Лекция 1. Общая характеристика педагогической профессии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Лекция 1. Общая характеристика педагогической профессии

2021-04-18 347
Лекция 1. Общая характеристика педагогической профессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1. Общая характеристика педагогической профессии

План:

1. Возникновение и становление педагогической профессии.

2. Особенности педагогической профессии.

3. Перспективы развития педагогической профессии.

4. Новое педагогическое мышление.

Тезисы:

Изменение способа передачи накопленного культурного опыта от одного поколения к другому, от "знающего" к "незнающему" как объективные основания возникновения педагогической профессии.

Учителя, которыми гордится мир: Квинтилиан, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.

Особенности педагогической профессии, проявляющиеся в принадлежности ее к типу профессии "человек - человек": она не только реализует связи, отношения, взаимодействия людей, а преобразует их, обеспечивает их управление.

Коллективный характер педагогической деятельности, проявляющийся в результате деятельности не столько одного учителя, сколько в совокупной деятельности педколлектива, семьи, других источников воздействий, том числе и самого ученика.

Творческий характер педагогической деятельности, проявляющийся в решении педагогических задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, в режиме постоянного поиска.

Перспективы развития педагогической профессии. Внутрипрофессиональная дифференциация как характерная тенденция сегодняшнего образования. Понятия: педагогическая специальность, педагогическая специализация, педагогическая квалификация  

Новое педагогическое мышление как мышление, основанное на осознании сущности своей деятельности по решению образовательно-воспитательных задач, направленных на становление личности каждого ученика как субъекта семейной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Что обусловило возникновение педагогической профессии?

2. Каковы отличительные особенности педагогической профессии?

3. Что объединяет и определяет разновидности понятий «педагогическая специальность», «педагогическая специализация», «педагогическая квалификация».

4. В чем состоит целостность феномена «учитель-ученик»?

5. В чем состоит специфика социальных и профессиональных функций учителя?

6. В чем проявляется творчество учителя? Выделите основные качества.

7. Назовите характеристики педагогического мышления современного учителя.

8. Назовите современные педагогические специальности и квалификации.

9. Соотнесите понятия «педагог», «учитель», «воспитатель».

10. Дайте характеристику учителя, образ которого, стал ориентиром при выборе профессии.

Перечень понятий для диктанта: гуманизм, педагог, педагогическая деятельность, педагогическое творчество, учитель, преподаватель, ценностные ориентации

Лекция 2. Профессиональная деятельность и личность педагога.

План:

1.  Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности

2. Структура педагогической деятельности.

3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

4. Профессиональная компетентность педагога

Тезисы:

Деятельность – активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Основными признаками деятельности являются: целенаправленность, сознательность, предметность, преобразующий характер.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе (В.А. Сластенин); профессиональная активность педагога в ходе обучения, воспитания, развития, организации учащихся, направленная на формирование качеств личности школьников, определяемых социальным заказом общества (А.К. Маркова).

Целостный педагогический процесс представлен в основном двумя видами педагогической деятельности: преподавание и воспитание.

Воспитание — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Преподавательская и воспитательная деятельность по своей сущности — нерасторжимые понятия.

Функциональные компоненты деятельности учителя: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный (Н.В. Кузьмина).

Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога; образец; эталон, в котором представлены: основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функций учителя.

Социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная н аправ ленность личности учителя.

Профессиональная компетентность педагога – интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетенции, это лишь цели образовательного процесса, своего рода круг задач будущего специалиста, тогда как компетентности это результат образования, проявляющийся в деятельности как достижение конкретного результата (продукта) или способа поведения.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Какова взаимосвязь между понятиями "деятельность" и "активность"?

2. Назовите основные признаки деятельности.

3. Раскройте сущность понятия «педагогическая деятельность»

4. Перечислите функциональные компоненты педагогической деятельности и раскройте их содержание.

5. Что вы понимаете под результатами профессиональной деятельности учителя?

6. Что такое профессиограмма учителя?

7. Какими качествами должен обладать учитель-исследователь?

8. По каким показателям педагог может судить о достижении результатов в своей деятельности?

9. Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу?

10. Что следует понимать под педагогической компетентностью?

