История науки: восхождение к постнеклассическим концепциям — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История науки: восхождение к постнеклассическим концепциям

2021-04-18 80
История науки: восхождение к постнеклассическим концепциям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1. Доклассический период: первые научные программы

2. Классический период развития науки и становление рационализма

3. Неклассический период развития науки и эволюция классической рациональности

4. Постнеклассический период развития науки

 

Ключевые слова и термины: натурфилософия, логика, схоластика, рационализм, диалектика, дискретный, сциентизм, механицизм, редукционизм, континуальный, научная революция, концепция.

Ведущие идеи:

- логика и диалектика – методы исследования античной натурфилософии;

- развитие научных программ античной натурфилософии в европейской науке;

- эволюция классического рационализма в процессе развития науки;

- становление представлений о фундаментальности случайного и вероятностном характере причинно-следственных отношений;

- рождение системно-синергетического подхода к описанию мира.

Вопросы для самоконтроля и задания для размышления

1. Дайте характеристику понятиям «доклассическая», «классическая», «неклассическая» и «постнеклассическая» наука.

2. Почему античную натурфилософию относят к категории «наука»?

3. Что послужило толчком к развитию классической науки?

4. Приведите примеры смены научных парадигм в естественных науках XIX века и охарактеризуйте каждую из них.

5. Какие перемены в научной рациональности произошли в процессе изучения явлений микромира?

6. Укажите причины третьей универсальной революции в науке.

7. Используя материалы из мини-хрестоматии, которые даны в конце учебного пособия, охарактеризуйте особенности постнеклассической науки.

 

Рекомендуемая литература

1. Жаринов В.М. Философия науки в таблицах и схемах. М., 2000.

2. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

3. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

4. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995.

5. Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 1999.

6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.

ЛЕКЦИЯ 3

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА И СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

 

План

1. Особенности постнеклассического этапа развития науки

2. Системный подход к описанию окружающего мира

3. Критерии классификации систем

4. Свойства открытых систем

5. Системная картина мира

6. Элементы теории самоорганизации систем

7. Синергетическая картина мира и универсальный эволюционизм

Ключевые слова и термины: система, процесс, иерархичность, эмерджентность, адаптивность, классификация, вероятность, гомеостаз, диссипация, хаос, порядок, энтропия, флуктуация, параметр, самоорганизация, бифуркация, фрактал аттрактор.

Ведущие идеи:

- системность как фундаментальное свойство окружающего мира;

- фундаментальная роль случайного в поведении сложных систем;

- взаимосвязь энтропии и информации как отражение соотношения хаоса и порядка;

- принципиальное отличие стохастических и динамических систем;

- созидающая роль случайности в самоорганизации системы;

- бифуркационный характер эволюции системы;

- сходство и различие механизмов самоорганизации систем разной природы;

- универсальный эволюционизм.

Вопросы для самоконтроля и задания для размышления

1. Охарактеризуйте особенности постнеклассической науки. Какие концепции составляют ее ядро? Почему именно их называют основополагающими?

2. В чем суть общей теории систем? Какие новые проблемы она ставит перед математикой, естественными и гуманитарными науками?

3. Перечислите сферы приложения теории систем. Попробуйте применить ее идеи к описанию объектов, с которыми будете иметь дело в своей будущей профессии (экономист, юрист, социолог, педагог, психолог и т.д.).

4. Что такое система? Какие системы называют открытыми? Разработайте схему их функционирования. За счет чего в таких системах поддерживается гомеостаз? Применимо ли понятие гомеостаза к социальным системам? Свои ответы обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.

5. Постройте (по выбору) иерархическую систему экономики, государства, языка, педагогической системы.

6. Насколько применима общая теория систем к психологическим и социальным процессам? Какие проблемы при этом возникают?

7. Насколько применимы математические методы для описания социальных систем? Какие необходимо ввести ограничения?

8. Раскройте смысл терминов: «хаос», «самоорганизация», «эволюция», «вероятность», «неопределенность», «флуктуация», «бифуркация», «аттрактор», «кооперативность».

Используя их, опишите сценарий самоорганизации нелинейных сложных систем, далеких от равновесия. Каковы механизмы их развития? Как формируется в них порядок? Какую роль играют флуктуации?

