Наука и научная картина мира — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наука и научная картина мира

2021-04-18 60
Наука и научная картина мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ

ЛЕКЦИЯ 1

 

НАУКА И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

План

1. Наука как сфера деятельности человека

2. Научный метод исследования

3. Научная гипотеза

4. Научная теория и область ее применимости

5. Динамика научного познания и формировании е научных парадигм

6. Научная картина мира

Ключевые понятия и термины:

Наука, научный метод исследования, гипотеза, закон, закономерность, детерминизм, парадигма, картина мира

Ведущие идеи:

- наука как один из способов познания мира;

- объективность рассмотрения и наличие метода познания - важнейшие отличительные признаки науки;

- важнейшая функция науки - установление причинно-следственных отношений и построение системы объективных знаний о мире;

- динамизм развития науки;

- научная картина мира как один из способов описания бытия

Вопросы для самоконтроля и задания для размышления

1. Прокомментируйте слова Д. И. Менделеева: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять; точная наука немыслима без меры». В какой степени эти слова можно отнести к гуманитарным наукам? Приведите примеры из науки, которую Вы изучаете, или которая является Вашей будущей специальностью.

2. Приведите пример научной теории и проанализируйте:

- Какие опытные факты и гипотезы лежат в основе этой теории?

- Какие научные модели использует эта теория?

- Как эти модели вписываются в современную науку?

- Назовите законы частных наук, составляющие основу этой теории, и покажите, как они вытекают из общих фундаментальных законов природы.

- Каковы границы применимости этой теории?

- Каковы познавательные возможности этой теории?

3. Что такое закон? В чем принципиальное отличие законов природы от законов, принятых в государстве? Приведите примеры динамических и статистических законов.

4. В чем суть принципа соответствия?

5. Приведите примеры проявления флуктуаций в природе и обществе.

6. Охарактеризуйте динамику накопления научной информации.

7. Что такое парадигма?

8. Как рождаются парадигмы?

9. В чем сходство и различие дефиниций «парадигма» и «концепция»?

10. Охарактеризуйте понятия «объективная научная истина», «абсолютная научная истина». В каких случаях справедлива абсолютность объективной истины?

11. Что такое «горизонт познания»?

12. Попытайтесь проанализировать смену парадигм в науке, которой Вы себя посвятили. Для этого Вам придется покопаться в истории. Что явилось причиной и поводом для революционных изменений? Проследите вызревание конфликта между новыми научными фактами и старой парадигмой. Обсудите возможные пути преодоления конфликта. Cравните с тем, что случилось на самом деле.

13. Что такое научная картина мира? Приведите примеры научных картин. Попытайтесь построить социальную, культурологическую, языковую, экономическую, педагогическую картины мира.

Дополнительная  литература

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

2. Кун Т. Структура научных революций. М., 2002.

3. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации». М., 2001.

4. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. М., 1996.

5. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учебное пособие для вузов. М., 1999.

6. Степин В.С. Философия науки. М., 2006.

7. Степин В.С., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

8. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1996.

 

ЛЕКЦИЯ 2

ИСТОРИЯ НАУКИ: ВОСХОЖДЕНИЕ К ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИМ КОНЦЕПЦИЯМ

План

1. Доклассический период: первые научные программы

2. Классический период развития науки и становление рационализма

3. Неклассический период развития науки и эволюция классической рациональности

4. Постнеклассический период развития науки

 

Ключевые слова и термины: натурфилософия, логика, схоластика, рационализм, диалектика, дискретный, сциентизм, механицизм, редукционизм, континуальный, научная революция, концепция.

Ведущие идеи:

- логика и диалектика – методы исследования античной натурфилософии;

- развитие научных программ античной натурфилософии в европейской науке;

- эволюция классического рационализма в процессе развития науки;

- становление представлений о фундаментальности случайного и вероятностном характере причинно-следственных отношений;

- рождение системно-синергетического подхода к описанию мира.

Вопросы для самоконтроля и задания для размышления

1. Дайте характеристику понятиям «доклассическая», «классическая», «неклассическая» и «постнеклассическая» наука.

2. Почему античную натурфилософию относят к категории «наука»?

3. Что послужило толчком к развитию классической науки?

4. Приведите примеры смены научных парадигм в естественных науках XIX века и охарактеризуйте каждую из них.

