Глава 1. Поддержка чтения - стратегически важный элемент культуры — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава 1. Поддержка чтения - стратегически важный элемент культуры

2021-04-18 160
Глава 1. Поддержка чтения - стратегически важный элемент культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Поддержка чтения - стратегически важный элемент культуры

Проблемы детского чтения и пути их решения

Детская библиотека - социокультурный институт воспитания и духовного развития личности

Формы и средства развития читательских интересов у детей школьного возраста

Глава 2. Поддержка и развитие чтения детей (на примере Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького)

Характеристика Новосибирской областной детской библиотеки имени А.М. Горького

Продвижение чтения средствами библиографии в Новосибирской областной детской библиотеки по продвижению и развитию чтения детей

Заключение

Список литературы

 


 

Введение

 

Актуальность. Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Можно приводить многочисленные примеры высказываний авторитетных людей, в которых книга и чтение рассматриваются как одно из главных средств социализации человека - его духовного, интеллектуального, творческого развития. Специалисты различных отраслей, в том числе психологи, педагоги, социологи, доказали, что не читающий ребенок - это не только препятствие к социально успешной реализации личности, но и огромный риск для общества.

Риск пополнения людей с атрофированным чувством сочувствия; риск увеличения людей, не способных воспринимать и усваивать элементарную информацию, людей со сниженными возможностями к адаптации. Если добавить к этому еще и тотальное увлечение детей новыми технологиями, то можно утверждать, что чтение зачастую становится только одним из средств получения информации, т.е. технологическим и рациональным процессом.

Что же нужно сделать, чтобы обеспечить, поддержать и стимулировать чтение юного поколения?

Прежде всего, необходимо обеспечить доступность качественного начального образования для каждого человека; обеспечить доступ к печатным источникам через институт бесплатных библиотек; более активно организовывать и поддерживать со стороны государства системы мер, стимулирующих обращение к книге и чтению; увеличить законодательную и финансовую поддержку книгоиздания; организовывать чтение для всех возрастных и социальных групп.

Возникает вопрос: кто же в состоянии обеспечить и поддержать детское чтение, качественно, вовремя и доступно предоставлять информацию, стать учреждением, призванным удовлетворять запросы, связанные с разносторонней деятельностью человека? Библиотека является единственным незаангажированным учреждением, призванным и способным предоставлять материалы, отражающие различные точки зрения и подходы, теории, концепции, взгляды на тот или иной предмет, явление, событие.

Детские библиотеки, которые имеют хорошо подготовленных специалистов, применяют разнообразные методики привлечение ребенка к книге, чтению, учитывая его индивидуальные особенности, часто адаптируя для этого социальные, школьные и клубные формы работы.

Изученность. Тема широко изучена специалистами библиотечного дела. Ганзикова Г. С. в своей статье «Играть, творить, читать» показывает важность рекомендательной библиографии для детей. Е. Ф. Рыбина в пособие «Библиография литературы для детей и юношества» рассматривает основные направления развития библиографии для детей: организация справочно - библиографического аппарата, библиографическое информирование, воспитание библиотечно - библиографической культуры. Огромный вклад в разработку вопросов, в области детского чтения, внесли такие исследователи как Л. А. Береснева, Н. И. Бочкарева, Е. С. Гобова, С. А. Денисова, Д. И. Латышина, М. Мокина, А. Панфилов, М. Перова, М. М. Светловская, И. М. Тимофеева, Ф. И. Урман, Д. Чаликова, С. Янина.

Цель работы: изучить и выявить существующие проблемы современного детского чтения и предложить возможные пути их решения.

Задачи:

определить роль детского чтения в развитии общества;

рассмотреть формы и средства развития читательских интересов у детей школьного возраста;

выявить актуальные проблемы в области поддержания и развития детского чтения в библиотеке средствами библиографии на примере НОДБ им. М. Горького.

Объект: рекомендательная библиография.

