Теоретические основы банковского надзора за деятельностью кредитных организаций — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Теоретические основы банковского надзора за деятельностью кредитных организаций

2021-04-18 85
Теоретические основы банковского надзора за деятельностью кредитных организаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация

 

Данное исследование посвящено банковским проверкам за кредитными организациями.

Структура данной работы выглядит следующим образом.

Первый раздел отражает теоретические основы банковского надзора за деятельностью кредитных организаций.

Во втором разделе рассмотрены особенности правового регулирования деятельности Банка России по контролю за созданием кредитных организаций и надзору за их деятельностью.

Третий раздел содержит информацию об особенности финансово-правового регулирования пруденциального банковского надзора.

Работа выполнена печатным способом на 88 страницах с использованием 50 источника, содержит одно приложение.


The summary

 

This study focuses on the Bank inspections in credit organizations.structure of this work is the following.first section reflects the theoretical foundations of the banking supervision of the activities of credit organizations.second section examines the specific features of legal regulation of activities of the Bank of Russia for control over the creation of credit organizations and supervision over their activities.third section contains information about the specifics of financial and legal regulation of prudential banking supervision.work is done by printing a way to 88 pages using 50 source, contains a single application.


Введение

 

Актуальность темы. С началом реформ российские коммерческие банки стали практически единственным институтом, осуществляющим перераспределение финансовых ресурсов на рыночных принципах. С сожалением следует констатировать, что до сих пор кредитные организации России находятся на переходном этапе становления банковской системы, основанной на правовых основах регулирования и принципах рыночной экономики.

Банковская деятельность объективно требует государственного регулирования в силу правового статуса кредитных организаций и публичного (в большей степени) характера выполняемых ими банковских операций. Характер банковских операций, осуществляемых кредитными организациями, свидетельствует о высокой степени финансовых рисков, которым подвергаются не только сами коммерческие банки, но и их клиенты, и, как следствие, возрастает риск финансовых операций на всем кредитном рынке. Каждая из банковских операций подвергается различного рода финансовым рискам, а вся банковская деятельность в совокупности подвергается воздействию значительных кризисных факторов.

Большинство банковских правоотношений имеет публичную финансово-правовую природу, поскольку в первую очередь они направлены на обеспечение интересов государства как субъекта финансовой деятельности. Следовательно, государство обязано охватить сферой своего воздействия банковскую деятельность.

Перед государственным регулированием стоят три основные задачи: безопасность, стабильность и поддержание конкуренции. Одновременно происходят процессы концентрации и централизации капитала: слияние банков: поглощение более сильными мелких; придание банкам, не отвечающим новым стандартам, статуса небанковских кредитных учреждений.

Проблемы обеспечения стабильности банковской деятельности, устойчивости банковской системы в целом связаны с повышением эффективности правового воздействия, усилением роли юридических средств, применяемых в первую очередь для соблюдения публичных финансовых интересов. Решение названных проблем обусловливает возникновение государственного надзора за банковской деятельностью, в том числе за государственным управлением банковскими рисками.

Одним из главных недостатков правового регулирования банковского надзора является отсутствие до настоящего времени нормативного закрепления ряда основополагающих категорий. Поэтому разработка основных юридических понятий в сфере надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций по-прежнему остается необходимой и актуальной задачей, имеющей теоретическую и практическую значимость.

Банковский надзор неоднократно становился предметом научных исследований. Различные аспекты надзора Банка России за отдельными сторонами банковской деятельности освещены в работах С. В. Рыбакова, А. В. Журавлева, И. Г. Дашковой, А. В. Ерицян и других.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации Банком России функций по надзору за деятельностью кредитных организаций и составляющие предмет финансового права.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие отношения банковского надзора за деятельностью кредитных организаций, и правоприменительная практика в названной сфере.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и имеющихся достижений правовой науки выработать понятие, определить сущность, виды, формы, принципы и основные составные элементы и процедуры банковского надзора.

