История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-04-18 | 80 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Выводы по главе
В данной главе нами были рассмотрены основные характеристики понятия «профессиональная пригодность». Под последним мы, вслед за В.И. Кондаковым признаем «комплекс качеств индивида, требующихся для… эффективного труда в той или иной профессиональной области» [28, с. 140].
Затем было рассмотрено современное положение системы профессионального отбора в органы прокуратуры, которое характеризуется, по мнению ряда экспертов, наличием проблемных аспектов в области обеспечения профотбора адекватными инструментами психодиагностики.
Специфика данной работы требовала определения общих сведений о профессиональных обязанностях следователя прокуратуры и, в общем, об особенностях профессиональной деятельности сотрудника прокуратуры. Анализ этих особенностей был произведен нами на основании регламентирующих эту деятельность законодательных актов. Специфика правоохранительной деятельности в прокуратуре заключается в том, что работники прокуратуры сталкиваются с наиболее тяжкими формами нарушения законов. Поэтому к ним в первую очередь должны предъявляться строгие и самое главное - обоснованные требования к профессиональным и личным качествам, необходимым в работе сотрудника прокуратуры.
В связи с высокой социальной значимостью службы в прокуратуре, к кандидатам, желающим служить в прокуратуре, предъявляются высокие требования к их психическим, когнитивным и личностным качествам.
Работа по отбору кандидатов на службу осуществляется на основе продуманных критериев качества через специальные инструменты диагностики. В данной работе мы рассматривали методику Романова и Кроз - признанных экспертов в области профессионального отбора в правоохранительные органы. Их методика основывается на комплексном подходе, соединяющем проработанные критерии отбора - эмоциональная, социальная, когнитивная, организаторская и пр. составляющие профессии и методики психодиагностики, позволяющие эти составляющие померить - методики СМИЛ, Кеттелла, Равена и др.
|
В дальнейшем предполагается проверить эффективность этих методик, возможность их комплексного использования в измерении критериев профессиональной готовности.
Глава 2. Экспериментальная апробация методик психодиагностики профессиональной пригодности кандидатов на службу в органы прокуратуры
Выводы по главе
В данной главе были рассмотрены основные методики психодиагностики, используемые в процессе профессионального отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры: СМИЛ, Кеттелла и Равена. Выбор именно этих методик основывается на том факте, что они позволяют комплексно оценить способности человека, представляют возможность быстро и комфортно для клиента пройти процесс диагностики. Плюс к этому существует большой опыт использования этих методик в процессах профессионального отбора в другие правоохранительные органы.
Кроме того, в главе описывается опыт экспериментальной работы по апробации данных методик в условиях профессионального отбора в органы прокуратуры. Апробация происходила на базе одного из учреждений правоохранительных органов города Красноярска.
В результате этой работы была выявлена статистически значимая связь между показателями различных методик, которые, по мнению экспертов, способны измерять уровень составляющих профессиональной пригодности у кандидатов.
Кроме того, оценивались результаты диагностик. Они продемонстрировали, что только 25% опрошенных кандидатов годны к службе в следственном комитете при прокуратуре РФ. Их профессиональная готовность была подтверждена результатами сразу трех методик.
|
На основании результатов диагностики, а также на основе анализа методик Романова и Кроз были составлены методические рекомендации, которыми следует руководствоваться службе профессионального отбора правоохранительных органов.
Заключение
В данной работе в первой главе удалось провести анализ научной и методической литературы, в ходе которого были определены базовые характеристики следственной деятельности при прокуратуре РФ. Кроме того были рассмотрены основные методы профессионального отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры. Основным методом является метод психодиагностики, который позволяет определить уровень развития той или иной составляющей психики человека.
Большое число черт личности и большое количество требований к профессиональному и психическому облику человека являются причиной применения нескольких методик психодиагностики. Наиболее популярными являются методики Кеттелла, Равена, СМИЛ. В данной работе во второй главе изучалась эффективность применения этих методик в работе специалиста по отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры и в частности в следственный комитет при прокуратуре.
