Что делать тому, кто забыл прочитать одну из ежедневных молитв? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Что делать тому, кто забыл прочитать одну из ежедневных молитв?

2021-04-18 126
Что делать тому, кто забыл прочитать одну из ежедневных молитв? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если человек нечаянно или в силу каких-либо особых обстоятельств не прочитал одну из ежедневных молитв, он обязан наверстать упущенное, когда будет молиться следующую по очереди молитву. Например, если он не успел помолиться «Минху», а время ее уже прошло, в молитве «Маарив» он должен прочитать «Шмонэ-эсрэ» дважды. Если пропущена «Минха» в пятницу, то в молитве «Маарив» оба раза следует прочитать субботнюю «Шмонэ-эсрэ» – несмотря на то, что ее текст отличается от текста пропущенной будничной «Шмонэ-эсрэ». Если же он забыл помолиться «Минху» в субботу – в «Маарив» на исходе субботы оба раза следует прочитать будничную «Шмонэ-эсрэ», несмотря на отличие ее текста от текста субботней «Минхи».

Если же человек пропустил молитву умышленно -исправить дело нельзя.

ЧТЕНИЕ «ШМА» ПЕРЕД СНОМ

День прошел. Приближается время сна.

Тора предписывает нам читать «Шма» два раза в сутки, однако принято перед сном еще раз прочитать эту молитву – чтобы закончить день словами Торы и выражением веры в то, что, засыпая, мы вручаем свою душу Вс-вышнему на хранение.

Чтение «Шма» перед сном – это собрание молитв, отрывков из Торы и книги Тегилим и, в частности, благословение «Гамапиль» – «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, смежающий сном глаза мои...» Заканчивается оно так: «И сделай так, чтобы ложе мое было совершенным пред Тобою, и верни свет глазам моим наутро, чтобы не уснул я мертвым сном. Благословен Ты, Г-сподь, озаряющий весь мир славой Своею!» После произнесения этих молитв нельзя уже ничего говорить, так как мы хотим закончить наш день выраженной в этом благословении надеждой.

Еврейская этика требует от нас подводить итоги нашей духовной жизни не только раз в году, накануне Иом-Кипура, но ежедневно. Минуты, когда читается «Шма» перед сном, – исключительно подходящее время для того, чтобы окинуть взглядом все происшедшее за день и принять решение: то, что было сделано хорошего, следует укрепить и приумножить, а то, что было сделано плохого, следует исправить. Наши мудрецы советуют каждому из нас внимательно анализировать свои поступки и постоянно отдавать себе отчет в содеянном, подводить итог всем нашим поступкам.

Перед едой

ОМОВЕНИЕ РУК

Кроме того, что мы обязаны омывать руки сразу после пробуждения от сна (о чем говорилось в предыдущей главе), мы обязаны омывать руки также всякий раз, когда приступаем к трапезе, включающей хлеб.

Эта обязанность возложена на нас мудрецами Торы – о ней не сказано прямо в Письменной Торе. Тем не менее, после омовения рук, но перед тем, как их вытереть, мы произносим: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам омывать руки».

Вы спросите: но ведь только что сказано, что в Торе нет предписания омывать руки перед едой? Почему же мы говорим «освятивший нас Своими заповедями и повелевший...»?!

Ответ заключается в том, что Тора предписывает нам слушаться мудрецов и выполнять их установления: «Не отклоняйся от того, что скажут тебе [мудрецы], ни вправо, ни влево». Значит, выполняя указания мудрецов, мы тем самым выполняем заповедь Торы.

Впрочем, намек на необходимость омывать руки и перед едой, и после еды, мудрецы открывают в тексте самой Торы. Сказано: «И освящайтесь, и будете святы» – это намек на омовение рук: «освящайтесь» – это омовение рук перед едой, «и будете святы» – омовение рук после еды, перед прочтением «Биркат гамазон».

