Почему рош-гашана всегда два дня? Почему за пределами Страны Израиля каждый праздник празднуют два дня подряд? — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Почему рош-гашана всегда два дня? Почему за пределами Страны Израиля каждый праздник празднуют два дня подряд?

2021-04-18 132
Почему рош-гашана всегда два дня? Почему за пределами Страны Израиля каждый праздник празднуют два дня подряд? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если посланцы из Иерусалима не успевали вовремя добраться до каких-либо отдаленных мест, там поступали так: те праздники, о которых сказано в Торе, праздновались два дня подряд – поскольку оставалось сомнение, оказался ли предыдущий месяц «полным» или «неполным». Этот обычай сохранился и до настоящего дня – за пределами Страны Израиля каждый из этих праздников отмечают два дня подряд. Только для Йом-Кипура сделано исключение – потому что человеку трудно поститься 50 часов кряду.

Однако Рош-Гашана и в Стране Израиля празднуют два дня – несмотря на то, что Тора упоминает только один «день трубления», 1 тишрей.

Очевидно, что Рош-Гашана – это рош-ходеш (новомесячье) тишрей. В Эрец-Исраэль, и даже в самом Иерусалиме, заранее неизвестно, покажется ли новорожденная луна на 29-й или на 30-й день после начала предыдущего месяца, элула. Поэтому уже к концу 29-го дня народ прекращал работу и соблюдал святость праздника. И вот однажды случилось, что в Сангедрин не пришел ни один свидетель заявить, что уже видел новорожденную луну. Позже выяснилось, что в тот год месяц элул был «полным», и лишь на следующий день должен был быть Рош-Гашана. Однако для того, чтобы в будущем исключить недоразумения, мудрецы Торы постановили, что во всей Стране Израиля (и в том числе в Иерусалиме – месте, где заседал Сангедрин)

Рош-Гашана всегда должен праздноваться два дня, и обычай этот сохранился доныне.

Теперь новомесячье не определяется согласно показаниям свидетелей в Сангедрине, потому что Сангедрина у нас нет. Последний его глава, Гилель-ганаси (десятое поколение после Гилеля-Старшего, стоявшего во главе Сангедрина в 330-365 гг. н. э.), озабоченный тем, что в тяжелейших условиях непрекращающихся римских гонений само существование Сангедрина было поставлено под вопрос, составил календарь, которым мы пользуемся по сей день. Согласно этому календарю, известно заранее, какие месяцы будут «полными» и какие – «неполными». В среднем 6 месяцев – «полные» и 6 – «неполные», но для того, чтобы уравновесить– расчет, месяц хешван иногда бывает «полным», а месяц кислев – «неполным».

Обычай отмечать за пределами Страны Израиля праздник два дня, тем не менее, сохранился – по принципу «обычай наших предков мы сохраняем». Из этого видно, какую силу имеет традиция – та жизненная энергия, которая обеспечивает непрерывность нашей истории и неразрывную связь поколений нашего народа.

Кстати, если житель Эрец-Исраэль уезжает на праздник за пределы страны, или если еврей, живущий за границей, приезжает в Страну Израиля, он сталкивается со сложными проблемами, проистекающими из различия обычаев в Стране Израиля и за границей. В подобных случаях необходимо обратиться к раввину, чтобы выяснить, как следует себя вести.

ВИСОКОСНЫЙ ГОД

Поскольку, как было сказано выше, евреи отсчитывают месяцы по луне, в еврейском году 354 дня – т.е. на 11 дней меньше, чем в солнечном году, состоящем из 365 дней. Этот факт таит в себе опасность искажения последовательности еврейских праздников. Образец такой ненормальности годового цикла – исламский календарь. Он основан только на движении луны и полностью игнорирует движение солнца, поэтому его даты перемещаются с лета на зиму и с зимы на лето.

Однако Тора ясно говорит о том, что еврейские праздники прочно связаны с определенными временами года и символизируют собой определенные периоды природного кругооборота: Песах – это весенний праздник, Шавуот – праздник жатвы, Сукот – праздник сбора урожая.

Итак, если основать календарь только на движении луны, то каждый год Песах будет на 11 дней солнечного года раньше, и через 3 года опережение уже будет составлять целый месяц, а еще через несколько лет в Песах уже невозможно будет принести в Храм «первинки жатвы» ячменя, как предписывается Торой.

Так же будет обстоять дело и с другими праздниками: в Шавуот, например, в Храм нельзя будет принести «два хлеба» – первинки жатвы пшеницы, потому что пшеница к этому времени просто не созреет...

Как бы предвидя, к чему может привести слепое следование лунному календарю, Тора повелевает: «Береги месяц весенний – и совершай Песах во имя Г-спода, Б-га твоего» (Дварим, 16). То есть следует принимать меры к тому, чтобы месяц, в котором празднуют Песах, всегда оставался весенним месяцем – месяцем, когда начинается жатва ячменя.

Что это означает на деле?

Это означает, что когда возникает опасность того, что Песах придется праздновать раньше, чем следует, к году прибавляют 13-й месяц – второй адар, и Песах празднуется в положенное ему время.

В течение многих лет решение о прибавлении к году тринадцатого месяца принималось на заседании мудрецов Торы, рассматривавших множество данных о состоянии природы в тот год и обсуждавших вопрос, нет ли необходимости объявить год високосным. Но когда календарь был поставлен Гилелем на основу математических расчетов и определен на много столетий вперед, порядок високосных лет также был определен раз и навсегда.

Годы еврейского календаря образуют 19-летние циклы, и 7 лет из 19-ти – годы, состоящие из 13 месяцев. Это: 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы.

 

Рош-ходеш

День новомесячья, рош-ходеш, отличается от прочих дней четырьмя вещами.