В ходе исследования удалось установить, что все эти методики эффективны в комплексном их применении. Совокупность шкал методик Кеттела, Равенна, СМИЛ позволяют определить сформированность пяти факторов профессиональной пригодности кандидата:
социализации личности;
эмоциональной устойчивости;
когнитивной активности;
коммуникативной компетентности;
организаторского умения.
В практической части работы нами была проведена апробация указанных методик, статистическая обработка полученных данных. Вся эта работа показала высокий уровень корреляции данных, полученных из разных методик, что свидетельствует о наличии достоверной связи между ее отдельными шкалами.
Эффективность методик доказывалась в их практическом применении в процессе профессионального отбора в органы прокуратуры. Было отмечено, что совокупная оценка показателей методик, результатов наблюдения и анализа документации позволяет сформировать полную картину представлений о кандидате и дать правильную оценку уровню его профессиональной пригодности. Кроме того, выраженность одного или нескольких факторов, которая становится явной в процессе оценки полученных в ходе диагностики данных, позволяет говорить о конкретной специализации кандидата.
|
Необходимость использования именно этих методик доказывается:
удобством их применения;
выраженностью в их содержании необходимых для оценки профессиональной пригодности составляющих основу факторов профессиональной готовности содержания;
возможностью их комплексного применения, достаточностью и надежностью.
На основании полученных в ходе диагностики результатов были разработаны методические рекомендации по профессиональному отбору кандидатов на службу в следственный комитет при прокуратуре РФ. Основу данных рекомендаций составляет пятиступенчатая модель оценки кандидатов:
) Первоначальный отбор кандидатов по здоровью и уровню физической готовности проводится в соответствии с методическими указаниями «О службе в органах внутренних дел»;
) Первоначальный отбор по социальным признакам проводится в сотрудничестве с участковыми милиции, отделами ЗАГСа, военкоматами и др. на определение социально-правовой готовности к службе в органах прокуратуры;
) Анализ документов с мест обучения, предыдущей службы (в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными В.В. Романовым, М.В. Кроз, Б.Г. Бовиным);
) Определение психологической готовности к службе в органах прокуратуры с помощью методик психодиагностики;
) Обработка полученных данных. Оценка профессиональной готовности.
Литература
1. Алексеев С.С. Теория права. - М., 1995.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2 - М., «Педагогика», 1982.
. Белухин Д.А. Становление профессии и рождение профессионализма. - М: МПСИ, 2006.
. Богомолов В. Серия «Психологический практикум». - Ростов на Дону: «Феникс», 2003.
. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебное пособие для студентов ВУЗов. - СПб: Питер, 2005.
. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1997.
. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы РФ. - М: Омега-Л, 2008.
. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - М., 2005.
|
. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебное пособие для студентов ВУЗов. - СПб: Питер, 2006.
. Ковтун В.П. Психологическая служба УИС: проблемы становления // Преступление и наказание. - 1996. № 3.
. Кодекс профессиональной этики психолога органов внутренних дел. // Директивные материалы МВОРУ за 1996 год по воспитательной работе с личным составом в органах внутренних дел. - М., 1996.
. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с. (Серия «Мастера психологии»).
. Краснова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. ИНФРА-М, 2007.
. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической дианостики: учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1991, 55 с.
. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л., 1984.
. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. - М., 1982.
. Лебедев И.Б. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов. - М: Щит-М, 2005.
. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: описание и руководство к использованию / Отв.ред. А.Ф.Кудряшев. - Петрозаводск: Петроком, 1992, 318 с.
. Методы психологической диагностики / вып. 2, под ред. А.Н. Воронина. - М., 1994.
. Общая психодиагностика / под ред. О.В. Беловой. Н.:НГУ, 1996.
. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова. - М., 1997.
. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 1998.
. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учебное пособие / под ред. В.А. Бодрова, - М.: ПЕР СЭ, 2003.
. Проблемы и перспективы профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел / Е.А. Москалева. - М., 1998.
. Психологическая диагностика. / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М., 2005.
