Характеристика Западно – Сибирского экономического района. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Характеристика Западно – Сибирского экономического района.

2021-04-18 105
Характеристика Западно – Сибирского экономического района. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Западно-Сибирский район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км2 (14,2% территории России), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская. В состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

На севере Западная Сибирь граничит с Карским морем, на западе – с Урало-Поволжьем, в частности со Свердловской, Пермской областями, Республикой Коми и Ненецким АО, на юге – с Казахстаном и Монголией, на востоке – с Восточной Сибирью, в частности с Красноярским краем, Республикой Хакасия и Тыва

Население Западной Сибири составляет 15,1 млн человек, или 11,5% населения России. Значительный рост численности населения связан с быстрым освоением природных ресурсов.

Западная Сибирь – район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения составляет 6,2 чел. на 1 км2, в то время как Тюменской области она составляет около 2 чел. на 1 км2, а в Кемеровской – 33 чел. на 1 км2. в Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 72,4%. В районе насчитывается 80 городов и 204 поселка городского типа.

На территории района находятся два города миллионера – Омск (1160000 жителей), Новосибирск (1368000 жителей) и три крупных города: Тюмень (493000 жителей), Томск (500000 жителей), Кемерово (517000 жителей).

Омская область 2017 тысяч человек 6 городов 24 посёлка городского типа.

Алтайский край 2508 тысячи человек 11 городов 30 посёлков городского типа.

Республика Алтай 207.1 тысяч человек городское население 27% 1 город (Горно-Алтайск) 2 посёлка городского типа.

Новосибирская область 2635 тысяч человек городское население 74% 14 городов 19 посёлков городского типа.

Томская область 1034 тысяч человек городское население 69% 5 городов 6 посёлков городского типа.

Тюменская область 1325 тысяч человек городское население 91% 26 городов 46 посёлков городского типа.

Ханты-Мансийский автономный округ 1505 тысяч человек городское население 92% 15 городов 25 посёлков городского типа.

Ямало-Ненецкий автономный округ 542.7 тысяч человек городское население 83% 6 городов 9 посёлков городского типа.

Кемеровская область 2823 тысяч человек 87% городское население 19 городов 47 посёлков городского типа.

Удельный вес района в общероссийской территории составляет 14%. В нем проживает 47% населения, производится 53% товарной промышленной продукции, сосредоточенно 46% основных производственных фондов, выпускается 66% валовой продукции сельского хозяйства восточной зоны.

Основой экономики Западной Сибири является нефтяная и газоваяпромышленность.

Отраслью специализации является также черная металлургия. Она, также как и угольная промышленность, имеет общероссийское значение. Отрасль представлена Новокузнецким металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским заводом полного цикла, передельным заводом в Гурьевске, трубопрокатным в Новосибирской области, а также коксохимическими заводами. На западную Сибирь приходится 20% от российского производства черных металлов.

Следующей отраслью специализации является машиностроение. Оно представлено энергетическим машиностроением (производство турбин и генераторов – в Новосибирской области, котлов – в Алтайском крае), производством оборудования для угольной промышленности (Кемеровская, Новосибирская, Томская области), станкостроением (новосибирская область и Алтайский край). Основные центры машиностроения западной Сибири – Новосибирск, Омск, Барнаул, Кисилевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Рубцовск, Бийск и др.

Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.

Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.

Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

• Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

• на запад г.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область) г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

• на восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

• Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

• Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.

В районе до сих пор не получили достаточного развития отрасли машиностроения, имеющие большое значение для нужд местного хозяйства.

 Пунктом строительства в Западно-Сибирском экономическом районе был выбран г. Калачинск Омской области.

    Город расположен на левом берегу реки Омь (приток Иртыша), в 80 км от Омска. Город Калачинск является восточным экономическим центром Омской области. В городе расположены: механический завод; завод керамических стеновых материалов; обувная фабрика; маслодельный комбинат; мясокомбинат; пищекомбинат; элеватор; завод кондитерских изделий. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Население 23,9 тыс. чел.

 

С целью экономического обоснования выбора пункта строительного завода необходимо определить:

1. Транспортные показатели снабжения проектируемого предприятия материалами (грузооборот в тонно-километрах).

2. Транспортные показатели сбыта готовой продукции потребителям (грузооборот в тонно-километрах).

3. Сводные транспортные показатели (по снабжению и сбыту) в тонно-километрах.

4. Средневзвешенный пробег каждой тонны грузов: материалов, готовой продукции, всех грузов. 

5. Соотношение между стоимостью всех перевозок и стоимостью готовой продукции

 


 

Таблица 2

Транспортные показатели по снабжению материалов.

 

Наименование материалов

Количество материалов на программу

г. Братск

База снабжения Расстояние, км Грузооборот, ткм Стоимость перевозок материалов, р

Литьё

32000 Новокузнецк (40%) 1640 52480000 78720000
8000 Машнитогорск (10%) 3560 28480 42720000
4000 Челябинск(50%) 3260 13040000 19560000

Ст.прокат

7500 Красноярск(30%) 900 6750000 10125000
7500 Екатеринбург(30%) 3290 24675000 37012500
10000 Челябинск(40%) 3260 32600000 48900000
    Цв.металл 1000 Абакан(100%) 1260 1260000 1890000

Эл/аппаратура Эл/моторы

500 Красноярск(50%) 900 450000 675000
500 Новокузнецк(50%) 1640 820000 1230000

 

Эл/моторы

600 Челябинск(20%) 3260 1956000 2934000
600 Канск(20%) 661 396600 594000
1800 Карсоярск(60%) 900 1620000 243000
Итого 74000     164131600 246197400
  67858     150508677,2 225763015,8

Количество материалов на программу получаем умножением нормы расхода материала на единицу продукции на программу предприятия.

