Каковы основания авангардизма и реализма? — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Каковы основания авангардизма и реализма?

2021-04-18 196
Каковы основания авангардизма и реализма? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Авангардизм:

       Предмодернизм – первый (начальный) период художественного развития эпохи авангардизма; группа художественных направлений в культуре второй половины ХIХ в., открывших в свою очередь несколько «направлений» новейшего художественного развития «утраченных иллюзий».

       Натурализм – художественное направление, инвариантом концепции которого стало утверждение человека в вещно-материальном мире; человек, даже взятый лишь как высокоорганизованная биологическая особь, заслуживает внимания в каждом своем проявлении; при всем своем несовершенстве мир устойчив, и все подробности о нем общеинтересны. В художественной концепции натурализма уравновешены желания и возможности, идеалы и реальность, ощущается известное самодовольство общества, его удовлетворенность своим положением и нежеланием что-либо менять в мире. Натурализм утверждает, что весь видимый мир – часть природы и может быть объяснен ее законами, а не сверхестественными, или паранормальными причинами. Натурализм родился из абсолютизации реализма и под влиянием дарвинских биологических теорий, научных методов изучения общества и детерминистских идей Тэна и других позитивистов.

       Импрессионизм – художественное направление (вторая половина Х I Х – начало ХХ вв.), инвариантом концепции которого стало утверждение утонченной, лирически отзывчивой, впечатлительной личности, восторгающейся красотой мира. Импрессинизм открыл новый тип восприятия реальности. В отличие от реализма, сосредоточенного на передаче типического, импрессионизм сосредоточен на особенном, единичном и их субъективном видении художником. Импрессионизм – мастерское владение цветом, светотенью, умение передать пестроту, многокрасочность жизни, радость бытия, зафиксировать мимолетные моменты освещенности и общего состояния окружающего изменчивого мира, передать пленер – игру света и теней, необычных звуков вокруг человека и вещей. Воздушную среду, естественное освещение, придающее эстетический вид изображаемому предмету. Его представители – в живописи (А.Сислей, В. Ван Гог, П.Гоген, А. Матисс, имя? Утрилло, К. Коровин), в музыке (К.Дебюсси, М. Равель, А. Скрябин), в литературе (отчасти Г.Мопассан, К.Гамсун, Г. Келлерман, А.Шницлер, О.Уайльд, А.Саймоне).

       Эклектизм – художественное направление (проявившее себя главным образом в архитектуре), предполагающее при создании произведений любые сочетания любых форм прошлого, любых национальных традиций, откровенный декоративизм, взаимозаменяемость и равнозначность элементов в произведении, нарушение иерархии в художественной системе и ослабление системности и целостности.

       Эклектизму свойственны: 1) переизбыток украшений; 2) равная значимость различных элементов, всех стилевых форм; 3) утрата различия между массовым и уникальным сооружением в городском ансамбле или произведениями литературного процесса; 4) отсутствие единства: фасад – отрывается от тела здания, деталь – от целого, стиль фасада – от стиля интерьера, стили различных пространств интерьера – друг от друга; 5) необязательность симметрично-осевой композиции (отход от правила нечетного числа окон на фасаде), однородность фасада; 6) принцип «non-finito» (незаконченность произведения, открытость композиции); 7) усиление ассоциативности мышления автора (художника, писателя, архитектора) и зрителя, читателя; 8) освобождение от античной традиции и опора на культуры разных эпох и разных народов; 9) многостилье; 10) нерегламентированность личности (в отличие от классицизма), субъективизм, свободное проявление личностной стихии; 11) демократизм; тенденции к созданию универсального, внесословного типа городского жилья.

       Функционально эклектизм в литературе, архитектуре и других искусствах направлен на обслуживание «третьего сословия». Ключевое строение барокко – церковь или дворец, ключевое строение классицизма – государственное здание, ключевое строение эклектизма доходный дом («для всех»). Декоративизм эклектики – рыночный фактор, возникший ради привлечения, широкой клиентуры в доходный дом, где квартиры сдаются вгаем. Доходный дом – массовый тип жилья.  

