Основные методы эмпирического уровня познания — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основные методы эмпирического уровня познания

2021-04-18 89
Основные методы эмпирического уровня познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие объекта. Это опытное начало в его познании, базирующееся непосредственно на показаниях органов чувств. Тем не менее, наблюдение не является пассивным восприятием показаний органов чувств. Эти показания анализируются и интерпретируются при посредстве и в форме теоретических положений и рассуждений [3].

Наблюдение – это целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление; в ходе наблюдения мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта [2]. Это – исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.

Научное наблюдение(в отличие от обыденного, повседневного наблюдения) характеризуется рядом особенностей:

1. целенаправленностью (наблюдение должно осуществляться для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей);

2. планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);

3. активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения) [2].

Научное наблюдение всегда сопровождается описаниемобъекта познания. Эмпирическое описание – это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными. При непосредственных наблюденияхте или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека. Хотя непосредственное наблюдение продолжает играть немаловажную роль в современной науке, однако чаще всего научное наблюдение бывает опосредованным,т. е. проводится с использованием тех или иных технических средств. Появление и развитие таких средств во многом определило то громадное расширение возможностей метода наблюдений, которое произошло за последние четыре столетия [2].

При этом любые научные наблюдения, хотя они опираются в первую очередь на работу органов чувств, требуют в то же время участия и теоретического мышления. Исследователь, опираясь на свои знания, опыт, должен осознать чувственные восприятия и выразить их (описать) либо в понятиях обычного языка, либо – более строго и сокращенно – в определенных научных терминах, в графиках, таблицах, рисунках и т. п.

Наблюдение может нередко играть эвристическую роль в научном познании. В процессе наблюдений могут быть открыты совершенно новые явления, позволяющие обосновать ту или иную научную гипотезу. Наблюдение включено в практическую деятельность человека и само является практическим методом. Основные требования к научному наблюдению – однозначность замысла, наличие строго определенных методов и средств, объективность результатов. Последняя обеспечивается возможностью контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования, в частности, эксперимента. Достоинство метода наблюдения состоит в том, что с его помощью создается необходимая база данных. Но следует иметь в виду, что возможности этого метода ограничены. Во-первых, используя метод наблюдения, исследователь не может вмешаться в естественный ход изучаемого процесса или явления, поэтому не в состоянии изменить его, ускорить, замедлить или повторить. Во-вторых, при наблюдении не всегда удается выявить основные из изучаемых признаков, отделить главное от второстепенного, необходимое от случайного. В-третьих, данные, собранные методом наблюдения, с трудом поддаются количественной обработке, и исследователю, как правило, приходится ограничиваться лишь качественным анализом [3].

Из вышесказанного следует, что наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история науки, при правильном использовании этого метода он оказывается весьма плодотворным.

По мере развития эмпирического познания, относящиеся к нему исследовательские процедуры, в том числе и наблюдение, вбирают в себя измерение, в основе которого лежит сравнение объектов по каким-либо параметрам, выраженное численным значением. Выявление количественных параметров осваиваемых предметов, их свойств и отношений с одной стороны предполагает введение эталонов, систем и единиц измерения, а с другой – позволяет использовать математических средства, точнее эксплицировать научные факты и представлять эмпирические зависимости в виде математические выражений, требующих дальнейшего теоретического анализа [17].

Измерение – метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом. Наиболее широкое применение измерение находит в технических науках, но с 20-30-х гг. XX в. оно входит в употребление и в социальных исследованиях. Измерение в социальном исследовании – это способ упорядочения социальной информации, при котором системы чисел и отношений между ними ставятся в соответствие ряду социальных факторов. Различные меры повторяемости, воспроизводимости социальных факторов и являются социальными измерениями, или шкалами.

Общей целью любых измерений является получение числовых данных, позволяющих судить не столько о качестве, сколько о количестве некоторых состояний. При этом значение получаемой величины должно быть настолько близким к истинному, что для данной цели измерения его можно использовать вместо истинного. Постулат о неизбежности погрешностей измерения лежит в основе метрологии – науки об измерениях. В соответствии с этим постулатом любые измерения должны сопровождаться оценкой погрешностей результатов.

Различают прямые и косвенные процедуры измерения. К последним относятся, например, измерение объектов, процессов и т.п., которые удалены от нас или непосредственно не воспринимаются. Значение измеряемой величины устанавливается при этом опосредованно. Косвенные измерения осуществимы лишь тогда, когда известна общая зависимость между величинами, которая позволяет вывести искомый результат из уже известных данных.