В отличие от омовения рук после пробуждения, для омовения рук перед трапезой, в принципе, достаточно полить воду лишь один раз на каждую из рук – так, чтобы вся кисть руки до запястья оказалась вымытой. Однако если невозможно полить на руку достаточное количество воды в один раз, это делают дважды.

Прежде чем приступить к служению Творцу в Храме, когены обязаны были омыть руки из специального умывальника, стоявшего во дворе Храма. Подобно этому мы обязаны очистить руки перед тем, как приступить к исполнению заповеди Вс-вышнего, предписывающей нам заботиться о поддержании жизнедеятельности нашего организма.

Нет необходимости распространяться о важности этого установления наших мудрецов с точки зрения гигиены. Галаха требует, чтобы перед омовением рук мы убедились в том, что на руках нет пятен от краски или грязи, что под ногтями – чисто, потому что все это является препятствием для доступа воды и делает омовение рук недействительным. Значит, если на руках есть какая-либо нечистота, перед омовением их надо как следует вымыть и вытереть насухо.

В отличие от других заповедей, когда благословение произносится перед действием, мы произносим благословение «повелевший нам омывать руки» после совершения омовения: ибо лишь после омовения руки становятся достаточно чистыми, чтобы нам было разрешено упомянуть имя Вс-вышнего.

Для омовения годится лишь чистая вода, и лить ее на руки следует только из кружки – сначала на правую Руку, потом на левую. Пальцы руки, на которую льют воду, должны быть слегка разведены и чуть-чуть согнуты, а кисть повернута ладонью вверх. Это дает воде доступ ко всей поверхности кисти руки сразу.

Ясно, что женщины тоже обязаны омывать руки перед едой – точно так же, как они обязаны исполнять все законы, о которых говорится в этой главе. Особо следует отметить, что женщина должна перед омовением рук снимать обручальное кольцо, потому что оно мешает свободному доступу воды.

Между окончанием омовения рук и началом трапезы нельзя говорить ни единого слова – пока вы не проглотите первый кусок хлеба. Разрешается произносить лишь краткие просьбы подать на стол забытое, например сказать: «нож», «соль» и т.п.

«ВЫРАЩИВАЮЩИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ»

По обычаю, когда произносят благословение над хлебом, на него кладут обе руки (в субботу – на две халы, как будет говориться в главе «Суббота»). Тем самым мы выражаем свою признательность Вс-вышнему за то, что Он дает нам хлеб. На обеих руках десять пальцев – столько же, сколько ивритских слов п благословении, которое мы произносим перед тем, как есть хлеб: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, выращивающий хлеб из земли».

Десять слов насчитывает и стих Торы, говорящий о плодах, которыми славится Страна Израиля: «Страна пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и гранатов, страна олив, дающих масло, и финикового меда».

И еще один намек: в благословении, которое дал Ицхак, праотец наш, Яакову, тоже десять слов (в оригинальном тексте Торы): «И даст тебе Б-г небесной росы и туков земли, и вдоволь х леба и вина».

Перед тем как разрезать хлеб, на нем делают надрез – в том месте, которое лучше всего пропечено. Надрезают немного, так, что если поднять каравай, он не распадется пополам. Делают это для того, чтобы произнести благословение над целым хлебом, но вместе с тем сократить до минимума промежуток времени между произнесением благословения и началом еды. Сразу после окончания благословения «...выращивающий хлеб из земли» отрезают от каравая кусок – не слишком большой (чтобы не показаться обжорой), но и не слишком маленький (чтобы не показаться скупцом).

В субботу можно нарезать хлеб большими кусками – в знак исполнения заповеди, ибо в субботу нам заповедано Торой устраивать три трапезы.

Глава семьи раздает ломти хлеба всем сидящим за столом. Он должен следить за тем, чтобы не задеть самолюбие сотрапезников, и поэтому ломти хлеба он придвигает к ним или кладет перед ними на стол – но ни в коем случае не бросает им.