5. Какие перемены в научной рациональности произошли в процессе изучения явлений микромира?

6. Укажите причины третьей универсальной революции в науке.

7. Используя материалы из мини-хрестоматии, которые даны в конце учебного пособия, охарактеризуйте особенности постнеклассической науки.

 

Рекомендуемая литература

1. Жаринов В.М. Философия науки в таблицах и схемах. М., 2000.

2. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

3. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

4. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995.

5. Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 1999.

6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.

ЛЕКЦИЯ 3

План

1. Особенности постнеклассического этапа развития науки

2. Системный подход к описанию окружающего мира

3. Критерии классификации систем

4. Свойства открытых систем

5. Системная картина мира

6. Элементы теории самоорганизации систем

7. Синергетическая картина мира и универсальный эволюционизм

Ключевые слова и термины: система, процесс, иерархичность, эмерджентность, адаптивность, классификация, вероятность, гомеостаз, диссипация, хаос, порядок, энтропия, флуктуация, параметр, самоорганизация, бифуркация, фрактал аттрактор.

Ведущие идеи:

- системность как фундаментальное свойство окружающего мира;

- фундаментальная роль случайного в поведении сложных систем;

- взаимосвязь энтропии и информации как отражение соотношения хаоса и порядка;

- принципиальное отличие стохастических и динамических систем;

- созидающая роль случайности в самоорганизации системы;

- бифуркационный характер эволюции системы;

- сходство и различие механизмов самоорганизации систем разной природы;

- универсальный эволюционизм.

Вопросы для самоконтроля и задания для размышления

1. Охарактеризуйте особенности постнеклассической науки. Какие концепции составляют ее ядро? Почему именно их называют основополагающими?

2. В чем суть общей теории систем? Какие новые проблемы она ставит перед математикой, естественными и гуманитарными науками?

3. Перечислите сферы приложения теории систем. Попробуйте применить ее идеи к описанию объектов, с которыми будете иметь дело в своей будущей профессии (экономист, юрист, социолог, педагог, психолог и т.д.).

4. Что такое система? Какие системы называют открытыми? Разработайте схему их функционирования. За счет чего в таких системах поддерживается гомеостаз? Применимо ли понятие гомеостаза к социальным системам? Свои ответы обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.

5. Постройте (по выбору) иерархическую систему экономики, государства, языка, педагогической системы.

6. Насколько применима общая теория систем к психологическим и социальным процессам? Какие проблемы при этом возникают?

7. Насколько применимы математические методы для описания социальных систем? Какие необходимо ввести ограничения?

8. Раскройте смысл терминов: «хаос», «самоорганизация», «эволюция», «вероятность», «неопределенность», «флуктуация», «бифуркация», «аттрактор», «кооперативность».

Используя их, опишите сценарий самоорганизации нелинейных сложных систем, далеких от равновесия. Каковы механизмы их развития? Как формируется в них порядок? Какую роль играют флуктуации?

9. Как представляет хаос классическая наука? В чем суть представлений о хаосе в постнеклассической науке?

Опишите разные стороны его проявления в окружающем мире. В чем заключается его созидающая роль? Приведите примеры.

10. В чем принципиальные различия эволюции неживых, живых и социальных систем? Какую роль в эволюции социальных систем играют «свобода воли» и «духовное начало» человека? Приведите примеры влияния физико-химических, геофизических, геохимических и социальных процессов на смену канала эволюции систем разной природы.

11. Раскройте понятия «информация», «память», «изменчивость», «наследственность», «отбор». Как проявляется память в поведении систем разной природы. Приведите примеры систем с абсолютной и ограниченной памятью, с отсутствием таковой. В чем особенности их функционирования?

12. В чем суть научного прогнозирования развития сложных систем? Что такое «горизонт предсказуемости»?

Проанализируйте кратковременные и долговременные прогнозы погоды. Насколько точно они сбываются? Почему наблюдаются отклонения от прогнозов и порой очень значительные?

13. Насколько применимы динамические модели синергетики к функционированию науки? Как влияет на динамику этого процесса рождение новых структурных элементов (научных идей)?

14. Приведите примеры использования динамических моделей в социологии, экономике, государственном управлении.

15. Что такое эволюция? Какие факторы определяют ее направленность? В чем заключается идея универсального эволюционизма?