Реализация обозначенной цели потребовала решения следующих задач:

определить финансово-правовой статус Банка России как органа банковского надзора;

выработать понятие, выявить сущность и цели надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций;

установить формы и методы банковского надзора;

определить принципы банковского надзора и раскрыть их сущность;

исследовать особенности финансово-правового регулирования пруденциального банковского надзора.

Методологическую основу исследования составляют универсальные общенаучные методы: логический, системно-интеграционный, структурно-функциональный, и специальные методы: историко-правовой, статистический.

Научная новизна исследования определяется современной постановкой проблемы, использованием новых идей и тенденций относительно банковского надзора как финансово-правовой категории, а также выводами и предложениями, сделанными в ходе исследования, направленными на дальнейшее совершенствование финансово-правовой основы надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемых источников и приложения.


Дистанционный надзор

В 2011 году в условиях роста банковской активности, в частности увеличения объемов кредитования, основные усилия по совершенствованию банковского надзора были направлены на развитие содержательных риск-ориентированных подходов при оценке устойчивости кредитных организаций и надзорных действий, ориентированных на защиту интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций и поддержание стабильности банковского сектора. Дистанционный надзор в 2011 году был сосредоточен на выявлении проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения, оценке перспектив их устранения собственниками и руководством кредитной организации и определении характера надзорных действий, отвечающих ситуации. Проводилась работа по интенсификации надзора за крупнейшими банками федерального и регионального значения, входящими во «второй контур» надзора, в том числе проводился более детальный анализ всех аспектов их деятельности. В процессе осуществления риск-ориентированных подходов к надзору проводился анализ основных аспектов деятельности кредитных организаций. Кроме того, оценивались экономическая природа проводимых операций, уровень принятых рисков, состояние ликвидности, качество управления рисками и внутреннего контроля. При этом первостепенное внимание уделялось выяснению реального качества активов кредитных организаций, установлению величины их обязательств, собственных средств (капитала), а также оценке реальности бизнеса их клиентов, в том числе заемщиков. Повышение прозрачности операций кредитных организаций и адекватное отражение в отчетности принятых рисков являлось важным направлением работы дистанционного надзора Банка России. Особое внимание обращалось на экономическую целесообразность осуществляемых операций по размещению средств, в том числе изучались факты наличия активов, длительное время остающихся без движения, активов со значительными оборотами, не приносящих сопоставимых доходов, операции с нерезидентами. Изучались последствия, связанные с возможным обесценением вложений банков в ценные бумаги, качество управления рыночным риском в банках и проводимые ими стресс тесты. Значительное внимание уделялось также достоверности сведений о наличии прав на эмиссионные ценные бумаги, фактическому наличию ценных бумаг, выявлению искусственного формирования кредитными организациями котировок, реальности хозяйственной деятельности эмитентов ценных бумаг. В 2011 году развивалось взаимодействие Банка России с ФСФР России, а также органами банковского и финансового надзора зарубежных стран по вопросам оценки рисков кредитных организаций. Внимание в 2011 году уделялось выявлению и анализу операций, проводимых кредитными организациями с контрагентами нерезидентами, включая зарегистрированные на территориях офшорных зон, в том числе в части движения денежных средств и иных финансовых активов при формировании источников собственных средств (капитала) банков. Банк России проводил работу по развитию надзора за банками на консолидированной основе. Проводился содержательный анализ достоверности отражения отдельных операций в балансах дочерних банков. Осуществлялась работа по установлению взаимосвязей между банками- участниками неформальных групп, в том числе в целях более адекватной оценки принятых ими рисков. При необходимости по результатам работы предпринимались меры надзорного реагирования. В отчетный период продолжилась работа по выявлению высокой концентрации рисков кредитных организаций, особенно рисков, принятых в связи с обслуживанием бизнеса собственников и иных аффилированных с банком лиц. В целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков банка в ходе дистанционного надзора на регулярной основе при проведении комплексного анализа деятельности кредитных организаций изучалась проводимая банками политика по привлечению вкладов физических лиц. С кредитными организациями, проводившими агрессивную политику на рынке вкладов, проводилась работа, в том числе изучались качество и доходность активов; в адрес кредитных организаций направлялись рекомендации по корректировке политики, в отдельных случаях вводились ограничения на проведение банковских операций. В 2011 году к кредитным организациям применялись преимущественно предупредительные меры воздействия. Принудительные меры воздействия в виде требований об устранении нарушений применены в отношении 519 кредитных организаций, штрафных санкций- 296 кредитных организаций, ограничений отдельных операций- 68 кредитных организаций, запретов на осуществление отдельных банковских операций - 25 кредитных организаций, запретов на открытие филиалов- 35 кредитных организаций).

