Б3. 1. Характеристика этапов проектирования костюма. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Б3. 1. Характеристика этапов проектирования костюма.

2021-04-18 237
Б3. 1. Характеристика этапов проектирования костюма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проектирование одежды – процесс создания нового образца одежды с заданными свойствами, включающий исследование, создание эскизов, макетов и моделей, расчеты и построение чертежей изделий, изготовление опытных образцов. На основе проведенных предпроектных исследований и анализа аналогов рождается творческая концепция, которая воплощается прежде всего в образе. Образ рождается либо на бумаге при создании эскиза и затем воплощается в макет, затем в модель, либо при работе непосредственно с материалом в процессе макетирования, и макет воплощается в модель.

Основные этапы проектирования

Дизайнерская деятельность ориентирована на проектирование новых вещей, новых качеств и новых функций предметной среды, поэтому, несомненно, является инновационной деятельностью.

В процессе проектирования необходимо применять как данные науки (социологии, прогнозирования), так и образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокультурным содержанием.

Основой дизайнерского проектирования является всесторонний учет общественных потребностей.

Основными этапами проектирования одежды являются:

анализ предпроектной ситуации;

синтез результатов анализа в определенных типах формообразования;

разработка творческой концепции, связанной как с конкретными проектными задачами, так и с основными тенденциями развития проектной культуры в целом;

определение основных задач;

применение различных методов проектирования в поиске наиболее оптимальных вариантов решения проектной задачи.

Анализ предпроектной ситуации. При предпроектном анализе (предпроектных исследованиях), проводимом на начальном этапе проектирования, сопоставляются данные о желаемых функциях вещи, комплексе вещей или среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготовления, наличие аналогов предполагаемого объекта (аналог - изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения). Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей.

Предпроектный анализ включает социально-экономический анализ, функциональный анализ (исследование способов использования изделия), функционально-стоимостный анализ (исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных с точки зрения затрат способов их удовлетворения), технологический анализ (исследование материалов и возможных способов изготовления изделия), анализ формы (исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).

Синтез результатов предпроектного анализа в определенных типах формообразования. После проведенного предпроектного анализа результаты синтезируются путем овеществления (структурообразования) и гармонизации (композиции) объекта.

Синтез в дизайне - процесс мысленного упорядочения проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и соединения их в единое целое - проектный образ. Структурообразование единичных предметов называется формообразованием. Методы синтеза могут быть либо системного характера (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативные). В процессе синтеза результаты проведенных исследований реализуются в конкретных методах формообразования: комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных. Комбинаторные и аналоговые методы формообразования костюма достаточно хорошо изучены.

Разработка творческой концепции. В процессе синтеза формируется творческая концепция - важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Концепция в дизайне - основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования. Более подробно эта тема рассмотрена в подразделе 5.2.

Определение основных задач дизайн-проекта. Работа над дизайн-проектом начинается с определения основных задач, которые необходимо решить в процессе проектирования. Определяются прежде всего назначение и функция проектируемой вещи, конструктивные и технологические требования. При этом целью проектирования может быть как модернизация существующего изделия, т.е. придание ему более современного вида (проектирование по прототипам, или стайлинг), так и разработка совершенно нового изделия на основе принципиально новой постановки задач или неизвестного ранее технологического принципа.

Методы проектирования. В поиске наиболее оптимальных вариантов решения проектной задачи дизайнер применяет такие методы проектирования одежды, как моделирование и макетирование.

Моделирование в дизайне - процесс отображения, представления или описания целостного объекта (системы объектов), ситуации или функционального процесса. Выделяют моделирование художественно-образное, проектно-графическое (создание эскиза), ретроспективное, конструктивное, перспективное, техническое и компьютерное.

Проектно-графическое моделирование помогает формировать и выражать проектный замысел.

Проектно-графическое моделирование предполагает: соответствие графической формы содержанию проектной задачи;

вариантный поиск и экспериментальный характер эскизного проекта;

логическую последовательность проектного поиска и системный подход к решению поставленной задачи.

