Может ли «бейт-дин» отменить заповедь Торы? — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Может ли «бейт-дин» отменить заповедь Торы?

2021-04-18 133
Может ли «бейт-дин» отменить заповедь Торы? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Есть люди, которые утверждают, что, мол, мудрецы делают с Торой все, что захотят, и в качестве примера приводят установление «прозболя». Ошибка эта, к сожалению, весьма распространена, и на ее основании весь институт раввината кое-кто называет «анахронизмом». Поэтому наш долг разъяснить этот вопрос. Еше Талмуд спрашивает (Гитин, 36): «Возможно ли, чтобы согласно Торе шмита отменяла долг, а согласно Гилелю – нет?» И Талмуд дает аргументированный ответ: Гилель жил в конце эпохи Второго Храма, когда закон о шмите исполнялся не по букве закона Торы, а в силу решения мудрецов, желавших сохранить «память о швиит». Поскольку исполнение закона об отмене долгов натолкнулось на реальные препятствия, то для того, чтобы он продолжал исполняться и далее, Гилель, глава Сангедрина, вождь мудрецов Торы, имел полное право найти способ, чтобы избавить богачей от совершения проступка против закона Торы и обеспечить оказание помощи беднякам независимо от года шмита. Гилель нашел это средство в виде «прозболя», который вполне соответствует Галахе, запрещающей кредитору притеснять должника, и нисколько не умаляет авторитета «бейт-дина». который имеет право любое имущество (в том числе и долги) объявлять безхозным!

И обратите внимание: даже сам Гилель, один из величайших авторитетов Торы всех поколений, глава Сангедрина, законоучитель всего еврейского народа, не мог бы учредить ничего, что вступило бы в противоречие с Торой и ее заповедями, – даже в момент величайшей нужды общества в этом, даже опираясь на вполне разумные аргументы. Право учредить «прозболь» ему дал лишь тот факт, что исполнение законов шмиты происходит в силу решения мудрецов, а не слов Торы. Поэтому нет у нас ни малейшего права исключать из Торы хоть одно слово или игнорировать его – даже когда нам кажется, будто оно не соответствует духу нашего времени.

«Память о деле творения»

Обоснование для самого института субботы дается уже в Десяти заповедях: «Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил Он в день седьмой – потому благословил Г-сподь день седьмой и освятил его». И обоснование это, опираясь на рассказ самой Торы о сотворении мира, подчеркивает роль субботы в свидетельстве о сотворении мира Вс-вышним. Следовательно, суббота – это «память о деле Творения» и краеугольный камень монотеизма.

Прекращая работу перед субботой, мы тем самым демонстрируем перед всем светом, что следуем путям Творца: Он после завершения всей работы по сотворению мира в течение шести будничных дней «прекратил в день седьмой всю работу Свою, которую создал», – и так же поступаем мы.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Вторая основа субботы – это тот факт, что суббота – «память об исходе из Египта». В тексте Десяти заповедей, изложенном Моше в книге Дварим, это формулируется так: «И помни, что рабом был ты в стране Египетской, и вывел тебя оттуда Г-сподь, Б-г твой, крепкой рукою и мощью великой – поэтому повелел тебе Г-сподь, Б-г твой, соблюдать день субботний». Следовательно, суббота имеет не только универсальное значение, но является нашей важнейшей национальной ценностью.

Переход от будней к святости, от работы к покою -это переход от рабства к свободе подобно исходу наших предков из Египта. Суббота призвана дать нам ощущение того, что история повторяется: мы снова присутствуем при чуде освобождения из Египта – исхода из мрака к свету, из рабства к свободе. Каждую субботу мы снова и снова повторяем чудо исхода из Египта со всеми оттенками его смысла и со всеми его результатами: мы видим руку Вс-вышнего, творящую все чудеса и знамения, присутствуем при даровании Торы у горы Синай, вновь завоевываем Страну Израиля, вновь поселяемся на ее просторах...

ВСЕОБЩЕЕ РАВЕНСТВО

Дополнительный акцент делает суббота на равенстве всех людей пред Вс-вышним и на Его заботе о всех созданиях, сотворенных на благо человеку: «Шесть дней занимайся трудом своим, а в день седьмой пребывай в покое, чтобы отдохнул бык твой и осел твой, чтобы вздохнул свободней сын рабыни твоей и пришелец» (Шмот, 23). Та же идея выражена и в Десяти заповедях: «А в день седьмой – суббота... не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, что в воротах твоих, – чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя подобно тебе».