    Инспектирование кредитных организаций

Неотъемлемой частью надзорной деятельности является инспекционная работа. Надзор и инспектирование осуществляются в отношении конкретного банка и направлены на обеспечение его устойчивости путем выявления недостатков и нарушений в его деятельности, которые могут привести к банкротству. При этом отличие надзора от инспектирования заключается в том, что надзор осуществляется на основании изучения банковских документов (официальной отчетности), представляемых в соответствующие территориальные учреждения Банка России. Инспектирование предполагает выход рабочей группы инспекторов территориального учреждения или Главной инспекции кредитных организаций Банка России (далее - Главная инспекция) непосредственно в банк для изучения вопросов его финансового состояния на месте по первичным документам и обследования отдельных участков внутрибанковской деятельности (кассовый узел, хранилище, депозитарий и т.д.).

Инспектирование и надзор построено в соответствии со следующей логикой: в ходе надзора изучается ситуация в банке на основе регулярного анализа поступающей от банка финансовой отчетности и иных отражающих ситуацию в банке материалов, и затем формулируются вопросы, на которые невозможно получить ответы в процессе изучения отчетности, но которые необходимы для объективной оценки положения в банке. Результаты такого анализа передаются в инспекционные подразделения для детального изучения и проведения предпроверочной подготовки.

Рабочая группа инспекторов после проведения предпроверочной подготовки выходит на место (в банк) с целью дополнительного изучения вопросов. Результаты проверки передаются в подразделение надзора для последующего принятия мер надзорного реагирования в соответствии с действующим законодательством). Естественно, в приведенной упрощенной схеме не учитывается, что инспекционные проверки проводятся в соответствии с планом, поскольку действующее законодательство обусловливает периодичность обязательных проверок, а также не учитывается, что ряд проверок проводится на внеплановой основе, в том числе в случае грубого нарушения банком действующих норм и правил. Кроме того, определенные аспекты деятельности банка также подлежат обязательной периодической проверке (например, кассовые операции, валютные операции и др.).

В недавнем прошлом преобладало мнение, что в надзоре за банковской деятельностью ведущие и решающие роли принадлежат дистанционному надзору, а инспектирование в лучшем случае должно играть второстепенную, вспомогательную роль. Однако события последних лет заставили посмотреть на проблему под иным углом зрения, и актуальность инспектирования существенно возросла. Прежде всего, это связано с включением в сферу надзора таких областей, как управление, информационные технологии, а в скором будущем, несомненно, и платежных систем).

Перечисленные сферы характеризуются тем, что они «неосязаемые», не имеют материальной формы. Системы управления или информационные технологии, регламенты платежных систем, от строгого соблюдения которых зависит четкость проведения расчетов и платежей, можно оценить только в процессе реального ознакомления с ними на месте. Дистанционное изучение документов по этим предметам удовлетворительного результата дать не может).

Кроме того, никто не отменял прямой обязанности выявлять при инспектировании нарушения банковского законодательства и нормативных правовых актов на месте. Понятно, что в официальной отчетности их увидеть невозможно. В первую очередь речь идет о различных регулировочных схемах, операциях на грани легальности, а также нарушениях (намеренных или случайных), которые в деятельности кредитной организации недопустимы, поскольку банковское дело требует исключительной правовой чистоты. Более того, специфика банка такова, что в его работе второстепенных и незначительных ошибок не бывает. Каждая неточность (особенно в условиях активного внедрения компьютерных технологий) несет в себе серьезную угрозу благополучному функционированию банка.