Дизайнер создает сначала в своем воображении эскиз будущей вещи с учетом существующих проектных идей, технологии, экономики производства, достижений художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры) и исполняет его предварительное графическое изображение (поисковый эскиз, фор-эскиз). Поиск новых решений и отбор оптимальных вариантов проводится на бумаге. Графическое изображение затем дополняется объемными моделями, описанием облика и способа практического использования изделия. В итоге необходимо дать полное представление о художественно-стилистическом и цвето-фактурном решении проектируемого изделия или группы изделий (законченный графический эскиз - эскизный проект) и конструкции, пропорциях и силуэте модели (технический эскиз).

Самым распространенным способом моделирования в дизайне является ретроспективное моделирование, основанное на анализе прототипов и аналогов и постановке на основе этого анализа проектной задачи. Однако этот способ не позволяет выполнить основную задачу дизайна - создание новых вещей, а направлен на совершенствование уже существующих.

Другим способом моделирования в дизайне является конструктивное моделирование - видоизменение функций и морфологии вещи (морфология - материальная форма вещи, организованная в соответствии с ее функциями). Конструктивное моделирование может быть: коррективным, когда совершенствуются функции и форма вещи; переходным, когда функции и морфология подвергаются переосмыслению для придания объекту новых качеств (в качестве примера можно привести направление деконструктивизма в дизайне одежды); проективным, когда функции и форма вещи создаются вновь (творчество японского дизайнера одежды И. Мияке).

Самым инновационным способом моделирования в дизайне можно считать перспективное моделирование, или проектное прогнозирование, которое занимается изучением желаемых перспектив развития общества и разрабатывает проекты, которые могут способствовать достижению этого идеала.

Дизайнер одежды работает совместно с технологом и конструктором, разрабатывая сначала экспериментальную модель (опытный образец), который испытывается, в том числе и на контрольной группе потребителей. Затем после отбора, исправления недостатков и апробации разрабатывается промышленный образец (рабочий проект), который передается на производство для последующего тиражирования. В рабочий проект входит следующая документация: конструкторские чертежи, карты технологической сборки изделия, карты цветовых и фактурных решений.

Техническое моделирование ~ процесс разработки чертежей и образца одежды по базовой модели или ее графическому изображению. Разработанный образец служит эталоном формы и конструкции для массового производства.

Все большее значение в современном дизайне в последнее время приобретает компьютерное моделирование - наверное, самое перспективное с точки зрения развития новейших технологий. Компьютерный дизайн превратился в само стоятельное направление в дизайне, основанное на работе с визуальной информацией (компьютерная графика, дизайн WEB-страниц). Компьютерная обработка фото- и видеоматериалов, распространение цифровых носителей визуальной информации (например, фотографы моды практически отказались от традиционной ретуши, обрабатывая снимки на компьютере, что позволяет не только убирать дефекты, но и менять цвет глаз, волос и кожи модели) в будущем, возможно, приведут к отказу от живых фото- и топ-моделей. Компьютерный дизайн направлен на создание иллюзорной реальности и виртуальных образов.

В 2001 г. во Франции уже появилась первая виртуальная фотомодель Ева Солал, которая начала свою карьеру манекенщицы на обложке журнала «Мадам Фигаро». Ее создателями стали М.Мианс, Ф.Леви и А.Лейронн, основавшие первую в мире фирму, специализирующуюся именно на создании виртуальных персонажей.

Компьютерная графика, основанная на программировании форм и на серийности, дает возможность разрабатывать многочисленные варианты форм, моделировать объект с мельчайшими подробностями. Трехмерная компьютерная графика позволяет создавать объемные изображения несуществующих объектов. Компьютерные программы используют стилисты (подбор макияжа и прически, моделей одежды для конкретного человека), текстильщики и дизайнеры трикотажа (разработка орнамента, варианты цветовой гаммы), дизайнеры одежды (создание эскизов моделей), конструкторы и технологи. Развитие компьютерного моделирования тесно связано с новыми технологиями производства, например в полиграфии и рекламе. В производстве одежды также все большее распространение получают компьютерные программы, позволяющие значительно снизить издержки при внедрении новых моделей и увеличивающие гибкость и мобильность производства: САПР, конструкторские программы, дающие возможность не только построить базовую основу на основе стандартных и индивидуальных мерок, внести в нее модельные особенности, но и моделировать объемное изображение несуществующей модели.