Нет нужды останавливаться более подробно на этом великом воспитательном значении субботы. Даже те, кто в течение всех шести дней недели находятся на самом дне человеческого общества, в субботу приобретают равные со всеми права. Загляните в синагоги в субботу, и вы увидите, как богатые и бедные молятся вместе и вместе изучают Тору. Поистине, «один Отец у них всех»! В субботу нет работника и работодателя – все равны пред Вс-вышним.

СУББОТА – ДЕНЬ ДУХА

От еврейского народа, народа Книги, требуется особая высота мысли и духа. И с этой задачей народ Израиля с честью справлялся и справляется, несмотря на все превратности своей истории.

Где найдет в наши дни народ, занятый строительством своей страны, время, необходимое для овладения своими духовными ценностями? Суббота выполняет и эту функцию: один день в неделю полностью посвящается изучению Торы, совершенствованию мысли, духовному подъему. Каждую неделю мы отрываемся на один день от материального мира и его ценностей, от погони за материальным успехом...

Суббота – день духа и она освящает духовностью все остальные дни недели.

ВСЕ ВМЕСТЕ

И еще одну идею несет в себе суббота – обновление семейных связей, придание большего единства союзу мужчины и женщины, укрепление дружеских связей между соседями.

Какова сегодня реальность нашей жизни? Днем – работа, тревоги и заботы, вечером – телевизор, домашние работы, развлечения... Усталые труженики рано отправляются спать. Встречи членов семьи – если они вообще встречаются – редки и мимолетны.

Множество кризисов в отношениях между супругами и между детьми и родителями можно было бы избежать, если бы у людей нашлось время поговорить друг с другом, объясниться, прийти к взаимопониманию.

И вот тут-то суббота преподносит нам особый подарок: день, когда не нужно идти на работу, когда не нужно готовить уроков, когда не смотрят телевизор. В этот день нет домашней работы, в этот день не спрашивают: куда пойдем вечером? Семья собирается за субботним столом: свечи, белая скатерть, празднично накрытый стол, «Кидуш», субботние песни, слова Торы – вот что такое субботний вечер. В такой обстановке вы не можете молчать, вы не можете не открыть свое сердце навстречу сердцам домочадцев. Вы наконец-то можете побеседовать с ними обо всем, что накопилось за всю неделю. Вот здесь, у субботнего стола – истинное место развития культуры беседы. Здесь учатся слушать и слышать, говорить и рассказывать, углублять старое и открывать новое. Вот что ломает шаблоны и разрушает рутину, вот что придает жизни новизну и свежесть!

«ХРАНИ» И «ПОМНИ»

«Храни» и «помни» в одном слове дал нам услышать единый Б-г», – поем мы, встречая субботу и вспоминая, как при даровании Торы мы чудесным образом услышали одновременно слова «храни день субботний» и слова «помни день субботний». Так объясняют наши мудрецы, почему в одном месте изложения Десяти заповедей сказано «помни день субботний», а в другом - «храни день субботний».

Оба выражения имеют глубочайший смысл. Из повеления «помни день субботний» мы учим, что необходимо придавать субботе ее неповторимый облик: зажигать свечи, произносить особые субботние молитвы, совершать «Кидуш» и «Гавдалу», читать Тору в синагоге, устраивать субботние трапезы и петь субботние песни. Из повеления же «храни день субботний» мы учим, что есть вещи, которых мы должны избегать в субботу, чтобы сохранять особый характер этого дня: что есть множество видов работы, которые запрещено делать в субботу, что мы обязаны изучать законы субботы, чтобы знать и то, что запрещено делать в субботу Торой, и то, что запрещено делать в субботу нашими мудрецами, чего следует избегать как противоречащего духу субботы – духу святого дня.

«Храни» и «помни» – это две стороны одной медали, позитивная и негативная. Представим себе, что человек уснул в пятницу под вечер и проспал 25 часов подряд – исполнил ли он заповедь о субботе? На первый взгляд кажется, что он исполнил повеление «храни» – он ведь ничем не нарушил субботу. Но в действительности он не выполнил заповеди о субботе. Мало не делать ничего – необходимо также сделать что-то, чтобы суббота была субботой. Такой человек не исполнил повеления «помни» – он ничего не сделал, чтобы освятить этот день и самого себя.