. Психологические теории и концепции личности / К.: «Рута», 2001.
. Психологический словарь / под ред. И.М. Кондакова,- М. - 2000.
. Психологический статус личности в различных социальных условиях: диагностика и коррекция / Межвузовский сборник // Под ред. В.С.Мухиной. - М.: Прометей, 1992, 198 с.
. Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М., ЧеРо, 2000. С. 140-143.
. Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж.. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд.1. Общая часть руководства: Пер. с англ. - М., Когито-Цени р, 1997-82 с.
. Равен Джон Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. - М.:«Когито-Центр», 2001. - 142 с.
. Ратанова ТА., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М., 1998.
. Романов В.В., Кроз М.В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы). // Вопросы психологии. - 1994. - № 3.
|
. Романов В.В., Кроз М.В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры РФ. - М., 1994.
. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. - Киев: Наук. Думка, 1989. - 200 с.
. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В.А. Никитина. - М., 2000.
. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А.Голубевой. - М.: Педагогика, 1989, 199 с.
. Столяренко А.М. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел. - М., 1988.
. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 672 с.
. Теплое Б.М. Практическое мышление / Хрестоматия по общей психологии под ред. В.В. Петухов, Вып.3.
. Теплое Б. М. Современное состояние вопроса о типах
высшей нервной деятельности человека и методика их определения
// Психология индивидуальных различий. - М., 1982.
. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г.
. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г.
. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. - М., 1987.
. Хасан, Б.И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания // Материалы 9-ой научно-практической конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление», Красноярск, 2003. - Красноярск. - 2003. - С. 23-33.
. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности.- М., 1996.- 68 с.
. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология, М. - 2006.
Приложение 1
Результаты применения психодиагностик
Таблица1. Результаты диагностики по методике СМИЛ в «сырых баллах»
Испытуемый / Шкалы | L | F | K | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 10 | 59 | 11 | 24 | 44 | 51 | 44 | 44 | 29 | 29 | 68 | 41 | 42 |
2 | 3 | 52 | 18 | 25 | 52 | 37 | 34 | 54 | 35 | 18 | 55 | 41 | 38 |
3 | 8 | 51 | 21 | 21 | 48 | 44 | 41 | 58 | 28 | 31 | 61 | 32 | 38 |
4 | 7 | 55 | 18 | 18 | 55 | 48 | 47 | 47 | 28 | 27 | 60 | 34 | 49 |
5 | 7 | 61 | 18 | 20 | 57 | 48 | 46 | 55 | 25 | 28 | 64 | 25 | 50 |
6 | 10 | 64 | 25 | 28 | 55 | 46 | 46 | 56 | 34 | 25 | 62 | 28 | 50 |
