Понятие, сущность и цели надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Понятие, сущность и цели надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций

2021-04-18 84
Понятие, сущность и цели надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На сегодняшний момент действующее законодательство Российской Федерации на ряду с термином «банковский надзор» широко используются такие термины, как «надзор за деятельностью кредитных организаций», «контроль и надзор за деятельностью банков», «риск ориентированный надзор»). Сложная правовая природа понятий «контроль» и «надзор» широко используется в различных сферах. Согласно словаря В. И. Даля: контроль - это учет, проверка счетов, отчетности, а надзор - надзирать, присмотр). В энциклопедическом словаре, надзор одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности). В юридическом словаре по надзором понимается одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. Б. Н. Чичерин, проводя исследования государственного управления, говорит о том, что контроль является элементом государства, и он может быть политическим, финансовым и судебно-административным). В современной юридической литературе бытует мнение, что «контроль» и «надзор» это состояние при котором наблюдается преобладающее влияние одного лица на управление подконтрольным объектом, как совокупность субъектов, занимающихся в сфере контроля, либо органов, осуществляющих надзор).

Можно сказать, что содержание контроля это вид деятельности, проводимый в процессе управления с целью сопоставления зафиксированного положения подконтрольного объекта и состояния предусмотренного определенными нормативами. Таким образом, деятельность в форме проверки не может существовать сама по себе, поскольку теряет смысл. Для осуществления проверки необходим объект проверки, который может возникнуть только в процессе осуществления определенной деятельности. Значит проверка - это одна из составляющих процесса.

Согласно ст. 56 <consultantplus://offline/ref=94D92DB72CDDE9F17F61BE5C584404E41F3BE43B5CE20CD23F8243A8CB60EE0F5A61121571C401C41343I> Закона о Банке России он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Следовательно, и меры воздействия в рамках банковского надзора могут применяться только за нарушение банковского законодательства и нормативных актов Банка России). При этом нормативные акты Банка России сами по себе не могут быть включены в понятие банковского законодательства, не только по причине традиционного понимания законодательства как совокупности законов, а не подзаконных актов, но и потому, что ст. 56 <consultantplus://offline/ref=94D92DB72CDDE9F17F61BE5C584404E41F3BE43B5CE20CD23F8243A8CB60EE0F5A61121571C401C41343I> Закона о Банке России перечисляет через запятую банковское законодательство и нормативные акты Банка России.

Банк России вправе привлекать кредитные организации к ответственности лишь за нарушение банковского законодательства и нормативных актов самого Банка России.

Так, например, рассматривая методику расчета обязательного норматива Н6, Верховный Суд РФ пояснил следующее: толкование ряда терминов, содержащихся в ст. 64 <consultantplus://offline/ref=94D92DB72CDDE9F17F61BE5C584404E41F3BE43B5CE20CD23F8243A8CB60EE0F5A61121571C401C01347I> Закона о Банке России, исходя из их гражданско-правового значения является неверным, они не могут быть интерпретированы как гражданско-правовые категории. Примененное в ст. 64 <consultantplus://offline/ref=94D92DB72CDDE9F17F61BE5C584404E41F3BE43B5CE20CD23F8243A8CB60EE0F5A61121571C401C01347I> данного Закона понятие «кредит» не может толковаться в значении кредитного договора, предусмотренного гл. 42 <consultantplus://offline/ref=94D92DB72CDDE9F17F61BE5C584404E41F3BE63F5BE30CD23F8243A8CB60EE0F5A61121571C506C51343I> ГК РФ; в данном случае под кредитом должны пониматься любые денежные требования банка к третьим лицам, которые несут кредитный риск).

Банковское законодательство регулирует банковскую деятельность, ядром которой являются банковские операции, имеющие публично-правовую природу. Можно согласиться с утверждением о публично-правовой природе банковской операции вне зависимости от того, на основании какого договора или иной гражданско-правовой сделки данная операция осуществляется. Понимание пределов надзорной деятельности Банка России ограничивается нарушением банками требований банковского законодательства и нормативных актов Банка России. Предмет регулирования данных актов должен ограничиваться отношениями, связанными с осуществлением банковской деятельности, где центральной категорией является, как известно, банковская операция, имеющая публично-правовую природу).

Осуществление Банком России непосредственного контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций - важная составляющая управления денежно-кредитной системой страны. Эта деятельность строится на основе установления правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, истребования информации, направления предписаний, проведения проверок и применения мер воздействия).