Принято не давать хлеб прямо в руки сидящим за столом – это считается дурной приметой, ибо выглядит так, словно нищие просят у хозяина подаяние.

Благословение «выращивающий хлеб из земли» включает в себя все виды пищи, которые едят с хлебом, -мясо, рыбу, молочные изделия и т.д. Поэтому все время, пока продолжается трапеза, не нужно произносить более никаких благословений над другими яствами.

Однако над десертом, который не является неотъемлемой частью трапезы, – над вином, компотами, фруктами, кондитерскими изделиями – произносят отдельные благословения.

Благословения «негенин»

Есть в книге Тегилим два стиха, которые, на первый взгляд, противоречат один другому. В главе 24-й мы читаем: «Г-споду принадлежит земля и все, что на ней», а в главе 115-й – «а землю Он отдал сынам человека». Возможно ли, чтобы и то и другое было верно? Отвечают мудрецы наши: да, первый стих подразумевает момент до произнесения благословения, а второй – после. То есть Вс-вышний, сотворивший землю и все, что есть на ней, дарит нам право использовать все это нам на благо – однако лишь после того, как мы выразим признание того факта, что это именно Он дает нам это благо. Значит, прежде чем получить какую-либо пользу или какое-либо удовольствие от этого мира, мы обязаны произнести благословение.

Что же касается благословения после еды, то об этом прямо сказано в Торе: «И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего, за прекрасную страну, которую Он дал тебе». Здесь -источник закона, предписывающего нам произносить «Биркат гамазон”, благодарственную молитву после еды.

Согласно тому, что было сказано, для еды или напитка нет минимальной нормы, съев или выпив меньше которой благословения произносить не надо. Поэтому перед тем как выпить или съесть хоть сколько-нибудь, необходимо произнести благословение. Однако с благословением после еды или питья дело обстоит иначе. Согласно Торе, «Биркат гамазон» надо читать только в том случае, если человек ел досыта (ибо сказано: «И будешь есть, и насытишься, и благословишь...»). Однако в Талмуде сказано, что народ Израиля добровольно принял на себя более строгое исполнение этой заповеди: читать «Биркат гамазон» даже в том случае, если человек не насытился, – при условии, что он съел определенный минимум хлеба - казаит («как маслина»), около 27 г.

Что такое благословения «негенин»? Так называются благословения, которые произносятся при получении какой-либо пользы или какого-либо удовольствия от этого мира. В частности, это благословения перед едой или питьем: для каждого вида продуктов установлено соответствующее благословение. Однако два из них удостоились особой чести ввиду их исключительной важности для человека. Опираясь на сказанное в главе 104-й книги Тегилим («...хлеб, подкрепляющий сердце человека»), мудрецы установили особое благословение над хлебом: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, выращивающий хлеб из земли». Его произносят перед тем как едят любой вид хлебных изделий: обычный хлеб, мацу, халы, булки... Второй продукт, для которого установлено отдельное благословение, – вино, также упоминающееся в той же самой главе Тегилим: «...и вино, веселящее человеческое сердце». Прежде чем пить вино – безразлично какое: сладкое, сухое, шампанское, а также виноградный сок, – говорят: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий плод виноградной лозы».

Для кондитерских изделий из муки установлено благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий различные виды пищи». Оно произносится в том случае, если тесто было замешано не только на воде, но к нему были добавлены яйца, молоко, мед, фруктовый сок и т.п., а также если изделие было сварено до того, как его испекли. К этой категории изделий относятся пирожные, вафли, печенье, бисквиты, а также макароны и вареный рис. Значит, человек, собирающийся есть суп с вермишелью или рисом, должен произнести благословение «...творящий различные виды пищи» (при условии, что он не ест хлеба).

Над плодами земли, включая все виды овощей и зелени, говорят: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий плоды земли».

Особое благословение установлено для фруктов: «...творящий плод дерева».

