Методы исследования в совеменной науке — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Методы исследования в совеменной науке

2021-04-18 94
Методы исследования в совеменной науке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВЕМЕННОЙ НАУКЕ

 

 

Решение о допуске к сдаче экзамена кандидатского минимума: ______________________ протокол                                  № __ от ______________ 20 __ г. заседание кафедры философии и права   Зав. Кафедры философии и права, к. фил. н., доцент Бурак П.М. __________________ Выполнил:   Сидоров Илья Андреевич магистрант кафедры химии, технологии электрохимических производств и материалов электронной техники Факультета ХТиТ   Руководитель:   Бурак Петр Михайлович кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права  

 

 

Минск 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................... 3

1. Понятие метода и методологии............................................................... 4

2. Методы научного исследования и их классификация.......................... 10

3. Основные методы эмпирического уровня познания............................ 14

4. Основные методы теоретического уровня познания........................... 19

Заключение................................................................................................ 25

Список использованных источников........................................................ 27


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, когда наука становится непосредственной производительной силой, разработка проблем методологии и логики научного исследования выдвигается в качестве одной из актуальных задач философии. Непрерывный и все увеличивающийся поток научных исследований, заметный рост числа людей, занимающихся наукой, – все это не только стимулирует общий интерес к проблемам научного познания, но и требует анализа и разработки методов исследования, используемых в современной науке.

Необходимо отметить, что наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Именно точно выбранный метод помогает ученому познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности, постоянно увеличивается.

Вместе с тем методы научного познания находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые, как правило, содержатся в различных сочетаниях с всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философских знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов.

Таким образом, цель данного реферата: охарактеризовать методы исследования в современной науке.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие метода и методологии.

2. Рассмотреть классификации методов научного исследования.

3. Охарактеризовать основные эмпирические и теоретические методы в современном научном знании.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно говорить о том, что научное знание и научные исследования не были бы не столь продуктивными, если бы не имели присущую им развитую систему методов, принципов и императивов познания. Метод – это совокупность правил, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы являются показателями ее зрелости. Возникновение и прогресс науки необходимо связаны с генезисом и развитием ее методов. Характер научного метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания. Проблемы метода и методологии занимают важное место в современной западной философии, особенно в таких ее направлениях и течениях, как философия науки, позитивизм и постпозитивизм, структурализм и постструктурализм, аналитическая философия, герменевтика, феноменология и в других.

Методы образуют основу учения, которое называется методологией. Методология – система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу науки. Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определенные научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное и обоснованное знание

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального – понятий, теорий, законов и других форм и мыслительных операций.

К основным методам эмпирического уровня познания можно отнести наблюдение, измерение, эксперимент и описание. Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие объекта. Научное наблюдение (в отличие от обыденного, повседневного наблюдения) характеризуется целенаправленностью, планомерностью, активностью. Наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире.

Измерение – метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом. Эксперимент является методом научного исследования, при котором осуществляется изучение объекта в искусственно заданных, контролируемых и управляемых условиях его существования. Научное описание представляет собой фиксацию разнообразных сведений, полученных в ходе сравнения, измерения, наблюдения или эксперимента с помощью искусственных языков науки.

К основным методам теоретического уровня познания можно отнести идеализацию, формализацию, мысленный эксперимент, аксиоматический метод, метод математической гипотезы. Идеализация – метод исследования, состоящий в мысленном конструировании представления об объекте путем исключения условия, необходимого для его реального существования. Мысленный эксперимент – способ познания, при котором исследователь производит операции с воображаемыми объектами. Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства. Эти положения называются аксиомами или постулатами. Затем из них по определенным правилам строится система выводных предложений.

Метод формализации открывает возможности для использования более сложных методов теоретического исследования, например метода математической гипотезы. Этот метод предполагает: привлечение новых или поиск уже использовавшихся в научном познании математических моделей; перенос их на новую изучаемую область действительности с необходимой последующей трансформацией для моделирования круга вновь исследуемых явлений; использование правил соответствующих математических исчислений для решения задач, имманентных применяемым математическим моделям; необходимость в последующей оценке и содержательной интерпретации полученных новых научных результатов, т.е. в поиске правил, позволяющих соотнести их с опытными данными.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамическая, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности, которые всегда реализуются с учетом конкретных условий. Вопросы метода и методологии не могут быть ограничены лишь философскими или внутринаучными рамками, а должны ставиться в широком социокультурном контексте. Необходимо учитывать связь науки с производством на данном этапе социального развития, взаимодействие науки с другими формами общественного сознания, соотношение методологического и ценностного аспектов, «личностные особенности» субъекта деятельности и многие другие социальные факторы.


РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВЕМЕННОЙ НАУКЕ

 

 

Решение о допуске к сдаче экзамена кандидатского минимума: ______________________ протокол                                  № __ от ______________ 20 __ г. заседание кафедры философии и права   Зав. Кафедры философии и права, к. фил. н., доцент Бурак П.М. __________________ Выполнил:   Сидоров Илья Андреевич магистрант кафедры химии, технологии электрохимических производств и материалов электронной техники Факультета ХТиТ   Руководитель:   Бурак Петр Михайлович кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права  

 

 

Минск 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................... 3

1. Понятие метода и методологии............................................................... 4

2. Методы научного исследования и их классификация.......................... 10

3. Основные методы эмпирического уровня познания............................ 14

4. Основные методы теоретического уровня познания........................... 19

Заключение................................................................................................ 25

Список использованных источников........................................................ 27


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, когда наука становится непосредственной производительной силой, разработка проблем методологии и логики научного исследования выдвигается в качестве одной из актуальных задач философии. Непрерывный и все увеличивающийся поток научных исследований, заметный рост числа людей, занимающихся наукой, – все это не только стимулирует общий интерес к проблемам научного познания, но и требует анализа и разработки методов исследования, используемых в современной науке.

Необходимо отметить, что наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Именно точно выбранный метод помогает ученому познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности, постоянно увеличивается.

Вместе с тем методы научного познания находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые, как правило, содержатся в различных сочетаниях с всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философских знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов.

Таким образом, цель данного реферата: охарактеризовать методы исследования в современной науке.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие метода и методологии.

2. Рассмотреть классификации методов научного исследования.

3. Охарактеризовать основные эмпирические и теоретические методы в современном научном знании.

 



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.