Этим примером мы хотим устранить очень распространенную ошибку – распространенную в среде тех, у кого нет правильного представления о том, что такое еврейская суббота. Они видят в законах субботы лишь собрание запретов – своего рода «табу»: не ездить, не курить, не включать электричества – ни тебе моря, ни волейбола, ни телевизора... Как будто вся суббота сводится только к запретам! Ясно, что ощущение это основано на половине правды. Незамеченной остается вторая половина: что заповедь о субботе имеет и позитивную сторону, которая отнюдь не менее важна, чем негативная. К субботе нельзя относиться только как ко дню физического покоя – это день, когда человеку дается возможность духовного роста. Все, что, как нам кажется, доставляет нам удовольствие – поездки, купание в море, футбольные матчи, – в действительности совершенно лишено духовного содержания. Ему есть место в будни. В субботу мы обязаны исполнять слова Торы: «Помни о дне субботнем, чтобы освящать его».

Канун субботы

ПРИГОТОВЛЕНИЯ К СУББОТЕ

«И будет: в день шестой они приготовят то, что принесут» (Шмот, 16). Мы обязаны готовиться к наступлению субботы и подготовить все, что для нее нужно, заранее. Об этом говорит известное изречение: «Тот, кто трудился накануне субботы, будет есть в субботу, а тот, кто не трудился накануне субботы, -что будет он есть в субботу?»

Здесь уместно заметить, что «кануном субботы» называется пятница до вечера, с наступлением же вечера – это уже не «канун субботы», а сама суббота.

У прочих народов принято, что сутки начинаются в полночь. У нас же началом суток считается заход солнца: сначала ночь, потом день – как сказано в Торе: «И был вечер, и было утро – день один». И в этом есть большая символика: судьба еврейского народа напоминает еврейские сутки – сначала закат, сумрак, страдания в изгнании (которое сравнивается в наших источниках с ночью), а потом – рассвет и восход солнца. То есть сначала изгнание, потом – избавление. А у других народов – наоборот: сначала они процветают, растут – и вдруг на них опускается ночь и они исчезают с исторической арены.

Но вернемся к нашей теме. Все приготовления должны быть закончены накануне; когда суббота уже наступила – поздно что-либо готовить на субботу.

Цитата, которой открывается эта глава, заимствована из рассказа Торы о мане, который ели наши предки в пустыне. Каждое утро они выходили из лагеря и собирали омер (ок. 2 кг) мана на каждую душу. Для того, чтобы не затруднять их поиском пищи в субботу, в пятницу Вс-вышний давал им двойную порцию мана – 2 омера, и называлась эта порция лехем мишнэ, «двойное количество хлеба», чтобы одна из этих порций осталась на субботу.

Отсюда видно, как важна подготовка к субботе. Мудрецы наши говорят, что даже человек, у которого много слуг и который не занимается домашним хозяйством в течение всей недели, все равно обязан сделать хоть что-нибудь – пусть символически – в честь субботы.

Талмуд перечисляет целый ряд примеров того, как амораи готовились к субботе (трактат Шабат, 119): Раба и рав Йосеф[1], например, кололи дрова для приготовления субботней еды, рав Зейра[2] сам разжигал печку, Рава[3] солил рыбу, а рав Сафра[4] сам жарил рыбьи или овечьи головы, предназначенные к субботнему столу.

Суббота была для них дорогим гостем, и они называли ее ласковыми именами: «царица-суббота», «невеста, связывающая свою судьбу с женихом», – то есть суббота, связывающая свою судьбу с Израилем, своим «женихом».

Галаха предписывает нам помыться, подстричься, подстричь ногти, красиво одеться в честь субботы. В доме все должно быть чисто, стол должен быть накрыт по-праздничному, а еда – по мере возможностей семьи – более вкусной и более обильной, чем в будни. «И назовешь ты субботу наслаждением» – требует от нас пророк Йешаягу, и в этих словах содержится указание на то, что к субботе следует готовиться.

Но подготовка к субботе не сводится только к внешней, физической стороне. Подготовка к субботе включает в себя также изучение недельной главы Торы -чтение ее с арамейским переводом по принципу «два раза Тора и один раз перевод». Пять книг Торы разделены на 54 главы, каждую из которых читают в каждую из недель года. Наши источники предписывают нам готовиться к субботе также и духовно и накануне субботы прочитать соответствующую главу Торы так: каждый стих Торы дважды читают в оригинале, а затем один раз – его перевод на арамейский язык (который также обычно напечатан в изданиях Торы). Перевод этот сделал Онкелос, тем самым облегчив простому народу, говорившему тогда по-арамейски, понимание смысла Торы. Поскольку сегодня арамейский язык не является нашим разговорным языком, долг изучения недельной главы Торы можно исполнить, прочитав ее вместе с комментариями Раши.

Необходимо сделать это до наступления субботы. Однако если что-то вам помешало, можно наверстать упущенное в течение субботы – но до молитвы «Минха», когда уже начинают читать следующий раздел Торы. Есть также мнение, что в крайнем случае можно сделать это до вторника – третьего дня после субботы, поскольку первые три дня недели считаются еще принадлежащими влиянию минувшей субботы (так, «Гавдалу» можно совершать до вторника, если не успели раньше). Однако со среды начинаются дни, относящиеся уже к новой, наступающей субботе.