16. Г. Хакен считается одним из изобретателей термина «синергетика». В одном из интервью он сказал, что выбрал его случайно. Найдите перевод слова «синергетика» и попытайтесь пояснить, почему оно может быть в какой-то степени синонимом термина «самоорганизация».

 

Дополнительная литература

1. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор. М., 1973.

2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). М., 1998.

3. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991.

4. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. «Синергетика и прогнозы будущего». М., 1997.

5. Климонтович Н. Ю. Без формул о синергетике. Минск, 1986.

6. Майнцер К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века. // Вопросы философии. 1997, N 3.

7. Моисеев Н.Н. Универсум, информация, общество. М., 2001.

8. Хакен Г. Синергетика как мост между естественными и социальными науками. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003.

9. Янч Э. Самоорганизующаяся Вселенная. // Общественные науки и современность. 1999, N 1.

ЛЕКЦИЯ 4

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

План

1. Самоорганизация и организация

2. Контур с обратной связью

3. Управление и управленческая деятельность

 

Ключевые слова и термины: контур с обратной связью, положительная обратная связь, отрицательная обратная связь, организация, управление, кибернетика.

Ведущие идеи:

- управление как фактор ускорения процессов самоорганизации систем;

- контур с обратной связью как основной элемент системы управления.

Вопросы для самоконтроля и задания для размышления

1. Что такое обратная связь? Как с помощью обратной связи осуществляется регуляция и управление действиями животного, человека и машины?

2. Как установить и как использовать такую связь в экономике, политике, футурологии?

3. В чем суть управления как организующего фактора?

4. Приведите примеры ускоряющей роли управления в самоорганизующихся системах

5. Постройте схему работы управляющего компанией с учетом обратных связей.

6. Сопоставьте синергетику и кибернетику.

7. В чем суть управленческой деятельности оператора, педагога, политика?

8. Представьте, что Вы находитесь недалеко от остановки автобуса. Неожиданно подходит автобус Вашего маршрута. Вы знаете, что Вам непременно нужно в него попасть, устремляетесь бегом к автобусу и видите, что он готовится закрыть двери. Вы ускоряете шаг и в последний момент вбегаете в автобус. Используя работы из мини-хрестоматии, постройте схему прямой и обратной связей для данной ситуации.

Дополнительная литература

1. Бабичев А.В. и др. К единой геометрической теории управления. М., 2001.

2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). М., 1998.

3. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1983.

4. Зыков В.В. Системный анализ. Тюмень, 2008.

5. Ивченко Б.П. Мартыщенко Л.А. Табуков М.Е. Управление в экономических и социальных системах. СПб., 2001.

6. Гольфред Я.А. Философия и история науки управления. // Режим доступа: www.afield.org.ua.

ЛЕКЦИЯ 5

План

1. Общая характеристика Вселенной

2. Эволюция представлений

3. Становление неклассической науки и новые представления о Вселенной

4. Современные представления о Вселенной

5. Самоорганизация и эволюция галактик звезд и звездно-планетных систем

6. Солнечная система и Земля

7. Самоорганизация и эволюция Земли

Ключевые слова и термины: Вселенная, галактика, звездно-планетные системы, космология, космогония

Ведущие идеи:

 

Вопросы для самоконтроля и задания для размышления

1. «Эволюция представлений о Вселенной»

2. Галактики и звезды

3.Солнце – звезда нашей планетной системы

4. Гипотезы происхождения Солнечной системы

5. Общая характеристика планет Солнечной Системы

6. Земля как геологическое тело. Общая характеристика

7. Эволюция Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек.

Дополнительная литература

1. Еременко Н.А. Мир глазами геолога. М.,1990.

2. Миессеров Н.Г. Новый взгляд на образование Солнечной системы и эволюцию Вселенной. М., 1993.

3. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М., 1995.

4. Вайнберг С. Первые три минуты: современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1991.

5. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М., 1996.

6. Янч Э. Самоорганизующаяся Вселенная. / В.А.Игнатова. Эволюция естествознания: от античной натурфилософии к современной науке. Хрестоматия. Тюмень, 2006, с. 218-242.