Однако впечатляющие перспективы применения компьютерного моделирования в дизайне вовсе не означают уменьшения роли дизайнера в создании новых объектов и предметно-пространственной среды. Компьютер не способен заменить дизайнера, оставаясь лишь инструментом (таким же, как карандаш кисть) в руках творца, позволяющим лишь облегчить и ускорить некоторые этапы проектирования. Самое главное - компьютер не способен (по крайней мере, пока) к созданию новых идей, новых концепций, составляющих суть и ценностное содержание дизайн-деятельности.

Одним из методов проектирования является макетирование - создание объемных изображений проектируемых предметов в предметной среде.

Макетирование в дизайне - изготовление макетов изделий из различных материалов в натуральную величину или в нужном масштабе. Макет - материальное пространственное воспроизведение проектируемого изделия. Объемные макеты дают представление о пространственной структуре, размерах и пропорциях объекта. В качестве материалов для макетирования одежды используются макетная ткань (хлопчатобумажная бязь, перкаль, муслин и т.п.), бумага, нетканые материалы (флизелин), пленки и искусственная кожа (при моделировании одежды из кожи), для макетирования обуви и аксессуаров иногда используется пластилин.

В современном дизайне одежды проектно-графическое моделирование и макетирование применяются чаще всего в комбинации.

Дизайнер одежды, в принципе, способен самостоятельно спроектировать и изготовить изделие без участия других специалистов, так как владеет всеми необходимыми навыками. Но если речь идет о промышленном проектировании, то на разных стадиях проектирования принимают участие и другие специалисты - прежде всего конструктор и технолог.

 

Особенности моды 1900-1910-х гг. Эстетический идеал «Ар-нуво» и его воплощение в образе и костюме. Иконы стиля. Развитие ассортимента в сторону демократизации. Изменения в повседневной одежде. Стилеобразующие факторы. Творчество и инновации П. Пуаре.

 Идеи Л.Бакста, равно как и многие постановки Русских сезонов, оказали огромное влияние на парижскую моду, особенно на творчество Поля Пуаре.

Он был первым модельером нового века и выдающимся реформатором женского костюма. Именно этот художник сумел выразить в одежде признаки тогда лишь рождавшегося образа новейшего времени и определил совершенно особое место кутюрье в современном мире. Он стал Диктатором моды, задающим не только фасон платья, но и стиль жизни. Проведённая Пуаре реформа костюма, освободившая женское тело от жёстких корсетов, оказалась необратимой.

Пуаре хорошо рисо­вал, ещё лучше кроил и шил, превосходно разбирался в тка­нях и фурнитуре, увлекался историей искусств и фольклором. Всё созданное им было талантливо, ярко, неординар­но, смело. Он заставил публику относиться к костюму как к важнейшей части культуры, как к истинному произведению искусства. Пуаре мы обязаны и возрождением уважительного отношения к человече­скому телу, не спрятанному, а живуще­му в любом костюме и вместе с ним. Путь Поля Пуаре к славе был не­обычайно быстрым. За несколько лет не слишком удачливый торговец зон­тами, предлагавший за бесценок свои эскизы дамского платья известным до­мам моды, стал обладателем собствен­ной марки.

юный Поль, сын лавочни­ка, поступил на работу в лучший парижский салон к Жаку Дусе. Здесь он провёл годы, послужившие первыми ступеньками к Олимпу моды. Оценив талант начинающего художни­ка, Дусе поручил ему обслуживать са­мых капризных клиенток Парижа.

