Б1. 1. Принципы формирования материально – пространственных структур элементов предметной среды при художественном проектировании. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Б1. 1. Принципы формирования материально – пространственных структур элементов предметной среды при художественном проектировании.

2021-04-18 194
Б1. 1. Принципы формирования материально – пространственных структур элементов предметной среды при художественном проектировании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мода 1900-1910-х гг. Влияние стиля «Ар-нуво» на женский костюм. М. Фортуни – особенности творчества.

Моде́рн (от фр. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

М. Фортуни

Увлечение античностью в 1910-е способствовало популярности платьев испанского художника М.Ф_,его подход к созданию женского костюма существенно отличался от концепции моды Пуаре. Фортуни создал костюмы, которые оказались неподвластны времени. Образцами для него служили произведения высокого искусства, ценность которых с годами только растет.

Занялся созданием тканей в технике набойки и теснения золотом и серебром, стараясь воссоздать роскошные образцы Итальянского Возрождения.

 

Ф. создал первые модели плиссированных платьев – туник из шелка, запатентовал технологию получения плиссировки шелковых тканей с помощью пара, платье из плиссированного шелка «дельфос» (были разнообразных цветов. Это гениальные в своей простоте платья соответствовали естественным линиям тела, подчеркивали индивидуальность женщины и воспринимались как изысканная альтернатива женской моде.)

Эти платья стали знаком высокого статуса и интеллектуального подхода к моде..

Кроме плиссированных платьев Ф. выпускал платья-туники из набивных тканей, пальто-халаты, жакеты и накидки. Их простые конструкции напоминали то древние одежды, то восточные халаты и кафтаны.

 

Особенности моды 1900-1910-х гг. Эстетический идеал «Ар-нуво» и его воплощение в образе и костюме. Иконы стиля. Развитие ассортимента в сторону демократизации. Изменения в повседневной одежде. Стилеобразующие факторы. Творчество и инновации П. Пуаре.

 Идеи Л.Бакста, равно как и многие постановки Русских сезонов, оказали огромное влияние на парижскую моду, особенно на творчество Поля Пуаре.

Он был первым модельером нового века и выдающимся реформатором женского костюма. Именно этот художник сумел выразить в одежде признаки тогда лишь рождавшегося образа новейшего времени и определил совершенно особое место кутюрье в современном мире. Он стал Диктатором моды, задающим не только фасон платья, но и стиль жизни. Проведённая Пуаре реформа костюма, освободившая женское тело от жёстких корсетов, оказалась необратимой.

Пуаре хорошо рисо­вал, ещё лучше кроил и шил, превосходно разбирался в тка­нях и фурнитуре, увлекался историей искусств и фольклором. Всё созданное им было талантливо, ярко, неординар­но, смело. Он заставил публику относиться к костюму как к важнейшей части культуры, как к истинному произведению искусства. Пуаре мы обязаны и возрождением уважительного отношения к человече­скому телу, не спрятанному, а живуще­му в любом костюме и вместе с ним. Путь Поля Пуаре к славе был не­обычайно быстрым. За несколько лет не слишком удачливый торговец зон­тами, предлагавший за бесценок свои эскизы дамского платья известным до­мам моды, стал обладателем собствен­ной марки.

юный Поль, сын лавочни­ка, поступил на работу в лучший парижский салон к Жаку Дусе. Здесь он провёл годы, послужившие первыми ступеньками к Олимпу моды. Оценив талант начинающего художни­ка, Дусе поручил ему обслуживать са­мых капризных клиенток Парижа.

после военной службы и недолгой работы в Доме Ворта (1901—1903 гг.), Пуаре открыл собст­венный салон, в кото­ром всё, от роскошной мебели и высо­ких зеркал до таинственно мерцающей витрины, украшенной китайскими вы­шивками, цветами и пожелтевшими осенними листьями, представлялось новым, неожиданным и манящим. Это было не просто дорогое ателье, это был дом хорошего вкуса, выставочный зал, центр искусств, клуб избранных.