Как отличить «плод дерева» от «плода земли»? Неверно было бы думать, что высота растения – критерий для выбора благословения. В действительности все зависит от ствола растения: заменяется ли он каждый год или нет. То есть если ствол растения постоянный и из года в год на нем вырастают плоды, то над плодами этого растения произносят благословение «творящий плод дерева». «Деревом» Галаха называет растение, сохраняющееся из года в год независимо от его величины: низкий виноградный куст, например, считается «деревом».

Если же растение не имеет постоянного ствола и каждый год вырастает новый ствол, то над плодами такого растения говорят: «...творящий плод земли», несмотря на то, что растение может быть весьма высоким, как, например, кукуруза, подсолнух и даже банан...

Над всеми остальными видами пищи, не входящими ни в одну из вышеперечисленных категорий, произносят общее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, по слову Которого возникло все!» Это благословение произносят над мясом, рыбой, яйцами, молочными продуктами, сладостями, жевательной резинкой, шоколадом, мороженым, а также над всеми напитками кроме вина. Подчеркнем, что речь идет только о тех случаях, когда все эти виды пищи не составляют часть трапезы, включающей в себя хлеб.

Благословение «...по слову Которого возникло все» произносят также тогда, когда неясно, какое благословение следует произносить на тот или иной вид пищи. Но если человек вообще не знает, какие благословения следует произносить над разными видами пищи, то, говорит Талмуд, – «пусть вообще не ест, пока не пойдет к мудрецу и не научится благословлять»...

Однако если мы видим, что перед нами какой-то плод, но неизвестно, говорить ли «...плод земли» или «...плод дерева», – мы не должны выходить из этого положения с помощью благословения «по слову Которого...». В этом случае следует произнести: «Благословен... творящий плод земли» – потому что, в конечном счете, фрукты тоже произрастают из земли.

Благословение «По слову Которого» произносят также над переработанными плодами (и «плодами земли», и «плодами дерева»): над фруктовой или овощной пастой, например, или над соками, а также над супом из овощей.

Это же благословение говорят в тех случаях, когда плоды едят не в том виде, как обычно принято: например, плод, который обычно едят сырым, – едят вареным, или, наоборот, плод, который обычно едят в вареном виде, едят в сыром. Словом, когда общепринятые правила еды изменяются, говорят благословение «по слову Которого».

ЧТО РАНЬШЕ ЧЕГО?

Надо отметить, что если продукт состоит из нескольких ингредиентов, то мы должны решить для себя, какой из них для нас является основным, а какой – второстепенным, и благословение произнести над основным. Общее правило таково: если пища состоит из главного и второстепенного – благословение произносится над главным, а над второстепенным не произносится вообще.

Само собой разумеется, что если перед нами лежат несколько видов печенья или несколько плодов, над которыми произносят одно и то же благословение, то не следует повторять его столько раз, сколько печений или плодов мы берем. Например: один раз произнесенное благословение «...плод дерева» относится ко всем фруктам, которые мы будем есть в этот раз, благословение «творящий различные виды пищи» – ко всем видам мучных изделий, находящихся перед нами.

Изобразим в виде лестницы последовательность, в которой произносятся благословения, а также последовательность видов пищи, к которым относится одно и то же благословение.

Лестница первая: последовательность благословений. «Творящий различные виды пищи» предшествует благословениям над плодами, потому что, перечисляя, чем славится Страна Израиля, Тора ставит пшеницу и ячмень перед виноградом, инжиром и гранатом. Благословение «творящий плод дерева» предшествует благословению «творящий плод земли», потому что (как было сказано выше) второе из них относится к фруктам тоже, и если мы его произнесли, зная, что будем есть и фрукты, – мы не имеем права произнести потом благословение «творящий плод дерева». По той же причине благословение «творящий плод земли» предшествует благословению «по слову Которого» – если мы его скажем сначала, то потом не сможем произнести благословение «творящий плод дерева» и «плод земли». И еще: благословения «плод дерева» и «плод земли» считаются более важными, нежели «по слову Которого», – потому что они более конкретно направлены, имеют более четко очерченную сферу применения.

