Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-04-18 | 80 |
5.00
из
|
Заказать работу |
План
1. Доклассический период: первые научные программы
2. Классический период развития науки и становление рационализма
3. Неклассический период развития науки и эволюция классической рациональности
4. Постнеклассический период развития науки
Ключевые слова и термины: натурфилософия, логика, схоластика, рационализм, диалектика, дискретный, сциентизм, механицизм, редукционизм, континуальный, научная революция, концепция.
Ведущие идеи:
- логика и диалектика – методы исследования античной натурфилософии;
- развитие научных программ античной натурфилософии в европейской науке;
- эволюция классического рационализма в процессе развития науки;
- становление представлений о фундаментальности случайного и вероятностном характере причинно-следственных отношений;
- рождение системно-синергетического подхода к описанию мира.
Вопросы для самоконтроля и задания для размышления
1. Дайте характеристику понятиям «доклассическая», «классическая», «неклассическая» и «постнеклассическая» наука.
2. Почему античную натурфилософию относят к категории «наука»?
3. Что послужило толчком к развитию классической науки?
4. Приведите примеры смены научных парадигм в естественных науках XIX века и охарактеризуйте каждую из них.
5. Какие перемены в научной рациональности произошли в процессе изучения явлений микромира?
6. Укажите причины третьей универсальной революции в науке.
7. Используя материалы из мини-хрестоматии, которые даны в конце учебного пособия, охарактеризуйте особенности постнеклассической науки.
Рекомендуемая литература
1. Жаринов В.М. Философия науки в таблицах и схемах. М., 2000.
2. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.
3. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.
4. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995.
5. Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 1999.
6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.
ЛЕКЦИЯ 3
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА И СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
План
1. Особенности постнеклассического этапа развития науки
2. Системный подход к описанию окружающего мира
3. Критерии классификации систем
4. Свойства открытых систем
5. Системная картина мира
6. Элементы теории самоорганизации систем
7. Синергетическая картина мира и универсальный эволюционизм
Ключевые слова и термины: система, процесс, иерархичность, эмерджентность, адаптивность, классификация, вероятность, гомеостаз, диссипация, хаос, порядок, энтропия, флуктуация, параметр, самоорганизация, бифуркация, фрактал аттрактор.
Ведущие идеи:
- системность как фундаментальное свойство окружающего мира;
- фундаментальная роль случайного в поведении сложных систем;
- взаимосвязь энтропии и информации как отражение соотношения хаоса и порядка;
- принципиальное отличие стохастических и динамических систем;
- созидающая роль случайности в самоорганизации системы;
- бифуркационный характер эволюции системы;
- сходство и различие механизмов самоорганизации систем разной природы;
- универсальный эволюционизм.
Вопросы для самоконтроля и задания для размышления
1. Охарактеризуйте особенности постнеклассической науки. Какие концепции составляют ее ядро? Почему именно их называют основополагающими?
2. В чем суть общей теории систем? Какие новые проблемы она ставит перед математикой, естественными и гуманитарными науками?
3. Перечислите сферы приложения теории систем. Попробуйте применить ее идеи к описанию объектов, с которыми будете иметь дело в своей будущей профессии (экономист, юрист, социолог, педагог, психолог и т.д.).
4. Что такое система? Какие системы называют открытыми? Разработайте схему их функционирования. За счет чего в таких системах поддерживается гомеостаз? Применимо ли понятие гомеостаза к социальным системам? Свои ответы обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
5. Постройте (по выбору) иерархическую систему экономики, государства, языка, педагогической системы.
6. Насколько применима общая теория систем к психологическим и социальным процессам? Какие проблемы при этом возникают?
7. Насколько применимы математические методы для описания социальных систем? Какие необходимо ввести ограничения?
8. Раскройте смысл терминов: «хаос», «самоорганизация», «эволюция», «вероятность», «неопределенность», «флуктуация», «бифуркация», «аттрактор», «кооперативность».
Используя их, опишите сценарий самоорганизации нелинейных сложных систем, далеких от равновесия. Каковы механизмы их развития? Как формируется в них порядок? Какую роль играют флуктуации?