Пуаре учил женщин чувствовать, знать, любить собственное тело. мастер предлагал кли­енткам соблазнительные платья в стиле Директории, Кон­сульства и Империи. Они не требовали использования жёсткого длинного корсета, превращавшего женскую фи­гуру в подобие песочных часов и придававшего телу S-образный изгиб. Теперь юбки падали прямыми стройными складками: у вечерних платьев – по-прежнему до самой земли, у прогулочных и визитных — до щиколотки. Линия талии сместилась под грудь, что позволяло создать более цельный образ, сгладить переходы от одного объёма к другому. Впервые за последние 100 лет женщина получила возможность одеваться самостоятельно без помощи горничной, которая шнуровала традиционный корсет.

Он использо­вал в своих композициях классиче­скую основу и мотивы японского национального костюма, античный орнамент, арабскую вязь и пёструю украинскую вышивку.

Благодаря творчеству Поля Пуаре мода на всё восточное с невероятной быстротой проникла во дворцы наследственной знати и финансовых магнатов, в квар­тиры адвокатов и врачей, в салоны светских дам, в мансарды журнали­стов. Платья-туники, расшитые бисером и блёстками; манто с рукавами-кимо­но из парчи всех оттенков золота и серебра, подобные ризам священни­ков; платья-сак, имевшие вид простой рубашки; легкомысленные узкие юб­ки; свободные юбки-брюки для пи­жам, а затем шёлковые шаровары для утренних туалетов вызывали если не восторг, то изумление Парижа. Кроме драго­ценных шелков Пуаре часто использовал набивные ткани фантастиче­ских расцветок, созданные для него знаменитым художником-декоратором Раулем Дюфи. На таком ярком фоне брилли­анты в изящной оправе теря­лись, и предпочтение отдавалось крупным цветным камням, массивным золотым и серебряным украшениям, эма­лям. Более того, Пуаре решительно упра­зднил пышные причёски, фальшивые локоны и шиньоны; модными стали глад­кие, желательно тёмные волосы, а в ка­честве дополнений – ленты, эгреты (перья) и небольшие тюрбаны.

Желая сделать свою моду и новый стиль доступными широкой аудито­рии, Пуаре пригласил к сотрудничест­ву известнейших художников-иллюст­раторов и выпустил в свет малотиражный альбом «Платья Поля Пуаре, увиденные Полем Грибом». Через четыре года по­явилось ещё одно роскошное издание – альбом Жоржа Лепапа «Вещи Поля Пуаре», который всему свету продемон­стрировал достижения выдающегося модельер. слава Пуаре достигла апогея: он организовал первое в истории высоко­го шитья турне по столицам Европы с участием манекен­щиц, или, как тогда говорили, живых манекенов, открыл фирму по производству духов и косметической продукции, школу искусств.

Свои первые духи – «Роза Розины» – он посвятил старшей дочери. За ними последовали пряные восточные: ароматы: «Китайская ночь», «Аладдин». Именем другой дочери, Мартины, Пуаре назвал основанную им школу прикладного искусства, куда принимали талантливых девушек. Продукция этой школы – ковры, вышитые покрывала, обои, абажуры и прочая мелочь для оформления домашнего интерье­ра – продавалась в небольшом магазине в предместье Сент-Оноре. Ещё до Пер­вой мировой войны филиалы «Мартины» появились в Берлине, Лондоне и даже в Новом Свете, в Филадельфии.

В 20-х гг. Поль Пуаре вновь проявил чутьё прирождён­ного новатора, впервые использовав в своих коллекциях чул­ки телесного цвета и бюстгальтеры современной формы. В его планы входило издание еженедельника, рассчитанного на так называемую среднюю женщину, в котором появля­лись бы сделанные и подписанные им выкройки одежды.

Он умер за несколько дней до открытия ретроспективной выставки его работ, организованной одним из немногих верных друзей – поэтом, драматургом, театральным деятелем Жаном Кокто

 

Б4. 1. Художественные системы формообразования в одежде: классификация, характеристики и особенности процесса проектирования костюма в различных системах формообразования

Художественное конструирование занимается большим ассортиментом одежды разнообразного назначения, что обусловливает необходимость различного подхода при разработке форм, учитывающего требования назначения, удовлетворения вкуса, направления моды, возможностей промышленного производства.