Грузооборот получаем умножением расстояния на количество материалов. Стоимость перевозок – это грузооборот умноженный на 1,5 руб. (Стоимость перевозки материалов за 1 ткм)

     Суммарные затраты на перевозку материалов получаем:

164131600*1,5*0,917=225763015,8

При увеличении размера предприятия вдвое, норма расхода уменьшается на 10% соответственно при увеличении мощности (10000/6000≈1,66) в 1,66 раза норма расхода уменьшается на 8,3%. Т.е. в формулу для расчета количества материалов нужно ввести понижающий коэффициент 0,917.

Таблица 3

 

Транспортные показатели по снабжению материалов.

 

Наименование материалов

Количество материалов на программу

г. Нефтьюганск

База снабжения Расстояние, км Грузооборот, ткм Стоимость перевозок материалов, р

Литьё

32000 Новокузнецк (40%) 2240 71680000 107520000
8000 Машнитогорск (10%) 1510 12080000 18120000
4000 Челябинск(50%) 1210 4840000 7260000

Ст.прокат

7500 Красноярск(30%) 1780 13350000 20025000
7500 Екатеринбург(30%) 1070 8025000 12037500
10000 Челябинск(40%) 1210 12100000 18150000
    Цв.металл 1000 Абакан(100%) 2670 2670000 4005000

Эл/аппаратура Эл/моторы

500 Красноярск(50%) 1780 890000 1335000
500 Новокузнецк(50%) 2240 1120000 1680000

 

Эл/моторы

600 Челябинск(20%) 1210 726000 1089000
600 Канск(20%) 2760 1656000 2484000
1800 Карсоярск(60%) 1780 3204000 4806000
Итого 74000     132341000 198511500
  67858     121356697 182035045,5

 

 

Таблица 4

Транспортные показатели по сбыту готовой продукции потребителям

Экономичес

кие районы

 потребления

Условные

Транспортн

ые центры

Удельный

вес в

потреблении, %

Количество

 грузов

г. Братск

шт.

т.

Расстояние

Грузооборот

Стоимость

перевозок

готовой

продукции, р.

Восточно –

Сибирский

Канск

12

1200

10440ё

661

6900840

219240

Красноярск

10

1000

8700

900

7830000

182700

Чита

8

800

6960

1730

12040800

191400

Абакан

5

500

4350

1260

5481000

119625

Челябинск

10

1000

8700

3260

2836200

395850

Улан – Удэ 5 500 4350 1080 4698000 119625
Иркутск 18 1800 15660 631 9818360 328860
Назарово 10 1000 8700 1090 9483000 239250
Ангарск 12 1200 10440 580 6055200 219240
Минусинск 10 1000 8700 1300 11310000 239250
Итого:   100 10000 87000   76453400 2255240

Пример расчета(Канск):

1. Количество грузов: 0,12*10000=1200 шт

2. Количество грузов(т.): 1200*8,7=10440т. (8,7 вес одного станка)

 

 


 

Таблица 5

Транспортные показатели по сбыту готовой продукции потребителям

Экономичес-

кие

районы

потребления

Условные

Транспорт-

ные

центры

Удельный

вес в пот –

реблении

Количество

грузов

г. Нефтьюганск

шт.

т.

Расстояние

Грузооборот

Стоимость

перевозок

готовой

продук-

ции, р.

Западно –

Сибирский

Новоси- бирск 10 1000 8700 1760 15312000 239250
Новоку- знецк 10 1000 8700 2240 19488000 308850
Ишим 7 700 6090 859 5231310 127890
Кемерово 10 1000 8700 2020 17574000 308850
Тюмень 13 1300 11310 743 8403330 237510
Томск 10 1000 8700 2020 17574000 308850
Рубцовск 16 1600 13920 2280 31737600 494160
Барнаул 5 500 4350 1990 8656500 119625
Славгород 11 1100 9570 1660 15886200 263175
Сургут 8 800 6960 63 438480 55680
Итого:   100 10000 87000   140301420 2463840

 

Таблица 6

Стоимость перевозок по вариантам

Наименование

изделий

Годовой 

выпуск, р

Стоимость перевозок, р.

готовых изделий

всех перевозок

Братск Нефтьюганск Братск Нефтьюганск
Токарно-винтор- Езный станок ZMM CU-1250     772804735,05   2255240 2463840 228018288,8     184498885,5  

 

Годовой выпуск продукции - 125% от себестоимости выпуска (т.е. Re = 25%).

 618243788,04 =772804735,05

 

 

Таблица 7

Стоимость перевозок в % к стоимости готовых изделий

готовых изделий

всех перевозок

г.Братск Г.Нефтьюганск Г.Братск Г.Нефтьюганск
0,29   0,31   25,5 23,87  

Анализируя данные таблиц 4 и 5, 6, 7делаем вывод, что экономически выгоднее построить завод в Нефтьюганске, а не в Братске.

Сумма экономии, полученная на перевозках (по сбыту и снабжению) при этом:

Э = 228018288,8- 184498885,5= 43519403,3 рублей

 


 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.