Продвижение чтения средствами библиографии в Новосибирской областной детской библиотеки им. М. Горького — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Продвижение чтения средствами библиографии в Новосибирской областной детской библиотеки им. М. Горького

2021-04-18 131
Продвижение чтения средствами библиографии в Новосибирской областной детской библиотеки им. М. Горького 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каждая библиотека требует динамичного развития, чтобы быть центром притяжения для детской аудитории и местной общины. Библиотечные коллективы ищут универсальные методы привлечения к чтению, модернизируют наработанные формы в современный компонент работы [4]. Актуальной на сегодняшний день является проектная деятельность библиотеки. Коллектив Новосибирской областной библиотеки для детей имеет определенные наработки в создании проектно-программных комплексов работы, направленных на разработку новых форм и методов популяризации библиотечных фондов, реализации партнерских проектов с целью раскрытия возможностей библиотеки.

С 2008 года в библиотеке разработана и функционирует комплексная целевая программа развития детского чтения «Книгосвет детства». Основные направления этой программы:

индивидуальная работа с детьми, особый акцент на читателей среднего и старшего возраста;

изучение читательских интересов;

внедрение интегрированных форм привлечения к чтению;

привлечение к чтению детей раннего возраста и дошкольников;

активизация семейного чтения;

предоставление родителям информационной поддержки по вопросам чтения детей;

акции в поддержку чтения.

Отделы обслуживания с учетом возрастных особенностей читателей разработали модули, включающие актуальные вопросы активизации детского чтения.

Отдел обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов сосредоточил внимание на работе с молодыми читателями. Модуль этого отдела - Программа раннего семейного чтения «Я расту с книгой». Его цель:

популяризация семейных чтений в семьях с детьми от 1 до 3-х лет;

привлечение семей к пользованию библиотекой;

изучение возможностей библиотеки по работе с детьми младшего дошкольного возраста;

создание комфортных условий общения с книгой в библиотеке и в семье;

разъяснение родителям важности систематического чтения для гармоничного развития ребенка.

За период функционирования есть определенные наработки и аналитические итоги.

За последние годы в отделе значительно увеличилось количество читателей от 1 до 3-х лет. Эта категория читателей требует особого внимания и отношения. Фонды библиотеки в целом удовлетворяют потребности самых маленьких в книге, предлагая издания в современном полиграфическом исполнении. При индивидуальном обслуживании библиотекари часто используют игрушки из кукольного театра. Такое общение помогает ребенку быстрее адаптироваться в библиотеке.

С детьми от 3-х до 5-ти лет уже идут диалоги о прочитанном. Они охотно читают выученные наизусть стихи, делятся своими впечатлениями, рассказывают о жизненных ситуациях, формулируют запросы на определенные произведения.

Очень большую роль играет индивидуальная работа с родителями, посещающих детскую библиотеку. Во время индивидуальных бесед, путем подбора нужной именно этой семье литературы, соответствующей ее потребностям и видению всестороннего развития ребенка в условиях семьи, достигается наибольший положительный результат. Кроме этого заинтересованные родители собираются в клубе «Мое сердечко» для получения определенных знаний и навыков по работе с детской книгой, для обмена опытом, для творческого общения.

Благодаря реализации модуля раннего семейного чтения ребенок получает умение выбирать книги для семейного чтения, распознавать книги по жанру, учить и рассказывать стихи, слушать, пересказывать произведения, вести себя в социуме.

Следует отметить, что успешная реализация всех этих положений возможна лишь при условии систематической работы, заинтересованности как родителей и детей, так и библиотекарей в самом процессе воспитания и в конечном результате.

Отдел обслуживания читателей-учащихся 5-9 классов в рамках программы «Книгосвет детства» реализует модуль индивидуально-творческого развития читателей, который называется «Подросток в информационном пространстве: Библиотека. Книга. Личность». Внедрение модуля рассчитано на пять лет и соответственно пять этапов последовательного совершенствования индивидуальной работы с читателями:

Наблюдения и изучения читателей.

Совершенствование системы изучения чтения подростков.

Поиск и внедрение инновационных форм обеспечения информационных потребностей читателей.

Практическое обеспечение развития и закрепления навыков информационной культуры.

Творческое развитие личности.

В отделе разработана комплексная система учета индивидуальной работы с читателями 11-15 лет.

Алгоритм поэтапной работы сформирован в схемы, которые помогают непосредственным исполнителям-библиотекарям соблюдать последовательности.