В этой связи можно отметить, что инспекционная деятельность развивается по двум взаимосвязанным, но все-таки самостоятельным направлениям.

Первое традиционно связано с выявлением различного рода нарушений установленных норм и правил, регламентов совершения операций. Причем работа на этом направлении дополняется новым содержанием, в основном потребностями выявления операционных псевдолегальных схем, формально находящихся в правовом поле, а в действительности предназначенных для осуществления незаконных операций, в частности по крупномасштабному обналичиванию средств или выводу за рубеж крупных сумм денег.

Повышенное внимание к раскрытию псевдолегальных схем имеет прямое отношение к обеспечению устойчивости банковской системы. Банки, использующиеся для такого рода операций, встроенные в «схемы» и «цепочки», ориентируются не на эффективную работу на рынке, не на оптимизацию работы в терминах «риск - доходность». Таким образом, они являются малополезным с общественной и макроэкономической точки зрения звеном экономического механизма. Их деятельность замыкается на интересах узкой группы лиц, как правило, далеких от общественно полезной деятельности.

Банки - участники схем и цепочек - во многом зависят от бизнеса, который является неустойчивым. Таким образом, эти банки по своей сути не ориентированы на долговременную деятельность и в силу этих причин являются уязвимым звеном банковской системы, которое может выпасть практически в любой момент. При этом методами дистанционного надзора отследить признаки приближающегося события практически невозможно, поскольку по официальной отчетности у таких банков ситуация вполне благополучная, если не считать каких-либо косвенных признаков, на основании которых надзорные подразделения не вправе принимать меры надзорного реагирования. В данном случае инспектирование выполняет профилактическую функцию.

Второе направление в большей степени ориентируется на надзорную практику. Основная задача инспектирования на этом направлении - выяснение на месте вопросов, касающихся устойчивости и финансового благополучия банка, которые трудно или невозможно выяснить с помощью дистанционного (документарного) надзора. Это направление получило импульс развития как в связи с ориентацией надзора на преимущественное выяснение устойчивости, так и в связи с необходимостью включения в сферу надзора таких сфер банковской деятельности, как информационные технологии и платежные системы.

Риск-ориентированный и пруденциальный надзор (а именно такие требования выдвигаются на первый план) не может быть реализован без инспекционной деятельности. Собственная отчетность банка, служащая основой для деятельности дистанционного надзора, не может давать адекватные и объективные ответы по самой своей природе хотя бы потому, что проблемы банка серьезно проявляются в официальной отчетности только тогда, когда впору вызывать ликвидационную команду. То есть тогда, когда риски уже реализовались. Понятно, что в этом случае ни о какой «пруденциальности» уже не может идти и речи, равно как и о риск-ориентированности. Такая информация может быть полезна только в качестве прецедента и сигнала об опасности для других банков. Но задача современного надзора - не приносить жертвы, а предостерегать от них, то есть работать на опережение с целью предупреждения и раннего распознавания проблем.

Инспектирование в известной мере подтверждает или не подтверждает правильность предварительных выводов надзора, сделанных на основании представленной Банку России документации (прежде всего официальной отчетности), поскольку на вопросы, касающиеся деятельности банка, получить более четкие и достоверные ответы возможно именно на месте. Таким образом, инспекционная деятельность в известной мере стимулирует дистанционный надзор к более продуманным и обоснованным выводам.

Инспектирование выполняет функцию по обеспечению достоверности отчетности банков, которая служит информационной базой для дистанционного надзора. Инспекционные проверки, затрагивающие вопросы правильности ведения бухгалтерского учета, обеспечивают методологическую правильность и достоверность формирования отчетности банков.

Здесь уместно заметить, что информационная база надзора, отношения между банками и регулятором требуют незамедлительного и коренного пересмотра. В настоящее время коммерческие банки перегружены отчетностью. Надзорная практика, особенно при реализации новых направлений, неизбежно потребует представления новых показателей. Современные средства коммуникации и информационные технологии позволяют решить эту задачу, как на новом технологическом уровне, так и на перспективу.