после военной службы и недолгой работы в Доме Ворта (1901—1903 гг.), Пуаре открыл собст­венный салон, в кото­ром всё, от роскошной мебели и высо­ких зеркал до таинственно мерцающей витрины, украшенной китайскими вы­шивками, цветами и пожелтевшими осенними листьями, представлялось новым, неожиданным и манящим. Это было не просто дорогое ателье, это был дом хорошего вкуса, выставочный зал, центр искусств, клуб избранных.

Пуаре учил женщин чувствовать, знать, любить собственное тело. мастер предлагал кли­енткам соблазнительные платья в стиле Директории, Кон­сульства и Империи. Они не требовали использования жёсткого длинного корсета, превращавшего женскую фи­гуру в подобие песочных часов и придававшего телу S-образный изгиб. Теперь юбки падали прямыми стройными складками: у вечерних платьев – по-прежнему до самой земли, у прогулочных и визитных — до щиколотки. Линия талии сместилась под грудь, что позволяло создать более цельный образ, сгладить переходы от одного объёма к другому. Впервые за последние 100 лет женщина получила возможность одеваться самостоятельно без помощи горничной, которая шнуровала традиционный корсет.

Он использо­вал в своих композициях классиче­скую основу и мотивы японского национального костюма, античный орнамент, арабскую вязь и пёструю украинскую вышивку.

Благодаря творчеству Поля Пуаре мода на всё восточное с невероятной быстротой проникла во дворцы наследственной знати и финансовых магнатов, в квар­тиры адвокатов и врачей, в салоны светских дам, в мансарды журнали­стов. Платья-туники, расшитые бисером и блёстками; манто с рукавами-кимо­но из парчи всех оттенков золота и серебра, подобные ризам священни­ков; платья-сак, имевшие вид простой рубашки; легкомысленные узкие юб­ки; свободные юбки-брюки для пи­жам, а затем шёлковые шаровары для утренних туалетов вызывали если не восторг, то изумление Парижа. Кроме драго­ценных шелков Пуаре часто использовал набивные ткани фантастиче­ских расцветок, созданные для него знаменитым художником-декоратором Раулем Дюфи. На таком ярком фоне брилли­анты в изящной оправе теря­лись, и предпочтение отдавалось крупным цветным камням, массивным золотым и серебряным украшениям, эма­лям. Более того, Пуаре решительно упра­зднил пышные причёски, фальшивые локоны и шиньоны; модными стали глад­кие, желательно тёмные волосы, а в ка­честве дополнений – ленты, эгреты (перья) и небольшие тюрбаны.

Желая сделать свою моду и новый стиль доступными широкой аудито­рии, Пуаре пригласил к сотрудничест­ву известнейших художников-иллюст­раторов и выпустил в свет малотиражный альбом «Платья Поля Пуаре, увиденные Полем Грибом». Через четыре года по­явилось ещё одно роскошное издание – альбом Жоржа Лепапа «Вещи Поля Пуаре», который всему свету продемон­стрировал достижения выдающегося модельер. слава Пуаре достигла апогея: он организовал первое в истории высоко­го шитья турне по столицам Европы с участием манекен­щиц, или, как тогда говорили, живых манекенов, открыл фирму по производству духов и косметической продукции, школу искусств.

Свои первые духи – «Роза Розины» – он посвятил старшей дочери. За ними последовали пряные восточные: ароматы: «Китайская ночь», «Аладдин». Именем другой дочери, Мартины, Пуаре назвал основанную им школу прикладного искусства, куда принимали талантливых девушек. Продукция этой школы – ковры, вышитые покрывала, обои, абажуры и прочая мелочь для оформления домашнего интерье­ра – продавалась в небольшом магазине в предместье Сент-Оноре. Ещё до Пер­вой мировой войны филиалы «Мартины» появились в Берлине, Лондоне и даже в Новом Свете, в Филадельфии.

В 20-х гг. Поль Пуаре вновь проявил чутьё прирождён­ного новатора, впервые использовав в своих коллекциях чул­ки телесного цвета и бюстгальтеры современной формы. В его планы входило издание еженедельника, рассчитанного на так называемую среднюю женщину, в котором появля­лись бы сделанные и подписанные им выкройки одежды.