Система (греческое слово, обозначающее целоё, составленное из частей) – это порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, например ряда предметов, составляющих объект, комплекс, ансамбль, коллекцию.

Художественная система, кроме общих свойств, обладает еще и эмоциональным воздействием. Задачей моделирования является разработка образцов моделей для их последующего воспроизводства в промышленности. Моделирование как искусство занимается также преобразованием человека, отражением окружающей его реальной действительности с помощью форм костюма. Модели одежды, обуви, дополнений и сам костюм являются художественными системами, так как обладают признаком художественной системы. Этим признакам является наличие творческого процесса – композиции.

Композиция выявляет такие признаки формообразования, как образность, коммуникативность, пластичность, техничность, организованность, тем самым позволяя определить себя как систему художественную, ибо только композиция устанавливает связи между частями художественного произведения на основе определенных закономерностей, правил, принципов.

Таким образом, одежда и ее дополнения, сам костюм, обладающие ясно выраженным композиционным решением своей объемной формы, есть система художественная.

Сущность каждого вида художественной системы определяется конкретно поставленными задачами и требованиями процесса проектирования. Последовательно представленные ниже художественные системы характеризуются возрастающей степенью сложности и объема творческой работы в моделировании.

Использование той или иной художественной системы в художественном конструировании обусловлено последующей реализацией создаваемых проектов или моделей: в промышленности, на выставках, в журналах мод. Выбор художественной системы зависит также от уровня технического развития и организационной структуры моделирования.

Художественные системы в моделировании в зависимости от подхода к проектированию изделий и их последующей реализации (внедрения) можно классифицировать на следующие основные группы:

проектирование отдельных моделей изделий как автономной художественной системы;

проектирование моделей изделий в художественной системе «семейство»;

проектирование моделей изделий в художественной системе «гарнитур»;

проектирование моделей изделий в художественной системе «комплект»;

проектирование моделей изделий в художественной системе «ансамбль»;

проектирование моделей изделий в художественной системе «коллекция».

1. Проектирование отдельных моделей одежды различного ассортимента как автономных художественных систем

Необходимость проектирования единичных изделий различного ассортимента вызвана узкой специализацией швейных предприятий, что связано с наличием специализированного оборудования: это или верхняя одежда, или зелье, или трикотаж, или легкое платье. Проектируются единичные изделия, как правило, для промышленного производства большими или малыми сериями. Проектирование готовой одежды ориентировано на типовую фигуру потребителя, строится по единой методике конструирования и должно отвечать потребностям массового спроса. Художник-модельер в данном случае занимается разработкой модели определенного ассортимента швейных изделий (например, блузки, пальто и т. д.) в рамках направления текущей моды, форма модели разрабатывается с учетом ее стилистической связи с предметами, дополняющими костюм.

2. Художественная система «семейство» в моделировании ставит процесс проектирования моделей одежды в зависимость от определенных требований. Художник-модельер решает композицию каждой модели на одной общей конструктивной основе. В данной системе все проектируемые изделия, связанные общей конструктивной формой в рамках текущей моды, различаются по моделям. Различными могут быть материал, форма деталей, их расположение, отделка и др. Существование такого рода системы вызвано потребностями определенной организации технологического процесса производства изделий в промышленности. Здесь упор делается не столько на то, как примет модель потребитель-покупатель, сколько на то, с какими материальными и трудовыми затратами она будет изготовлена в массовом производстве. И здесь рост объема производства и производительности труда, расширение и улучшение качества швейных изделий связаны с проблемами проектирования для промышленности. Считается, что основной путь для решения такой задачи – максимальная унификация всего процесса моделирования и конструирования на основе требований массового поточного производства. Это до известных пределов требует подчинения процесса проектирования возможностям технологических потоков и экономической выгоде промышленного предприятия.

