Тема 8. Формирование и механизмы осуществления структурной, промышленной и инвестиционной политики государства — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 8. Формирование и механизмы осуществления структурной, промышленной и инвестиционной политики государства

2021-04-18 110
Тема 8. Формирование и механизмы осуществления структурной, промышленной и инвестиционной политики государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структурная политика

Промышленная политика

Инвестиционная политика

Структурная политика

   Национальна экономика - это совокупность всех отраслей и регионов страны, объединенных в единое органическое целое разнообразными экономическими связями.

  Структура национальной экономики в макроэкономическом плане характеризуется системой фактически сложившихся отношений:

1) между имеющимися в стране производственными ресурсами;

2) объемами их распределения между экономическими агентами, выделившимися на основе общественного разделения труда;

3) между объемами производства этих агентов;

4) между составными частями национального продукта, сформировавшимися в процессе его производства, распределения, обмена и потребления.

  На формирование экономической структуры оказывают влияние многообразные факторы:

1) сложившаяся рыночная конъюнктура;

2) емкость и уровень монополизации рынков;

3) степень включенности национальной экономики в систему мирохозяйственных связей;

4) уровень развития производительных сил;

5) масштабы, характер и темпы развития НТП;

6) качество производственных ресурсов;

7) протяженность и инфраструктурная обеспеченность территории.

Количественные отношения между макроэкономическими показателями,

характеризующие структурные связи в экономике, называются пропорциями. По степени агрегированности они разделяются на:

1) общие пропорции, то есть пропорции между агрегатами, формируемыми без учета структуры общественного разделения труда (между ВНП и национальным доходом, между потреблением и накоплением, между инвестиционным и потребительским спросом и пр.);

2) пропорции, отражающие структуру общественного разделения труда.

В составе второй группы выделяются:

1) межотраслевые пропорции, то есть пропорции между различными отраслями национального производства, характеризующие долю отдельных отраслей в общем объеме производства и структуру отраслевого разделения производственных и финансовых ресурсов;

2) внутриотраслевые пропорции, то есть количественные соотношения между подотраслями производства (например, между производством хлопка и шерсти, нефти и нефтепродуктов);

3) межрегиональные пропорции, характеризующие удельный вес отдельных регионов в составе произведенного и использованного национального дохода страны, структуру распределения государственных инвестиций по территории страны и т.д.;

4) межгосударственные пропорции, то есть количественные соотношения между объемами экспорта и импорта, отдельными отраслями производства различных стран, уровнями производительности труда в разных странах и др.

 

Стабилизация национального хозяйства и дальнейшее функциони­рование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структур­ной политики государства.

Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.

Свое воздействие на пропорции национальной экономики госу­дарство осуществляет с помощью административно-правовых методов и через посредство рыночных категорий, рычагов и инструментов.

Деятельность государства по регулированию структуры националь­ного хозяйства подразделяется на внешнюю и внутреннюю, по основа­тельности решаемых проблем — на стратегическую и тактическую.

Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных задач. Тактика — совокупность приемов и методов, с помощью которых ре­шаются стратегические замыслы и задачи.

Высшей целью структурной политики является обеспечение сба­лансированности экономики, поддержание такой пропорциональности, при которой достигается наиболее динамичное, устойчивое (равновес­ное), безкризисное развитие народного хозяйства при органичном его включении в мирохозяйственные связи. Объективными критериями сбалансированности народного хозяйства и эффективности структур­ной политики является рост среднедушевых показателей валового внутреннего продукта и национального дохода.

Смысл структурной перестройки состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяю­щих требованиям рыночной экономики производств, которые преоблада­ли до сих пор, начинается и набирает темп развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Их рост вначале компенсирует спад в старых производствах, и тем самым достигается устойчивая стабилизация объема ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства. Затем темп роста более эффективного сектора превосходит размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся спросом продукции с приемлемыми издержками, и таким образом начинается рост экономики в целом.

Одновременно будут происходить сдвиги в отраслевой структуре производства, удельный вес одних отраслей увеличится, других снизится, отражая формирование новой структуры, приспособленной к структуре рыночного спроса, реальным потребностям общества и условиям конкурентоспособности. Будут происходить изменения и в территориальном размещении производства и торговли. Возможно усиление дифференциации регионов по уровню социально-экономиче­ского развития, что потребует принятия соответствующих мер.

Инструменты структурной политики:

- организационно-экономические (институциональные);

- нормотворчество;

- бюджетное регулирование;

- монетарные методы;

- стимулирование деловой активности посредством изменения структуры социальных расходов и доходов населения.

На современном этапе эти методы подчиняются решению следую­щих приоритетных задач.

Институциональные изменения должны быть подчинены прежде всего повышению эффективности и конкурентоспособности отечествен­ных предприятий. С этой целью государство поощряет конкуренцию на внутренних рынках, контролирует деятельность естественных монополий, в определенных случаях оказывает прямую поддержку предприятиям и крупным межотраслевым комплексам отечественной обрабатывающей промышленности, способным занять позиции на миро­вом рынке.

Процесс нормотворчества направлен в первую очередь на систем­ное правовое обеспечение развития отечественной экономики и интег­рацию ее в мировое экономическое пространство.

Бюджетное регулирование должно обеспечить стабилизацию государственного бюджета и сбора налогов при ограничении нормы налоговых изъятий.

Монетарные методы нацелены на преодоление кризиса неплатежей и стабилизацию финансового положения предприятий. Для этого необходимо сократить бюджетный дефицит и заимствования государ­ства на финансовых рынках, снизить доходность государственных кредитных обязательств, сократить государственный долг и расходы по его обслуживанию.