Сегодня существует необходимость включения информационных технологий в орбиту интересов инспекционных подразделений. Речь идет не о безопасности, конфиденциальности или технической надежности данного направления. Интересы надзора будут сосредоточены на основных направлениях банковских рисков, реально угрожающих устойчивости банков и банковской системы в целом. Следует отметить, что на сегодня данные риски практически не изучены. Таким образом, необходимо оперативно решать вопросы о разработке и внедрении регламентов (стандартов), применении информационных технологий в банках, требованиях к программному обеспечению и всестороннему контролю). Инспекционная деятельность может сыграть существенную роль в совершенствовании законодательной базы. В ходе инспекционной деятельности выявляются и фиксируются определенные нарушения. Анализ причин таких нарушений дает основание для понимания оправданности существования тех или иных правовых норм. В зависимости от массовости нарушений (разовые, характерные для большинства банков, для определенной категории банков и т.д.) и их причин (низкая квалификация персонала в конкретном банке, недостаточная методологическая проработанность со стороны регулятора, несоответствие нормы сложившимся потребностям и условиям банковской деятельности и т.д.) должны вырабатываться предложения по внесению изменений в нормативную базу. Инспекционная деятельность, по сути, дает ответ - насколько эффективно работает нормативно-правовая база, в какой степени она отвечает конкретным целям надзорной практики.

Начиная с 1 января 2012 года в единую структуру инспектирования вошли 43 субъекта РФ. Усилия инспекционных подразделений Банка России были направлены в первую очередь на определении профиля рисков, их концентрации оценки качества активов и капитала, выявлении конечных получателей заемных средств и источников погашения ссудной задолженности. По отчетам ЦБ РФ за 2011 год основная доля проверок (76,6%) была проведена в соответствии со «Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2011 год». На внеплановой основе проведено 268 проверок. По результатам инспекционной деятельности были зафиксированы нарушения, связанные в основном с недооценкой кредитных рисков (30,7% всех нарушений), а также в сфере законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (24,3%). Отдельные нарушения были связаны с организацией работы по ведению бухгалтерского учета (7,0%), несоблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации и нормативных актов органов валютного регулирования (5,3%), организацией кассовой работы (4,0%). Информация по операциям и сделкам кредитных организаций, содержавших признаки возможных нарушений в сфере экономики, направлялась в органы прокуратуры Российской Федерации).

Актуальными задачами инспектирования в Российской Федерации на современном этапе являются:

прозрачность деятельности (публикация финансовых отчетов);

разработка и внедрение системы раннего реагирования;

разработка и осуществление особой системы надзора за крупными банками;

разработка действенного механизма предупреждения банкротства кредитных организаций и их ликвидации в рамках банкротства;

надзор за банковскими группами - консолидированный надзор;

надзор за функционированием и совершенствованием национальной платежной системы;

установление и совершенствование правил бухгалтерского учета и отчетности.

Важно четко представлять, что инспектирование и надзор как процесс внешнего контроля за деятельностью кредитных организаций, включая различные аспекты проверок и мониторинга банковской деятельности в целом, не должны и не могут ставить целью применение карательных мер. Банковский надзор должен проводиться с целью своевременного выявления допущенных кредитной организацией ошибок, для выяснения реальных возможностей и способностей выполнять принятые на себя обязательства в ближайшем будущем и в обозримой перспективе. Надзор, кроме того, должен обеспечивать не только стабильность банковской системы в целом, но и стабильность каждого ее элемента, и прежде всего - коммерческого банка. В этой связи отрадно отметить, что развивающаяся практика введения Банком России института уполномоченных инспекторов, закрепленных за каждым коммерческим банком, несомненно, должна принести ожидаемые позитивные плоды уже в скором времени.

Банковский надзор необходим и самим банкам. Он является важным элементом обеспечения доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности. Надзор также полезен тем банкам, которые выступают в качестве кредиторов на межбанковском рынке.