Перечень понятий для диктанта: воспитание (как вид педагогической деятельности), деятельность, компетентность, компетенция, педагогическая деятельность, преподавание, профессиограмма.

Тезисы:

Педагогическая культура как совокупность природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности педагога (В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская, Н.В. Седова и др.)  

Содержание общей культуры педагога: жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - Истины, Любви, Добра, Красоты, Свободы и т. д.; широкий спектр духов­ных и физических потребностей. Образованность и воспитанность как ядро общей культуры личности. 

Содержание профессиональной культуры педагога как выражение зрелости и развитости профессионально значимых качеств, реализуемых в индивидуальной деятельности учителя (С.Б.Ельканов)

Научная эрудиция как компонент педагогической культуры. Научная эрудиция как специальные знания для продуктивной профессиональной деятельности учителя, воспитателя; как свободное владение пред­метом, составляющим основное содержание профессиональной деятельности; как глубокое владение циклом прикладных педагоги­ческих дисциплин - частных методик, технологий обучения и воспитания, творческого саморазвития.

Ценностные ориентации как компонент профессиональной культуры педагога. Ориентация как избирательная направленность человека на те объекты действительности, которые он считает наиболее значимыми, привлекательными. В ценностных ориента­циях педагога выражаются его профессиональная позиция, уста­новки, взгляды.

Приобщение подрастающего поколения и мо­лодежи к культуре, создание необходимых предпосылок для их творческой самореализации и самоопределения в изменяющемся мире – главная ценностная ориентация современного педагога.

Педагог, ориентированный на гуманистические ценности, стремится гармонизировать возрастные потребности воспитан­ника с перспективными линиями его развития, задачами соци­альной адаптации. Инструментарий такого наставника исключа­ет методы подавления личности ученика. Во главу угла ставятся познавательный интерес, взаимное доверие, сотрудничество, радость творчества.

Этика и эстетика педагогического труда. Этика (от греч. ethos ­нрав, обычай) - наука о нормах и правилах поведения, взаимоот­ношений между людьми. Педагогическая этика, или деонтология(от греч. deon ­долг и logos - учение) как важное основание профессиональной культуры педагога. Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общеэтических норм определяет те нор­мативные нравственные позиции, которыми необходимо руко­водствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их ро­дителями, коллегами.

Любовь к детям как исходная этическая норма гуманистической педагогики.

Эстетика профессиональноготрудакак один из критериев высокого уровня педагоги­ческой культуры личности.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Каковы социальные предпосылки становления культуры педагогической деятельности?

2.  Чье понятие педагогической культуры вы разделяете. Почему?

3. Каковы пути становления культуры педагогической деятельности?

4. Каково соотношение общей и профессиональной культуры педагога?

5. Назовите наиболее значимые этические нормы взаимоотношений воспитателя с детьми.

6. В чем проявляется научная эрудиция и ценностные ориентации педагога?

7. Раскройте значение понятия «педагогическая этика»

Перечень понятий для диктанта: культура, профессиональная культура, педагогическая культура, педагогическая любовь, педагогический такт, профессиональная ответственность, ценностные ориентации, эрудиция

Тезисы:

Мотив — побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивация педагогической деятельности подчиняется общему механизму мотивации деятельности и образования новых мотивов. Он получил название механизма превращения цели в мотив или «сдвига мотива на цель» (А.Н. Леонтьев). Его суть состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом.

Педагогическая деятельность является полимотивированной, т.е. вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости.

Цели многоуровневой структуры педагогического образования – расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

Процесс профессионального самовоспитания представлен взаимосвязанными этапами: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Послевузовское образование учителя – это повышение эффективности профессионально-личностной подготовки учителя, дальнейшее формирование профессионально-педагогических умений, переподготовка и повышение квалификации с целью удовлетворения личных образовательных запросов учителя.

Творческое саморазвитие учителя – это интегративная характеристика его процессов «самости», среди которых системообразующими компонентами выступают самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности учителя в его профессионально-творческом становлении. Стратегии творческого саморазвития определяются, с одной стороны, потребностями в профессиональном самосовершенствовании, а с другой – степенью осознания и самопознания своих сильных и слабых профессионально-личностных качеств.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Что такое мотив?