Яале веяво»

В молитве «Шмонэ-эсрэ» делается вставка, начинающаяся словами Яале веяво («Да взойдет и проявится...»). Сутки начинаются с заходом солнца, и поэтому «Яале веяво» первый раз читают в молитве «Маарив».

Если человек забыл сказать это добавление вечером, во время молитвы «Маарив», он не должен повторять «Шмонэ-эсрэ» еще раз – потому что в те времена, когда рош-ходеш определяли, основываясь на показаниях свидетелей, в момент молитвы «Маарив» еще не знали, будет ли наступающий день рош-ходешем, -ведь Сангедрин никогда не собирался по ночам. Также и в «Биркат гамазон» – если забы'ли сказать «Яале веяво» – не нужно возвращаться к началу. Зато молитвы «Шахарит» и «Минха» необходимо повторить еще раз, если в первый раз забыли упомянуть «Яале веяво».

2. «Галель»

В рош-ходеш во время «Шахарит», после молитвы «Шмонэ-эсрэ», повторенной хазаном, прочитывают сокращенный вариант «Галеля».

В наших святых книгах сказано, что наши предки придерживались обычая отмечать рош-ходеш так, как отмечают праздник: устраивали пышные трапезы, слушали слова Торы из уст пророка. Поэтому мы тоже отмечаем этот день – тем, что произносим «Галель», т. е. несколько глав из Тегилим, прославляющих Вс-вышнего. Заметим, что «Галель» всегда произносят стоя.

Чтение Торы

В рош-ходеш к Торе вызывают четырех человек -вместо трех в будни. Отрывок, который читается в рош-ходеш (Бемидбар, 28), говорит о жертвоприношениях, совершавщихся в Храме в этот день: утренний «тамид», послеполуденный «тамид» и дополнительное жертвоприношение «мусаф».

Молитва «Мусаф»

Перед началом молитвы «Мусаф» мы снимаем «тфилин» – выражая тем самым праздничный характер этой молитвы. Как известно, «тфилин» – это знак союза Вс-вышнего с народом Израиля, но «Мусаф» – это такой же знак. Поэтому во время молитвы «Мусаф» нет необходимости в дополнительном знаке. Молитва эта состоит из семи благословений, центральное из которых посвящено исключительности народа Израиля, которому Вс-вышний открыл тайну установления новомесячий – с тех пор, как Он открылся Моше и Агарону, указав им: «Этот месяц для вас – первый из месяцев года...»

В молитве «Мусаф» мы просим Вс-вышнего обновить для нас наступающий месяц к счастью и благу и высказываем двенадцать пожеланий: «Б-г наш и Б-г наших отцов! Обнови для нас этот месяц, чтобы он принес нам добро и благословение, радость и веселье, спасение и утешение, средства к существованию и пропитание, благополучную жизнь и мир, отпущение грехов и извинение проступков...» А в високосный год, состоящий из 13 месяцев, прибавляют еще одно, тринадцатое, пожелание: «искупление злодеяний».

Когда рош-ходеш приходится на субботу, берут два свитка Торы. Из первого прочитывают обычную субботнюю главу, а второй предназначается для мафтира, вызываемого к Торе последним. В этом случае не прочитывают тот отрывок из субботней главы, который читают для мафтира обычно, – но из второго свитка Торы зачитывают слова о храмовом жертвоприношении в рош-ходеш: «А в дни новомесячий ваших приносите Г-споду...» (Бемидбар, 28).

И «гафтара» на этот раз отличается от той «гафтары», которую читали бы, если бы эта суббота не была также и рош-ходешем. Это – 66-я глава из книги пророка Йешаягу: «Так сказал Г-сподь: небо – Мой трон...» Она выбрана в качестве «гафтары» главным образом из-за заключительных слов: «И будет: из новомесячья в новомесячье, из субботы в субботу будет приходить всякая плоть склониться предо Мною – сказал Г-сподь...»

Если же рош-ходеш приходится на первый день недели, назавтра после субботы, то и этот факт отражается в субботней «гафтаре»: вместо той «гафтары», которую читали бы в обычном случае, теперь зачитывают часть 20-й главы книги Шмуэль I. Эту «гафтару» называют «Завтра новомесячье» – по ее первым словам: «И сказал ему Йегонатан: завтра – новомесячье...»

Рош-ходеш, совпавший с субботой, вызывает также некоторые изменения в тексте молитвы «Мусаф» – так как теперь кроме субботних жертвоприношений необходимо упомянуть в ней и жертвоприношения новомесячья. Поэтому вместо срединного благословения, начинающегося словами «Ты установил субботу», произносят другое: «Ты создал Свой мир в начале времен...», а вместо заключения «освящающий субботу» говорят: «Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу, и Израиль, и дни новомесячий!» Порядок слов здесь соответствует хронологическому порядку: сначала Вс-вышний освятил субботу – во время сотворения мира, когда народа Израиля еще не существовало, потом был создан народ и лишь потом, даровав ему Тору, Вс-вышний установил порядок дней новомесячий и освятил их.

Для того, чтобы выявить своеобразное духовное содержание рош-ходеша и сделать его праздничным днем, воспроизводящим события, символы и образы личностей, связанных с наступающим месяцем, раввинатам и учебным заведениям нашей страны следовало бы серьезно заняться вопросом о программе этого дня. Пусть это будет день праздника – и в то же время день подведения итогов прошедшего месяца и подготовки к новому месяцу. И ведь в самом деле наши мудрецы составили особую молитву для кануна рош-хо-дсша, назвав его «Малый Йом-Кипур». Содержание этой молитвы – мольба о прощении всех проступков, совершенных за истекший месяц, извлечение надлежащих уроков и принятие добрых решений накануне нового месяца.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.