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ

В еврейский дом суббота входит в момент зажигания субботних свечей. Честь исполнения этой заповеди предоставляется хозяйке дома. Свечи зажигают примерно за полчаса до захода солнца, и поэтому следует каждый раз справляться по календарю о времени зажигания свечей – потому что оно каждую неделю иное. Кроме того, в разных городах оно разное, а в Иерусалиме принят обычай зажигать субботние свечи за 40 минут до захода солнца. Женщина, зажегшая свечи после захода солнца, не только не выполняет заповедь – она нарушает субботу, преступив запрет Торы: «Не зажигайте огня в день субботний где бы ни жили вы».

Зажигание субботних свечей – одна из трех специфически женских заповедей. Однако если в доме нет женщины, это обязан сделать муж или кто-то другой из домочадцев.

Почему исполнение этой заповеди – обязанность женщин?

Ответ прост: женщина, в отличие от мужчины, почти постоянно находится дома – поэтому-то она и зажигает свечи. Есть и еще одна причина: субботние свечи охраняют домашний мир – поэтому наши мудрецы оказали особую честь хозяйке дома совершать действие, приводящее в дом святость субботы.

И еще одну интересную причину называют наши мудрецы: зажигание субботних свечей – это исправление и искупление греха первой женщины, Хавы, матери всего человечества, которая сама съела запретный плод и накормила им своего мужа, Адама. Тем самым Хава привела в мир смерть, или, как выражаются мудрецы, «погасила свечу мира» (потому что «Б-жья свеча – душа человеческая»). Теперь, зажигая субботние свечи, женщина совершает прямо противоположное действие и тем самым исправляет и искупает грех Хавы.

СКОЛЬКО СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАЮТ?

Бытуют два обычая, касающихся числа свечей, зажигаемых перед наступлением субботы:

1. зажигают две свечи – одну в честь повеления «помни день субботний», а другую – в честь повеления «храни день субботний», которые, дополняя друг друга, создают святость субботы;

2. зажигают столько свечей, сколько человек в семье, – например в семье, где у родителей трое детей, зажигают пять свечей.

Женщина, которая почему-либо не зажгла однажды субботних свечей, обязана впредь зажигать на одну свечу больше, чем делала до тех пор.

После зажигания свечей женщина не должна больше совершать никакой работы, запрещенной в субботу. Женщина, зажигающая свечи раньше времени, указанного в календаре, – например потому, что она собирается поехать куда-либо до наступления субботы, -должна высказать вслух перед зажиганием свечей, что она еще не принимает на себя субботы со всеми ее запретами.

Мужчины, обычно не зажигающие субботних свечей, принимают на себя субботу тогда, когда говорят в синагоге «Хвалебную песнь в честь субботнего дня».

Подсвечники следует ставить на тот стол, вокруг которого соберутся члены семьи для субботней трапезы. Желательно положить на стол халы раньше, чем на него ставят подсвечники, – тогда стол можно будет переносить с места на место в субботу вместе с подсвечниками, если понадобится, например, подмести пол. Дело в том, что сами подсвечники нельзя носить в субботу – они мукцэ, предмет для совершения запрещенной в субботу работы (в данном случае – зажигания свечей). Но если мы прежде положили на стол халы, то он будет служить основанием не только для мукцэ, но и для того, что разрешается в субботу носить, – для хлеба. Если стол слишком мал, свечи можно поставить на что-либо другое в той комнате, где будут есть. Желательно, чтобы свечи были достаточно велики, чтобы гореть в продолжение всей трапезы.

Обычно благословения произносят непосредственно перед совершением заповеди, однако благословение над субботними свечами говорится после того, как их зажигают. Почему? Потому что, произнося благословение «...освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние свечи», хозяйка дома принимает на себя субботу, и с этого момента для нее вступают в силу все субботние запреты – и в том числе запрет зажигать огонь! Поэтому женщина сначала зажигает субботние свечи, а лишь потом произносит благословение. Этим также объясняется обычай закрывать глаза ладонями во время произнесения этого благословения и затем смотреть на свечи: выходит, что, произнося благословение, женщина не видит свечей, – а когда она смотрит на них после, получается, что благословение произнесено как бы до их зажигания.