7 | 4 | 55 | 16 | 26 | 52 | 41 | 35 | 57 | 34 | 19 | 57 | 44 | 36 |
8 | 6 | 58 | 22 | 28 | 37 | 50 | 40 | 47 | 37 | 24 | 65 | 36 | 45 |
9 | 8 | 60 | 24 | 18 | 44 | 54 | 44 | 48 | 28 | 21 | 64 | 28 | 37 |
10 | 7 | 55 | 24 | 20 | 48 | 41 | 46 | 47 | 27 | 31 | 58 | 34 | 38 |
11 | 3 | 54 | 15 | 26 | 50 | 42 | 37 | 55 | 36 | 17 | 54 | 43 | 41 |
12 | 8 | 55 | 25 | 18 | 50 | 54 | 39 | 44 | 26 | 29 | 58 | 34 | 38 |
13 | 8 | 57 | 24 | 20 | 37 | 48 | 38 | 46 | 27 | 27 | 58 | 40 | 58 |
14 | 3 | 52 | 15 | 25 | 50 | 41 | 34 | 42 | 35 | 21 | 54 | 41 | 42 |
15 | 7 | 62 | 25 | 27 | 38 | 37 | 29 | 48 | 31 | 18 | 67 | 29 | 57 |
16 | 5 | 60 | 22 | 16 | 38 | 38 | 31 | 39 | 34 | 18 | 59 | 45 | 45 |
17 | 4 | 55 | 17 | 25 | 46 | 38 | 37 | 40 | 31 | 18 | 64 | 39 | 45 |
18 | 10 | 65 | 15 | 14 | 44 | 44 | 34 | 54 | 37 | 27 | 67 | 29 | 54 |
19 | 8 | 62 | 25 | 20 | 48 | 48 | 42 | 55 | 37 | 32 | 68 | 25 | 52 |
20 | 8 | 65 | 27 | 22 | 54 | 49 | 45 | 48 | 29 | 32 | 68 | 27 | 58 |
Таблица 2. Перевод «сырых» баллов базовых шкал СМИЛ (MMPI) в стандартные Т-баллы
Испытуемый / Шкалы | L | F | K | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 64 | 53 | 30 | 55 | 61 | 61 | 58 | 59 | 44 | 58 | 63 | 59 | 45 |
2 | 34 | 37 | 45 | 57 | 65 | 35 | 40 | 65 | 59 | 38 | 36 | 59 | 40 |
3 | 56 | 34 | 51 | 47 | 50 | 48 | 53 | 44 | 42 | 62 | 49 | 46 | 40 |
4 | 51 | 43 | 45 | 40 | 38 | 56 | 64 | 64 | 42 | 54 | 47 | 49 | 54 |
5 | 51 | 57 | 45 | 45 | 46 | 56 | 62 | 61 | 34 | 56 | 55 | 35 | 56 |
6 | 64 | 64 | 60 | 64 | 77 | 52 | 62 | 62 | 56 | 51 | 51 | 40 | 56 |
7 | 38 | 43 | 40 | 60 | 69 | 43 | 42 | 36 | 56 | 40 | 40 | 64 | 37 |
8 | 47 | 50 | 53 | 64 | 77 | 59 | 51 | 48 | 64 | 49 | 57 | 52 | 49 |
9 | 56 | 55 | 58 | 40 | 38 | 67 | 58 | 50 | 42 | 43 | 55 | 40 | 38 |
10 | 51 | 43 | 58 | 45 | 46 | 43 | 62 | 48 | 39 | 62 | 43 | 49 | 40 |
11 | 34 | 41 | 38 | 60 | 69 | 44 | 45 | 37 | 61 | 36 | 34 | 62 | 44 |
12 | 56 | 43 | 60 | 40 | 38 | 67 | 49 | 44 | 37 | 58 | 43 | 49 | 40 |
13 | 56 | 48 | 58 | 45 | 46 | 56 | 47 | 47 | 39 | 54 | 43 | 58 | 67 |
14 | 34 | 37 | 38 | 57 | 65 | 43 | 40 | 40 | 59 | 43 | 34 | 59 | 45 |
15 | 51 | 59 | 60 | 62 | 73 | 35 | 31 | 50 | 49 | 38 | 61 | 41 | 65 |
16 | 43 | 55 | 53 | 35 | 31 | 37 | 35 | 36 | 56 | 38 | 45 | 65 | 49 |
17 | 38 | 43 | 43 | 57 | 65 | 37 | 45 | 37 | 49 | 38 | 55 | 56 | 49 |
18 | 64 | 66 | 38 | 30 | 23 | 48 | 40 | 59 | 64 | 54 | 61 | 41 | 61 |
19 | 56 | 59 | 60 | 45 | 46 | 56 | 55 | 61 | 64 | 64 | 63 | 35 | 59 |
20 | 56 | 66 | 64 | 50 | 54 | 57 | 60 | 50 | 44 | 64 | 63 | 38 | 67 |
Формула для перевода в Т-баллы.
Т-балл = 10 ∙ (x-m)/σ + 50, где:
х - конкретное значение,
m - среднее арифметическое исследуемой выборки,
σ - стандартное отклонение исследуемой выборки.
В Т-балах среднее арифметическое = 50, стандартное отклонение = 10.
