Лекция 2. Профессиональная деятельность и личность педагога. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Лекция 2. Профессиональная деятельность и личность педагога.

2021-04-18 105
Лекция 2. Профессиональная деятельность и личность педагога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

1.  Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности

2. Структура педагогической деятельности.

3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

4. Профессиональная компетентность педагога

Тезисы:

Деятельность – активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Основными признаками деятельности являются: целенаправленность, сознательность, предметность, преобразующий характер.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе (В.А. Сластенин); профессиональная активность педагога в ходе обучения, воспитания, развития, организации учащихся, направленная на формирование качеств личности школьников, определяемых социальным заказом общества (А.К. Маркова).

Целостный педагогический процесс представлен в основном двумя видами педагогической деятельности: преподавание и воспитание.

Воспитание — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Преподавательская и воспитательная деятельность по своей сущности — нерасторжимые понятия.

Функциональные компоненты деятельности учителя: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный (Н.В. Кузьмина).

Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога; образец; эталон, в котором представлены: основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функций учителя.

Социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная н аправ ленность личности учителя.

Профессиональная компетентность педагога – интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетенции, это лишь цели образовательного процесса, своего рода круг задач будущего специалиста, тогда как компетентности это результат образования, проявляющийся в деятельности как достижение конкретного результата (продукта) или способа поведения.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Какова взаимосвязь между понятиями "деятельность" и "активность"?

2. Назовите основные признаки деятельности.

3. Раскройте сущность понятия «педагогическая деятельность»

4. Перечислите функциональные компоненты педагогической деятельности и раскройте их содержание.

5. Что вы понимаете под результатами профессиональной деятельности учителя?

6. Что такое профессиограмма учителя?

7. Какими качествами должен обладать учитель-исследователь?

8. По каким показателям педагог может судить о достижении результатов в своей деятельности?

9. Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу?

10. Что следует понимать под педагогической компетентностью?

Перечень понятий для диктанта: воспитание (как вид педагогической деятельности), деятельность, компетентность, компетенция, педагогическая деятельность, преподавание, профессиограмма.

Лекция 3. Общая и профессиональная культура педагога.

План:

1. Общая и профессиональная культура педагога.

2. Научная эрудиция как компонент профессиональной культуры педагога.

3. Ценностные ориентации как компонент профессиональной культуры педагога.

4. Этика и эстетика педагогического труда

 

Тезисы:

Педагогическая культура как совокупность природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности педагога (В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская, Н.В. Седова и др.)  

Содержание общей культуры педагога: жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - Истины, Любви, Добра, Красоты, Свободы и т. д.; широкий спектр духов­ных и физических потребностей. Образованность и воспитанность как ядро общей культуры личности. 

Содержание профессиональной культуры педагога как выражение зрелости и развитости профессионально значимых качеств, реализуемых в индивидуальной деятельности учителя (С.Б.Ельканов)

Научная эрудиция как компонент педагогической культуры. Научная эрудиция как специальные знания для продуктивной профессиональной деятельности учителя, воспитателя; как свободное владение пред­метом, составляющим основное содержание профессиональной деятельности; как глубокое владение циклом прикладных педагоги­ческих дисциплин - частных методик, технологий обучения и воспитания, творческого саморазвития.

Ценностные ориентации как компонент профессиональной культуры педагога. Ориентация как избирательная направленность человека на те объекты действительности, которые он считает наиболее значимыми, привлекательными. В ценностных ориента­циях педагога выражаются его профессиональная позиция, уста­новки, взгляды.

Приобщение подрастающего поколения и мо­лодежи к культуре, создание необходимых предпосылок для их творческой самореализации и самоопределения в изменяющемся мире – главная ценностная ориентация современного педагога.

Педагог, ориентированный на гуманистические ценности, стремится гармонизировать возрастные потребности воспитан­ника с перспективными линиями его развития, задачами соци­альной адаптации. Инструментарий такого наставника исключа­ет методы подавления личности ученика. Во главу угла ставятся познавательный интерес, взаимное доверие, сотрудничество, радость творчества.

Этика и эстетика педагогического труда. Этика (от греч. ethos ­нрав, обычай) - наука о нормах и правилах поведения, взаимоот­ношений между людьми. Педагогическая этика, или деонтология(от греч. deon ­долг и logos - учение) как важное основание профессиональной культуры педагога. Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общеэтических норм определяет те нор­мативные нравственные позиции, которыми необходимо руко­водствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их ро­дителями, коллегами.

Любовь к детям как исходная этическая норма гуманистической педагогики.

Эстетика профессиональноготрудакак один из критериев высокого уровня педагоги­ческой культуры личности.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Каковы социальные предпосылки становления культуры педагогической деятельности?

2.  Чье понятие педагогической культуры вы разделяете. Почему?

3. Каковы пути становления культуры педагогической деятельности?

4. Каково соотношение общей и профессиональной культуры педагога?

5. Назовите наиболее значимые этические нормы взаимоотношений воспитателя с детьми.

6. В чем проявляется научная эрудиция и ценностные ориентации педагога?

7. Раскройте значение понятия «педагогическая этика»

Перечень понятий для диктанта: культура, профессиональная культура, педагогическая культура, педагогическая любовь, педагогический такт, профессиональная ответственность, ценностные ориентации, эрудиция


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.