       Модернизм – художественная эпоха, объединяющая направления, концепция которых отражает ускорение истории и усиление давления на человека (символизм, лучизм, фовизм, примитивизм, коллаж, кубизм, акмеизм, футуризм); период наиболее полного воплощения авангардизма. В период модернизма развитие и смена художественных направлений происходило стремительно.

       Модернистские художественные направления строятся путем деконструкции типологической структуры классического произведения – те или иные его элементы становятся объектами художественных экспериментов. В классическом искусстве эти элементы сбалансированы. Модернизм нарушил это равновесие, усилив одни элементы и ослабив другие.

       Как и всякое сложное общественное явление, модернистское искусство было неоднородно и рождало и преодолевало множество конфликтов и внешних противоречий, составляющих альтернативы его эволюции и развития. В направлениях модернистского искусства можно выделить две противоборствующие тенденции: первая связана с различными формами протеста и романтического бунта против буржуазного строя, вторая – с попытками использовать науку и технические достижения для нетрадиционного развития искусства. Обе эти тенденции едины в одном – они отвергают традиционные формы искусства как устаревшие, не соответствующие духу времени и современным потребностям человека Модернистское искусство в лице его видных представителей попыталось выразить то в современной действительности, что средствами традиционного искусства выразить не удавалось [1, 6].

       Корень «модерн» от латинского слова modo, означающего «только что», современный. Когда же мы стали современными? Как ни странно, уже давно, что проиллюстрирует следующий пример.

       Около 1127 г. Сюжер взялся за реконструкцию базилики аббатства Сен-Дени в Париже. Он воплотил в жизнь совершенно новые архитектурные идеи никто ничего подобного еще не видел, это был «новый взгляд», не похожий ни на греческий, ни на римский классицизм, ни на романский стиль. Не зная, как назвать это течение, Сюжер обратился к латинскому языку и придумал термин «opus modernum» - современное творение. Этим Сюжер способствовал становлению чрезвычайно влиятельного архитектурного стиля, вошедшего в историю как готика.

                   C имволизм – художественное направление эпохи модернизма, утверждающее концепцию: мечта поэта – рыцарство и прекрасная дама. Мечты о рыцарстве, поклонение прекрасной даме наполняют поэзию символизма. Символизм возник во Франции. Его мэтрами стали Бодлер, Малларме, Верлен и Рембо.

       Акмеизм – художественное направление русской литературы начала ХХ в., возникшее в «серебрянном веке», существовавшее главным образом в поэзии и утверждавшее: поэт – чародей и гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос.

       К акмеизму принадлежали: Н. Гумилев, О.Мандельштам, А. Ахматова, С.Городецкий, М.Лозинский, М. Зенкевич, В. Нарбут, Г.Иванов, Г. Адамович и др.

       Футуризм – художественное направление эпохи модернизма, утверждавшее агрессивно-воинственную личность в урбанизированном хаосе мира.

       Определяющий художественный фактор футуризма – динамика. Футуристы осуществляли принцип безграничного экспериментаторства и достигали новаторских решений в литературе, живописи, музыке, театре. Художники-футуристы пытались выразить «симультанное состояние души» и, по сути, растворили личность художника во множестве фрагментарных ощущений динамизма реального мира [1,34].

 По мнению американского искусствоведа Леона Кашитского «…попытка воплотить это чувственное отношение футуристов к реальности в … большей степени … была (все же – В.В.) эфемерным экспериментом» [4,26]. 

              Примитивизм – художественное направление, упрощающее человека и мир, стремящееся увидеть мир детскими глазами, радостно и просто, вне «взрослой» сложности. Такое стремление порождает сильные и слабые стороны примитивизма. Примитивизм – атавистическая ностальгия о прошлом, тоска по доцивилизованному образу жизни. Примитивизм: противодействие реальности: мир усложняется, а художник его упрощает. Впрочем, художник затем и упрощает мир, чтобы справиться с его сложностью.