Результатом последовательной индивидуальной работы стало создание нового читательского объединения - «Книжное общество современных читателей-девочек». Специалистам-библиотекарям известно, что существуют гендерные аспекты чтения, то есть его условно можно разделить на «женское» и «мужское». И читатели-дети также имеют свои особенности по этим признаками.

Не секрет, что читатели-девочки более активные посетители библиотек. Поэтому было решено объединить девочек-подростков из разных школ города в «книжное общество». Создавая это общество девушек, ставилась цель на следующее:

повышать образовательный уровень;

формировать мировоззрение;

воспитывать духовно-нравственные ценности;

учиться мыслить, выражать свои мысли, делать выводы.

Путем анкетирования и в дальнейшем изучение этих анкет, составили тематику будущих занятий «общества». Встречи-заседания проводятся два раза в месяц в воскресенье, в виде - бесед, конкурсов, обсуждений, просмотра фильмов, посещение театра, художественных представлений, праздников, Дней рождений.

В работе выделили следующие направления:

Книга + фильм. Пытаемся объединить чтение книги с просмотром фильма и последующим обсуждением. Учимся размышлять, выражаем свои мысли, делаем выводы.

Театр кукол. Здесь участники дают волю своей фантазии, играют, поют, ставят сказочные спектакли для наших маленьких читателей, их мам, бабушек.

Учимся отдыхать. Мы с девочками любим посещать художественные представления, фотовыставки нашего города.

Спектр совместной работы со школами города весьма разнообразен. Один из проектов называется «Радость чтения». Остановимся на нескольких направлениях. Уже с первого класса проходит знакомство учащихся с библиотекой. Сначала библиотекарь приходит в класс и рассказывает об интересных книгах, проводит иллюстрированные викторины, конкурсы загадок, гласные чтения. А потом для первоклассников проводится экскурсия в библиотеку, которая может сопровождаться и кукольным представлением, и просмотром любимого мультфильма, и чтением книг и журналов. Дети открывают для себя, как рождается книга. А потом маленькие читатели сами выбирают книги для самостоятельного чтения.

Есть интересные находки и в плане проведения внеклассных чтений. Объединенные целью ознакомления детей с лучшими произведениями мировой детской литературы, учителя и библиотекари проводят совместные уроки. Не секрет, что читательский багаж современных школьников достаточно ограничен. Поэтому библиотека выполняет своеобразную просветительскую работу, раскрывая детям известные книги, которые надо обязательно прочитать, чтобы ответить на вопрос библиотекаря и получить высокую оценку или даже приз. Так в разные годы были проведены циклы «Большие сказочники», «Писатели ХХ века», «Книги - юбиляры года». Продолжением такой работы стало совместное создание рекомендательных списков для летнего чтения. Учитывая «Требования школьных программ», читательские интересы учащихся, пожелания родителей и наличие в фонде библиотеки нужной (не менее пяти экземпляров) количества предложенных книг, составленные перечни произведений для учащихся 1-4 классов, которые желательно прочитать во время летних каникул. В течение учебного года идет освоение прочитанных произведений. Библиотека стремится, чтобы чтение детей было сбалансированным, поэтому в списки обязательно входят произведения российских и зарубежных писателей.

Использование игровых форм - важное средство стимулирования читательской активности младших школьников. Книга дает прекрасную возможность раскрыть творческие способности ребенка, поэтому видимо особой популярностью и любовью учеников пользуются театрализованные игры по произведениям, вошедшим в золотой фонд детской литературы: «Тайна золотого ключика» (по сказке А. Толстого), «Волшебник Изумрудного города», «Проделки спасенного джина» (по повести Л. Лагина «Старик Хоттабыч») и другие.

В библиотеке уже стало традицией проводить различные интеллектуальные игры. Исследование читательских интересов показывают, что энциклопедии очень интересуют современных детей и вышли на первое место среди их предпочтений. Еще с 80-х годов берет начало целый ряд интересных мероприятий, рассчитанных на умение детей пользоваться книгами для того, чтобы найти ответы на свои многочисленные вопросы. Интеллектуальные игры имеют различные формы, подсказанные известными телевизионными программами «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Пойми меня», «Умники и умницы», «Слабое звено». В библиотечной интерпретации они переплетаются, трансформируются, получают новую окраску. Как правило, интеллектуальные игры становятся апофеозом библиотечных занятий, способствующих развитию читательской культуры.