Старинный еврейский обычай – перед зажиганием субботних свечей опускать несколько монет в копилку цдака. Сказано: «Ибо свеча – заповедь, а Тора -свет», и в награду за исполнение заповеди о зажигании субботних свечей еврейские матери получают свет Торы, освещающий их дом, – то есть детей, посвящающих себя изучению Торы, чистых сердцем.

Вот молитва, которую принято читать после зажигания субботних свечей:

«Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г мой и Б-г отцов моих, смилостивиться надо мной, и над всеми моими близкими, и дать всем нам и всему Израилю дни долгой и хорошей жизни, и помнить о нас ради благополучия нашего, и ниспослать нам спасение и милосердие, и благословить нас великими благословениями, и поддерживать мир в домах наших, и не удалять Свое присутствие из среды нашей, и удостоить нас того, чтобы мы вырастили детей и внуков наших умными и мудрыми, любящими Вс-вышнего и боящимися Его, людьми честными, святым семенем, людьми, верными Вс-вышнему и освещающими весь мир Торой и добрыми делами во всем своем служении Творцу! Услышь мольбу мою в этот час во имя Сары, Ривки, Рахели и Леи, праматерей наших, и да не погаснет свеча наша во веки веков, и обрати к нам лик Свой и будем мы спасены! Амен!»


[1] Рав Йосеф бар Хия – один из величайших мудрецов Торы третьего поколения, глава йешивы в г. Пумбедита в течение двух с половиной лет. Был выдающимся учеником р. Йегуды бар Йехезкеля и товарищем по изучению Торы Рабы бар Нахмани.

[2] Рав Зейра – вавилонский амораи четвертого поколения, ученик рава Йосефа и товарищ Абайе и Равы, один из кандидатов на должность главы йешивы в Пумбедите.

[3] Рава – один из величайших вавилонских амораев четвертого поколения, сын рава Йосефа бар Хамы и товарищ Абайе. Уроженец г. Махоза на реке Тигр недалеко от Ктесифона. Был учеником рава Йосефа и основал йешиву в Махозе, в которой в качестве главного метода изучения Торы ввел метод острого логического анализа. В многочисленных дискуссиях с Абайе, приводящихся в Талмуде, закон установлен согласно мнению Равы – кроме шести случаев. После смерти Абайе Рава занял его место главы йешивы в Пумбедите, которую перевел к себе в Махозу.

[4] Рав Сафра – вавилонский амораи, живший в третьем и четвертом поколениях амораев. Несколько раз ездил в Страну Израиля и возвращался в Вавилонию. Занимался, главным образом, Галахой. средства к существованию добывал торговлей.

«Встреча субботы»

После зажигания субботних свечей идут мужчины в синагогу на молитвы «Минха», «Встреча субботы» (Кабалат шабат) и «Маарив».

Есть обычай перед «Минхой» прочитывать Шир гаширим, Песнь песней. Об этой книге Танаха сказал раби Акива[1]: «Все книги Танаха – святы, но эта - Святая Святых». Согласно традиционному толкованию, эта книга выражает союз между женихом – Вс-вышним и невестой – Израилем.

После Шир гаширим читают 107-ю главу Тегилим, выражающую благодарность Вс-вышнему, Который спасает нас от всевозможных несчастий: «Увидят все это чистые сердцем – и возрадуются, а все нечестивое закроет свой рот. Кто мудр – будет помнить все это и размышлять о доброте Г-спода».

«Единственный души моей, Отец милосердный» – это короткая поэма из четырех строф, первые буквы которых образуют имя Вс-вышнего. Своим настроением она вводит нас в атмосферу субботы, в которой мы молимся «Минху».

Шесть глав Тегилим открывают «Встречу субботы» – по числу рабочих дней недели. Первая из них - «Пойдем, воспоем Г-спода», а последняя – «Псалом Давида», который читают стоя. После этого мы поем гимн «Выйди, возлюбленный мой, навстречу невесте», который сочинил раби Шломо Алькабец[2], один из величайших мудрецов-кабалистов. Последний куплет, «Приди же с миром», мы произносим стоя, повернувшись лицом ко входу в синагогу (обычно – на запад), словно ожидая входа невесты – царицы-субботы.

«Встреча субботы» заканчивается еще двумя главами из Тегилим: 92-й («Хвалебная песнь в честь субботнего дня») и 93-й («Воцарился Г-сподь, облачился в величие»), после которых говорят «Кадиш ятом» (те, кто находятся в 11-месячном трауре по умершим родственникам, или те, у кого в этот день годовщина смерти близкого человека).