Творческая работа художника-модельера при этом должна вестись на основе установленных на какой-то срок жестких требований унификации:

●определенного ассортимента одежды;

●установленных и взаимозаменяемых тканей;

●применения заранее обусловленных модных силуэтов в каждой возрастной и. полнотной группе; одинаковых конструктивных основ для всех силуэтов одежды;

●ограниченного количества некоторых конструктивных частей и деталей – рукавов, воротников, карманов и др.;

●использование только унифицированных деталей при моделировании и конструировании моделей одежды.

3. Художественная система «гарнитур». Гарнитур означает полный набор предметов (изделий), служащих для какой-либо определенной цели и объединенных общностью стиля, материала и отделки.

При проектировании моделей изделий в художественной системе «гарнитур» перед художником-модельером стоит задача разработки нескольких предметов костюма одного стиля, из одного или нескольких общих для всех моделей материалов конкретного назначения. Все предметы при этом должны воспроизводиться в промышленных условиях. Это может быть, например, гарнитур белья для женщины, состоящий из длинной и короткой (под брюки) сорочек, трусов и бюстгальтера, или спальный гарнитур, состоящий из пижамы или ночной сорочки и халата. Число предметов в гарнитуре может быть различным: их может быть два, три, четыре. Это, например, пальто или костюм с головным убором, платье с жакетом и т. п.

Для полной законченности костюма остается подобрать необходимые дополнения: обувь, перчатки, сумку, которые тоже могут быть выполнены в системе «гарнитур». Художественная система «гарнитур» широко используется в моделировании для промышленности, хотя и в меньшей степени, чем первые две.

Объединение ряда изделий в художественную систему достигается путем образования общих сходных признаков формы (общее назначение, материалы, отделка, конструкция и др.).

Основное назначение стилевой разработки форм одежды заключается в создании художественной связи нескольких изделий, носимых в комплекте.

4. Художественная система комплект имеет наиболее широкое распространение в моделировании одежды.

Комплект (от лат. completus - полный) - набор одежды и предметов, дополняющих друг друга и составляющих вместе костюм, отвечающий определенному назначению и художественному решению. Комплект - открытый комплекс одежды из взаимозаменяемых элементов, для которого характерна многослойность при самостоятельности каждого изделия. Комплект предполагает возможность изменения костюма в зависимости от ситуации. Комплект состоит из единичных изделий: жакетов, юбок, брюк, жилетов и т.д. Единичные изделия комплекта могут менять свое назначение (повседневное на нарядное, деловое на дорожное и наоборот) при вариантном сочетании в разных комплектах. Поэтому при проектировании комплектов изделий необходимо учитывать это обстоятельство и расширять границы использования отдельных вещей.

 

При специализации промышленности части комплекта изготовляются целым рядом предприятий. При этом имеет огромное значение согласованность работы этих предприятий, участвующих в выпуске частей комплекта.

Система «комплект» позволяет достичь высокого художественного уровня вещей, составляющих костюм, так как одежда и ее дополнения, входящие в комплект, связаны между собой единством назначения и художественного решения. Важной особенностью комплекта является взаимозаменяемость его частей в зависимости от назначения. Замена одной вещи другой, взятой из комплекта, не должна нарушать его художественную целостность. Для этого вещи, составляющие комплект, должны быть равнозначны друг другу.-

Связь частей комплекта строится на использовании различных отношений и ритмического повторения каких-либо составных первичных элементов формы: силуэта, линий, цвета, отделки и др.

 

Проектирование комплекта. В настоящее время комплекты почти совершенно вытеснили ансамбли в моде. Одежда современного человека состоит практически из комплектов, позволяющих каждому человеку проявить индивидуальность в создании своего костюма, комбинируя по своему выбору отдельные предметы одежды.

Единство отдельных составляющих комплекта, как правило, обеспечивается их соответствием друг другу по цвету, форме, силуэту, декору, стилю. Это качество должно быть заложено еще на стадии проектирования промышленной коллекции одежды. Возможность комбинирования является одним из главных требований, которые современный потребитель предъявляет к готовой одежде.