       Кубизм – геометризированная разновидность примитивизма, упрощающая реальность, воспринимаемая ее детскими или «дикарскими» глазами. Кубизму присущ особый характер примитивизации: в видение мира кубизм «нашел убежище» в мире математических формул или геометрических фигур. Кубизму присущ особый характер примитивизации: видение мира через формы геометрически правильных фигур. Кубизм в живописи и скульптуре развивали итальянские художники Д.Северини, У.Боччионе, К.Карра; немецкие – Э.Л. Кирхнер, Г. Рихтер; американские – Дж. Полок, И.Рей и др. В кубизме ощущаются архитектурные построения; массы механически сопрягаются друг с другом, причем каждая масса сохраняет свою самостоятельность.

       Кубисты, таким образом, не изображают действительность, а создают «иную реальность» и передают не облик предмета, а его конструкцию, архитектонику, структуру, сущность. Они не воспроизводят «повествовательный факт», а зрительно воплощают свои знания об изображаемом предмете.   

       Абстракционизм – художественное направление искусства ХХ в., концепция которого утверждает необходимость бегства личности от банальной иллюзорной действительности. Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни и воплощают субъективные цветовые впечатления и фантазии художника. Первое течение лирическо-эмоциональный, психологический абстракционизм – симфония красок. Гармонизация бесформенных цветовых сочетаний. Это течение родилось из импрессионистской пестроты впечатлений о мире, нашедших воплощение в полотнах Анри Матисса. Создателем первого произведения психологического абстракционизма стал В. Кандинский, написавший картину «Гора».

       Второе течение – геометрический (логический, интеллектуальный) абстракционизм («неопластицизм») – это нонфигуративный кубизм. В рождении этого течения существенную роль сыграли П.Сезан и кубисты, создавшие новый художественного пространства путем сочетания различных геметрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломанных линий.  

       Суперматизм (автор термина и соответствующего художественного явления Казимир Малевич) – течение абстракцинизма, заострившее и углубившее его особенности. Течение «суперматизм» Малевич открыл в 1913 г. картиной «Черный квадрат». Позже Малевич сформулировал свои эстетические принципы: искусство непреходяще благодаря своей вневременной ценности; чистая пластическая чувственность – «достоинства произведения искусства». Эстетика и поэтика суперматизма утверждает универсальные (суперматические) живописные формулы и композиции – идеальные конструкции из геометрических правильных элементов.

       Лучизм – одно из околоабстракционистских направлений, утверждавших трудность и радость человеческого бытия и неопределенность мира, в котором все предметы, освещенные разными источниками света, оказываются расчлененными лучами этого света и теряют ясную фигуративность.

       В период неомодернизма все авангардистские художественные направления исходят из такого понимания действительности: человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком. В этот период развиваются авангардистские художественные концепции мира и личности. Среди них дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, экзистенциализм, неоабстракционизм и др.

       Дадаизм – художественное направление, утверждающее художественную концепцию: мир – бессмысленное безумие, подвергающее ревизии разум и веру. Дадаизм формировался как своеобразная форма оппозиции существующим концепциям искусства и традиционной художественной практике. Дадаисты стремились разрушить искусство как вид деятельности и тем самым самоликвидировать себя как художников (Ades D. Ор. cit. Р.111? проверить…).   Так, например, если реалистическое искусство в своих лучших образцах отражало общие закономерности общественной жизни, выражая их в неповторимых, индивидуальных образцах, то дадаизм стремился к выражению не общего и необходимого, а наоборот, случайного, и не в художественном образе традиционной живописи или литературы, а в результатах импульсивного и ненамеренного формотворчества [1, 26-27].

       Определенный шаг в этом направлении был сделан в коллажах (комбинации живописи с отрывками из газет, фотографий и – это самое важное – с предметами или материалами, которые ничего не изображают, а демонстрируют сами себе). Коллаж – это компромиссное образование, которое дадаистам представлялось как «самый поэтический, революционный момент в живописи» (Т. Тцара), желаемый «интеллектуальный и эстетический хаос», в который кусок будничной реальности вступает в связь с реальность [1, 27-28]; «…коллажная революция привела к концу древнее разделение между искусством и реальностью. С возникновением коллажа искусство больше не копирует природу и не ищет ее эквиваленты, выражая наступившею индустриальную эпоху, оно освоило внешний мир, частично включив его в себя» (?). (Rosenberg H. Ор. с it.Р.174).   