В этом качестве в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает обязательные нормативы:

) минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

) максимальный размер крупных кредитных рисков;

) нормативы ликвидности кредитной организации;

) нормативы достаточности собственных средств (капитала);

) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

В соответствии со ст. 57 <consultantplus://offline/ref=796FCB5FAC8CE9AF227C6D240370CB8FFAD5733BCD852E54B99C61EBD1B0D225A382BF5F028D40F9gBI> Закона о Банке России Центральный банк Российской Федерации устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, правила бухгалтерского учета и отчетности, правила организации внутреннего контроля, правила составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Банковский надзор классифицируется в соответствии со спецификой нормативного и экономического содержания банковской деятельности, которая является предметом надзора. Для юридической науки и правоприменительной деятельности наибольшее значение имеет классификация по нормативному критерию. Соответственно по нормативному критерию банковский надзор можно подразделить на два вида: общий (юридический) и пруденциальный (финансово-правовой). Выявленные критерии и предложенная классификация позволяют лучше понять юридическую природу всего банковского надзора и его отдельных аспектов, выявить недостатки правового регулирования и определить пути его совершенствования).

Закон о Банке России в качестве главной цели банковского надзора провозгласил цель поддержания стабильности банковской системы, а также защиты интересов вкладчиков и кредиторов). Не отрицая характера указанных целей как главных, следует поддержать некоторых исследователей) и определить не совсем верным декларирование их законодателем в качестве одной главной цели. Указанная норма <consultantplus://offline/ref=796FCB5FAC8CE9AF227C6D240370CB8FFAD5733BCD852E54B99C61EBD1B0D225A382BF5F028D41F9gDI> гласит: «Главными целями банковского... надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов». Думаем, что понятия «поддержание стабильности банковской системы» и «защита прав вкладчиков и кредиторов» не являются тождественными. Защита интересов вкладчиков и кредиторов, несмотря на столь пристальное внимание к ним со стороны государства, а также несмотря на то, что ее обеспечение государство провозгласило в качестве одной из своих задач, вместе с тем является задачей приватного характера, поскольку, в конечном счете ее решение играет важную роль в судьбе конкретных физических и юридических лиц. В свою очередь, стабильность банковской системы, также, будучи связанной с жизнедеятельностью конкретных людей и организаций, является условием самодостаточности ее самой как таковой, а также условием, необходимым для нормального функционирования экономической сферы государства. Иными словами, это две самостоятельные цели, являющиеся взаимообусловливающими и взаимодополняющими.

Анализ банковского надзора как финансово-правовой категории позволяет определить его место в системе государственного финансового контроля. Вместе с тем банковский надзор, возможно, рассматривать в качестве разновидности государственного финансового контроля.

Банковская система имеет первостепенное значение для хозяйственной деятельности частных субъектов, а также для финансовой деятельности государства, поскольку именно через систему банков происходит непосредственное материальное обеспечение государственных функций, программ, различных мероприятий.

Большинство банковских правоотношений имеет публичную финансово-правовую природу, поскольку в первую очередь они направлены на обеспечение интересов государства как основного субъекта финансовой деятельности.

Следует отметить, что государство обязано охватить сферой своего воздействия банковскую деятельность. Банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой системы государства выступает объектом наиболее жесткого регулирования со стороны государственных органов, призванных осуществлять регулирование в финансовой сфере).

Проблемы обеспечения стабильности банковской деятельности, устойчивости банковской системы в целом связаны с повышением эффективности правового воздействия, усилением роли юридических средств, применяемых в первую очередь для соблюдения публичных финансовых интересов. Решение названных проблем обусловливает возникновение государственного надзора за банковской деятельностью, в том числе за государственным управлением банковскими рисками.

Финансовый кризис сопровождается снижением доверия вкладчиков, клиентов банка и инвесторов к банковской системе. В подобных ситуациях особую значимость приобретает контроль и надзор государства за соблюдением финансового законодательства участниками банковской системы.

Банковский надзор включает в себя: установление обязательных для кредитных организаций и банковских групп правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля; получение у кредитных организаций необходимой информации об их деятельности, требование разъяснений по полученной информации; государственную регистрацию кредитных организаций, ведение Книги государственной регистрации кредитных организаций; выдачу лицензии кредитным организациям на осуществление банковских операций, их приостановление и отзыв; установление квалификационных требований к кандидатам на должности членов совета директоров, единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации и иные направления надзора.

