 57 48 46 55 25 28 64 25 50
6 10 64 25 28 55 46 46 56 34 25 62 28 50
7 4 55 16 26 52 41 35 57 34 19 57 44 36
8 6 58 22 28 37 50 40 47 37 24 65 36 45
9 8 60 24 18 44 54 44 48 28 21 64 28 37
10 7 55 24 20 48 41 46 47 27 31 58 34 38
11 3 54 15 26 50 42 37 55 36 17 54 43 41
12 8 55 25 18 50 54 39 44 26 29 58 34 38
13 8 57 24 20 37 48 38 46 27 27 58 40 58
14 3 52 15 25 50 41 34 42 35 21 54 41 42
15 7 62 25 27 38 37 29 48 31 18 67 29 57
16 5 60 22 16 38 38 31 39 34 18 59 45 45
17 4 55 17 25 46 38 37 40 31 18 64 39 45
18 10 65 15 14 44 44 34 54 37 27 67 29 54
19 8 62 25 20 48 48 42 55 37 32 68 25 52
20 8 65 27 22 54 49 45 48 29 32 68 27 58

 

Таблица 2. Перевод «сырых» баллов базовых шкал СМИЛ (MMPI) в стандартные Т-баллы

Испытуемый / Шкалы L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 64 53 30 55 61 61 58 59 44 58 63 59 45
2 34 37 45 57 65 35 40 65 59 38 36 59 40
3 56 34 51 47 50 48 53 44 42 62 49 46 40
4 51 43 45 40 38 56 64 64 42 54 47 49 54
5 51 57 45 45 46 56 62 61 34 56 55 35 56
6 64 64 60 64 77 52 62 62 56 51 51 40 56
7 38 43 40 60 69 43 42 36 56 40 40 64 37
8 47 50 53 64 77 59 51 48 64 49 57 52 49
9 56 55 58 40 38 67 58 50 42 43 55 40 38
10 51 43 58 45 46 43 62 48 39 62 43 49 40
11 34 41 38 60 69 44 45 37 61 36 34 62 44
12 56 43 60 40 38 67 49 44 37 58 43 49 40
13 56 48 58 45 46 56 47 47 39 54 43 58 67
14 34 37 38 57 65 43 40 40 59 43 34 59 45
15 51 59 60 62 73 35 31 50 49 38 61 41 65
16 43 55 53 35 31 37 35 36 56 38 45 65 49
17 38 43 43 57 65 37 45 37 49 38 55 56 49
18 64 66 38 30 23 48 40 59 64 54 61 41 61
19 56 59 60 45 46 56 55 61 64 64 63 35 59
20 56 66 64 50 54 57 60 50 44 64 63 38 67

 

Формула для перевода в Т-баллы.

 

Т-балл = 10 ∙ (x-m)/σ + 50, где:

 

х - конкретное значение,

m - среднее арифметическое исследуемой выборки,

σ - стандартное отклонение исследуемой выборки.

В Т-балах среднее арифметическое = 50, стандартное отклонение = 10.

 

Таблица 3. Обобщенные результаты диагностики по методике СМИЛ (определение профессиональной пригодности по критериям В.В. Романова, М.В. Кроз для методики СМИЛ)

Благоприятные показатели для профессиональной пригодности

высокий уровень коммуникативной способности высокий уровень эмоциональной устойчивости личности высокий уровень когнитивной активности высокий уровень социализации личности
25% испыт 20% испыт 40% испыт 24% испыт

 


Таблица 4. Результаты применения методики Р.Б. Кеттелла

Испытуемый / Шкалы А B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
1 7 4 8 10 7 7 7 7 7 6 6 7 3 8 6 5
2 10 7 11 6 9 12 9 4 4 3 8 2 6 7 8 7
3 6 5 7 8 6 5 6 7 6 6 5 6 4 6 6 5
4 6 4 7 4 6 5 4 6 8 5 6 7 3 4 6 6
5 5 4 6 4 7 6 5 6 8 5 7 6 7 5 7 5
6. 7 5 5 7 6 7 6 8 7 6 5 6 3 6 5 6
7 9 3 10 7 9 10 9 4 3 4 8 3 5 6 8 7
8 7 4 6 6 5 5 4 7 7 6 6 7 3 4 7 4
9 4 5 7 5 6 5 5 6 8 6 5 7 7 7 6 4
10 5 3 5 8 5 7 5 7 7 5 5 6 7 4 5 5
11 9 7 10 6 9 10 9 4 4 3 4 2 5 5 7 5
12 6 5 5 8 7 5 6 8 7 7 4 5 3 8 6 4
13 5 5 6 4 8 6 10 10 8 6 5 6 4 7 4 7
14 11 7 9 7 10 10 10 4 3 3 7 3 5 6 9 7
15 6 3 5 8 6 6 5 8 8 7 6 5 3 7 7 5
16. 5 3 5 7 5 5 5 8 7 6 5 5 4 8 4 4
17 10 7 7 6 9 9 8 4 3 3 7 3 5 5 7 6
18 6 5 8 4 6 7 10 7 8 6 5 6 7 7 5 5
19 6 5 8 5 5 7 7 7 9 6 5 8 6 7 6 5
20. 7 4 7 7 6 7 7 8 5 6 5 8 5 6 4 6

 

Для перевода сырых баллов в стэны используется формула:

 

Стэн = 2 ∙ (x-m)/σ + 5,5, где:

 

х - конкретное значение,

m - среднее арифметическое исследуемой выборки,

σ - стандартное отклонение исследуемой выборки.