Все части комплекта могут соответствовать друг другу по стилю, однако уже в 1970-х гг. появился «диффузный стиль» в одежде, смешавший элементы разных стилей: классический пиджак соединили с юбкой с оборками в «фольклорном» стиле, а классические брюки - со спортивной курткой и романтической блузкой. В современном комплекте часто соединяются вещи различных цветов, рисунков, стилей - в начале 1990-х гг. подобное смешение получило определение «сочетание несочетаемого».

В системе «комплект» 1990-х гг. большое значение приобрели новые приемы ношения одежды: комплекты отличались продуманной небрежностью, свободной посадкой вещей на фигуре, асимметрией за счет смещения изделия в одну сторону либо смещения застежки набок или назад, часто встречались рукава разной длины. Все элементы комплектов, как правило, моделировались из материалов разных фактур. Комплекты формировались из следующих вещей: пальто (длинное или до колена), брюки разной ширины, водолазки (свитера), жакеты, топы, платья. В 1998-1999-х гг. все элементы комплекта, как правило, решались в одном цвете либо в сближенной гамме. В коллекциях 2000- 2001 гг. появилось много контрастных по цвету вариантов соединения различных вещей, а также выявилась тенденция к многослойности, напоминающей стиль «луковица» конца 1970-х гг. При этом сохраняется тенденция к поиску новых способов ношения привычных элементов одежды.

 

5. Ансамбль более высокая и более сложная ступень творчества.

Ансамбль (от фр. Ensemble - вместе, сразу) - совокупность составляющих костюм единичных изделий, решенных по определенному художественному замыслу, продуманные связь и соподчинение одежды и дополнений, составляющих в целом костюм для определенного человека, для конкретного использования, для выражения художественного образа. Ансамбль подразумевает взаимную согласованность, органическую взаимосвязь, единство частей костюма по силуэту, пропорциям, цвету, отделкам. Он состоит из одежды, обуви, головного убора, прически, украшений, является единым целым и не предполагает никаких изменений. Любое дополнение или изъятие какого-либо элемента нарушает его целостность. Ансамбль в отличие от комплекта является закрытой системой.

Для ансамбля характерна обязательность одновременного ношения всех его частей, которые связаны между собой и находятся в соподчинении. К изделиям системы «ансамбль» относятся:

нарядный туалет; (Тщательно подобранная одежда определенного назначения).

костюм для торжественных случаев;

костюм для свадьбы;

костюм специального назначения;

сценический костюм.

В ансамбле в отличие от комплекта одежда и ее дополнения, помимо согласованной связи, еще и подчинены друг другу. Ансамбль в костюме обязательно имеет какую-то часть, главенствующую над остальными частями, причем и подчиненные части могут быть не равнозначны между собой.

В повседневной жизни, на службе, дома, на улице удобнее пользоваться комплектами одежды и дополнений, так как вещи комплекта можно заменять. При этом, заменяя одну вещь другой, можно менять и назначение костюма, используя его для того или иного вида деятельности. Можно, конечно, проектировать как ансамбль костюм любого назначения, но это не всегда бывает целесообразно и практично. Однако есть костюмы, которые надо разрабатывать только на основе художественной системы «ансамбль». К таким костюмам относятся нарядные туалеты, костюмы для торжественных случаев, для свадьбы, а также костюмы специального назначения (эстрадный, зрелищный).

Проектирование костюма в ансамбле начинают с определения его главной части в соответствии с художественным образом и назначением. Чаще всего главной частью ансамбля является одежда или какая-либо ее часть, но могут быть и такие случаи, когда композиционным центром (главной частью) ансамбля будет не одежда, а, например, шляпа или украшение. Число предметов, вещей, составляющих костюм в ансамбле, может быть весьма различным – меньшим или большим, в зависимости от их необходимости для выражения художественного образа и требований, предъявляемых к конкретному ансамблю. Согласованность и связь частей ансамбля строятся на тех же основных закономерностях композиционного процесса, что и в системе «комплект». Соподчинение частей ансамбля, выделение его композиционного центра, динамика основываются на законах соподчинения и читаемости формы в композиции костюма.