       Принципами дадаизма стали: разрыв с традициями мировой культуры, в том числе и с традициями языка; бегство от культуры и от реальности, представление о мире как о хаосе безумия, в которой обрушена беззащитная личность; пессимизм, безверие, отрицание ценностей, ощущение всеобщей потерянности и бессмысленности бытия, разрушение идеалов и целей жизни. Дадаизм – выражение кризиса классических ценностей культуры, поиски нового языка и новых ценностей.

              Сюрреализм – это художественное направление, становящее в центр своего внимания смятенного человека в таинственном и непознаваемом мире.

       Главный теоретик поэт и писатель А. Бретон отмечал в своей работе «Ситуация сюрреализма между двумя войнами». «Я настаиваю, - отмечает автор, - на факте, что сюрреализм исторически может быть понят только как функция войны, которая была и которая наступила, то есть между двумя войнами». И еще: «Между, двумя войнами- отмечает А. Бретон, - осуществлялся пылкий поиск свободы, который постоянно двигал действиями сюрреалистов (?). (Breton A. Situation du Surrealisme entre Ies deuх Guerres. – Раris, 1945. Р.22, 8). Сюрреализм возник на основе дадаизма первоначально как литературное направление, которое позже нашло свое выражение в живописи, а также в кино, театре и отчасти в музыке. Для сюрреализма человек и мир, пространство и время текучи и относительны. Они теряют границы. Провозглашается эстетический релятивизм: все течет, все искажается, смещается, расплывается; нет ничего определенного. Сюрреализм утверждает относительность мира и его ценностей. Нет границ между счастьем и несчастьем, личность и обществом. Хаос мира вызывает и хаос художественного мышления – это принцип эстетики сюрреализма. Художественная концепция сюрреализма утверждает загадочность и непознаваемость мира, в котором исчезают время и история, а человек живет подсознанием и оказывается беспомощным перед трудностями.

                   Экспрессионизмхудожественное направление, утверждающее: отчужденный человек живет во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестывающую эмоциями личность, не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир. Экспрессионизм как художественное направление возник на стыке с различными сферами научной деятельности: с психоанализом З.Фрейда, феноменологией Э.Гуссерля, неоконтианской гносеологией, философией «Венского кружка» и гештальтпсихологией.

       Экспрессионизм проявил себя в разных видах искусства: М.Шагал, О. Кокошка, Э.Мунк – в живописи; А.Рембо, А.Ю.Стринберг, Р.М.Рильке, Э.Толлер, Ф.Кафка – в литературе; И.Стравинский, Б. Брток, А.Шенберг – в музыке. Экспрессионизму присущи страх перед миром и противоречие между внешним динамизмом и представлением о неизменной сущности мира (неверие в возможность его совершенствования). Согласно художественной концепции экспрессионизма, сущностные силы личности отчуждены в противостоящих человеку и враждебных ему общественных институтах: все безысходно. Концепция личности экспрессионизма: человек – существо эмоциональное, «природное», чуждое индустриальному и рациональному, урбанистическому миру, в котором он вынужден жить.

       Конструктивизм – художественное направление (20-е годы ХХ в.), концептуальный инвариан которого идея – бытие человека протекает в среде отчужденных от него индустриальных сил; а герой времени – рационалист индустриального общества.

       Неопозитивистские принципы кубизма, родившись в живописи, по существу, были в преобразованной форме распространены на другие искусства, а также на литературу, и консолидировались в новом, смыкающимся с идеями техницизма направлениями – конструктивизма. Последний рассматривал продукты индустрии как самостоятельные, отчужденные от личности и противостоящие ей ценности. Конструктивизм появился на заре научно-технической революции и идеализировал идеи техницизма; он ценил машины и их продукцию выше личности. Даже в самых талантливых и гуманистических произведениях конструктивизма отчуждающие факторы технического прогресса воспринимаются как должное. Конструктивизм полон пафоса промышленного прогресса, экономической целесообразности; он ориентирован на технократичность.