Заключение

В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Укрепление законности и правопорядка в банковском секторе экономики России приобретает в последнее время особое значение. Это связано, прежде всего, с активным развитием экономики государства, увеличением количества хозяйствующих субъектов, возрастающим объемом денежных потоков между ними и возрастающей в связи с этим ролью кредитных организаций как посредников на рынке финансовых услуг. В период реформ банковский сектор стал одним из сегментов экономики наиболее подверженных совершению правонарушений. Распространены случаи нарушения финансовой дисциплины, среди которых наиболее распространенными являются нарушения-при проведении кредитных операций, организации работы по ведению бухгалтерского учета, достоверности учета и отчетности.

В ходе проведенных в 2011 году проверок выявлены 16997 нарушений в деятельности кредитных организаций и филиалов. Если сравнивать показатели 2011 и 2010 года, то можно сделать вывод о том, что количество нарушений уменьшилось на 5,4%. Увеличилось количество нарушений по противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём на 6,3%, а также нарушений в области проведения кредитных операций на 9,4%. Уменьшилось количество нарушений в области работы бухгалтерского учёта (темп роста составил 93,6%); кассовых операций (темп роста 81,4%); требований валютного законодательства (84,2%).

Финансово-правовой статус Банка России основан на его общеправовом статусе и имеет следующие особенности: является юридическим лицом, что не свойственно иным органам государственной власти; имеет органы управления, но не имеет учредителей, формирует уставный капитал; является субъектом налогового права с вытекающими отсюда правами и обязанностями налогоплательщика и налогового агента; имеет право осуществлять банковские операции; обязан ежегодно подвергаться аудиторской проверке. Одним из основных элементов финансово-правового статуса Банка России является осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций.

Исходя из этого правовое положение Банка России в финансовых правоотношениях, обусловленное статусом органа государственной власти, можно определить, как совокупность законодательно закрепленных финансово-правовых прав и обязанностей, направленных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

Банковский надзор существует в силу наличия необходимости в защите публичных интересов в сфере денежно-кредитных отношений. Поэтому понятие банковского надзора включает государственно-правовой и экономический аспекты.

Мы предлагаем следующее определение банковского надзора: это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, установленных Банком России нормативных актов (в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение мер государственного принуждения за нарушения банковского законодательства.

Банковский надзор можно подразделись на два вида: общий (юридический) и пруденциальный (финансово-правовой). Надзор за деятельностью кредитных организаций может быть предварительным, текущим и последующим.

Финансово-правовой институт пруденциального надзора представляет собой правовую процедуру, направленную на выявление возможных составов пруденциальных правонарушений, состоящих из трех стадий: получения Банком России необходимой информации, правовой квалификации и принятия решения о применении мер принуждения к подконтрольным субъектам. Осуществление процедуры пруденциального банковского надзора обеспечено процессуальными мерами принуждения.

Правовыми формами надзора Банка России выступают: предоставление отчетности и расчетов показателей деятельности; проверка предоставленной информации о показателях деятельности кредитной организации; проверка учета (бухгалтерского, оперативного, статистического); проверка исполнения вынесенных решений.

Финансово-правовой статус Банка России необходимо дополнить правом осуществлять надзор за деятельностью межгосударственных кредитных организаций. Обосновано предложение о необходимости внесения изменений в действующий Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и дополнения его правовым механизмом осуществления надзора за межгосударственными банками, действующими на территории Российской Федерации.


Аннотация

 

Данное исследование посвящено банковским проверкам за кредитными организациями.

Структура данной работы выглядит следующим образом.

Первый раздел отражает теоретические основы банковского надзора за деятельностью кредитных организаций.

Во втором разделе рассмотрены особенности правового регулирования деятельности Банка России по контролю за созданием кредитных организаций и надзору за их деятельностью.

Третий раздел содержит информацию об особенности финансово-правового регулирования пруденциального банковского надзора.

Работа выполнена печатным способом на 88 страницах с использованием 50 источника, содержит одно приложение.