 

Таблица5. Перевод «сырых» баллов базовых шкал методики Кеттелла в стэны

Испытуемый / Шкалы А B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
1 6 4 7 10 6 5 6 6 6 7 6 7 3 8 5 5
2 9 9 10 5 8 10 8 3 3 2 9 2 7 7 8 9
3 5 6 5 7 4 4 5 6 5 7 4 6 4 5 5 5
4 5 4 5 3 4 4 3 5 7 5 6 7 3 2 5 7
5 4 4 4 3 6 4 4 5 7 5 8 6 8 4 7 5
6 6 6 3 6 4 5 5 7 6 7 4 6 3 5 4 7
7 8 3 9 6 8 8 8 3 2 4 9 3 6 5 8 9
8 6 4 4 5 3 4 3 6 6 7 6 7 3 2 7 3
9 3 6 5 4 4 4 4 5 7 7 4 7 8 7 5 3
10 4 3 3 7 3 5 4 6 6 5 4 6 8 2 4 5
11 8 9 9 5 8 8 8 3 3 2 3 2 6 4 7 5
12 5 6 3 7 6 4 5 7 6 8 3 5 3 8 5 3
13 4 6 4 3 7 4 8 10 7 7 4 6 4 7 2 9
14 10 9 8 6 9 8 8 3 2 2 8 3 6 5 10 9
15 5 3 3 7 4 4 4 7 7 8 6 5 3 7 7 5
16 4 3 3 6 3 4 4 7 6 7 4 5 4 8 2 3
17 9 9 5 5 8 7 7 3 2 2 8 3 6 4 7 7
18 5 6 7 3 4 5 8 6 7 7 4 6 8 7 4 5
19 5 6 7 4 3 5 6 6 8 7 4 8 7 7 5 5
20 6 4 5 6 4 5 6 7 4 7 4 8 6 5 2 7

 

Таблица 6. Обобщенные результаты диагностики по методике Кеттелла (определение профессиональной пригодности по критериям В.В. Романова, М.В. Кроз для методики Кеттелла)

Благоприятные показатели для профессиональной пригодности

высокий уровень социализации личности высокий уровень эмоциональной устойчивости высокий уровень организаторских способностей высокий уровень коммуникативной способности высокий уровень познавательной активности
30% испыт 25% испыт 20% испыт 30% испыт 15% испыт.

 

Таблица7. Результаты применения методики Дж. Равена

Испытуемый / Шкалы А B C D E Итого В баллах IQ
1 7 5 7 8 6 33 99
2 9 9 10 10 9 47 128
3 7 6 8 7 5 33 99
4. 6 6 5 4 5 26 84
5 4 4 7 5 6 30 92
6 6 6 6 6 7 31 94
7 8 10 9 9 8 44 122
8 6 5 7 7 7 32 96
9 7 6 5 5 4 27 86
10 7 4 5 7 4 27 86
11 10 9 9 9 8 45 124
12 7 6 4 7 6 30 92
13 8 6 5 7 7 33 99
14 10 9 10 8 9 46 126
15 4 5 5 7 7 28 88
16 5 7 7 6 6 31 94
17 9 9 10 8 8 44 122
18 5 8 7 7 4 30 92
19 5 6 7 6 5 29 90
20 6 5 7 6 4 28 88

 

Перевод в баллы шкалы IQ осуществлялся по формуле:

 

IQ = 15 ∙ (x-m)/σ + 100, где:

 

х - конкретное значение,

m - среднее арифметическое исследуемой выборки,

σ - стандартное отклонение исследуемой выборки.

В данном примере m=33,7 σ=7,1.


Приложение 2

 

Расчет критерия Спирмена

 

Таблица8. Определение критерия Спирмена для шкалы В в методике Кеттелла и шкалы IQ в методике Равена

испыт

Шкала В

Шкала IQ

  значение ранг значение ранг
1. 4 12,0 99 6,0
2. 9 1,0 128 1,0
3. 6 7,0 99 6,0
4. 4 12,0 84 20,0
5. 4 12,0 92 12,0
6. 6 7,0 94 10,0
7. 3 17,0 122 4,0
8. 4 12,0 96 9,0
9. 6 7,0 86 18,0
10. 3 17,0 86 18,0
11. 9 1,0 124 3,0
12. 6 7,0 92 12,0
13. 6 7,0 99 6,0
14. 9 1,0 126 2,0
15. 3 17,0 88 16,0
16. 3 17,0 94 10,0
17. 9 1,0 122 4,0
18. 6 7,0 92 12,0
19. 6 7,0 90 15,0
20 4 12,0 88 16,0
суммы   210   210

 

Проверка верности проведенного ранжирования высчитывается по формуле

 

∑(R)р=N(N+1)/2.