Таблица 3. Обобщенные результаты диагностики по методике СМИЛ (определение профессиональной пригодности по критериям В.В. Романова, М.В. Кроз для методики СМИЛ)
Благоприятные показатели для профессиональной пригодности | |||
высокий уровень коммуникативной способности | высокий уровень эмоциональной устойчивости личности | высокий уровень когнитивной активности | высокий уровень социализации личности |
25% испыт | 20% испыт | 40% испыт | 24% испыт |
Таблица 4. Результаты применения методики Р.Б. Кеттелла
Испытуемый / Шкалы | А | B | C | E | F | G | H | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 |
1 | 7 | 4 | 8 | 10 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 6 | 7 | 3 | 8 | 6 | 5 |
2 | 10 | 7 | 11 | 6 | 9 | 12 | 9 | 4 | 4 | 3 | 8 | 2 | 6 | 7 | 8 | 7 |
3 | 6 | 5 | 7 | 8 | 6 | 5 | 6 | 7 | 6 | 6 | 5 | 6 | 4 | 6 | 6 | 5 |
4 | 6 | 4 | 7 | 4 | 6 | 5 | 4 | 6 | 8 | 5 | 6 | 7 | 3 | 4 | 6 | 6 |
5 | 5 | 4 | 6 | 4 | 7 | 6 | 5 | 6 | 8 | 5 | 7 | 6 | 7 | 5 | 7 | 5 |
6. | 7 | 5 | 5 | 7 | 6 | 7 | 6 | 8 | 7 | 6 | 5 | 6 | 3 | 6 | 5 | 6 |
7 | 9 | 3 | 10 | 7 | 9 | 10 | 9 | 4 | 3 | 4 | 8 | 3 | 5 | 6 | 8 | 7 |
8 | 7 | 4 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 7 | 7 | 6 | 6 | 7 | 3 | 4 | 7 | 4 |
9 | 4 | 5 | 7 | 5 | 6 | 5 | 5 | 6 | 8 | 6 | 5 | 7 | 7 | 7 | 6 | 4 |
10 | 5 | 3 | 5 | 8 | 5 | 7 | 5 | 7 | 7 | 5 | 5 | 6 | 7 | 4 | 5 | 5 |
11 | 9 | 7 | 10 | 6 | 9 | 10 | 9 | 4 | 4 | 3 | 4 | 2 | 5 | 5 | 7 | 5 |
12 | 6 | 5 | 5 | 8 | 7 | 5 | 6 | 8 | 7 | 7 | 4 | 5 | 3 | 8 | 6 | 4 |
13 | 5 | 5 | 6 | 4 | 8 | 6 | 10 | 10 | 8 | 6 | 5 | 6 | 4 | 7 | 4 | 7 |
14 | 11 | 7 | 9 | 7 | 10 | 10 | 10 | 4 | 3 | 3 | 7 | 3 | 5 | 6 | 9 | 7 |
15 | 6 | 3 | 5 | 8 | 6 | 6 | 5 | 8 | 8 | 7 | 6 | 5 | 3 | 7 | 7 | 5 |
16. | 5 | 3 | 5 | 7 | 5 | 5 | 5 | 8 | 7 | 6 | 5 | 5 | 4 | 8 | 4 | 4 |
17 | 10 | 7 | 7 | 6 | 9 | 9 | 8 | 4 | 3 | 3 | 7 | 3 | 5 | 5 | 7 | 6 |
18 | 6 | 5 | 8 | 4 | 6 | 7 | 10 | 7 | 8 | 6 | 5 | 6 | 7 | 7 | 5 | 5 |
19 | 6 | 5 | 8 | 5 | 5 | 7 | 7 | 7 | 9 | 6 | 5 | 8 | 6 | 7 | 6 | 5 |
20. | 7 | 4 | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 5 | 6 | 5 | 8 | 5 | 6 | 4 | 6 |
Для перевода сырых баллов в стэны используется формула:
Стэн = 2 ∙ (x-m)/σ + 5,5, где:
х - конкретное значение,
m - среднее арифметическое исследуемой выборки,
σ - стандартное отклонение исследуемой выборки.