Не остаются без внимания и учителя начальных классов. Они также принимают участие в опросах, которые проводятся с целью изучения современных потребностей начальной школы и того, чем может помочь библиотека. Фонды одной из старейших библиотек для детей позволяют найти интересный материал для проведения открытого урока, внеклассного мероприятия, издание методических материалов. Много подсказок можно найти в литературе для планирования, для успешной аттестации, для развития темы исследования.

С большим удовольствием библиотекари принимают участие в проведении в школе Недели начальной школы. В этом учебном году готовится Неделя по теме «Интересный мир чтения» (значение книги и чтения в формировании личности ученика начальной школы). Мероприятия в рамках Недели всегда превращаются в настоящие праздники чтения, полезного и веселого общения, творческого вдохновения.

Удачным оказался интегрированный проект - детский литературный киноклуб «Книга + кино». Его девиз - «Смотрим. Читаем. Размышляем». Известно, что дети активно воспринимают информацию визуально. Большинство современных детей не представляет своей жизни без мультимедийных средств. Положительным примером является то, что к чтению книги ребенка часто побуждает просмотр художественного фильма или мультфильма. Эти факторы и мотивировали специалистов библиотеки на открытие киноклуба.

Цель этого новообразования объединяет несколько аспектов:

развитие читательской активности детей через сочетание традиционных и мультимедийных форм донесения информации;

популяризацию лучших образцов литературы для детей;

реализацию рекреационной функции детской библиотеки.

Дети могут посмотреть лучшие фильмы и мультфильмы, созданные по книгам, услышать интересную информацию об авторе книги, принять участие в викторине или игре. Такое сочетание книги и аудиовизуальной продукции стимулирует интерес к чтению. В течение действия «киноплощадки» посещаемость значительно возросла, а диапазон охвата школ города весомо расширился.

Как показал опыт, проекты позволяют создавать и осваивать новые информационно-библиотечные технологии, наиболее эффективно использовать библиотечные ресурсы, активно взаимодействовать с заинтересованными партнерами. В результате проекты превращаются в книжный фактор, который предопределяет успех и расширение библиотечной деятельности.

 


 

Заключение

 

Читательская культура - это составная часть общей культуры личности, комплекс знаний, умений и чувств читателя, предусматривающий осознанный выбор тематики чтения, его системность с целью полноценного и глубокого восприятия и усвоения литературного текста.

Среди причин, повлекших развитие негативной тенденции развития чтения, можно выделить следующие факторы объективного и субъективного характера, такие как снижение экономического и морально-культурного уровня жизни общества; засилья масс-медийной культуры; захвата современной молодежи компьютерными технологиями и Интернетом; перегрузки учебных программ, а отсюда отсутствие у учащихся свободного времени для чтения; отсутствие комплексной программы развития читательской культуры личности.

Общение с книгой помогает ученику овладеть определенной суммой знаний, усвоить опыт предыдущих поколений, привлекает к культурным ценностям народа. Поддержка и руководство чтения - это стратегически важный элемент культуры, инструмент повышения интеллектуального потенциала нации, творческого развития личности и социальной активности общества.

Учебное заведение, педагог, классный руководитель, библиотекарь должны обеспечить духовное развитие и саморазвитие личности.

Большую роль в этом процессе играет книга. Поэтому пропаганда чтения, воспитания информационно-библиографической и читательской культуры, формирование умения пользоваться библиотекой, ее услугами, книгой, справочным аппаратом, развитие познавательных интересов - приоритетные направления совместной деятельности педагогов, библиотеки, родителей.

Привлечение учащихся к чтению книг осуществляется как в учебной, так и во внеклассной их деятельности, на специально организованных занятиях. Научить умению читать самостоятельно, осмыслено одна из приоритетных задач педагогов и библиотекарей, ее решению способствует их мастерство привлекать детей к книге, овладевать искусством литературного чтения, закреплять читательские навыки, расширять диапазон читательской компетентности.

Этому способствуют литературные игры, викторины, сказки-эстафеты, исторические марафоны, музыкальные ринги, брейн-ринги и другие формы, которые позволяют привлечь учащихся к активной творчески-воспроизводящей деятельности.

Особенность клубов, кружков в библиотеке заключается в том, что они стимулируют и активизируют чтения подростков, самостоятельность их работы с книгой.

На разных исторических этапах осуществлялось понимание социального статуса, роли и значения библиотек в общественной жизни. Третье тысячелетие называют информационным. И все изменения, происходящие в настоящее время в обществе, непосредственно сказываются на деятельности детских библиотек.