9. Как представляет хаос классическая наука? В чем суть представлений о хаосе в постнеклассической науке?
Опишите разные стороны его проявления в окружающем мире. В чем заключается его созидающая роль? Приведите примеры.
10. В чем принципиальные различия эволюции неживых, живых и социальных систем? Какую роль в эволюции социальных систем играют «свобода воли» и «духовное начало» человека? Приведите примеры влияния физико-химических, геофизических, геохимических и социальных процессов на смену канала эволюции систем разной природы.
11. Раскройте понятия «информация», «память», «изменчивость», «наследственность», «отбор». Как проявляется память в поведении систем разной природы. Приведите примеры систем с абсолютной и ограниченной памятью, с отсутствием таковой. В чем особенности их функционирования?
12. В чем суть научного прогнозирования развития сложных систем? Что такое «горизонт предсказуемости»?
Проанализируйте кратковременные и долговременные прогнозы погоды. Насколько точно они сбываются? Почему наблюдаются отклонения от прогнозов и порой очень значительные?
13. Насколько применимы динамические модели синергетики к функционированию науки? Как влияет на динамику этого процесса рождение новых структурных элементов (научных идей)?
14. Приведите примеры использования динамических моделей в социологии, экономике, государственном управлении.
15. Что такое эволюция? Какие факторы определяют ее направленность? В чем заключается идея универсального эволюционизма?
16. Г. Хакен считается одним из изобретателей термина «синергетика». В одном из интервью он сказал, что выбрал его случайно. Найдите перевод слова «синергетика» и попытайтесь пояснить, почему оно может быть в какой-то степени синонимом термина «самоорганизация».
Дополнительная литература
1. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор. М., 1973.
2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). М., 1998.
3. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991.
4. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. «Синергетика и прогнозы будущего». М., 1997.
5. Климонтович Н. Ю. Без формул о синергетике. Минск, 1986.
6. Майнцер К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века. // Вопросы философии. 1997, N 3.
7. Моисеев Н.Н. Универсум, информация, общество. М., 2001.
8. Хакен Г. Синергетика как мост между естественными и социальными науками. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003.
9. Янч Э. Самоорганизующаяся Вселенная. // Общественные науки и современность. 1999, N 1.
ЛЕКЦИЯ 4
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
План
1. Самоорганизация и организация
2. Контур с обратной связью
3. Управление и управленческая деятельность
Ключевые слова и термины: контур с обратной связью, положительная обратная связь, отрицательная обратная связь, организация, управление, кибернетика.
Ведущие идеи:
- управление как фактор ускорения процессов самоорганизации систем;
- контур с обратной связью как основной элемент системы управления.
Вопросы для самоконтроля и задания для размышления
1. Что такое обратная связь? Как с помощью обратной связи осуществляется регуляция и управление действиями животного, человека и машины?
2. Как установить и как использовать такую связь в экономике, политике, футурологии?
3. В чем суть управления как организующего фактора?
4. Приведите примеры ускоряющей роли управления в самоорганизующихся системах
5. Постройте схему работы управляющего компанией с учетом обратных связей.
6. Сопоставьте синергетику и кибернетику.
7. В чем суть управленческой деятельности оператора, педагога, политика?
8. Представьте, что Вы находитесь недалеко от остановки автобуса. Неожиданно подходит автобус Вашего маршрута. Вы знаете, что Вам непременно нужно в него попасть, устремляетесь бегом к автобусу и видите, что он готовится закрыть двери. Вы ускоряете шаг и в последний момент вбегаете в автобус. Используя работы из мини-хрестоматии, постройте схему прямой и обратной связей для данной ситуации.
Дополнительная литература
1. Бабичев А.В. и др. К единой геометрической теории управления. М., 2001.
2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). М., 1998.
3. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1983.
4. Зыков В.В. Системный анализ. Тюмень, 2008.
5. Ивченко Б.П. Мартыщенко Л.А. Табуков М.Е. Управление в экономических и социальных системах. СПб., 2001.
6. Гольфред Я.А. Философия и история науки управления. // Режим доступа: www.afield.org.ua.
ЛЕКЦИЯ 5
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!