       Эстетика конструктивизма развивалась между крайностями (порой впадая в одну из них) – утилитаризма, требующего уничтожить эстетику, и эстетизм. В изобразительном искусстве и в архитектуре творческие принципы конструктивизма максимально приближены к инженерии и включают: математический расчет, лаконизм художественных средств, схематизм композиции, логизирование.

       В литературе конструктивизм как художественное направление развивался (1923-1930) в творчестве группы ЛЦК (Литературный центр конструктивистов): И.Л. Сельвинский, В.М. Инбер, Э.Г.Багрицкий, Е.И.Габрилович, К.Л. Зелинский (теоретик группы) и др.

       Конструктивизм оказал влияние и на театр: режиссерское творчество Всеволода Мейерхольда, разрабатывавшего принципы биомеханики, театральной инженерии и вводившего в сценическое действие элементов циркового зрелища. Идеи конструктивизма охватили своих влиянием различные виды искусства, однако, наибольшее влияние оказали на архитектуру. Особенно это сказалось на творчестве Ле Корбюзье.   

       Экзистенциализм – концепция существования человека, его места и роли в этом мире, отношения к Богу. Экзистенциализм утверждает одинокую эгоистическую самоценную личность выше истории. Суть экзистенциализма – примат существования над сущность (человек сам формирует свое существование, и, выбирая, что делать и чего делать, привносит сущность в существование). Экзистенциализм выпячивает и самоутверждает одинокую эгоистическую самоценную личность. В своей художественной концепции экзистенциализм (Ж.П.Сартр, А.Камю) утверждает, что сами основы человеческого бытия абсурдны хотя бы потому, что человек смертен; история движется от плохого к худшему и вновь возвращается к плохому. Восходящего движения нет, есть лишь беличье колесо истории, в котором бессмысленно вращается жизнь человечества. Принципиально одиночество, утверждаемое художественной концепцией экзистенциализма, имеет обратное логическое следствие: жизнь не абсурдна там, где человек продолжает себя в человечестве. Но если человек – одиночка, если он единственная ценность в мире, то он общественно обесценен, он не имеет будущего, и тогда смерть абсолютна. Она перечеркивает надежды человека, и таким образом жизнь становится бесцельной и бессмысленной.

   

       Постмодернизм, в определенной степени выступает в качестве альтернативы модернизма, его последним этапом или эволюцией [1. 19],  в интерпретации Хабермаса оказывается покидающим «мир современности» течением «младоконсерваторов». По мысли же Лиотара, современный проект (реализации универсальности) разрушен: «победа капиталистической техно-науки над другими кандидатами на универсальное завершение человеческой истории – не что иное, как еще один способ разрушить современный проект, делая вид, что его реализуешь». Вот так исподволь и происходит утверждение пост-модерна.

       Постмодернизм как художественная эпоха несет в себе художественную парадигму, утверждающую, что человек  не выдерживает -направления этого периода пронизаны данной парадигмой, проявляя и преломляя ее через свои инвариантные концепции мира и личности:   поп-арт, сонористика, алеаторика, музыкальный пуантилизм, гипперреализм, хеппинг и др.

       Модерн заканчивается в противостоянии с самим собой и просто неизбежно становится пост-модерном. Столь причудливая логика превращения в постмодерн кроется в самом значении латинского слова modo – «прямо сейчас». Таким образом, постмодерн буквально означает «после того, что было только что».  

       Поп-арт  новое искусство. Абстракционистскому отказу от реальности поп-арт противопоставил грубый мир материальных вещей, которому приписывается художественно-эстетический статус. Теоретики поп-арта утверждают, что в определенном контексте каждый предмет теряет свое первоначальное значение и становится произведением искусства. Поэтому задача художника понимается не как создание художественного предмета, а как придание обыденному предмету художественных качеств путем организации определенного контекста его восприятия. Эстетизация вещного мира становится принципом поп-арта. Художники стремятся добиться броскости, наглядности, доходчивости своих творений, используя для этого поэтику этикетки и рекламы. Поп-арт – это композиция бытовых предметов в сочетании с муляжом или скульптурой.