При переходе от «Встречи субботы» к молитве «Маарив» те, кто молятся по сефардскому «сидуру» (нусах сфарад), говорят отрывки из книги Зогар, описывающие святость субботы. Те же, кто молятся по ашкеназскому «сидуру» (нусах ашкеназ), повторяют здесь 2-ю главу из трактата Мишны Шабат, которая посвящена зажиганию субботних светильников, а после этого те, кто обязаны говорить «Кадиш», произносят «Кадиш дерабанан». Затем традиционным субботним напевом хазан открывает «Маарив».

«Шма» субботнего «Маарива» отличается от будничного окончанием второго благословения после самого «Шма»: вместо слов «охраняющий народ Свой, Израиль, вечно» мы говорим, встав: «... раскидывающий Свой мирный шатер над нами, и над всем Израилем, народом Своим, и над Иерусалимом». Те, кто молятся по сефардскому «сидуру», добавляют здесь цитаты из Торы: «И пусть соблюдают субботу сыны Израиля...», чтобы ярче выявить характер дня (а в Рош-Гашана, Йом-Ки-пур и праздники здесь говорят другие цитаты, соответствующие дню).

После того, как хазан скажет «Хаци-кадиш», молятся субботнюю «Амиду», состоящую на этот раз всего из семи благословений: первые три и последние три – как обычно, а среднее – особое благословение, связанное по содержанию с субботой. Это благословение в каждой из субботних молитв («Маарив», «Шаха-рит», «Мусаф» и «Минха») – разное. В «Маариве» оно говорит, главным образом, о том, что суббота – память о сотворении мира Вс-вышним. Заканчивается оно – так же, как и в остальных молитвах субботы, -словами «Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу!»

После «Амиды» все – и обшина, и хазан – громко произносят, стоя, отрывок из Торы: «И завершены были небо и земля...» Тем самым мы свидетельствуем о том, что Вс-вышний сотворил мир в течение шести дней. По закону Торы, свидетель в суде должен заявлять о том, что он знает, стоя и громким голосом, -вот и мы произносим свое свидетельство так же.

Затем хазан произносит краткое благословение, упоминающее о праотцах мира, и община хором читает молитву «Защита отцов», концентрирующую в себе содержание семи благословений «Амиды», уже произнесенных шепотом. Это – замена повторения хазаном «Амиды» вслух. Этот обычай возник в древности, когда синагоги находились за городом, и опоздавшие к началу молитвы и потому задержавшиеся в синагоге дольше других, могли подвергнуться опасности во время возвращения домой. Поэтому мудрецы учредили молитву «Защита отцов» для того, чтобы в то время, когда община читает ее, опоздавшие имели возможность закончить «Амиду» и покинуть синагогу вместе со всеми. И хотя условия сейчас изменились, мы продолжаем до сих пор исполнять установленное мудрецами.

После «Полного кадиша», который произносит хазан, все читают еще 23-ю главу из ТеГилим, «Кадиш ятом» и слышат призыв хазана: «Благословите Г-спода благословенного!» На эти слова отвечают: «Благословен Г-сподь благословенный!» и заканчивают «Маарив» чтением «Алейну». После последнего «Кадиш ятом» принято еще петь гимны «Владыка Вселенной» или «Да возвеличится Б-г». Эти гимны находятся в начале «сидура» – среди первых молитв дня.

Есть общины, в которых принято после «Маарива» совершать в синагоге «Кидуш» над бокалом вина -чтобы напомнить еще раз о святости дня, а также для того, чтобы дать возможность тем, кто почему-либо не может совершить «Кидуш» над вином, исполнить свой долг, прослушав его в синагоге.

«МИР ВАМ, АНГЕЛЫ-СЛУЖИТЕЛИ!»

Древний еврейский обычай – на субботу и праздники приглашать гостей, которые сидят у субботнего стола вместе с хозяевами – словно одна семья.

Во многих общинах ведется, что отец благословляет детей, возлагая им на головы руки. В одних общинах отец делает это только раз в году, в канун Йом-Ки-пура, в других – каждую субботу.

Итак, все собравшиеся начинают петь «Мир вам, ангелы-служители!» Этот гимн состоит из четырех куплетов, каждый из которых повторяют три раза. Источник его – упоминание Талмуда о том, что каждого еврея, возвращающегося после наступления субботы из синагоги, сопровождают два ангела – один добрый, а другой злой. Если они видят, что в доме все приготовлено в честь царицы-субботы, добрый ангел желает: «Дай Б-г, чтобы и в следующую субботу было так же!» – и злой ангел вынужден ответить «амен». Однако если в еврейском доме не чувствуется святости субботы, желает злой ангел: «Дай Б-г, чтобы и в следующую субботу было так же!», а добрый ангел против своей воли отвечает «амен».