Предмет: развитие детского чтения средствами библиографии.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе «Поддержка чтения - стратегически важный элемент культуры» были рассмотрены проблемы детского чтения и пути их решения, детская библиотека - социокультурный институт воспитания и духовного развития личности; формы и средства развития читательских интересов у детей школьного возраста.

Во второй главе «Поддержка и развитие чтения детей в Новосибирской областной детской библиотеке им. М. Горького» проанализирована работа НОДБ имени А. М. Горького по продвижению чтения средствами библиографии.

 


 

Заключение

 

Читательская культура - это составная часть общей культуры личности, комплекс знаний, умений и чувств читателя, предусматривающий осознанный выбор тематики чтения, его системность с целью полноценного и глубокого восприятия и усвоения литературного текста.

Среди причин, повлекших развитие негативной тенденции развития чтения, можно выделить следующие факторы объективного и субъективного характера, такие как снижение экономического и морально-культурного уровня жизни общества; засилья масс-медийной культуры; захвата современной молодежи компьютерными технологиями и Интернетом; перегрузки учебных программ, а отсюда отсутствие у учащихся свободного времени для чтения; отсутствие комплексной программы развития читательской культуры личности.

Общение с книгой помогает ученику овладеть определенной суммой знаний, усвоить опыт предыдущих поколений, привлекает к культурным ценностям народа. Поддержка и руководство чтения - это стратегически важный элемент культуры, инструмент повышения интеллектуального потенциала нации, творческого развития личности и социальной активности общества.

Учебное заведение, педагог, классный руководитель, библиотекарь должны обеспечить духовное развитие и саморазвитие личности.

Большую роль в этом процессе играет книга. Поэтому пропаганда чтения, воспитания информационно-библиографической и читательской культуры, формирование умения пользоваться библиотекой, ее услугами, книгой, справочным аппаратом, развитие познавательных интересов - приоритетные направления совместной деятельности педагогов, библиотеки, родителей.

Привлечение учащихся к чтению книг осуществляется как в учебной, так и во внеклассной их деятельности, на специально организованных занятиях. Научить умению читать самостоятельно, осмыслено одна из приоритетных задач педагогов и библиотекарей, ее решению способствует их мастерство привлекать детей к книге, овладевать искусством литературного чтения, закреплять читательские навыки, расширять диапазон читательской компетентности.

Этому способствуют литературные игры, викторины, сказки-эстафеты, исторические марафоны, музыкальные ринги, брейн-ринги и другие формы, которые позволяют привлечь учащихся к активной творчески-воспроизводящей деятельности.

Особенность клубов, кружков в библиотеке заключается в том, что они стимулируют и активизируют чтения подростков, самостоятельность их работы с книгой.

На разных исторических этапах осуществлялось понимание социального статуса, роли и значения библиотек в общественной жизни. Третье тысячелетие называют информационным. И все изменения, происходящие в настоящее время в обществе, непосредственно сказываются на деятельности детских библиотек.

 


 

Список использованной литературы

 

1.Библиотечная энциклопедия / Рос. гос.Биб-ка. - М.: Пашков Дом, 2007. - 1300 с

.Бочкарева, Н.И. Как воспитать талантливого читателя / М. И. Бочкарева / / Детская библиотека. - 1999. - № 3 - С.75 - 82

.Бурбан В. Книга и молодежь. Взгляд в третье тысячелетие... [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www.zerkalo -nedeli.com/nn/show/274/25439/. - Загл. с экрана.

.Громова О.К. Роль школьных библиотек в развитии грамотности и чтения детей. - Режим доступа: http://library.ntu-kpi.kiev.ua/html/arhiv/arh177/tom2/section2/Doc109.HTML - 11k

.Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова / / Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 30 - 32

.Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные предпочтения современных подростков: итоги исследования / Новосибирская обл. детская библиотека;сост. А.И.Харитонова. - Новосибирск, 2001 - 19с. (Режим доступа в сети: http: // www. Rgdb. Ru).

