Тема 4. Россия в начале ХХ века. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 4. Россия в начале ХХ века.

2021-04-18 53
Тема 4. Россия в начале ХХ века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

План

 

1 Российская империя и мир на рубеже XIX – XX веков.

2 Революция 1905 – 1907 гг.: причины, политические силы, этапы, итоги.

3 Место России в мире накануне и в годы Первой мировой войны.

4 Россия в феврале и октябре 1917 г.

 

 

Доклады:

1 Николай II: император и человек.

2 Исторический портрет П.А. Столыпина.

3 Исторический портрет В.И. Ленина.

 

Список литературы

 

1 Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. М.: Политиздат, 1992. 286 с.

2 Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Николай II // Вопросы истории. 1993. №2. С.58-76.

3 Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет: в 2 кн. М.: АСТ; Новости,1998.

4 Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории. 1996. №5-6. С. 28-38.

5 Гайда Ф.А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914 – весна 1917г.) М.: РОССПЭН, 2003. 432 с.

6 Ирошников М.П. Россия в XX в.: народ, власть, войны, революции, общество. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 2005. 608 с.

7 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

8 Мерников А.Г. История войн России. М.: Харвест, 2009.

9 Новейшая история России. 1914-2005: уч. пособие / под ред. М.В.Ходякова. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2007. 527 с.

10 Пожигайло П.А. П.А. Столыпин: интеллект и воля. М.: РОССПЭН, 2005. 239 с.

11 Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века: Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 1996. 872 с.

12 Россия на рубеже веков: исторические портреты: Сборник / Сост. А.Корелин. М.:Политиздат, 1991. 378 с.

13 Фортунатов В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.

 

Методические рекомендации

В первом вопросе рассматривается экономическое и политическое развитие (внешнее и внутреннее) России на рубеже XIX – XX вв.

Во втором вопросе раскрываются причины, ход и результаты революции 1905 – 1907 гг. Изучается реформаторскоя деятельность П.А.Столыпина.

Для лучшего усвоения насыщенного фактологией периода Первой мировой войны, студентам рекомендуется систематизировать материал, выделяя ключевые события.

 Для понимания процессов, происходящих в мире целесообразно дополнительно почитать работы современных историков, касающихся, в частности, событий 1917 года, последствий Октябрьского переворота. При этом важно уделить внимание личностному компоненту: студенты должны подготовить исторические портреты политических и государственных деятелей того периода. В конце обязательно нужно подвести итоги, показать неоднозначность событий начала ХХ века, их влияние на общемировые тенденции.

 

Тема 5. СССР накануне и в годы Второй мировой войны.

План

1 Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, оценки.

2 Новая экономическая политика.

3 Формирование тоталитарного политического режима в СССР. Культ личности Сталина.

4 Предпосылки Второй мировой войны.

5 Ход Второй мировой войны.

 

Доклады:

1 Сталинская модернизация: форсированная индустриализация и сплошная коллективизация.

3 Великая Отечественная война: основные этапы и битвы.

4 Великая Отечественная война: имена героев.

 

 

Список литературы

1 Балашов А.И. История Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) СПб., 2006.

2 Волкогонов Д.А. Сталин. Политический портрет: в 2 кн. М.: Новости, 1997. 416 с.

3 Гинцберг Л.И. Советско-германский пакт: замысел и его реализация // Отечественная история. 1996. №3. С. 29-40.

4 Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (нач. 1930-х гг.). М, 1994.

5 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

6 Комал Ф.Б. О некоторых причинах поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны // Россия в XX веке: Историки мира спорят. М.: Наука, 1994. С. 453-458.

7 Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Люди. События. Факты: справочник / под ред. О.А. Ржешевского. М.: Республика, 2006. 431 с.

8 Мерников А.Г. История войн России. М.: Харвест, 2009.

9 Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. 4-е изд. М.: Норма, 2006. 784с.

10 Новейшая история России. 1914 – 2005: уч. пособие / под ред. М.В.Ходякова. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2007. 527 с.

11 Павлова И.П. Механизм власти и строительство сталинского социализма. Новосибирск: СОРАН, 2001. 460с.

12 Фортунатов В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.

 

Методические рекомендации

Вопрос «Гражданская война и интервенция» следует изучать с позиций, как красного, так и белого движений.  Полезным будет уделить внимание историческим портретам лидеров белого движения и военачальников Красной армии, сделать это нужно, избежав пристрастных политических оценок.

 При характеристике новой экономической политики нужно подчеркнуть противоречивость её социально-экономических последствий и неоднозначное восприятие в самой партии. Желательно сравнить политику «военного коммунизма» и нэп.

При изучении третьего вопроса необходимо выделить причины формирования тоталитарного политического режима в СССР, основные его проявления и результаты.

В четвертом вопросе необходимо изучить международную обстановку и ее развитие, приведшее ко Второй мировой войне. Также необходимо дать оценку современного европейского утверждения, что Сталин и Гитлер являются виновниками развязывания Второй мировой войны.

В пятом вопросе изучаются более подробно события на западном и других фронтах Второй мировой войны.

События Великой Отечественной войны изучаются в докладах студентов.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.