В целях совершенствования банковского надзора, поддерживая точку зрения Л. С. Даниловой, предлагаем внести следующие изменения и дополнения в гл. 6 <consultantplus://offline/ref=796FCB5FAC8CE9AF227C6D240370CB8FFADE7C3CCD852E54B99C61EBD1B0D225A382BF5F028A4AF9gCI> Закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»:

«Рекомендуется законодательно закрепить механизм реализации права банка на участие в системе страхования вкладов при наличии признанного судом незаконным решения Банка России о вынесении отрицательного заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов по итогам рассмотрения повторного ходатайства».

«Внести в пункт 11 статьи 45 <consultantplus://offline/ref=93EC37FE9D3752116853AFCAC9D5E5E9C676417B19FCD61BF29FD59B06645C5E580C8D7F3F0AF9G0gEI> Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» изменения, закрепляющие обязанность Банка России указывать в отрицательном заключении, в связи с какими конкретными нарушениями (недостатками) банк был признан не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов, а также предусмотреть возможность восстановления нарушенных прав банка в досудебном порядке».

Таким образом, для стабилизации финансовой системы страны в условиях финансового кризиса необходимо все шире использовать механизмы банковского надзора. Банковский надзор как финансово-правовая категория существует в силу наличия необходимости в защите публичных интересов в сфере финансовой деятельности государства и является одним из важных элементов государственного финансового контроля).

1.3
Методы и формы банковского надзора

Банковский надзор в Российской Федерации осуществляется в трех формах: банковский надзор лицензирование пруденциальный

) предварительный (на этапе выдачи лицензии на осуществление банковских операций);

) текущий (в ходе текущей деятельности кредитной организации);

) «последующий» надзор (надзор за «проблемными банками» (частично), вопросы отзыва лицензии на осуществление банковских операций, вопросы ликвидации (в том числе в порядке банкротства) кредитных организаций).

Соответственно, для каждой формы банковского надзора характерны такие методы, как:

) установление на уровне федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России специфических требований;

) методы контроля за выполнением указанных требований (документарные либо предполагающие непосредственное исследование деятельности кредитной организации на месте (проверки, в том числе инспекционные));

) принуждение кредитной организации к выполнению указанных требований (отказ в выдаче лицензии, применение мер предупреждения нарушений, применение наказания в административном или судебном порядке).

Раскроем каждую стадию банковского надзора.

. Предварительный надзор.

Основной целью предварительного надзора является оценка того, насколько учредители кредитной организации, ее потенциальные руководители готовы с точки зрения финансовой, управленческой, технической к обеспечению надлежащей устойчивости развития кредитной организации.

На первой стадии банковского надзора Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, осуществляет взаимодействие по вопросам государственной регистрации кредитных организаций с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, его соответствующими подразделениями в Российской Федерации (далее - уполномоченный регистрирующий орган), выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, ведет реестр выданных лицензий на осуществление банковских операций, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в целях осуществления контрольных и надзорных функций.

Порядок государственной регистрации кредитных организаций определен в ФЗ «О банках и банковской деятельности») и Инструкции <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E151E05C4EC2D508952BA16E2912Ck7I> Банка России от 2 апреля 2010 г. № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»).

В ходе предварительного надзора Банк России должен исследовать следующие основные вопросы, связанные с оценкой готовности создаваемой кредитной организации к осуществлению деятельности:

а) финансовое состояние учредителей, прозрачность их деятельности, их деловую репутацию;

б) источники происхождения вкладов в уставный капитал кредитной организации;

в) место кредитной организации в системе иных корпоративных структур (в т.ч. банковской группы и банковского холдинга);

г) профессиональные качества, а также деловую репутацию руководителей кредитной организации;

д) структуру управления кредитной организации;

е) перспективы деятельности кредитной организации с учетом структуры рынка, предполагаемой бизнес-ориентации, конкурентной среды (т.н. бизнес-план);

ж) наличие помещения для размещения кредитной организации, отвечающего соответствующим техническим стандартам (т.н. банковское здание), наличие необходимого для осуществления банковской деятельности.

Законом <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E151E09CBE029508952BA16E2912Ck7I> о банках и Инструкцией <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E151E05C4EC2D508952BA16E2912Ck7I> Банка России № 135-И установлены требования к учредителям кредитной организации, которыми могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами.

Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации - юридических лиц определяются Положением <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E1C160AC4E8250D835AE31AE029k6I> Банка России от 19 июня 2009 г. № 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации»).

Финансовое положение физических лиц - учредителей кредитной организации определяется в соответствии с Положением <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E1D1F0CCFE0250D835AE31AE029k6I> Банка России от 19 июня 2009 г. № 338-П «О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации»).

Минимальный размер уставного капитала для создаваемых путем учреждения кредитных организаций устанавливается Законом о банках.

Согласно ч. 2 ст. 11 <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E151E09CBE029508952BA16E291C7B793C6BE1B85BA22kDI> Закона о банках уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Согласно указанной статье <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E151E09CBE029508952BA16E291C7B793C6BE1B85BA22kDI> минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.

Вклад в уставный капитал кредитной организации может быть в виде:

денежных средств в валюте Российской Федерации;

денежных средств в иностранной валюте;

принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством (в том числе включающего встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;

принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности имущества в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации.

Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами.

Размер вкладов в виде имущества в неденежной форме, в уставный капитал создаваемой путем учреждения кредитной организации не может превышать 20 процентов уставного капитала кредитной организации.

На предварительной стадии банковского надзора Банк России должен проверить соответствие кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации квалификационным требованиям, которые зафиксированы в ст. 16 <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E151E09CBE029508952BA16E291C7B793C6BE1B85B928A03323k8I> Закона о банках. Такими требованиями являются:

) наличие у указанных лиц высшего юридического или экономического образования. Если кандидат на должность руководителя кредитной организации, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации получил образование за границей Российской Федерации, также должно быть представлено заключение федерального органа исполнительной власти по вопросам профессионального образования о соответствии зарубежного документа об образовании данного лица российским дипломам о высшем образовании;

) наличие опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при наличии иного, чем специальное (юридическое или экономическое), высшего образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

) отсутствие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений;

) отсутствие факта совершения в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

) отсутствие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации.

Банк России обязан проверить также соответствие документов, представляемых для государственной регистрации, установленным в ст. 14 <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E151E09CBE029508952BA16E291C7B793C6BE1B85B928A03523kAI> Закона о банках и Инструкции <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E151E05C4EC2D508952BA16E2912Ck7I> Банка России № 135-И требованиям.

Особое значение имеет оценка Банком России бизнес-плана кредитной организации, который составляется в соответствии с требованиями, установленными указанием <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E1D1C0ACDEF250D835AE31AE029k6I> Банка России от 5 июля 2002 г. № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций»), и утверждается общим собранием учредителей кредитной организации.

Банк России рассматривает полученные документы в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной организации всех документов. Порядок рассмотрения структурными подразделениями центрального аппарата Банка России представленных документов регулируется Положением Банка России от 24 февраля 2004 г. № 252-П «О порядке рассмотрения структурными подразделениями центрального аппарата Банка России документов, представленных для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, принятия решения о государственной регистрации изменений в учредительные документы кредитных организаций и получения лицензии на осуществление банковских операций».

Предварительная стадия банковского надзора завершается, когда кредитная организация получает лицензию на осуществление банковских операций.

Лицензия представляет собой, с одной стороны, специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемое лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; а с другой стороны, официальный документ, содержащий такого рода разрешение.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E151E09CBE029508952BA16E291C7B793C6BE1B85BA22kEI> Закона о банках осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Таким образом, на предварительной стадии банковского надзора Банк России осуществляет надзор в отношении:

учредителей кредитной организации;

будущих руководителей кредитной организации.

Надзор осуществляется как путем проверки подаваемых в Банк России документов для решения вопроса о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии для осуществления банковских операций, так и в результате проведения проверок (например, выезд на место сотрудников Банка России с целью проверки на соответствие банковского здания предъявляемым к нему требованиям).

При несоответствии каких-либо параметров деятельности кредитной организации соответствующим требованиям ее документы могут быть возвращены на доработку либо может последовать отказ в выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

Решение об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано. Данное решение, а также непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

2. Текущий надзор.

Целью банковского надзора, осуществляемой в форме текущего надзора, является создание условий, при которых кредитная организация осуществляла бы эффективное управление рисками, возникающими в ходе ее деятельности.

Любой банковский риск увеличивается, если существует в концентрированной форме, например, при большой зависимости от одного или группы взаимосвязанных контрагентов, промышленных секторов или валют.