Таблица5. Перевод «сырых» баллов базовых шкал методики Кеттелла в стэны
Испытуемый / Шкалы | А | B | C | E | F | G | H | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 |
1 | 6 | 4 | 7 | 10 | 6 | 5 | 6 | 6 | 6 | 7 | 6 | 7 | 3 | 8 | 5 | 5 |
2 | 9 | 9 | 10 | 5 | 8 | 10 | 8 | 3 | 3 | 2 | 9 | 2 | 7 | 7 | 8 | 9 |
3 | 5 | 6 | 5 | 7 | 4 | 4 | 5 | 6 | 5 | 7 | 4 | 6 | 4 | 5 | 5 | 5 |
4 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 7 | 5 | 6 | 7 | 3 | 2 | 5 | 7 |
5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 6 | 4 | 4 | 5 | 7 | 5 | 8 | 6 | 8 | 4 | 7 | 5 |
6 | 6 | 6 | 3 | 6 | 4 | 5 | 5 | 7 | 6 | 7 | 4 | 6 | 3 | 5 | 4 | 7 |
7 | 8 | 3 | 9 | 6 | 8 | 8 | 8 | 3 | 2 | 4 | 9 | 3 | 6 | 5 | 8 | 9 |
8 | 6 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 6 | 6 | 7 | 6 | 7 | 3 | 2 | 7 | 3 |
9 | 3 | 6 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 7 | 7 | 4 | 7 | 8 | 7 | 5 | 3 |
10 | 4 | 3 | 3 | 7 | 3 | 5 | 4 | 6 | 6 | 5 | 4 | 6 | 8 | 2 | 4 | 5 |
11 | 8 | 9 | 9 | 5 | 8 | 8 | 8 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 6 | 4 | 7 | 5 |
12 | 5 | 6 | 3 | 7 | 6 | 4 | 5 | 7 | 6 | 8 | 3 | 5 | 3 | 8 | 5 | 3 |
13 | 4 | 6 | 4 | 3 | 7 | 4 | 8 | 10 | 7 | 7 | 4 | 6 | 4 | 7 | 2 | 9 |
14 | 10 | 9 | 8 | 6 | 9 | 8 | 8 | 3 | 2 | 2 | 8 | 3 | 6 | 5 | 10 | 9 |
15 | 5 | 3 | 3 | 7 | 4 | 4 | 4 | 7 | 7 | 8 | 6 | 5 | 3 | 7 | 7 | 5 |
16 | 4 | 3 | 3 | 6 | 3 | 4 | 4 | 7 | 6 | 7 | 4 | 5 | 4 | 8 | 2 | 3 |
17 | 9 | 9 | 5 | 5 | 8 | 7 | 7 | 3 | 2 | 2 | 8 | 3 | 6 | 4 | 7 | 7 |
18 | 5 | 6 | 7 | 3 | 4 | 5 | 8 | 6 | 7 | 7 | 4 | 6 | 8 | 7 | 4 | 5 |
19 | 5 | 6 | 7 | 4 | 3 | 5 | 6 | 6 | 8 | 7 | 4 | 8 | 7 | 7 | 5 | 5 |
20 | 6 | 4 | 5 | 6 | 4 | 5 | 6 | 7 | 4 | 7 | 4 | 8 | 6 | 5 | 2 | 7 |
Таблица 6. Обобщенные результаты диагностики по методике Кеттелла (определение профессиональной пригодности по критериям В.В. Романова, М.В. Кроз для методики Кеттелла)
Благоприятные показатели для профессиональной пригодности | ||||
высокий уровень социализации личности | высокий уровень эмоциональной устойчивости | высокий уровень организаторских способностей | высокий уровень коммуникативной способности | высокий уровень познавательной активности |
30% испыт | 25% испыт | 20% испыт | 30% испыт | 15% испыт. |
Таблица7. Результаты применения методики Дж. Равена
Испытуемый / Шкалы | А | B | C | D | E | Итого | В баллах IQ |