По этой же причине благословение «творящий плод виноградной лозы» должно предшествовать благословению «по слову Которого», произносимому над напитками. Если в связи с какой-то радостной причиной мы поднимаем бокалы с вином и говорим «лехаим!», то необходимо иметь в виду, что если мы хотим закусить вино пирожным или печеньем, следует сначала произнести благословение «творящий различные виды пищи» и съесть немного этих печений, а уже потом произнести благословение над вином (или «по слову Которого...» над напитком покрепче). Только в субботу и праздники мы, совершая «Кидуш», прежде всего говорим «творящий плод виноградной лозы», а потом -«творящий различные виды пищи» – но это исключение, и причина его заключается в запрете есть что-либо до «Кидуша».

Вторая лестница: последовательность видов пищи. Если перед нами лежат различные плоды, но над всеми ними произносят одно и то же благословение, – то, как мы уже говорили, это благословение произносится только один раз. Но над каким из плодов его надо произносить? Над тем, который мы любим больше остальных. Например, если на столе лежат инжир, финики и гранаты, а вы больше всего любите гранаты, то и благословение «творящий плод дерева» вы произносите, взяв в руку гранат и имея в виду, что это благословение относится также к остальным фруктам, лежащим на столе.

Однако если перед вами есть плоды из тех семи видов, которыми славится Страна Израиля, и другие плоды, то – при условии, что вы одинаково любите и те и другие, – благословение произносится над плодами, которыми славится Страна Израиля. Например, если есть гранаты и апельсины – благословение произносится над гранатами.

Также и сами плоды, которыми славится Страна Израиля, располагаются по определенной лестнице. Критерием предпочтительности является их близость в тексте Торы к слову «страна»: «Страна пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и граната; страна олив, дающих масло, и финикового меда». Значит, последовательность такова: пшеница, оливы, ячмень, финики, виноград, инжир и гранат. (Однако если есть кушанье из ячменя,-над которым говорят «творящий различные виды пиши», то это благословение должно предшествовать благословению над оливами, поскольку это кушанье насыщает более, чем оливы, и потому важнее их.)

В ходе трапезы за столом обязательно должны прозвучать слова Торы – в знак того, что мы освящаем пищу, которая, на первый взгляд, является лишь потребностью организма. Так говорят наши мудрецы в Мишне, в трактате Авот, гл. 3: «Если трое ели за одним столом и не сказали над ним слов Торы – они будто ели мертвечину...» Однако «если трое ели за одним столом и сказали над ним слова Торы – они будто ели за столом Вс-вышнего, о котором сказано: И сказал мне ангел: Вот стол, стоящий пред Г-сподом!»

После еды

 «ЗИМУН»

Если, как говорилось в приведенной выше цитате из Мишны, трое ели за одним столом, то есть еще один закон, относящийся к ним. Если три (или более) человека ели вместе – одновременно и в одном месте, -они обязаны совершить т. н. «зимун». Намек на «зимун» есть в начале последней песни Моше-рабейну (Дварим, гл. 32): «Когда назову имя Г-спода – воздайте хвалу Б-гу нашему!» То есть один призывает воздать хвалу Вс-вышнему других – по крайней мере двоих. В соответствии с этим тот, кого почтили быть ведущим в чтении «Биркат гамазон», обращается к сотрапезникам: «Господа, произнесем благословение!» – а те отвечают: «Да будет имя Г-спода благословенно отныне и вовеки!» (Вот это обращение и называется на иврите зимун – «приглашение».) Ведущий повторяет их слова и продолжает: «С разрешения (здесь называют имя раввина – если он присутствует среди сотрапезников, или когена, или хозяина дома – если не он сам совершает «зимун») наставников, учителей и господ моих – благословим Того, Кому принадлежит пиша, которую мы ели!» Если за столом сидит не меньше десяти человек – то есть «миньян», – следует сказать: «Благословим Б-га нашего, Которому принадлежит пища, которую мы ели!», а ответить – «Благословен Б-г наш, Которому принадлежит пиша, которую мы ели, и благодаря доброте Которого мы живем!» Ведущий тоже повторяет эти слова и принимается за чтение «Биркат гамазон».