       Смятые автомобили, выцветшие фотографии, обрывки газет и афиш, наклеенные на ящики, чучело курицы под стеклянным колпаком, выкрашенный белой масляной краской рванный ботинок, электромоторы, старые шины или газовые плиты – таковы художественные экспонаты поп-арта. Среди художников поп-арта можно указать: Э.Уорхола, Д.Чемберлена, Дж.Дайна.

       Поп-арт как художественное направление имеет ряд разновидностей (течений):

       - оп-арт (художественно организованные оптические эффекты, геометризованные комбинации линий и пятен);

       - окр-арт (композиции, художественная организация окружающей зрителя среды);

       - эл – арт (движущиеся с помощью электромоторов предметы и конструкции). Это течение поп-арта со временем выделилось в самостоятельное художественное направление – кинетизм;

       Поп-арт выдвинул концепцию личности потребителя общества «массового потребления». Идеальная личность поп-арта – человек-потребитель, которому эстетизированные натюрморты товарных композиций должны заменить духовную культуру. Слова, подмененные товарами, литература, вытесненная вещами, красота, замененная полезностью, жадность материального, товарного потребления, заменяющая духовные потребности, характерны для поп-арта. Это направление принципиально ориентировано на массового потребителя, лишенную самостоятельности мышления, нетворческую, заимствующую «свои мысли из рекламы и средств массовой коммуникации личность, манипулируемую телевидением и другими СМИ». Эта личность программируется поп-артом на исполнение заданных ролей приобретателя и потребителя покорно относящиеся к отчуждающемуся воздействию современной цивилизации. Личность поп-арта – зомби масс-культуры.

       Гиперреализм художественное направление, инвариант художественной концепции которого: обезличенная живая система в жестком и грубом мире. Гиперреализм – создает живописные сверхнатуралистические произведения, передающие мельчайшие подробности изображаемого объекта. Сюжеты гиперреализма нарочито банальны, образы подчеркнуто «объективированы». Это направление возвращает художников к привычным формам и средствам изобразительного искусства, в частности к живописному полотну, отвергнутом поп-артом. Главными темами своих картин гиперреализм делает мертвую природу городской среды: бензоколонки, автомобили, витрины, жилые дома, телефонные будки, которые подаются как отчуждённые от человека и вместе с тем самодостаточные. Гиперреализм показывает следствия чрезмерной урбанизации. Разрушения экологической среды, доказывает, что мегаполис создает отчужденную от человека среду обитания. Главная тема гиперреализма – обезличенная механизированная жизнь современного города.

       Теоретическая основа гиперреализма – философские идеи франкфуртской школы, утверждающей необходимость ухода от идеологизированных форм образного мышления.

       Фотореализм – «…это иллюзионистская живопись, для которой фотография является исходной ситуацией» (?) (Neysters S. Die Theoretischen Grundlagen der Malerie der ame rikanischen Fotor alismus. – Bochum. 1979.S.2). Он основывается на сильно увеличенной фотографии и часто отожествляется с гиперреализмом. Однако и по технологии создания образа и, главное, по инварианту художественной концепции мира и личности – хотя это и близкие, но разные художественные направления. Гиперралисты имитировали фото живописными средствами на холсте, фотореалисты имитируют живописные произведения, обрабатывая фотографии (красками, коллажными средствами). Фотореализм утверждает приоритет документальности и соответствующую художественную концепцию: обыденный человек в обыденном мире. Цель фотореализма – изображение современной обыденной повседневности. Улицы, прохожие, витрины, автомобили, светофоры, дома, предметы быта воспроизводятся в произведениях фотореализма буквально, объективно и отстраненно.

       Основные особенности фотореализма:

       - фигуративность, противостоящая традициям абстракционизма;

       - тяготение к сюжетности;

       - стремление избегать «ралистических штампов и документализма»;

       - опора на художественные достоинства фототехники.