1 | 7 | 5 | 7 | 8 | 6 | 33 | 99 |
2 | 9 | 9 | 10 | 10 | 9 | 47 | 128 |
3 | 7 | 6 | 8 | 7 | 5 | 33 | 99 |
4. | 6 | 6 | 5 | 4 | 5 | 26 | 84 |
5 | 4 | 4 | 7 | 5 | 6 | 30 | 92 |
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 | 31 | 94 |
7 | 8 | 10 | 9 | 9 | 8 | 44 | 122 |
8 | 6 | 5 | 7 | 7 | 7 | 32 | 96 |
9 | 7 | 6 | 5 | 5 | 4 | 27 | 86 |
10 | 7 | 4 | 5 | 7 | 4 | 27 | 86 |
11 | 10 | 9 | 9 | 9 | 8 | 45 | 124 |
12 | 7 | 6 | 4 | 7 | 6 | 30 | 92 |
13 | 8 | 6 | 5 | 7 | 7 | 33 | 99 |
14 | 10 | 9 | 10 | 8 | 9 | 46 | 126 |
15 | 4 | 5 | 5 | 7 | 7 | 28 | 88 |
16 | 5 | 7 | 7 | 6 | 6 | 31 | 94 |
17 | 9 | 9 | 10 | 8 | 8 | 44 | 122 |
18 | 5 | 8 | 7 | 7 | 4 | 30 | 92 |
19 | 5 | 6 | 7 | 6 | 5 | 29 | 90 |
20 | 6 | 5 | 7 | 6 | 4 | 28 | 88 |
Перевод в баллы шкалы IQ осуществлялся по формуле:
IQ = 15 ∙ (x-m)/σ + 100, где:
х - конкретное значение,
m - среднее арифметическое исследуемой выборки,
σ - стандартное отклонение исследуемой выборки.
В данном примере m=33,7 σ=7,1.
Приложение 2
Расчет критерия Спирмена
Таблица8. Определение критерия Спирмена для шкалы В в методике Кеттелла и шкалы IQ в методике Равена
испыт | Шкала В | Шкала IQ | ||
значение | ранг | значение | ранг | |
1. | 4 | 12,0 | 99 | 6,0 |
2. | 9 | 1,0 | 128 | 1,0 |
3. | 6 | 7,0 | 99 | 6,0 |
4. | 4 | 12,0 | 84 | 20,0 |
5. | 4 | 12,0 | 92 | 12,0 |
6. | 6 | 7,0 | 94 | 10,0 |
7. | 3 | 17,0 | 122 | 4,0 |
8. | 4 | 12,0 | 96 | 9,0 |
9. | 6 | 7,0 | 86 | 18,0 |
10. | 3 | 17,0 | 86 | 18,0 |
11. | 9 | 1,0 | 124 | 3,0 |
12. | 6 | 7,0 | 92 | 12,0 |
13. | 6 | 7,0 | 99 | 6,0 |
14. | 9 | 1,0 | 126 | 2,0 |
15. | 3 | 17,0 | 88 | 16,0 |
16. | 3 | 17,0 | 94 | 10,0 |
17. | 9 | 1,0 | 122 | 4,0 |
18. | 6 | 7,0 | 92 | 12,0 |
19. | 6 | 7,0 | 90 | 15,0 |
20 | 4 | 12,0 | 88 | 16,0 |
суммы | 210 | 210 |
Проверка верности проведенного ранжирования высчитывается по формуле
∑(R)р=N(N+1)/2.
∑(R)р=20(20+1)/2=210, ранжирование проведено верно.
Выдвинем следующие гипотезы:
Н0: Корреляция между показателями шкалы В и шкалы IQ не отличается от нуля;
Н1: Корреляция между показателями шкалы В и шкалы IQ значительно отличается от нуля.
Высчитываем коэффициент по формуле rs= 1-6*∑ di² /N(N²-1). В нашем случае rs=0, 904.
Критические значения r(0,05)=0,36; r(0,01)=0,41.
Так как экспериментально полученный коэффициент больше критических показателей, верной является гипотеза H1.