В соответствии с Законом о Банке России Банк России устанавливает значение ряда обязательных нормативов (т.е. определяет для кредитной организации обязательные предельные величины рисков, которые может взять на себя кредитная организация или банковская группа), в том числе:

) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

) максимальный размер крупных кредитных рисков;

) нормативы ликвидности кредитной организации;

) нормативы достаточности собственных средств (капитала);

) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Указанные обязательные нормативы могут устанавливаться Банком России для банковских групп.

Порядок и методика расчета обязательных нормативов банков определены в Инструкции <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E151E08C8E02B508952BA16E2912Ck7I> Банка России № 110-И.

Ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца банки обязаны представлять в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях по формам отчетности, установленным указанием <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E151E09CAE92A508952BA16E2912Ck7I> Банка России от 12 ноября 2009 г. № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»).

Банк обязан по требованию Банка России и (или) территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за его деятельностью, представлять сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях на внутримесячную дату (даты) по формам отчетности, установленным Банком России.

В случае предъявления Банком России и (или) территориальным учреждением Банка России требования о представлении расчета обязательных нормативов на внутримесячную дату (даты) все показатели, участвующие в расчете обязательных нормативов, в том числе показатель собственных средств (капитала) и величина резервов, рассчитываются на дату расчета обязательных нормативов.

Кроме указанных нормативов Банк России устанавливает в соответствии с Законом о Банке России норматив обязательных резервов (размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации). Указанный норматив устанавливается Советом директоров Банка России и публикуется в «Вестнике Банка России».

Резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

Обязанность кредитной организации по выполнению резервных требований возникает с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. Выполнение кредитной организацией резервных требований является необходимым условием осуществления банковских операций.

Депонирование обязательных резервов производится на счетах по учету обязательных резервов в валюте Российской Федерации путем их перечисления на счета по учету обязательных резервов в безналичном порядке. Депонирование на счетах по учету обязательных резервов осуществляется отдельно по обязательствам в валюте Российской Федерации и по обязательствам в иностранной валюте.

Регулирование размера обязательных резервов производится Банком России ежемесячно.

На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

Использование обязательных резервов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E1D1B05CCE9250D835AE31AE029k6I> Банка России от 7 августа 2009 г. № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций») и иными нормативными актами Банка России.

Банк России осуществляет проверку кредитной организации как на основе представляемых ею документов, в частности, отчетности, которая должна отражать основные показатели деятельности кредитной организации, а также с помощью проведения инспекторских проверок. Порядок проведения проверок регулируется ст. 73 <consultantplus://offline/ref=196587E7136D5B6B078435CECFE0F73E151E09CBEB2A508952BA16E291C7B793C6BE1B812BkFI> Закона о Банке России.

Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе: оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

Проверки кредитных организаций (их филиалов), проводимые Банком России, не выполняют задач проверок, проводимых аудиторскими организациями, и документальных ревизий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сбора доказательств по уголовным и другим делам.

С 1 января 2009 г. проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся с периодичностью не реже одного раза в 24 месяца. При назначении проверки учитывается:

финансовое состояние кредитных организаций (их филиалов);

подверженность кредитных организаций (их филиалов) рискам;

оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитных организаций (их филиалов);

достоверность учета (отчетности) кредитных организаций (их филиалов);

результаты предыдущих проверок кредитных организаций (их филиалов).

Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением следующих случаев:

если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение Совета директоров может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации. Повторная проверка, проводимая на основании мотивированного решения Совета директоров, осуществляется при участии представителей центрального аппарата Банка России.

Проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

Непосредственное проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями Банка России, к которым относятся:

работники инспекционных подразделений Банка России (Главной инспекции кредитных организаций Банка России, инспекционных подразделений территориальных учреждений Банка России);

работниками иных структурных подразделений центрального аппарата Банка России и территориальных учреждений Банка России, осуществляющих функции контроля за выполнением кредитными организациями нормативов обязательных резервов, а также функции контроля за соблюдением кредитными организациями валютного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

иными служащими Банка России (по решению должностного лица Банка России, обладающего правом поручать проведение проверки).

В проведении проверок банков могут участвовать служащие государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Проверки, проводимые уполномоченными представителями Банка России, подразделяются на плановые и внеплановые, комплексные и тематические.

Комплексная проверка - проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период ее деятельности.

Тематическая проверка - проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией (ее филиалом), за определ


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.