 

∑(R)р=20(20+1)/2=210, ранжирование проведено верно.

Выдвинем следующие гипотезы:

Н0: Корреляция между показателями шкалы В и шкалы IQ не отличается от нуля;

Н1: Корреляция между показателями шкалы В и шкалы IQ значительно отличается от нуля.

Высчитываем коэффициент по формуле rs= 1-6*∑ di² /N(N²-1). В нашем случае rs=0, 904.

Критические значения r(0,05)=0,36; r(0,01)=0,41.

Так как экспериментально полученный коэффициент больше критических показателей, верной является гипотеза H1.

 

Таблица9. Определение критерия Спирмена для шкалы 5 в методике СМИЛ и шкалы С в методике Кеттелла

испыт

Шкала 5

Шкала С

  значение ранг значение ранг
1. 59 6 7 5
2. 44 14 10 1
3. 65 1 5 8
4. 64 2 5 8
5. 61 4 4 13
6. 62 3 3 16
7. 36 19 9 2
8. 48 11 4 13
9. 50 8 5 8
10. 48 11 3 16
11. 37 17 9 2
12. 44 14 3 16
13. 47 13 4 13
14. 40 16 8 4
15. 50 8 3 16
16. 36 19 3 16
17. 37 17 5 8
18. 59 6 7 5
19. 61 4 7 5
20 50 8 5 8
суммы   210   210

Проверка верности проведенного ранжирования высчитывается по формуле

 

∑(R)р=N(N+1)/2.

 

∑(R)р=20(20+1)/2=210, ранжирование проведено верно.

Выдвинем следующие гипотезы:

Н0: Корреляция между показателями шкалы 5 и шкалы С не отличается от нуля;

Н1: Корреляция между показателями шкалы 5 и шкалы С значительно отличается от нуля.

Высчитываем коэффициент по формуле

 

rs= 1-6*∑ di² /N(N²-1).

 

В нашем случае rs=0,82.

Критические значения r(0,05)=0,36; r(0,01)=0,41.

Так как экспериментально полученный коэффициент больше критических показателей, верной является гипотеза H1.


Приложение 3

 

Описание методики психодиагностики СМИЛ

Инструкция

Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция. Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его как верное или неверное по отношению к Вам. Старайтесь отвечать искренно, иначе Ваши ответы будут распознаны как недостоверные и опрос придется повторить. Разбирайтесь с опросником как бы наедине с самим собой - Какой я на самом деле?. Тогда Вам будет интересна интерпретация полученных данных. Она касается лишь особенностей Вашего темперамента и описывает Ваши устойчивые профессионально важные качества.

Если Ваш ответ - "верно", то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим опроснику номером. Если Ваш ответ - "неверно" то поставьте крестик под соответствующим номером.
Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями (например, "У меня никогда не было припадков с судорогами": если не было, то Ваш ответ - "верно", и, наоборот, если это с Вами было, то ответ "неверно"). Некоторые утверждения в опроснике требуют от Вас - "Обведите номер данного утверждения "кружочком".

В этом случае в регистрационном листе номер, соответствующий этому утверждению следует в регистрационном листе обвести кружочком (это те утверждения, которые в процессе стандартизации оказались балластными и не включаются в общий автоматизированный обсчет).Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в Вашем ответе на то. что все-таки предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, Вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком.

Однако избыток кружочков в регистрационном листе также приведет к недостоверности результатов.

Отвечая даже на достаточно интимные вопросы, не смущайтесь, так как Ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для Вас.

Тест опросника

1. Я люблю читать научно-техническую литературу

2. у меня хороший аппетит

.   по утрам я обычно встаю свежим и отдохнувшим

.   думаю, что мне понравилась бы работа библиотекаря

.   малейший шум меня будит

.   я люблю читать в газетах заметки о преступлениях

.   мои руки и ноги обычно достаточно теплые

.   моя повседневная жизнь полна событий, интересующих меня

.   моя работоспособность не хуже, чем была раньше

.   я часто ощущаю "комок" в горле

.   я верю, что сны всегда сбываются

.   я люблю читать о преступлениях и таинственных приключениях

.   работа дается мне ценой значительного напряжения

.   на этот вопрос ответьте "не знаю"

.   временами мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать

.   я считаю, что жизнь ко мне беспощадна

.   мой отец - хороший человек

.   у


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.