Таблица9. Определение критерия Спирмена для шкалы 5 в методике СМИЛ и шкалы С в методике Кеттелла
испыт | Шкала 5 | Шкала С | ||
значение | ранг | значение | ранг | |
1. | 59 | 6 | 7 | 5 |
2. | 44 | 14 | 10 | 1 |
3. | 65 | 1 | 5 | 8 |
4. | 64 | 2 | 5 | 8 |
5. | 61 | 4 | 4 | 13 |
6. | 62 | 3 | 3 | 16 |
7. | 36 | 19 | 9 | 2 |
8. | 48 | 11 | 4 | 13 |
9. | 50 | 8 | 5 | 8 |
10. | 48 | 11 | 3 | 16 |
11. | 37 | 17 | 9 | 2 |
12. | 44 | 14 | 3 | 16 |
13. | 47 | 13 | 4 | 13 |
14. | 40 | 16 | 8 | 4 |
15. | 50 | 8 | 3 | 16 |
16. | 36 | 19 | 3 | 16 |
17. | 37 | 17 | 5 | 8 |
18. | 59 | 6 | 7 | 5 |
19. | 61 | 4 | 7 | 5 |
20 | 50 | 8 | 5 | 8 |
суммы | 210 | 210 |
Проверка верности проведенного ранжирования высчитывается по формуле
∑(R)р=N(N+1)/2.
∑(R)р=20(20+1)/2=210, ранжирование проведено верно.
Выдвинем следующие гипотезы:
Н0: Корреляция между показателями шкалы 5 и шкалы С не отличается от нуля;
Н1: Корреляция между показателями шкалы 5 и шкалы С значительно отличается от нуля.
Высчитываем коэффициент по формуле
rs= 1-6*∑ di² /N(N²-1).
В нашем случае rs=0,82.
Критические значения r(0,05)=0,36; r(0,01)=0,41.
Так как экспериментально полученный коэффициент больше критических показателей, верной является гипотеза H1.
Приложение 3
Описание методики психодиагностики СМИЛ
Инструкция
Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция. Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его как верное или неверное по отношению к Вам. Старайтесь отвечать искренно, иначе Ваши ответы будут распознаны как недостоверные и опрос придется повторить. Разбирайтесь с опросником как бы наедине с самим собой - Какой я на самом деле?. Тогда Вам будет интересна интерпретация полученных данных. Она касается лишь особенностей Вашего темперамента и описывает Ваши устойчивые профессионально важные качества.
Если Ваш ответ - "верно", то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим опроснику номером. Если Ваш ответ - "неверно" то поставьте крестик под соответствующим номером.
Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями (например, "У меня никогда не было припадков с судорогами": если не было, то Ваш ответ - "верно", и, наоборот, если это с Вами было, то ответ "неверно"). Некоторые утверждения в опроснике требуют от Вас - "Обведите номер данного утверждения "кружочком".
В этом случае в регистрационном листе номер, соответствующий этому утверждению следует в регистрационном листе обвести кружочком (это те утверждения, которые в процессе стандартизации оказались балластными и не включаются в общий автоматизированный обсчет).Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в Вашем ответе на то. что все-таки предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, Вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком.
Однако избыток кружочков в регистрационном листе также приведет к недостоверности результатов.
Отвечая даже на достаточно интимные вопросы, не смущайтесь, так как Ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для Вас.
Тест опросника
1. Я люблю читать научно-техническую литературу
2. у меня хороший аппетит
. по утрам я обычно встаю свежим и отдохнувшим
. думаю, что мне понравилась бы работа библиотекаря
. малейший шум меня будит
. я люблю читать в газетах заметки о преступлениях
. мои руки и ноги обычно достаточно теплые
. моя повседневная жизнь полна событий, интересующих меня
. моя работоспособность не хуже, чем была раньше
. я часто ощущаю "комок" в горле
. я верю, что сны всегда сбываются
. я люблю читать о преступлениях и таинственных приключениях
. работа дается мне ценой значительного напряжения
. на этот вопрос ответьте "не знаю"
. временами мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать
. я считаю, что жизнь ко мне беспощадна
. мой отец - хороший человек
. у
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!