 

 

ЛЕКЦИЯ 6

План

 

1. Релятивистская картина мира (Теория относительности)

2. Квантово-полевая картина мира

3. Физика элементарных частиц

4. Химическая картина мира

 

Ключевые слова и термины:

Ведущие идеи:

Дополнительная литература

 

 

Лекция 7

Тема: БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (Биологическая картина мира)

План

1. Экосистемный подход к изучению природы Земли

2. Биосфера как глобальная экосистема

3. Самоорганизация и эволюция биосферы

4. Современные представления о происхождении и эволюции человека

Ключевые слова и термины:

Ведущие идеи:

Дополнительная литература

ЛЕКЦИЯ 8

 

План

1. Общие подходы

2. Особенности социоэкосистем

3. Динамика социоэкосистем в описании классической науки

4. Системно-синергетический подход к описанию поведения социоэкосистем

 

Ключевые слова и термины: социоэкосистема, антропосоциогенез, протогосударство, цивилизация, концепция этногенеза, деятельность человека, экологические проблемы

Ведущие идеи:

Дополнительная литература

ЛЕКЦИЯ 9

План

1. Становление техногенной цивилизации и экологические уроки

прошлого

2. Экологические проблемы современной цивилизации

3. Глобальный экологический кризис, его истоки и причины

4. Необходимость продуктивного диалога общества и природы

5. Новые модели развития цивилизации

Новые понятия и термины:

Основные идеи

Дополнительная литература

ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ

ЛЕКЦИЯ 1

 

НАУКА И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

План

1. Наука как сфера деятельности человека

2. Научный метод исследования

3. Научная гипотеза

4. Научная теория и область ее применимости

5. Динамика научного познания и формировании е научных парадигм

6. Научная картина мира

Ключевые понятия и термины:

Наука, научный метод исследования, гипотеза, закон, закономерность, детерминизм, парадигма, картина мира

Ведущие идеи:

- наука как один из способов познания мира;

- объективность рассмотрения и наличие метода познания - важнейшие отличительные признаки науки;

- важнейшая функция науки - установление причинно-следственных отношений и построение системы объективных знаний о мире;

- динамизм развития науки;

- научная картина мира как один из способов описания бытия

Вопросы для самоконтроля и задания для размышления

1. Прокомментируйте слова Д. И. Менделеева: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять; точная наука немыслима без меры». В какой степени эти слова можно отнести к гуманитарным наукам? Приведите примеры из науки, которую Вы изучаете, или которая является Вашей будущей специальностью.

2. Приведите пример научной теории и проанализируйте:

- Какие опытные факты и гипотезы лежат в основе этой теории?

- Какие научные модели использует эта теория?

- Как эти модели вписываются в современную науку?

- Назовите законы частных наук, составляющие основу этой теории, и покажите, как они вытекают из общих фундаментальных законов природы.

- Каковы границы применимости этой теории?

- Каковы познавательные возможности этой теории?

3. Что такое закон? В чем принципиальное отличие законов природы от законов, принятых в государстве? Приведите примеры динамических и статистических законов.

4. В чем суть принципа соответствия?

5. Приведите примеры проявления флуктуаций в природе и обществе.

6. Охарактеризуйте динамику накопления научной информации.

7. Что такое парадигма?

8. Как рождаются парадигмы?

9. В чем сходство и различие дефиниций «парадигма» и «концепция»?

10. Охарактеризуйте понятия «объективная научная истина», «абсолютная научная истина». В каких случаях справедлива абсолютность объективной истины?

11. Что такое «горизонт познания»?

12. Попытайтесь проанализировать смену парадигм в науке, которой Вы себя посвятили. Для этого Вам придется покопаться в истории. Что явилось причиной и поводом для революционных изменений? Проследите вызревание конфликта между новыми научными фактами и старой парадигмой. Обсудите возможные пути преодоления конфликта. Cравните с тем, что случилось на самом деле.

13. Что такое научная картина мира? Приведите примеры научных картин. Попытайтесь построить социальную, культурологическую, языковую, экономическую, педагогическую картины мира.

Дополнительная  литература

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

2. Кун Т. Структура научных революций. М., 2002.

3. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации». М., 2001.

4. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. М., 1996.

5. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учебное пособие для вузов. М., 1999.

6. Степин В.С. Философия науки. М., 2006.

7. Степин В.С., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

8. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1996.

 

ЛЕКЦИЯ 2


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.