2. Назовите основные мотивы выбора педагогической профессии.

3. Как связаны между собой мотив педагогической деятельности и цель педагогической деятельности?

4. Раскройте процесс становления учителя в процессе педагогического образования.

5. Каковы цель и задачи современного педагогического образования?

6. Дайте определение понятию «творческое саморазвития учителя».

7. Каков сегодня идеальный образ учителя?

8. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.

Перечень понятий для диктанта: мотив, мотив достижения, идеал, послевузовское образование учителя, творческое саморазвитие учителя.

Тезисы:

Этапы развития научно-педагогического знания: 1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений (Китай, Индия, Египет, Древняя Греция).2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. 3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате педагогической деятельности и отношений, складывающихся в ходе этой деятельности. Предметом педагогики выступает педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.

Воспитание -сознательное, целенаправленное, систематически и планомерно организованное воздействие на индивида, взаимодействие с ним, которое должно привести к заранее предполагаемым результатам, отвечающим социальному заказу, сформулированному в виде цели.

Обучение как целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и учащегося.

Образование как целенаправленно организованный процесс и результат интеллектуального развития индивида, усвоения им опыта поколений в виде определенной системы знаний, навыков, умений.

Система педагогических наук: общая педагогика, история образования и педагогической мысли, сравнительная педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика (дефектология), методики преподавания, профессиональная педагогика, социальная педагогика, исправительно-трудовая педагогика, лечебная педагогика.

Взаимодействие педагогики с другими науками: философией, психологией, физиологией, социологией, информатикой и кибернетикой.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Определите предмет педагогики как науки.

2. Какие функции выполняет педагогическая наука?

3. Назовите основные категории педагогической науки и дайте им общую характеристику.

4. Какое значение имеют связи педагогики с другими науками и в чем они выражаются?

5. Какие социальные задачи решает педагогика?

6. Какое место занимает педагогика в системе человекознания?

7. Какую ценность педагогического знания и опыта вы видите в общекультурном развитии современного человека?

8. Может ли «педагогика» рассматриваться как элемент общечеловеческой культуры?

Перечень понятий для диктанта: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, теоретическая функция педагогики, технологическая функция педагогики, обучение, воспитание, развитие, образование

Лекция 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс

План:

1. Социокультурные функции образования.

2. Образование как целостный педагогический процесс

3. Возникновение и развитие социального института образования.

4. Становление и развитие системы образования в России. Образовательная система современной России

5. Современные тенденции в образовании

Тезисы:

Образование – один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки. Образования – практика социализации человека и преемственности поколений. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства, способ трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности. Образование выполняет функцию развития региональных систем и национальных традиций. Образование является тем социальным институтом, который позволяет передать и воплотить базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образование - единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Возникновение и развитие социального института образования. Становление и развитие системы образования в России

В современной России социальный институт образования функционирует в рамках образовательных учреждений следующих типов: 1) дошкольные, 2) общеобразовательные, 3) учреждения профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования; 5) коррекционные ОУ; 6) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Современные тенденции развития образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариативность, фундаментализация, информатизация и компьютеризация, индивидуализация, непрерывность.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Дайте определение понятия «образование».

2. Чем обусловлено появление социального и6ститута образования в обществе?

3. Чем обусловлено появление института образования в обществе?

4. Каковы отличительные признаки института образования?

5. Раскройте содержание концепции непрерывного образования, осуществляющейся в современной России.

6. Каково место в образовательной системе современной России общеобразовательной школы?

7. Как вы понимаете современную тенденцию стандартизации в образовании?

8. Что такое стандарт образования?

9. Каковы основные принципы отбора содержания образования.

Перечень понятий для диктанта: принципы содержания образования, образование, образовательная система, образовательное учреждение, содержание образование, социальные функции образования, стандарт образования.

 

 

Тезисы

Методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепций) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания (В.И. Загвязинский).

Всякая методология выполняет регулятивные и нормативные функции. Методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме (Э.Г. Юдин).

Уровня методологического знания: философский; общенаучный; конкретно-научный; технологический.