Целостность, завершенность всегда считались одним из критериев эстетического совершенства костюма. Однако в чистом виде ансамбль сформировался в конце XIX - начале XX в., в эпоху модерна (1890- 1900-е гг.). В XX в. ансамбль стал своеобразной «вершиной», к покорению которой стремились модельеры, прежде всего кутюрье, которые в отличие от стилистов, работающих для промышленности, создавали модели для индивидуального заказчика, разрабатывая весь костюм целиком, включая шляпы, обувь, перчатки и другие дополнения. Проектирование ансамбля одежды в традиционном моделировании считается высшей точкой достижения единства художественной выразительности образа.

Однако на протяжении XX в. представления об ансамбле менялись. Например, в 1920-х гг. ансамблевое решение предполагало цветовое единство всего костюма: к платью или костюму подбирались в тон шляпа, перчатки, туфли, сумочка, зонтик и т.д.; цвет отделки платья повторялся в отделке дополнений.

В 1930-х гг. в условиях «великой депрессии» подобная «расточительность», подразумевавшая, что каждому платью требовались своя шляпа, особые туфли и т.п., стала невозможна. Целостность костюма обеспечивалась за счет цветового единства аксессуаров и дополнений - сумка, туфли, перчатки, Шляпа должны были быть одного цвета, но этот гарнитур можно было носить с любым платьем или костюмом: например, черные туфли, шляпу и перчатки со светлым платьем.

Ансамбль сохранял свои позиции даже во время Второй мировой войны в условиях нехватки тканей и других материалов, когда, например, тюрбан стремились сделать из той же ткани, что и блузку или сумку.

Настоящий триумф ансамбля наступил после войны в эпоху «нью лук», когда К.Диор установил четкие правила хорошего вкуса, вернув образ элегантной женщины. Платье или костюм обязательно должны были быть дополнены соответствующими шляпой, перчатками, сумкой, бижутерией. К.Диор утверждал, что «женщина без шляпы одета не полностью».

Но уже во второй половине 1960-х гг. наметился отказ от ансамбля в уличной моде, особенно в молодежных субкультурах. Например, хиппи отвергали идею тщательно подобранного и продуманного костюма, свободно смешивая элементы одежды разных стилей. И уже в начале 1970-х гг. ансамбль вытесняется комплектом.

В современной моде идея ансамбля существует скорее на подиуме, а не в реальной жизни. Требования удобства, комфорта, функциональности одежды делают прежние представления об ансамбле устаревшими.

Система «ансамбль» для проектирования моделей одежды в промышленности имеет ограниченное применение, так как ансамбль – это специализированный и индивидуализированный костюм, который можно воспроизводить только в очень малых тиражах, что нерационально для промышленности; кроме того, при узкой специализации швейных предприятий затруднителен выпуск составных частей ансамбля.

Главное назначение художественной системы «ансамбль» – это разработка новых художественных предложений, пропаганда нового, образного направления моды и творческой работы художника-модельера.

6. Художественная система «коллекция»

Для одновременного показа большого числа моделей, вещей костюма их нужно объединить, связать в единое целое, отражающее стиль времени, образ жизни и требования развития моды. Все это приводит нас к необходимости разработки новой, широкой по своему значению, охвату вещей художественной системы – системы «коллекция».

Художественная система «коллекция» в моделировании определяет совокупность новых предложений моделей (или проектов моделей) при проектировании одежды, костюмов, построенную на согласовании, связи и развитии определенных пластических идей формы и раскрывающую эмоционально-художественную выразительность через художественные образы человека в костюме.

Коллекция (от лат. collectio - собрание) – это систематизированное собрание каких-либо однородных предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес. Коллекция в моделировании одежды - это серия моделей различного назначения, составляющих единство:

авторской концепции;

образа;

применяемых в коллекции материалов;

цветового решения;

формы;

базовых конструкций;

стилевого решения.

Создание серии моделей на одной базовой основе является экономически более оправданным, так как промышленному производству невыгодно изготовление разнородных единичных моделей: это требует частой переналадки потоков и разработки технической документации. Кроме того, новые модные стили и направления требуют от промышленности регулярного обновления ассортимента выпускаемых изделий, как правило, в ритме смены сезонной моды.