Он умер за несколько дней до открытия ретроспективной выставки его работ, организованной одним из немногих верных друзей – поэтом, драматургом, театральным деятелем Жаном Кокто

 

Б4. 1. Художественные системы формообразования в одежде: классификация, характеристики и особенности процесса проектирования костюма в различных системах формообразования

Художественное конструирование занимается большим ассортиментом одежды разнообразного назначения, что обусловливает необходимость различного подхода при разработке форм, учитывающего требования назначения, удовлетворения вкуса, направления моды, возможностей промышленного производства.

Система (греческое слово, обозначающее целоё, составленное из частей) – это порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, например ряда предметов, составляющих объект, комплекс, ансамбль, коллекцию.

Художественная система, кроме общих свойств, обладает еще и эмоциональным воздействием. Задачей моделирования является разработка образцов моделей для их последующего воспроизводства в промышленности. Моделирование как искусство занимается также преобразованием человека, отражением окружающей его реальной действительности с помощью форм костюма. Модели одежды, обуви, дополнений и сам костюм являются художественными системами, так как обладают признаком художественной системы. Этим признакам является наличие творческого процесса – композиции.

Композиция выявляет такие признаки формообразования, как образность, коммуникативность, пластичность, техничность, организованность, тем самым позволяя определить себя как систему художественную, ибо только композиция устанавливает связи между частями художественного произведения на основе определенных закономерностей, правил, принципов.

Таким образом, одежда и ее дополнения, сам костюм, обладающие ясно выраженным композиционным решением своей объемной формы, есть система художественная.

Сущность каждого вида художественной системы определяется конкретно поставленными задачами и требованиями процесса проектирования. Последовательно представленные ниже художественные системы характеризуются возрастающей степенью сложности и объема творческой работы в моделировании.

Использование той или иной художественной системы в художественном конструировании обусловлено последующей реализацией создаваемых проектов или моделей: в промышленности, на выставках, в журналах мод. Выбор художественной системы зависит также от уровня технического развития и организационной структуры моделирования.

Художественные системы в моделировании в зависимости от подхода к проектированию изделий и их последующей реализации (внедрения) можно классифицировать на следующие основные группы:

проектирование отдельных моделей изделий как автономной художественной системы;

проектирование моделей изделий в художественной системе «семейство»;

проектирование моделей изделий в художественной системе «гарнитур»;

проектирование моделей изделий в художественной системе «комплект»;

проектирование моделей изделий в художественной системе «ансамбль»;

проектирование моделей изделий в художественной системе «коллекция».

1. Проектирование отдельных моделей одежды различного ассортимента как автономных художественных систем

Необходимость проектирования единичных изделий различного ассортимента вызвана узкой специализацией швейных предприятий, что связано с наличием специализированного оборудования: это или верхняя одежда, или зелье, или трикотаж, или легкое платье. Проектируются единичные изделия, как правило, для промышленного производства большими или малыми сериями. Проектирование готовой одежды ориентировано на типовую фигуру потребителя, строится по единой методике конструирования и должно отвечать потребностям массового спроса. Художник-модельер в данном случае занимается разработкой модели определенного ассортимента швейных изделий (например, блузки, пальто и т. д.) в рамках направления текущей моды, форма модели разрабатывается с учетом ее стилистической связи с предметами, дополняющими костюм.

2. Художественная система «семейство» в моделировании ставит процесс проектирования моделей одежды в зависимость от определенных требований. Художник-модельер решает композицию каждой модели на одной общей конструктивной основе. В данной системе все проектируемые изделия, связанные общей конструктивной формой в рамках текущей моды, различаются по моделям. Различными могут быть материал, форма деталей, их расположение, отделка и др. Существование такого рода системы вызвано потребностями определенной организации технологического процесса производства изделий в промышленности. Здесь упор делается не столько на то, как примет модель потребитель-покупатель, сколько на то, с какими материальными и трудовыми затратами она будет изготовлена в массовом производстве. И здесь рост объема производства и производительности труда, расширение и улучшение качества швейных изделий связаны с проблемами проектирования для промышленности. Считается, что основной путь для решения такой задачи – максимальная унификация всего процесса моделирования и конструирования на основе требований массового поточного производства. Это до известных пределов требует подчинения процесса проектирования возможностям технологических потоков и экономической выгоде промышленного предприятия.