.Дзюба Н. Детское чтение глазами библиотекаря // Мир детских библиотек. - 2003. - режим доступа http://www.chl.kiev.ua/UKR/magazin/Svit_n5/dzyba.htm - 20.63 Кб

.Иванова Г. А. Образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: монография. - М.: МГУКИ, 2002 - 253 с.

.Ионова, Е. М. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее / Е. Н. Ионова / / Начальная школа. - 2000. - № 2 - С. 28 - 34

.Кавелина, Е. Интернет книги не соперник / Е. Кавелина / / Этносфера. - 2008. -№ 11 - С. 4 - 6

.Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Н. И. Лифинцева / / Начальное образование. - 2004. - № 3 - С.10 - 15

.Леонтьева В. Вытеснит ли Экранная культура книжную? / В. Леонтьева // Высш.образование в России. - 2005. - № 9 - С. 88-92.

.Мокина, М. Чтение - основа грамотности / М. Мокина / / Этносфера. - 2008. -№ 12 - С. 21 - 22

.Педагогика детства. К. Д. Ушинский. Воспитание человека: Избранное / сост.: Введение. Статья С. Ф. Егорова. - М.: Карапуз, 2000 - 256 с.

.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред.Б. М. Бим-Бад, Македон: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002 - 528 с.

.Перова М. Первые шаги - вместе / М. Перова / / Библиотека. - 2000. - № 1 - С. 45 - 46

.Первова Г. М. Формирование круга детского чтения учителем / Г. М. Первова / / Начальная школа. - 1999. - № 12. - С. 33 - 38

.Полозова Т.Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учеб. пособие / Т.Д. Полозова, Г.А. Иванова, Г. П. Туюкина [и др.]. - М.: МГИК, 1992 - 222 с.

.Полякова Т.И. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников / Т. И. Полякова / / Российская ассоциация чтения. - СПб., 2006 - Вып.3. - С. 1 -2. (Режим доступа в сети: http: // www. Rgdb. Ru).

.Родительское собрание по детскому чтению: сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Русская школьная библиотечная ассоциация. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008 - 136 с.

.Светловская М. М. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб. пособие / Н. Н. Светловская. - М.: Академия, 2001. - 282 с.

.Светловская М. М. Обучение чтению и законы формирования читателя / М. М. Светловская / / Начальная школа. - 2003. - № 1 - С. 11 -18

.Тимофеева И. М. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И. М. Тимофеева; ред. М. М. Мазняк. - СПб: Рос. нац.б-ка, 2000 - 512 с. (Режим доступа в сети: http: // www. Rnb. Ru).

.Тихомирова И. И. За детское чтение берутся родители / И. И. Тихомирова / / Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 6 - 17

.Тихомирова И. И. Детская книга в домашней библиотеке / И. И. Тихомирова / / Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 32 - 37

.Урман Ф. И. Формирование осознанного чтения в начальной школе / Ф. И. Урман / / Школа. - 2003. - № 3 - С.41 - 42

.Чаликова Д. Что и как мы читаем / Д. Чаликова / / Встреча. - 2007. - № 2 - С. 6 - 9.

.Чернышева Л.В. Кризис детского чтения - это общемировая проблема / Л. В. Чернышева / / Школа: день за днем. - 2006. - № 7 - С.7 - 9 (Режим доступа в сети: http: // www. Rgdb. Ru)

.Чудинова В. П. Информационный потенциал личности / В. П. Чудинова / / Библиотека. - 2007. - № 1 - С.37.