 

                   Сонористика – направление в музыке: игра тембров, выражающая «Я» автора. Для его представителей важна не высота звука, а тембр. Они ищут новые музыкальные краски, нетрадиционное звучание: играют на трости, на пиле, палочками по струнам рояля, хлопают по деке, по пульту, извлекают звук путем протирания мундштука платком. В чисто сонорной музыке мелодия, гармония и ритм особой роли не играют, значение имеет лишь тембровое звучание. Потребность его фиксации вызвала к жизни специальные графические формы записи тембра в виде тонких, жирных, волнистых конусообразных линий. Порой указывается и диапазон, в котором исполнителю надо играть.

       Родоначальником сонорной музыки стал польский композитор К. Пендерецкий, а его начинание продолжили К.Сероцкий, С.Буссоти и др.

       Музыкальный пуантелизм – направление в музыке, особенностью которого является разорванность музыкальной ткани, разбросанность ее по регистрам, обилие пауз.

       Музыкальный пуантилизм отказывается от создания внятной художественной реальности (от реальности, которую можно понять, опираясь на мировую музыкально-художественную традицию и пользуясь традиционными музыкально-семиотическими кодами). Пуантелизм ориентирует личность на эвакуацию в мир своей души и утверждает дробность окружающего мира.

       Алеаторика - художественное направление литературы и музыки, основывающееся на философском представлении о том, что в жизни господствует случайность, и утверждающее концепцию: человек – игрок в мире случайных явлений.

       Представители алеаторики: К.Штокхаузен, П.Булез, С.Буссоти, Дж.Кейдж, А. Пуссер, С.Сероцкий и др. Элементы случайности оказываются внедряемы в литературные или музыкальные произведения механистически: посредством бросания фишек (костей), игры в шахматы, перетаскивания страниц или варьирования фрагментов, а также с помощью импровизации: музыкальными текстами – «знаками-символами», расположенными в случайном порядке.

       Хепенинг – это один из видов современной художественной культуры на Западе. Автором первых постановок хепенинга «Двор», «Творения» был А. Кепроу. Постановки хепенинга предполагают загадочные, порой алогичные действия исполнителей и характеризуются обилием реквизита из вещей, бывших в употреблении и даже взятых на свалке. Участники хепенинга надевают яркие, утрированно нелепые костюмы, подчеркивающие неодушевленность исполнителей, их непохожесть то на ящики, то на ведра, то на какой-то иной реквизит. При этом индивидуальное поведение актеров импровизационно. Порой актеры обращаются к зрителям с просьбой помочь им. Такое включение зрителя в действие отвечает духу хепенинга.

       Концепцию мира и личности, выдвигаемую хепенингом можно сформулировать следующим образом: мир – цепь случайных событий, личность должна субъективно ощущать полную свободу, но на деле подчиняться единому действию, быть манипулируемой.

       В хепининге используется световая живопись: свет то и дело меняет цвет и силу, направляется непосредственно на актера или просвечивает сквозь ширмы из разного материала. Часто он сопровождается звуковыми эффектами (звуками человеческого голоса, музыкой, звяканьем, треском, скрежетом). Звук иногда бывает очень сильным, неожиданным, рассчитанный на шоковый эффект. В представление включаются фото- и кино и видиокадры. Порой используются и ароматические вещества. Исполнители получают от режиссера задания, однако продолжительность действий участников не обусловлена. Каждый может выйти из игры, когда хочет.

       Хепенинг утраивается в разных местах: на автостоянках, во дворах, окруженных высотными домами, в подвалах, на чердаках. Пространство хепенинга, согласно принципам этого действия, не должно ограничивать воображение художника и зрителя. Теоретик хепенинга М. Керби относит этот вид зрелищ к области театра, хотя отмечает, что хепенинг отличается от театра отсутствием традиционной структуры спектакля: сюжета, характера и конфликта. Другие исследователи связывают природу хепенинга с живописью и скульптурой, а не с театром. Своими истоками хепенинг восходит к художественным поискам начала ХХ в., к попыткам некоторых живописцев и скульпторов перенести акцент с картины или скульптуры на сам процесс их создания. Другими словами, хепенинг берет истоки также и в «живописи действия», в «каплеразбрызгивании» Дж. Поллока, в «хлещущих» ударах кистью Де Кунинга, в костюмированных живописных действах Ж. Матье.