Творческая работа художника-модельера при этом должна вестись на основе установленных на какой-то срок жестких требований унификации:

●определенного ассортимента одежды;

●установленных и взаимозаменяемых тканей;

●применения заранее обусловленных модных силуэтов в каждой возрастной и. полнотной группе; одинаковых конструктивных основ для всех силуэтов одежды;

●ограниченного количества некоторых конструктивных частей и деталей – рукавов, воротников, карманов и др.;

●использование только унифицированных деталей при моделировании и конструировании моделей одежды.

3. Художественная система «гарнитур». Гарнитур означает полный набор предметов (изделий), служащих для какой-либо определенной цели и объединенных общностью стиля, материала и отделки.

При проектировании моделей изделий в художественной системе «гарнитур» перед художником-модельером стоит задача разработки нескольких предметов костюма одного стиля, из одного или нескольких общих для всех моделей материалов конкретного назначения. Все предметы при этом должны воспроизводиться в промышленных условиях. Это может быть, например, гарнитур белья для женщины, состоящий из длинной и короткой (под брюки) сорочек, трусов и бюстгальтера, или спальный гарнитур, состоящий из пижамы или ночной сорочки и халата. Число предметов в гарнитуре может быть различным: их может быть два, три, четыре. Это, например, пальто или костюм с головным убором, платье с жакетом и т. п.

Для полной законченности костюма остается подобрать необходимые дополнения: обувь, перчатки, сумку, которые тоже могут быть выполнены в системе «гарнитур». Художественная система «гарнитур» широко используется в моделировании для промышленности, хотя и в меньшей степени, чем первые две.

Объединение ряда изделий в художественную систему достигается путем образования общих сходных признаков формы (общее назначение, материалы, отделка, конструкция и др.).

Основное назначение стилевой разработки форм одежды заключается в создании художественной связи нескольких изделий, носимых в комплекте.

4. Художественная система комплект имеет наиболее широкое распространение в моделировании одежды.

Комплект (от лат. completus - полный) - набор одежды и предметов, дополняющих друг друга и составляющих вместе костюм, отвечающий определенному назначению и художественному решению. Комплект - открытый комплекс одежды из взаимозаменяемых элементов, для которого характерна многослойность при самостоятельности каждого изделия. Комплект предполагает возможность изменения костюма в зависимости от ситуации. Комплект состоит из единичных изделий: жакетов, юбок, брюк, жилетов и т.д. Единичные изделия комплекта могут менять свое назначение (повседневное на нарядное, деловое на дорожное и наоборот) при вариантном сочетании в разных комплектах. Поэтому при проектировании комплектов изделий необходимо учитывать это обстоятельство и расширять границы использования отдельных вещей.

 

При специализации промышленности части комплекта изготовляются целым рядом предприятий. При этом имеет огромное значение согласованность работы этих предприятий, участвующих в выпуске частей комплекта.

Система «комплект» позволяет достичь высокого художественного уровня вещей, составляющих костюм, так как одежда и ее дополнения, входящие в комплект, связаны между собой единством назначения и художественного решения. Важной особенностью комплекта является взаимозаменяемость его частей в зависимости от назначения. Замена одной вещи другой, взятой из комплекта, не должна нарушать его художественную целостность. Для этого вещи, составляющие комплект, должны быть равнозначны друг другу.-

Связь частей комплекта строится на использовании различных отношений и ритмического повторения каких-либо составных первичных элементов формы: силуэта, линий, цвета, отделки и др.