The summary

 

This study focuses on the Bank inspections in credit organizations.structure of this work is the following.first section reflects the theoretical foundations of the banking supervision of the activities of credit organizations.second section examines the specific features of legal regulation of activities of the Bank of Russia for control over the creation of credit organizations and supervision over their activities.third section contains information about the specifics of financial and legal regulation of prudential banking supervision.work is done by printing a way to 88 pages using 50 source, contains a single application.


Введение

 

Актуальность темы. С началом реформ российские коммерческие банки стали практически единственным институтом, осуществляющим перераспределение финансовых ресурсов на рыночных принципах. С сожалением следует констатировать, что до сих пор кредитные организации России находятся на переходном этапе становления банковской системы, основанной на правовых основах регулирования и принципах рыночной экономики.

Банковская деятельность объективно требует государственного регулирования в силу правового статуса кредитных организаций и публичного (в большей степени) характера выполняемых ими банковских операций. Характер банковских операций, осуществляемых кредитными организациями, свидетельствует о высокой степени финансовых рисков, которым подвергаются не только сами коммерческие банки, но и их клиенты, и, как следствие, возрастает риск финансовых операций на всем кредитном рынке. Каждая из банковских операций подвергается различного рода финансовым рискам, а вся банковская деятельность в совокупности подвергается воздействию значительных кризисных факторов.

Большинство банковских правоотношений имеет публичную финансово-правовую природу, поскольку в первую очередь они направлены на обеспечение интересов государства как субъекта финансовой деятельности. Следовательно, государство обязано охватить сферой своего воздействия банковскую деятельность.

Перед государственным регулированием стоят три основные задачи: безопасность, стабильность и поддержание конкуренции. Одновременно происходят процессы концентрации и централизации капитала: слияние банков: поглощение более сильными мелких; придание банкам, не отвечающим новым стандартам, статуса небанковских кредитных учреждений.

Проблемы обеспечения стабильности банковской деятельности, устойчивости банковской системы в целом связаны с повышением эффективности правового воздействия, усилением роли юридических средств, применяемых в первую очередь для соблюдения публичных финансовых интересов. Решение названных проблем обусловливает возникновение государственного надзора за банковской деятельностью, в том числе за государственным управлением банковскими рисками.

Одним из главных недостатков правового регулирования банковского надзора является отсутствие до настоящего времени нормативного закрепления ряда основополагающих категорий. Поэтому разработка основных юридических понятий в сфере надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций по-прежнему остается необходимой и актуальной задачей, имеющей теоретическую и практическую значимость.

Банковский надзор неоднократно становился предметом научных исследований. Различные аспекты надзора Банка России за отдельными сторонами банковской деятельности освещены в работах С. В. Рыбакова, А. В. Журавлева, И. Г. Дашковой, А. В. Ерицян и других.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации Банком России функций по надзору за деятельностью кредитных организаций и составляющие предмет финансового права.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие отношения банковского надзора за деятельностью кредитных организаций, и правоприменительная практика в названной сфере.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и имеющихся достижений правовой науки выработать понятие, определить сущность, виды, формы, принципы и основные составные элементы и процедуры банковского надзора.

Реализация обозначенной цели потребовала решения следующих задач:

определить финансово-правовой статус Банка России как органа банковского надзора;

выработать понятие, выявить сущность и цели надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций;

установить формы и методы банковского надзора;

определить принципы банковского надзора и раскрыть их сущность;

исследовать особенности финансово-правового регулирования пруденциального банковского надзора.

Методологическую основу исследования составляют универсальные общенаучные методы: логический, системно-интеграционный, структурно-функциональный, и специальные методы: историко-правовой, статистический.

Научная новизна исследования определяется современной постановкой проблемы, использованием новых идей и тенденций относительно банковского надзора как финансово-правовой категории, а также выводами и предложениями, сделанными в ходе исследования, направленными на дальнейшее совершенствование финансово-правовой основы надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемых источников и приложения.


Теоретические основы банковского надзора за деятельностью кредитных организаций


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.