       Саморазрушаюшееся искусство – один из стрнных феноменов постмодернизма. Картины, написанные краской, выцветающей на глазах у зрителей. Книга «Ничто», выпушенная в США в 1975 г. и переизданная затем в Англии, имеющая 192 страницы, на которых нет ни строчки, ни буквы текста. Автор этой книги тем самым как бы утверждает, что он выразил мысль: мне нечего вам сказать.

       Все это образцы саморазрушающегося искусства, что имеет свое выражение и в музыке: исполнение произведения на разваливающемся (горящем) рояле  или распадающейся скрипке и т.д.

       Концептуализм – это художественное направление в западном искусстве, которое в своей художественной концепции утверждает человека, отрешенного от прямого (непосредственного) смысла культуры и находящегося в окружении эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности.

       Произведения концептуализма непредсказуемо различны по своей фактуре и облику: фото, ксерокопии с текстов, телеграммы, репродукции, графики, колонки цифр, схемы. Концептуализм употребляет не по прямому назначению интеллектуальный продукт человеческой деятельности: реципиент должен не читать и интерпретировать смысл текста, а воспринимать его как чисто эстетический продукт, интересный своим внешним видом. Представители концептуализма: американские художники Т. Аткинсон, Д. Байнбридж, М. Балдуин, Х.Харрелл, Джозеф Кошут, Лоуренс Вейнер, Роберт Бери, Дуглас Хьюблер и др.

 

Художественный реализм:

       Критический реализм Х I Х в. – художественное направление, выдвигающее концепцию: мир и человек несовершенны; выход – непротивление злу насилием и самосовершенствование.

       Социалистический реализм художественное направление, утверждающее концепцию: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами.

       Крестьянский реализм художественное направление, утверждающее, что крестьянин – главный носитель нравственности и опора национальной жизни. Крестьянский реализм (деревенская проза) – литературное направление русской прозы (60-80-х гг. ХХ в.); центральная тема – современная деревня, главный герой – крестьянин – единственный истинный представитель народа и носитель идеала.

       Неореализм художественное направление реализма ХХ в., проявившее себя в послевоенном итальянском кинематографе и отчасти в литературе. Особенности: пристальный интерес неореализм проявил к человеку из народа, к жизни простых людей; острое внимание к деталям, наблюдательность и фиксирование элементов, вошедших в жизнь после Второй мировой войны. Произведения неореализма утверждают идеи гуманизма, значимость простых жизненных ценностей, доброту и справедливость в человеческих отношениях, равноправие людей и их достоинство, независимо от имущественного положения.      

Магический реализм художественное направление, утверждающее концепцию: человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхестественное и естественное, паронормальное и обыденное.

       Особенностью магического реализма – фантастические эпизоды развиваются по законам житейской логики как обыденная реальность.

       Психологический реализм – художественное направление ХХ в., выдвигающее концепцию: личность ответственна; духовный мир ее должна заполнять культура, способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма и одиночества.

        Интеллектуалный реализм это художественное направление реализма, в произведениях которого разворачивается драма идей и персонажи в лицах «разыгрывают» мысли автора, выражают различные стороны его художественной концепции. Интеллектуальный реализм предполагает концептуально-философский склад мышления художника. Если психологический реализм стремится передать пластику движения мыслей, раскрывает диалектику души человека, взаимодействия мира и сознания, то интеллектуальный реализм стремится художественно-доказательно решать актуальные проблемы, давать анализ состояния мира.

       Таким образом, мы на достаточно обширном художественно-эстетическом материале проследили сущностные особенности и тенденции развития авангардизма и реализма как основных этапов функционирования пост -культуры современности. Однако в интеллектуальной среде понятие MODERN (нем. Die Moderne, фр. Modernite) как СОВРЕМЕННОСТЬ по прежнему диктует необходимость его осмысления. В научной литературе проблема настоящего времени или современного времени тракт


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.