В зависимости от типа и назначения коллекции в ней преобладают те или иные признаки. В авторской творческой коллекции, например, более существенным является единство концепции, стиля и образа, при этом могут отсутствовать базовые конструкции. В любой коллекции важнейшим признакомявляется ее целостность, что отличает коллекцию от механического собрания разнородных моделей. Целостность обеспечивается единством стиля, творческого метода, цветовой гаммы, структуры материалов, формы, образов. Кроме того, признаком грамотно разработанной коллекции является динамика, т.е. развитие центральной идеи в данной коллекции. Таким образом, коллекция - это не серия одинаковых или почти одинаковых моделей. Интересное конструктивное или декоративное решение, являющееся «изюминкой» данной коллекции, должно в каждой новой модели «поворачиваться новой гранью», в коллекции должны быть представлены все возможные нюансы развития идеи.

Коллекция может состоять из разных составляющих элементов - это могут быть ансамбли, комплекты, единичные изделия, дополнения и аксессуары.

Все модели модной коллекции объединяются на основе стилистической общности, обозначенной тематическим девизом. Девиз выражает назначение коллекции, средства согласования или единства форм, общие принципы конструкции, обусловливает структуру материалов, создающих форму, цветовую гамму.

Требования, предъявляемые к модной коллекции, определяются ее значением как художественной системы и заключаются в следующем:

●художественной, образной разработке темы;

●новизне разработок формы моделей;

●стилистической ясности разработок моделей в рамках темы;

●композиционной связи моделей в коллекции;

●наличии «сценария» сюжетного плана коллекции моделей;

●наличии «сценария» показа и «режиссуры» показа.        

Последние два положения необходимы потому, что коллекция как художественное произведение рассчитана для показа зрителям, а потому должна обладать свойствами сценического действия, сходного с эстрадным искусством.

Модная коллекция моделей может быть показана зрителям и в других формах – графической, рисованной, в фотографиях журналов мод, на рекламных проспектах или станковых эскизах.

При графической форме показа коллекции «сценарий» и «режиссура» заменяются экспозицией и компоновкой листов (страниц) графической коллекции, обложки и разворотов журнала.

Средства объединения моделей в коллекции

Основными средствами объединения моделей костюмов в коллекции являются отношения, пропорции и ритмика первичных элементов формы костюмов, их составных частей, их особенностей.

Связь форм костюмов в коллекции образуется на основе первичных элементов формы и их свойств с использованием отношений между ними – тождества, сходства или контраста, а также пропорций частей форм, различных видов ритмики, повторов, симметрии или уравновешенной асимметрии.

Коллекцию можно разрабатывать на основе костюмов в системе «комплект» или в системе «ансамбль» или используя в коллекции оба вида систем.

Заметим сначала, что не все в коллекции может быть связано по любому виду первичных элементов формы или их свойств (это может привести к однообразию и монотонности) и не все средства связи можно применять в равной мере.

Разберем возможные виды образований связей костюмов в коллекции по его определяющим формальным признакам. Таких видов связей в коллекции четыре, так же как и для систем «комплект» и «ансамбль».

1. Коллекция строится на отношении тождества первичных элементов формы, составляющих ее костюмы. Связь здесь образуется вследствие повторения во всех костюмах какой-то формы, например геометрической (в силуэте одежды), или материалов. Связь костюмов может быть основана на тождестве каких-либо свойств, особенностей форм (например, все костюмы имеют одинаковую динамику форм, или малую объемность форм, или одинаковое членение форм и т. д.).

2.        Коллекция организована на отношении сходства составных первичных элементов форм, т. е. на преобладании сходства, а не различия. В данном случае сходными могут быть: виды геометрических форм, силуэты, линии, величины, массы, цвет и фактура материалов, степень динамичности или статичности форм и др.

Подбор цветов можно вести в последовательном нарастании сходства или различия тональности, степени светлоты, степени теплоты и холодности, рядов родственных сочетаний. Подбор масс может варьироваться в их последовательном уменьшении или увеличении в формах костюмов), изменение массы достигается изменением величины формы, ее членением, а также использованием свойства цвета и фактуры материалов).