Измерение предполагает обязательное наличие:

1. объекта, над которым производится некоторая операция;

2. свойства этого объекта, которое поддается восприятию и величина которого устанавливается с помощью данной операции;

3. инструмента, посредством которого эта операция воспроизводится [3].

Эксперимент – более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. «Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это метод научного исследования, при котором осуществляется изучение объекта в искусственно заданных, контролируемых и управляемых условиях его существования [12]». С этим методом связано возникновение современного естествознания.

Метод эксперимента разрабатывался Н. Коперником и Г. Галилеем, Р. Декартом и Ф. Бэконом. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов.

Можно сказать, что эксперимент – идеализированный опыт. Он дает возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него, воссоздавать, если в этом есть необходимость, прежде чем сравнивать полученные результаты. Поэтому эксперимент является методом более сильным и действенным, чем наблюдение или измерение, где исследуемое явление остается неизменным. Это высшая форма эмпирического исследования. Эксперимент позволяет изучать не только то, что бросается в глаза, но и то, что нередко скрыто в глубине явления, выражает его сущностные характеристики [3].

В общей структуре научного исследования эксперимент занимает особое место. С одной стороны, именно эксперимент является связующим звеном между теоретическим и эмпирическим этапами и уровнями научного исследования. По своему замыслу эксперимент всегда опосредован предварительным теоретическим знанием: он задумывается на основании соответствующих теоретических знаний и его целью зачастую является подтверждение или опровержение научной теории или гипотезы. Сами результаты эксперимента нуждаются в определенной теоретической интерпретации. Вместе с тем метод эксперимента по характеру используемых познавательных средств принадлежит к эмпирическому этапу познания. Итогом экспериментального исследования прежде всего является достижение фактуального знания и установление эмпирических закономерностей [2].

Эксперимент обычно включает выделение объекта исследования, создание необходимых условий. Как правило, экспериментирование связано с использованием более простых практических методов – наблюдения и измерения. Важнейшее требование к эксперименту – чистота его проведения. Эксперимент тем чище, чем полнее изолируется исследуемый объект от внешних влияний. Затем на него воздействуют контролируемыми факторами. Число таких факторов конечно, и потому в границах эксперимента перед исследователем открывается возможность описания любого состояния объекта в прошлом и будущем. Поскольку эксперимент не проводится, как правило, без наблюдений и измерений, то он должен отвечать их методологическим требованиям. В частности, эксперимент может считаться доказательным, если он поддается воспроизведению любым другим человеком в другом месте пространства и в другое время и дает тот же результат. Воспроизводимость эксперимента делает, в конечном счете, возможным согласие относительно объективного положения дел.

В настоящее время наука используется разные виды эксперимента. различают практический и мысленный эксперимент. На уровне предметно-чувственной деятельности используется практический эксперимент. Его простейшая разновидность – качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого явления. Более сложен измерительный эксперимент, выявляющий количественную определенность некоторого свойства. На абстрактно-логическом уровне познания применяются мысленные эксперименты.

Экспериментальная деятельность – одна из форм практической деятельности. В ее рамках осуществляется взаимодействие между фрагментами природы. Поэтому эксперимент выполняет важную роль критерия истинности научного познания. В органической связи с наблюдением и измерением он образует эмпирическую основу научного познания. Выводы на основе эксперимента волне надежны при исследованиях в рамках закрытых систем. Однако в своем большинстве системы открыты и нестабильны. Применение эксперимента в этих системах, реализация его познавательных возможностей не является простой задачей. Отсюда ясны трудности, связанные с социальными экспериментами: воспроизводимость, повторяемость событий в обществе как развивающейся системе маловероятна [3].

Закрепление результатов эмпирического исследования и трансляция их в процессе научной коммуникации осуществляются с помощью метода описания. Научное описание представляет собой фиксацию разнообразных сведений, полученных в ходе сравнения, измерения, наблюдения или эксперимента с помощью искусственных языков науки. По мере развития науки меняется и характер данной процедуры, она приобретает все большую строгость, все чаще выступает в виде количественного описания при помощи таблиц, графиков, матриц, т.е. в виде так называемых протоколов наблюдения, представляющих собой результаты различных измерительных действий [17].

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.