Подход - это совокупность процедур, установка исследователя.

Системный, личностный, деятельностный, культурологический, аксиологический, герменевтический.

Научное педагогическое исследование – процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Сложность педагогического исследования: неповторимость, неоднозначность протекания педагогических процессов и явлений; зависимость педагогического процесса от личности педагога, исследователя и других субъективных факторов; трудности в использовании лабораторных методов исследования и замеров получаемых результатов; ограниченность использования методов математической статистики; достаточно обобщенный характер получаемых выводов.

Методологические принципы научно-педагогического исследования: Объективность и обусловленность, целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов, изучения явления в его связях и взаимодействии с другими явлениями, изучение явления в его развитии.

Основные компоненты научно-педагогического исследования: тема исследования, объект и предмет исследования, проблема, цель и задачи исследования, гипотеза.

Методы педагогического исследования – способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Принципы отбора методов исследования: использование разнообразных взаимодополняющих методов, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений; соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых; апрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу.

Общетеоретические: анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация.

Социологический: анкетирование, интервьюирование, рейтинг.

Социально-психологические: социометрия, тестирование, тренинг.

Математические: ранжирование, шкалирование, корреляция.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Раскройте содержание понятия «методология».

2.  Что такое «методология педагогики»?

3. Охарактеризуйте методы педагогического исследования.

4. Перечислите теоретические методы педагогического исследования.

5. Назовите эмпирические методы педагогического исследования.

6. Какие математические методы исследования вы знаете. Какова цель их применения?

7. В чем заключается сложность педагогического исследования?

8. Какова логика педагогического исследования?

9. Назовите методологические характеристики педагогического исследования.

Перечень понятий для диктанта: методология, метод исследования, ранжирование, шкалирование, корреляция, анкетирование, опрос, эксперимент, тестирование, научное педагогического исследование, методологический подход, методологический принцип.

 

Лекция 1. Общая характеристика педагогической профессии

План:

1. Возникновение и становление педагогической профессии.

2. Особенности педагогической профессии.

3. Перспективы развития педагогической профессии.

4. Новое педагогическое мышление.

Тезисы:

Изменение способа передачи накопленного культурного опыта от одного поколения к другому, от "знающего" к "незнающему" как объективные основания возникновения педагогической профессии.

Учителя, которыми гордится мир: Квинтилиан, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.

Особенности педагогической профессии, проявляющиеся в принадлежности ее к типу профессии "человек - человек": она не только реализует связи, отношения, взаимодействия людей, а преобразует их, обеспечивает их управление.

Коллективный характер педагогической деятельности, проявляющийся в результате деятельности не столько одного учителя, сколько в совокупной деятельности педколлектива, семьи, других источников воздействий, том числе и самого ученика.

Творческий характер педагогической деятельности, проявляющийся в решении педагогических задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, в режиме постоянного поиска.

Перспективы развития педагогической профессии. Внутрипрофессиональная дифференциация как характерная тенденция сегодняшнего образования. Понятия: педагогическая специальность, педагогическая специализация, педагогическая квалификация  

Новое педагогическое мышление как мышление, основанное на осознании сущности своей деятельности по решению образовательно-воспитательных задач, направленных на становление личности каждого ученика как субъекта семейной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Что обусловило возникновение педагогической профессии?

2. Каковы отличительные особенности педагогической профессии?

3. Что объединяет и определяет разновидности понятий «педагогическая специальность», «педагогическая специализация», «педагогическая квалификация».

4. В чем состоит целостность феномена «учитель-ученик»?

5. В чем состоит специфика социальных и профессиональных функций учителя?

6. В чем проявляется творчество учителя? Выделите основные качества.

7. Назовите характеристики педагогического мышления современного учителя.

8. Назовите современные педагогические специальности и квалификации.

9. Соотнесите понятия «педагог», «учитель», «воспитатель».

10. Дайте характеристику учителя, образ которого, стал ориентиром при выборе профессии.

Перечень понятий для диктанта: гуманизм, педагог, педагогическая деятельность, педагогическое творчество, учитель, преподаватель, ценностные ориентации


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.