Класс профессиональных задач — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Класс профессиональных задач

2021-04-18 61
Класс профессиональных задач 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Класс профессиональных задач для рабочих широкого профиля и высокой квалификации ориентируется на деятельность по простому алгоритму (приведение орудий труда в действие, воздействие на предмет труда, наладка и ремонт орудий труда и др.).

2. Аналогичные задачи специалистов среднего звена предполагают деятельность по заданному сложному алгоритму без принятия решений или с частичным принятием решения.

3. Для специалистов высшего ПО – способность решать достаточно сложные задачи, выдвигать проблемы, находить принципиально новые решения.

4. Класс профессиональных задач специалистов высшего ПО (послевузовское и дополнительное образование) предусматривает самостоятельную постановку и решение оригинальных проблем, поиск необходимой для этого информации, владение методами соответствующей науки, готовность к инновационной деятельности.

 

Соотношение теоретической и практической подготовки, аудиторной и самостоятельной работы, инвариантных и вариативных курсов – таблица 1.

 

Таблица 1

Уровень образования

Соотношение (%)

Теоретическое и практическое обучение

Аудиторная и самостоятельная работа

Инвариантные и вариативные курсы

теор. практ. ауд. самост. инв. вариат.

Начальное ПО

основное 30 70 100 - 100 -
повышенное 40 60 90 10 90 10

Среднее ПО

базовое 50 50 80 20 80 20
повышенное 60 40 70 30 75 25

Высшее ПО

академическое 90 10 50 50 60 40
бакалавриат 70 30 80 20 70 30
магистратура 80 20 40 60 50 50

 

 

ІІ.Второй подход. Согласно ему структуру ПО как педагогической системы составляют взаимосвязанные подсистемы-процессы:

1. профессионально-трудовая социализация;

2. профессиональная подготовка;

3. профессиональное становление личности.

 

Профессионально-трудовая социализация – это совокупность социальных и педагогических процессов, позволяющих будущему работнику, специалисту усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих социальной роли профессионала.

Сущность профессиональной социализации состоит в том, что в ее процессе человек приобщается к профессиональной роли, интегрируется в профессиональное сообщество (формирование профессиональных интересов, мотивов деятельности, склонностей, ценностных представлений о будущей профессии, профессионального мышления).

Условия профессиональной социализации:

- активизация профессионального самоопределения личности – развитие отношений к будущей профессии;

- освоение требований, предъявляемых профессией к человеку (технико-экономических, социальных, психологических и др.);

- усвоение базовых и инструментальных ценностей профессионального сообщества, традиций, норм и правил поведения.

 

В ходе профессиональной социализации формируется ряд профессионально важных качеств, влияющих на отношение личности к себе как профессионалу, на успешность будущей карьеры: установки, взгляды, убеждения, активность, инициативность и способность делать свой выбор. Они помогают формированию имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, Я-концепции профессионала.

 

Профессионально-трудовая социализация обеспечивается рядом факторов:

1. Общей средой образовательного учреждения, включающей все направления деятельности.

2. Социокультурной и гуманитарной средой учебного заведения, обеспечивающей усвоение гражданских, духовно-нравственных, моральных ценностей.

3. Микросредой личности (ее внутренним миром).

 

Профессиональная подготовка предусматривает овладение необходимой суммой знаний, умений и навыков (ЗУН). Ее результатом является определенный тип самостоятельного человека – квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду.

 

Система профессиональной подготовки представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов:

1. Цели подготовки рабочего и специалиста - формируются на основе оценки потребностей общества (производства, экономики и т.д.). В результате определяют профессии, виды работ, уровни квалификации, по которым необходимо осуществлять профессиональную подготовку.

2. Модель рабочего и специалиста, в основе которой лежит квалификационная характеристика (требования к работнику, назначения рабочего поста (должности), основной характер деятельности, его знания, умения и личностные качества).

3. Модель подготовки рабочего и специалиста, которая представляет собой образовательную программу определенного уровня и специальности и включает учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, их учебно-методическое обеспечение, формы контроля, организацию учебного процесса, технологии обучения и т.д.

Задачи профессиональной подготовки:

Первый уровень составляют задачи, которые должны быть под силу всем специалистам независимо от их конкретной профессии или страны проживания:

- экологические – минимизация негативных воздействий производственной и иной деятельности на людей и природу;

- учебные – непрерывное профессиональное образование и самообразование;

- социализирующие – установление социальных контактов между различными профессиональными группами, планирование и организация их совместной деятельности и т.д.

 

Второй уровень образуют задачи, связанные с развитием рыночных отношений (экономическое обоснование проектов, маркетинг, поиск надежных партнеров и финансовых источников, выход на зарубежный рынок и т.д.).

Важная группа задач связана с проблемами межнациональных отношений (учет национальных и этнических традиций и обычаев, адекватное реагирование на проявление шовинизма и агрессивных разновидностей национализма).

Наконец, современный специалист должен уметь решать производственные, экономические и управленческие задачи в условиях демократии, гласности и толерантности (исключает всякого рода насилие) открытого общества.

 

Третий уровень – это собственно профессиональные задачи:

- практические, направленные на получение конкретного результата;

- исследовательские – требующие умение планировать и проводить исследовательскую работу в данной области знаний или сфере деятельности;

- педагогические – преподавание соответствующего предмета в условиях производственного обучения или образовательного учреждения.

 

Таким образом, результативность профессиональной подготовки характеризуется степенью соответствия знаний, умений и навыков социально-экономическим потребностям общества.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.