Женщины, евшие за одним столом, тоже могут совершить «зимун» для себя – потому что они тоже обязаны читать «Биркат гамазон»: ведь эта заповедь не связана с каким-то определенным временем и ее исполняют каждый раз, когда едят хлеб. Однако для совершения «Зимуна» женщины к мужчинам не присоединяются.

Есть обычай, придающий чтению «Биркат гамазон» особую красоту и торжественность: читать эту молитву, держа в руке бокал вина. Обычно так поступают в субботу и в праздники, на трапезе в честь обрезания или бракосочетания. Делается это в таком порядке: наливают бокал вина, дают его ведущему, и тот держит его в правой руке все время, пока читает «Биркат гамазон». Закончив чтение, он произносит благословение «творящий плод виноградной лозы», пьет вино (и дает пригубить всем присутствующим), а затем произносит заключительное благословение «за виноградную лозу и за плод виноградной лозы» (об этого рода благословениях мы будем говорить ниже).

«БИРКАТ ГАМАЗОН»

Закончена трапеза, и теперь настает время благодарить Вс-вышнего за то, что Он дал нам еду. Принято читать (или чаше – петь) отрывок из книги Тегилим перед тем, как приняться за «Биркат гамазон». В будни это гл. 137: «У рек Вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая Сион». В субботы же, в праздники и во время трапезы по какому-либо радостному поводу (например, на свадьбе) читают гл. 126: «Песнь на ступенях Храма: Когда возвращал Г-сподь из плена детей Сиона, мы были как во сне».

Непосредственно перед «Биркат гамазон» следует омыть руки, испачканные во время трапезы. Это омовение называется «маим ахроним» (букв, «последняя вода») – в отличие от омовения перед едой, которое называется «маим ришоним» (букв, «первая вода»).

Как уже было упомянуто выше, чтение «Биркат гамазон» – заповедь, записанная в Торе. «Биркат гамазон» состоит из трех благословений, опирающихся на текст самой Торы, к которым после разрушения Второго Храма мудрецы добавили четвертое благословение -в память о погребении погибших в Бейтаре.

Первое благословение «Биркат «гамазон» – это благодарность Вс-вышнему за пищу, которую мы ели. Это т. н. «длинное» благословение: оно начинается с формулы «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш...» и заканчивается ею: «Благословен Ты, Г-сподь, питающий всех».

Второе благословение называется «благословением о стране»: в нем мы благодарим Вс-вышнего за то, что Он вывел нас из Египта, дал нам Тору и Страну Израиля. Все это обобщает заключение: «Благословен Ты, Г-сподь, за то, что дал нам землю и пищу!»

В дни Хануки и Пурима к этому благословению добавляется особая молитва «За чудеса...». Это та же самая вставка, которой дополняется в эти дни молитва «Шмонэ-эсрэ» (как упоминалось выше), – благодарность Вс-вышнему за то, что Он совершил эти чудеса для народа Израиля.

Третье благословение по своему жанру ближе к молитве, чем два предыдущих: «О, смилуйся, Г-сподь, Б-г наш, над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, городом Твоим... И не допусти, Г-сподь, Б-г наш, чтобы зависели мы от благодеяний, от одолжений людских, – но пусть лишь рука Твоя, наполненная благами, щедрая, святая и несущая изобилие, дарует нам пропитание... И восстанови Иерусалим, святой город, вскорости, в наши дни! Благословен Ты, Г-сподь, восстанавливающий по милости Своей Иерусалим! Амен!»