 

Проектирование комплекта. В настоящее время комплекты почти совершенно вытеснили ансамбли в моде. Одежда современного человека состоит практически из комплектов, позволяющих каждому человеку проявить индивидуальность в создании своего костюма, комбинируя по своему выбору отдельные предметы одежды.

Единство отдельных составляющих комплекта, как правило, обеспечивается их соответствием друг другу по цвету, форме, силуэту, декору, стилю. Это качество должно быть заложено еще на стадии проектирования промышленной коллекции одежды. Возможность комбинирования является одним из главных требований, которые современный потребитель предъявляет к готовой одежде.

Все части комплекта могут соответствовать друг другу по стилю, однако уже в 1970-х гг. появился «диффузный стиль» в одежде, смешавший элементы разных стилей: классический пиджак соединили с юбкой с оборками в «фольклорном» стиле, а классические брюки - со спортивной курткой и романтической блузкой. В современном комплекте часто соединяются вещи различных цветов, рисунков, стилей - в начале 1990-х гг. подобное смешение получило определение «сочетание несочетаемого».

В системе «комплект» 1990-х гг. большое значение приобрели новые приемы ношения одежды: комплекты отличались продуманной небрежностью, свободной посадкой вещей на фигуре, асимметрией за счет смещения изделия в одну сторону либо смещения застежки набок или назад, часто встречались рукава разной длины. Все элементы комплектов, как правило, моделировались из материалов разных фактур. Комплекты формировались из следующих вещей: пальто (длинное или до колена), брюки разной ширины, водолазки (свитера), жакеты, топы, платья. В 1998-1999-х гг. все элементы комплекта, как правило, решались в одном цвете либо в сближенной гамме. В коллекциях 2000- 2001 гг. появилось много контрастных по цвету вариантов соединения различных вещей, а также выявилась тенденция к многослойности, напоминающей стиль «луковица» конца 1970-х гг. При этом сохраняется тенденция к поиску новых способов ношения привычных элементов одежды.

 

5. Ансамбль более высокая и более сложная ступень творчества.

Ансамбль (от фр. Ensemble - вместе, сразу) - совокупность составляющих костюм единичных изделий, решенных по определенному художественному замыслу, продуманные связь и соподчинение одежды и дополнений, составляющих в целом костюм для определенного человека, для конкретного использования, для выражения художественного образа. Ансамбль подразумевает взаимную согласованность, органическую взаимосвязь, единство частей костюма по силуэту, пропорциям, цвету, отделкам. Он состоит из одежды, обуви, головного убора, прически, украшений, является единым целым и не предполагает никаких изменений. Любое дополнение или изъятие какого-либо элемента нарушает его целостность. Ансамбль в отличие от комплекта является закрытой системой.

Для ансамбля характерна обязательность одновременного ношения всех его частей, которые связаны между собой и находятся в соподчинении. К изделиям системы «ансамбль» относятся:

нарядный туалет; (Тщательно подобранная одежда определенного назначения).

костюм для торжественных случаев;

костюм для свадьбы;

костюм специального назначения;

сценический костюм.

В ансамбле в отличие от комплекта одежда и ее дополнения, помимо согласованной связи, еще и подчинены друг другу. Ансамбль в костюме обязательно имеет какую-то часть, главенствующую над остальными частями, причем и подчиненные части могут быть не равнозначны между собой.

В повседневной жизни, на службе, дома, на улице удобнее пользоваться комплектами одежды и дополнений, так как вещи комплекта можно заменять. При этом, заменяя одну вещь другой, можно менять и назначение костюма, используя его для того или иного вида деятельности. Можно, конечно, проектировать как ансамбль костюм любого назначения, но это не всегда бывает целесообразно и практично. Однако есть костюмы, которые надо разрабатывать только на основе художественной системы «ансамбль». К таким костюмам относятся нарядные туалеты, костюмы для торжественных случаев, для свадьбы, а также костюмы специального назначения (эстрадный, зрелищный).