После этого гимна глава семьи произносит молитву, начинающуюся словами: «Владыка всех миров, Г-сподь всех душ, Г-сподь мира!..» Эта прекрасная молитва во многих «силурах» помещена сразу после гимна «Мир вам...» А затем все члены семьи прочитывают 31-ю главу из книги Мишлей: «Кто найдет совершенство-жену?..», прославляющую женщину, хозяйку дома. Эта глава построена как акростих – все стихи ее начинаются с букв еврейского алфавита, и воспитательное значение ее трудно переоценить. Это – благодарность и чествование матери семьи, которая тяжело трудится в течение всей недели (и особенно – в канун субботы), чтобы приготовить дом для встречи царицы-субботы.

«КИДУШ»

Наши мудрецы так комментируют слова Торы «Помни о дне субботнем, чтобы освящать его»: «Вспоминай его над бокалом вина». Исполняя эту заповедь, мы отмечаем начало субботы «Кидушем», а окончание ее -«Гавдалой».

Вечерний «Кидуш» следует произносить над бокалом вина или виноградного сока. Только в том случае, если нет никакой возможности достать кашерное вино или если человеку по медицинским соображениям не следует пить вина, «Кидуш» можно совершить и над двумя субботними халами.

По крайней мере в начале «Кидуша» – когда говорят: «И были завершены...» – все должны встать, ибо эти слова являются свидетельством того, что Вс-вышний сотворил мир, и как всякое свидетельство их надо произносить стоя. У многих принято стоять во время всего «Кидуша», у других – сесть после этих первых слов. Затем глава семьи произносит еще одно благословение – о святости субботнего дня.

Все остальные члены семьи исполняют свой долг «Кидуша» тем, что внимательно слушают слова того, кто совершает «Кидуш», и отвечают «амен» после благословений. Затем совершающий «Кидуш» угощает всех, давая попробовать вина из своего бокала. В некоторых семьях для того, чтобы приучить детей к исполнению заповедей, дают им совершить «Кидуш» над вином.

«Кидуш» содержит в себе два важнейших момента: суббота – это «память о сотворении мира» и «память об исходе из Египта». «Кидуш» также содержит в себе благодарность Вс-вышнему за то, что Он избрал нас из всех прочих народов, поручив нам хранение субботы, означающей универсальную суть сотворения мира. Память же об исходе из Египта – это краеугольный камень нашей национальной сущности, «ибо нас Ты избрал и нас Ты освятил из всех народов, и святую субботу Свою по любви и благосклонности дал Ты нам в наследие...»

ВЕЧЕРНЯЯ ТРАПЕЗА

На субботний стол кладут две халы и накрывают их специальной салфеткой. Эти две халы – лехем мишнэ. Они призваны напоминать нам о том, что в честь субботы Вс-вышний давал нашим предкам в пустыне двойную порцию мана – два омера на душу.

Почему мы накрываем субботние халы? Этому есть два объяснения: первое – потому что ман был словно упакован в два слоя небесной росы, сверху и снизу -так же и мы кладем халы на скатерть и накрываем их сверху салфеткой. Второе объяснение связано с тем, что говорилось выше о благословениях «Негенин»: сначала благословение следует произносить над хлебом, а уж потом – над вином (потому что в стихе Торы, перечисляющем дары Страны Израиля, виноград стоит после пшеницы). Однако поскольку до совершения «Кидуша» нельзя ничего есть, мы вынуждены сначала произнести благословение над вином. А чтобы не унижать достоинство хлеба, мы накрываем его салфеткой - словно его вообще нет на столе.

Лехем мишнэ должен быть на столе во всех трех субботних трапезах, и здесь следует подчеркнуть, что устраивая в субботу по меньшей мере три трапезы, мы тем самым воздаем честь субботе: первый раз - вечером, после наступления субботы, второй – после «Шахарит» и третий – под вечер. Намек на это содержится в 16-й главе книги Шмот, где говорится о даровании мана. и подготовке к субботе: «Ешьте его сегодня, ибо сегодня – суббота в честь Б-га, сегодня вы не найдете ман в поле». Троекратное повторение слова «сегодня» после того, как сказано «ешьте» – это намек на то, что во время субботы надо устраивать три трапезы.

После вечернего «Кидуша» омывают руки: глава семьи – первым, а самый младший в семье – последним.

Глава семьи снимает салфетку с хал, делает отметку ножом на хале, где потом он разрежет ее, кладет обе руки на халы и громко произносит благословение «Выращивающий хлеб из земли». Затем он разрезает халу там, где сделал отметку, обмакивает отрезанный ломоть в соль и ест. Потом он разрезает халу дальше и раздает ломти всем членам семьи, которые не должны произносить благословение над хлебом -прослушав это благословение из уст главы семьи и ответив «амен», они уже исполнили свой долг произнесения благословения.