Для связи моделей в коллекцию можно применять декоративные линии и отделку с последовательным их изменением сходства от одного костюма к другому и т. п. Возможности достижения выразительности связи костюмов в системе «коллекция» в этом случае значительно шире, но требуют большего внимания и больших усилий художника.

3.        Коллекция, построенная на отношении контраста составных элементов форм, является наиболее трудной в решении, но зато и очень эффектной, выразительной. Для композиционной связи здесь также можно использовать свойства любых первичных элементов формы, противопоставляя эти свойства друг другу, увеличивая или уменьшая их контрастность, а также противопоставляя одну форму другой или всем другим или находя другие способы выделения форм, объединяемых в коллекцию.

При подборе цвета контрастные отношения строятся на сочетании цветов: дополнительных, теплых и холодных, черного и белого.

При подборе масс используются противопоставления легкого и тяжелого, малого и большого.

При подборе силуэтов и линий противопоставляют объемное и линейное, вертикальное и горизонтальное, широкое и узкое, острое, угловатое и плавное, округлое. Сопоставляя формы динамичные и статичные, устойчивые и неустойчивые, следует помнить, что связи, построенные на контрасте, хотя и наиболее выразительны, но требуют определенного чувства меры, не позволяющего перейти границы, за которыми связи теряются и происходит распад коллекции на самостоятельные формы. Поэтому число составляющих коллекцию моделей ведущих форм, связанных контрастным отношением, следует ограничивать.

4. Коллекция моделей строится на основе ритма, на повторении в определенной последовательности различных элементов формы, таких как цвет, фактура, линии, или каких-либо деталей, частностей через различные, но закономерные интервалы (метрические и ритмические порядки). Связи моделей в коллекции, построенной на использовании ритма, наиболее действенны, прочны и могут быть использованы для любого числа ведущих форм моделей.

Приведенные виды композиционных связей используются при проектировании коллекции как раздельно, так и в сочетании друг с другом, в различных комбинациях.

Анализ композиционных связей моделей в коллекции позволяет понять принцип организации любой коллекции как художественной системы, обнаружить ее слабые звенья и устранить эти недостатки еще в процессе графического или макетного проектирования ведущих форм.

 

Виды коллекций одежды. Коллекции подразделяются на несколько видов:

перспективные коллекции, в которых воплощается концепция моды на будущее, как правило, на будущий сезон, представляют новые стили и тен-ции. К перспективным коллекциям можно отнести большинство коллекций высокой моды (ведущих домов моды), коллекции «прет-а-порте», соданные известными дизайнерами. Для этих коллекций характерны «заостренные» формы и силуэты, яркие образы, эксперименты с материалами, технологиями и конструкциями. Перспективные коллекции представляют образы будущего человека, поэтому при их проектировании учитываются данные прогнозов моды, тенденции развития образа жизни, прогноз экономической ситуации, данные об изменении цветовых предпочтений и т.п. Коллекция «прет-а-порте» одновременно является промышленной базовой коллекцией для конкретной фирмы;

промышленные базовые коллекции предлагают концепцию ассортимента непосредственного внедрения. В них воплощаются актуальные направления моды, и они предназначены для массового производства. Такие коллекции демонстрируются на ярмарках моды (например, на Парижском салоне или ярмарке моды в Дюссельдорфе) для представителей торговли. Для промышленных коллекций характерны «смягченные» формы, уже апробированные решения. Модные тенденции в этих коллекциях скорее воплощаются в определенных структурах материалов и цветовой гамме;

авторские коллекции выражают творческую концепцию дизайнера. Автор-ми коллекциями являются коллекции высокой моды и коллекции «прет-а-порте», созданные известными модельерами, предназначенные для индивидуального клиента или массового потребителя, а также коллекции, созданные для демонстрации на международных выставках и ярмарках, в ночных клубах, на презентациях, для участия в творческих конкурсах;

коллекции специального назначения, например коллекции школьн


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.