9. Как представляет хаос классическая наука? В чем суть представлений о хаосе в постнеклассической науке?

Опишите разные стороны его проявления в окружающем мире. В чем заключается его созидающая роль? Приведите примеры.

10. В чем принципиальные различия эволюции неживых, живых и социальных систем? Какую роль в эволюции социальных систем играют «свобода воли» и «духовное начало» человека? Приведите примеры влияния физико-химических, геофизических, геохимических и социальных процессов на смену канала эволюции систем разной природы.

11. Раскройте понятия «информация», «память», «изменчивость», «наследственность», «отбор». Как проявляется память в поведении систем разной природы. Приведите примеры систем с абсолютной и ограниченной памятью, с отсутствием таковой. В чем особенности их функционирования?

12. В чем суть научного прогнозирования развития сложных систем? Что такое «горизонт предсказуемости»?

Проанализируйте кратковременные и долговременные прогнозы погоды. Насколько точно они сбываются? Почему наблюдаются отклонения от прогнозов и порой очень значительные?

13. Насколько применимы динамические модели синергетики к функционированию науки? Как влияет на динамику этого процесса рождение новых структурных элементов (научных идей)?

14. Приведите примеры использования динамических моделей в социологии, экономике, государственном управлении.

15. Что такое эволюция? Какие факторы определяют ее направленность? В чем заключается идея универсального эволюционизма?

16. Г. Хакен считается одним из изобретателей термина «синергетика». В одном из интервью он сказал, что выбрал его случайно. Найдите перевод слова «синергетика» и попытайтесь пояснить, почему оно может быть в какой-то степени синонимом термина «самоорганизация».

 

Дополнительная литература

1. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор. М., 1973.

2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). М., 1998.

3. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991.

4. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. «Синергетика и прогнозы будущего». М., 1997.

5. Климонтович Н. Ю. Без формул о синергетике. Минск, 1986.

6. Майнцер К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века. // Вопросы философии. 1997, N 3.

7. Моисеев Н.Н. Универсум, информация, общество. М., 2001.

8. Хакен Г. Синергетика как мост между естественными и социальными науками. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003.

9. Янч Э. Самоорганизующаяся Вселенная. // Общественные науки и современность. 1999, N 1.

ЛЕКЦИЯ 4

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

План

1. Самоорганизация и организация

2. Контур с обратной связью

3. Управление и управленческая деятельность

 

Ключевые слова и термины: контур с обратной связью, положительная обратная связь, отрицательная обратная связь, организация, управление, кибернетика.

Ведущие идеи:

- управление как фактор ускорения процессов самоорганизации систем;

- контур с обратной связью как основной элемент системы управления.

Вопросы для самоконтроля и задания для размышления

1. Что такое обратная связь? Как с помощью обратной связи осуществляется регуляция и управление действиями животного, человека и машины?

2. Как установить и как использовать такую связь в экономике, политике, футурологии?

3. В чем суть управления как организующего фактора?

4. Приведите примеры ускоряющей роли управления в самоорганизующихся системах

5. Постройте схему работы управляющего компанией с учетом обратных связей.

6. Сопоставьте синергетику и кибернетику.

7. В чем суть управленческой деятельности оператора, педагога, политика?

8. Представьте, что Вы находитесь недалеко от остановки автобуса. Неожиданно подходит автобус Вашего маршрута. Вы знаете, что Вам непременно нужно в него попасть, устремляетесь бегом к автобусу и видите, что он готовится закрыть двери. Вы ускоряете шаг и в последний момент вбегаете в автобус. Используя работы из мини-хрестоматии, постройте схему прямой и обратной связей для данной ситуации.

Дополнительная литература

1. Бабичев А.В. и др. К единой геометрической теории управления. М., 2001.

2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). М., 1998.

3. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1983.

4. Зыков В.В. Системный анализ. Тюмень, 2008.

5. Ивченко Б.П. Мартыщенко Л.А. Табуков М.Е. Управление в экономических и социальных системах. СПб., 2001.

6. Гольфред Я.А. Философия и история науки управления. // Режим доступа: www.afield.org.ua.

ЛЕКЦИЯ 5


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.