По мере возможности, субботняя трапеза должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. Желательно есть рыбу и мясо – чтобы исполнить завет «и назовешь ты субботу блаженством». Мудрецы наши придают огромное значение качеству субботней трапезы и говорят, что в Рош-Гашана на небесах определяют, сколько денег получит еврей в течение следующего года на свое пропитание – но в эту сумму не входят расходы на трапезы суббот и праздников и расходы на оплату обучения детей Торе. «Если он увеличивает эти расходы – ему прибавляют»! Расходы эти -на субботние и праздничные трапезы и на воспитание детей – сверх «бюджета».

Кроме материальной пищи, в субботу мы должны заботиться о пище духовной, состоящей из двух видов: песни и слова. В «сидурах» и специальных сборниках субботних песнопений вы находите лучшее, что создала еврейская поэзия о субботе, – согласно традициям, стилю и мелодиям разных общин. А между блюдами, подаваемыми на стол, произносят диврей Тора, «слова Торы» – обычно на тему той главы Торы, которую читают в синагоге в эту субботу. Очень важно, чтобы и дети привыкали принимать участие в этом -чтобы готовились заранее и произносили за столом то, что приготовили.

После трапезы мы поем 126-ю главу Тегилим («Песнь ступеней»): «Когда возвращал Г-сподь из плена...» Затем мы читаем «Биркат гамазон». Если за столом не меньше трех мужчин старше 13 лет, они обязаны совершить «зимун» (см. выше стр. 105). В субботу в третье благословение «Биркат гамазон» вставляют отрывок «Да будет угодно Тебе...», а в конце – «Он, милосердный, даст нам в наследие нескончаемый день, исполненный покоя и отдохновения для жизни вечной».


[1] Раби Акива – один из величайших мудрецов всех поколений, танай, жил в I – II вв. Лишь в возрасте 40 лет приступил к изучению Торы под руководством раби Элиэзера бен Горканоса и раби Йегошуа бен Хананьи. Благодаря своей прилежности сумел охватить все дисциплины Торы: и мидраш, и Галаху, и Ага-ду. Основоположник особой системы толкования Торы, согласно которой всё в тексте Письменной Торы – даже короны над буквами – является основой для выведения закона. Любимый и уважаемый своими современниками, он много сделал для блага всего народа Израиля. Поддержал восстание Бар-Кохбы, веря в его мессианское предназначение. В дни преследований Адриана раби Акива самоотверженно продолжал распространять знание Торы, за что был казнен римлянами.

[2] Раби Шломо Алькабец – кабалист и поэт (XV в.). Жил в Салониках, затем поселился в Цфате в то же время, когда там жил раби Йосеф Каро. Источник гимна «Выйди, возлюбленный мой...» содержится в трактате Шабат (стр. 119) Вавилонского Талмуда: «Раби Ханина... говорил: Идемте, выйдем навстречу царице субботе! Раби Янай... говорил: Приди, невеста, приди, невеста!» Кабалисты Цфата выходил встречать субботу за город, говоря: «Идемте навстречу субботе!»

Субботняя «Шахарит»

Субботняя «Шахарит» построена, в общем, по образцу «Шахарит» будней и состоит из четырех частей: утренние благословения, «Псукей дезимра», «Шма» и «Амида». Однако во все эти молитвы (кроме утренних благословений) в субботу вносятся определенные изменения.

В будни, как правило, один хазан ведет всю молитву, а в субботу «Шахарит» ведут обычно несколько человек, причем хазаны меняются после окончания «Псукей дезимра», перед призывом «Благословите Г-спода благословенного».

Как уже говорилось, поскольку в субботу у нас больше времени, чем в будни, «Псукей дезимра» субботней «Шахарит» значительно длиннее, чем в будни: добавляют 19-ю главу Тегилим («Небеса рассказывают о славе Б-га»), несколько «Песен ступеней» и главу 136-ю (называемую «большим славословием», поскольку каждый стих ее заканчивается славословием «ибо навеки милость Его»), которую произносят стоя. В конце «Псукей дезимра», перед славословием «Да будет восхваляемо...» вставляют большую молитву, известную по своим первым словам под названием «Душа всего живого». В ней, в частности, выражается наше бессилие восславить Вс-вышнего так, как достойно Его: «Если бы гортань наша была полна гимнами, словно море водою, а на языке нашем были бы песни, звучные, словно шум его волн, и на устах наших – хвала, беспредельная, словно ш


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.