Проектирование костюма в ансамбле начинают с определения его главной части в соответствии с художественным образом и назначением. Чаще всего главной частью ансамбля является одежда или какая-либо ее часть, но могут быть и такие случаи, когда композиционным центром (главной частью) ансамбля будет не одежда, а, например, шляпа или украшение. Число предметов, вещей, составляющих костюм в ансамбле, может быть весьма различным – меньшим или большим, в зависимости от их необходимости для выражения художественного образа и требований, предъявляемых к конкретному ансамблю. Согласованность и связь частей ансамбля строятся на тех же основных закономерностях композиционного процесса, что и в системе «комплект». Соподчинение частей ансамбля, выделение его композиционного центра, динамика основываются на законах соподчинения и читаемости формы в композиции костюма.

Целостность, завершенность всегда считались одним из критериев эстетического совершенства костюма. Однако в чистом виде ансамбль сформировался в конце XIX - начале XX в., в эпоху модерна (1890- 1900-е гг.). В XX в. ансамбль стал своеобразной «вершиной», к покорению которой стремились модельеры, прежде всего кутюрье, которые в отличие от стилистов, работающих для промышленности, создавали модели для индивидуального заказчика, разрабатывая весь костюм целиком, включая шляпы, обувь, перчатки и другие дополнения. Проектирование ансамбля одежды в традиционном моделировании считается высшей точкой достижения единства художественной выразительности образа.

Однако на протяжении XX в. представления об ансамбле менялись. Например, в 1920-х гг. ансамблевое решение предполагало цветовое единство всего костюма: к платью или костюму подбирались в тон шляпа, перчатки, туфли, сумочка, зонтик и т.д.; цвет отделки платья повторялся в отделке дополнений.

В 1930-х гг. в условиях «великой депрессии» подобная «расточительность», подразумевавшая, что каждому платью требовались своя шляпа, особые туфли и т.п., стала невозможна. Целостность костюма обеспечивалась за счет цветового единства аксессуаров и дополнений - сумка, туфли, перчатки, Шляпа должны были быть одного цвета, но этот гарнитур можно было носить с любым платьем или костюмом: например, черные туфли, шляпу и перчатки со светлым платьем.

Ансамбль сохранял свои позиции даже во время Второй мировой войны в условиях нехватки тканей и других материалов, когда, например, тюрбан стремились сделать из той же ткани, что и блузку или сумку.

Настоящий триумф ансамбля наступил после войны в эпоху «нью лук», когда К.Диор установил четкие правила хорошего вкуса, вернув образ элегантной женщины. Платье или костюм обязательно должны были быть дополнены соответствующими шляпой, перчатками, сумкой, бижутерией. К.Диор утверждал, что «женщина без шляпы одета не полностью».

Но уже во второй половине 1960-х гг. наметился отказ от ансамбля в уличной моде, особенно в молодежных субкультурах. Например, хиппи отвергали идею тщательно подобранного и продуманного костюма, свободно смешивая элементы одежды разных стилей. И уже в начале 1970-х гг. ансамбль вытесняется комплектом.

В современной моде идея ансамбля существует скорее на подиуме, а не в реальной жизни. Требования удобства, комфорта, функциональности одежды делают прежние представления об ансамбле устаревшими.

Система «ансамбль» для проектирования моделей одежды в промышленности имеет ограниченное применение, так как ансамбль – это специализированный и индивидуализированный костюм, который можно воспроизводить только в очень малых тиражах, что нерационально для промышленности; кроме того, при узкой специализации швейных предприятий затруднителен выпуск составных частей ансамбля.

Главное назначение художественной системы «ансамбль» – это разработка новых художественных предложений, пропаганда нового, образного направления моды и творческой работы художника-модельера.

6. Художественная система «коллекция»

Для одновременного показа большого числа моделей, вещей костюма их нужно объединить, связать в единое целое, отражающее стиль времени, образ жизни и требования развития моды. Все это приводит нас к необходимости разработки новой, широкой по своему значению, охвату вещей художественной системы – системы «коллекция».

Художественная система «коллекция» в моделировании определяет со


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.