.Янина С. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании / С. Янина / / Школьная библиотека. - 2001. - № 6. - С.29 - 31

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Поддержка чтения - стратегически важный элемент культуры

Проблемы детского чтения и пути их решения

Детская библиотека - социокультурный институт воспитания и духовного развития личности

Формы и средства развития читательских интересов у детей школьного возраста

Глава 2. Поддержка и развитие чтения детей (на примере Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького)

Характеристика Новосибирской областной детской библиотеки имени А.М. Горького

Продвижение чтения средствами библиографии в Новосибирской областной детской библиотеки по продвижению и развитию чтения детей

Заключение

Список литературы

 


 

Введение

 

Актуальность. Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Можно приводить многочисленные примеры высказываний авторитетных людей, в которых книга и чтение рассматриваются как одно из главных средств социализации человека - его духовного, интеллектуального, творческого развития. Специалисты различных отраслей, в том числе психологи, педагоги, социологи, доказали, что не читающий ребенок - это не только препятствие к социально успешной реализации личности, но и огромный риск для общества.

Риск пополнения людей с атрофированным чувством сочувствия; риск увеличения людей, не способных воспринимать и усваивать элементарную информацию, людей со сниженными возможностями к адаптации. Если добавить к этому еще и тотальное увлечение детей новыми технологиями, то можно утверждать, что чтение зачастую становится только одним из средств получения информации, т.е. технологическим и рациональным процессом.

Что же нужно сделать, чтобы обеспечить, поддержать и стимулировать чтение юного поколения?

Прежде всего, необходимо обеспечить доступность качественного начального образования для каждого человека; обеспечить доступ к печатным источникам через институт бесплатных библиотек; более активно организовывать и поддерживать со стороны государства системы мер, стимулирующих обращение к книге и чтению; увеличить законодательную и финансовую поддержку книгоиздания; организовывать чтение для всех возрастных и социальных групп.

Возникает вопрос: кто же в состоянии обеспечить и поддержать детское чтение, качественно, вовремя и доступно предоставлять информацию, стать учреждением, призванным удовлетворять запросы, связанные с разносторонней деятельностью человека? Библиотека является единственным незаангажированным учреждением, призванным и способным предоставлять материалы, отражающие различные точки зрения и подходы, теории, концепции, взгляды на тот или иной предмет, явление, событие.

Детские библиотеки, которые имеют хорошо подготовленных специалистов, применяют разнообразные методики привлечение ребенка к книге, чтению, учитывая его индивидуальные особенности, часто адаптируя для этого социальные, школьные и клубные формы работы.

Изученность. Тема широко изучена специалистами библиотечного дела. Ганзикова Г. С. в своей статье «Играть, творить, читать» показывает важность рекомендательной библиографии для детей. Е. Ф. Рыбина в пособие «Библиография литературы для детей и юношества» рассматривает основные направления развития библиографии для детей: организация справочно - библиографического аппарата, библиографическое информирование, воспитание библиотечно - библиографической культуры. Огромный вклад в разработку вопросов, в области детского чтения, внесли такие исследователи как Л. А. Береснева, Н. И. Бочкарева, Е. С. Гобова, С. А. Денисова, Д. И. Латышина, М. Мокина, А. Панфилов, М. Перова, М. М. Светловская, И. М. Тимофеева, Ф. И. Урман, Д. Чаликова, С. Янина.

Цель работы: изучить и выявить существующие проблемы современного детского чтения и предложить возможные пути их решения.

Задачи:

определить роль детского чтения в развитии общества;

рассмотреть формы и средства развития читательских интересов у детей школьного возраста;

выявить актуальные проблемы в области поддержания и развития детского чтения в библиотеке средствами библиографии на примере НОДБ им. М. Горького.

Объект: рекомендательная библиография.

Предмет: развитие детского чтения средствами библиографии.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе «Поддержка чтения - стратегически важный элемент культуры» были рассмотрены проблемы детского чтения и пути их решения, детская библиотека - социокультурный институт воспитания и духовного развития личности; формы и средства развития читательских интересов у детей школьного возраста.

Во второй главе «Поддержка и развитие чтения детей в Новосибирской областной детской библиотеке им. М. Горького» проанализирована работа НОДБ имени А. М. Горького по продвижению чтения средствами библиографии.

 


 

Глава 1. Поддержка чтения - стратегически важный элемент культуры


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.