 


 

Список использованной литературы

 

1.Библиотечная энциклопедия / Рос. гос.Биб-ка. - М.: Пашков Дом, 2007. - 1300 с

.Бочкарева, Н.И. Как воспитать талантливого читателя / М. И. Бочкарева / / Детская библиотека. - 1999. - № 3 - С.75 - 82

.Бурбан В. Книга и молодежь. Взгляд в третье тысячелетие... [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www.zerkalo -nedeli.com/nn/show/274/25439/. - Загл. с экрана.

.Громова О.К. Роль школьных библиотек в развитии грамотности и чтения детей. - Режим доступа: http://library.ntu-kpi.kiev.ua/html/arhiv/arh177/tom2/section2/Doc109.HTML - 11k

.Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова / / Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 30 - 32

.Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные предпочтения современных подростков: итоги исследования / Новосибирская обл. детская библиотека;сост. А.И.Харитонова. - Новосибирск, 2001 - 19с. (Режим доступа в сети: http: // www. Rgdb. Ru).

.Дзюба Н. Детское чтение глазами библиотекаря // Мир детских библиотек. - 2003. - режим доступа http://www.chl.kiev.ua/UKR/magazin/Svit_n5/dzyba.htm - 20.63 Кб

.Иванова Г. А. Образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: монография. - М.: МГУКИ, 2002 - 253 с.

.Ионова, Е. М. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее / Е. Н. Ионова / / Начальная школа. - 2000. - № 2 - С. 28 - 34

.Кавелина, Е. Интернет книги не соперник / Е. Кавелина / / Этносфера. - 2008. -№ 11 - С. 4 - 6

.Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Н. И. Лифинцева / / Начальное образование. - 2004. - № 3 - С.10 - 15

.Леонтьева В. Вытеснит ли Экранная культура книжную? / В. Леонтьева // Высш.образование в России. - 2005. - № 9 - С. 88-92.

.Мокина, М. Чтение - основа грамотности / М. Мокина / / Этносфера. - 2008. -№ 12 - С. 21 - 22

.Педагогика детства. К. Д. Ушинский. Воспитание человека: Избранное / сост.: Введение. Статья С. Ф. Егорова. - М.: Карапуз, 2000 - 256 с.

.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред.Б. М. Бим-Бад, Македон: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002 - 528 с.

.Перова М. Первые шаги - вместе / М. Перова / / Библиотека. - 2000. - № 1 - С. 45 - 46

.Первова Г. М. Формирование круга детского чтения учителем / Г. М. Первова / / Начальная школа. - 1999. - № 12. - С. 33 - 38

.Полозова Т.Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учеб. пособие / Т.Д. Полозова, Г.А. Иванова, Г. П. Туюкина [и др.]. - М.: МГИК, 1992 - 222 с.

.Полякова Т.И. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников / Т. И. Полякова / / Российская ассоциация чтения. - СПб., 2006 - Вып.3. - С. 1 -2. (Режим доступа в сети: http: // www. Rgdb. Ru).

.Родительское собрание по детскому чтению: сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Русская школьная библиотечная ассоциация. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008 - 136 с.

.Светловская М. М. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб. пособие / Н. Н. Светловская. - М.: Академия, 2001. - 282 с.

.Светловская М. М. Обучение чтению и законы формирования читателя / М. М. Светловская / / Начальная школа. - 2003. - № 1 - С. 11 -18

.Тимофеева И. М. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И. М. Тимофеева; ред. М. М. Мазняк. - СПб: Рос. нац.б-ка, 2000 - 512 с. (Режим доступа в сети: http: // www. Rnb. Ru).

.Тихомирова И. И. За детское чтение берутся родители / И. И. Тихомирова / / Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 6 - 17

.Тихомирова И. И. Детская книга в домашней библиотеке / И. И. Тихомирова / / Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 32 - 37

.Урман Ф. И. Формирование осознанного чтения в начальной школе / Ф. И. Урман / / Школа. - 2003. - № 3 - С.41 - 42

.Чаликова Д. Что и как мы читаем / Д. Чаликова / / Встреча. - 2007. - № 2 - С. 6 - 9.

.Чернышева Л.В. Кризис детского чтения - это общемировая проблема / Л. В. Чернышева / / Школа: день за днем. - 2006. - № 7 - С.7 - 9 (Режим доступа в сети: http: // www. Rgdb. Ru)

.Чудинова В. П. Информационный потенциал личности / В. П. Чудинова / / Библиотека. - 2007. - № 1 - С.37.

.Янина С. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании / С. Янина / / Школьная библиотека. - 2001. - № 6. - С.29 - 31


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.