К этому благословению по субботам, в рош-ходеш и по праздникам мы добавляем специальные молитвы. В субботу – «Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г наш, укрепить нас...», а в рош-ходеш, праздники (включая «холь-гамоэд») и в Рош-Гашана – «Да поднимется и придет...». Те, кому Галаха разрешает есть в Иом-Кипур (например,, больные и дети), также говорят здесь вставку «Да поднимется и придет...» и упоминают в ней «день Иом-Кипур».

Четвертое благословение называется «Добрый и творящий добро»: «добрый» – потому что сотворил чудо, и погибшие в Бейтаре были похоронены, «творящий добро» – потому что чудесным образом их тела не пострадали, несмотря на длительное время, прошедшее со дня их смерти. Это благословение заканчивается словами: «...И да не лишит Он нас всех Своих благ вовеки!», на что все присутствующие отвечают: «Амен!»

Далее идет ряд молитв, каждая из которых начинается словом «Милосердный». В них мы просим у Вс-вышнего милости ко всем присутствующим за этим столом и ко всему народу Израиля и упоминаем особенности того дня, когда мы произносим «Биркат гамазон» (субботы, праздника и т.п.).

Заканчивается «Биркат гамазон», подобно молитве «Шмонэ-эсрэ», просьбой, полной глубокого значения: «Устанавливающий мир в Своих высотах, Он пошлет мир нам и всему Израилю, и скажем: амен!»

«БРАХА АХРОНА»

«Биркат гамазон» мы говорим только после того, как ели хлеб. На это есть намек в Торе (Бемидбар, 8): сразу после упоминания хлеба («Страна, в которой не в бедности будешь ты есть хлеб») сказано: «И будешь ты есть, и насытишься, и благословишь...»

Благодарить Вс-вышнего после еды и питья мы обязаны всегда – в том числе и тогда, когда хлеба не ели. Однако в последнем случае мы читаем короткие благословения, которые называются «браха ахрона» -«заключительное благословение».

В сущности, «браха ахрона» – это квинтэссенция «Биркат гамазон». Она называется также «тройным благословением», потому что включает в себя в сжатом виде все три основных благословения «Биркат гамазон».

После того, как ели мучные изделия из пшеницы, ячменя, полбы, овса и ржи (так называемых «пяти видов злаков»), говорят это благословение, упоминая в нем тот вид пищи, который ели: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, за пищу и за средства к существованию...» (по этим словам это благословение обычно именуется «благословением за пищу»). Если же пили вино, то вместо слов «за пищу и за средства к существованию» говорят: «за виноградную лозу и за плод виноградной лоза». А если ели фрукты из числа «семи видов плодов», которыми славится Эрец-Исраэль, то упоминают: «за дерево и за плод дерева».

Если «заключительное благословение» мы говорим после того, как ели плоды, выросшие в Стране Израиля (или пили вино, которое приготовлено из винограда Страны Израиля), то этот факт следует упомянуть в «заключительном благословении». В этом случае мы заканчиваем благословение не так, как за пределами Эрец-Исраэль, – например, говорим не «за землю и за плод виноградной лозы», а «за землю и за плод ее виноградной лозы». Или же вместо «за землю и за плоды» говорим «за землю и за ее плоды».

«ТВОРЕЦ МНОЖЕСТВА ЖИВЫХ СУЩЕСТВ»

После плодов, не относящихся к «семи видам», после всех напитков (кроме вина) и после всех остальных видов пищи (кроме изделий из «пяти видов злаков») мы говорим короткое «заключительное благословение», называемое по его первым словам «Творец множества живых существ»: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Творец множества живых существ и всего, в чем они нуждаются, – за все, что создал Ты для поддержания жизни во всем живущем! Благословен дающий жизнь мирам!»

Благословения – за радость и за горе...


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.