Стимулированию деловой активности предприятий производст­венной сферы, подъему их экономики будет способствовать последовательное освобождение их от бремени содержания объектов социальной сферы, укрепление договорной и финансовой дисциплины.

 

Промышленная политика

 

Национальная промышленная политика — комплекс мер государственного регулирования экономических процессов на отраслевом и корпоративном уровне, направленный на стимулирование инновационной активности, структурной перестройки экономики и экономического роста.

Две модели промышленной политики

1. "Жесткая" промышленная политика:
Ставит своей целью создание и развитие отраслей экономики, определенных как приоритетные.

2. "Мягкая" промышленная политика:
Ориентирована на содействие росту конкурентоспособности национальных компаний-производителей.

"Жесткая" промышленная политика имеет ярко выраженные мобилизационные черты и предполагает:

· Опору на бюджетное субсидирование и кредитование предприятий приоритетных отраслей.

· Развитые механизмы косвенного субсидирования компаний за счет манипуляций с валютным курсом, регулирования цен на сырье и энергию, тарифов естественных монополий.

· Протекционистский курс во внешней торговле, направленный на создание "тепличных" условий для национальных производителей и привлечение прямых иностранных инвестиций, мотивированных заинтересованностью в избежании высоких тарифов.

"Мягкая" промышленная политика

· Ориентирована на содействие росту конкурентоспособности национальных производителей.

· На поддержку инвестиционных проектов, позволяющих частному бизнесу повысить уровень эффективности.

Проекты, поддерживаемые в рамках промышленной политики

1. Инфраструктурные проекты.

2. Инновационные проекты.

Инфраструктурные проекты дают позитивный эффект не только для компании-инвестора, но и для компаний, условия деятельности которых улучшаются благодаря улучшению:

· Транспортной инфраструктуры (включая портовую и трубопроводную).

· Информационной инфраструктуры (включая системы спутниковых и оптико-волоконных коммуникаций).

· Образовательной и научно-технической инфраструктуры (системы ВУЗовского и профессионально-технического образования во взаимосвязи с научными учреждениями).

· Социальной и коммунальной инфраструктуры (обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, в которых размещены хозяйственные объекты).

Инновационные проекты ориентированы на закрепление страны в перспективных нишах мировых рынков. Могут преследовать две основные цели:

· Создание в рамках отечественной экономики цепочек добавленной стоимости, "на выходе" которых — конкурентоспособный по мировым стандартам продукт.

· Встраивание отечественных компаний в глобальные цепочки добавленной стоимости (с участием зарубежных компаний), но не в качестве поставщиков материального и интеллектуального "сырья", а в качестве продавцов высокотехнологичного продукта и профессиональных услуг.

Принципы промышленной политики:

1.Национальный характер промышленной политики:
Промышленная политика должна вырабатываться на основе тесного взаимодействия органов власти, представителей бизнес-сообщества и экспертного сообщества.

2.Ориентация на объективные потребности экономики:
Отбор проектов для поддержки должен осуществляться в соответствии с четко определенными направлениями повышения конкурентоспособности производителей.

3.Прозрачность критериев поддержки проектов:
Критерии отбора проектов (объем производимой добавленной стоимости, динамика прироста выпуска, экспорта и занятости, снижение издержек) должны быть четко определены и не допускать двусмысленного толкования.

4.Целостность системы промышленной политики:
Мероприятия промышленной политики должны быть логически связаны друг с другом и с другими мероприятиями экономической политики.

Методы промышленной политики:

1.Поддержка инновационного и инвестиционного процесса мерами налоговой и кредитной политики (инвестиционные налоговые кредиты, режим ускоренной амортизации, создание специализированных кредитных фондов, частичное субсидирование процентной ставки по коммерческим займам).

2.Предоставление государственных заказов на высокотехнологичную продукцию и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) при условии, что рыночный потенциал финансирования соответствующих проектов недостаточен.

3.Предоставление инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантий от неблагоприятного изменения экономического законодательства и цен, находящихся под контролем государства (таких, как тарифы на услуги естественных монополий).

4.Стимулирование экспорта продукции путем обеспечения доступа к кредитным фондам, возврата части налогов, уплаченных на стадии производства продукции, и юридической поддержки экспортеров в случае их дискриминации на внешних рынках, а также при прохождении процедур международной сертификации их продукции.

Задачи промышленной политики

· Создание эффективных механизмов защиты национальных производителей от некорректных торговых практик конкурентов, в т.ч. в сфере контроля за качеством товаров и услуг и использования торговых марок (брендов).

· Развитие финансовой и банковской инфраструктуры, отвечающей потребностям бизнеса в кредитных ресурсах.

· Совершенствование системы валютного регулирования в части, касающейся валютных операций национальных компаний, экспортирующих готовую продукцию и импортирующих сырье, материалы, оборудование и технологии.

· Диверсифицированный подход к утверждению ввозных и вывозных таможенных пошлин, предполагающий льготный режим в отношении импорта критически важных видов сырья и оборудования и отмену э кспортных пошлин на наукоемкую продукцию.

К механизмам промышленной политики относится стимулирование инвестиций в форме кредитов, субсидий, различных налотовых льгот, системы государственных заказов и закупок. Необходимые институциональные меры включают реструктуризацию предприятий, их приватизацию, механизмы банкротства, программы развития малого бизнеса и др.

 

Инвестиционная политика

   Инвестиции представляют собой расходы на расширение и обновление производства, связанные с введением новых технологий, материалов и других орудий и предметов труда.

   Источники инвестиций:

 1. Средства предприятий (собственные и заемные).

 2. Государственные капитальные вложения.

   Размеры и динамика инвестиций зависят от трех факторов: доходов предприятий, их издержек и ожидания.

   При решении вопроса об инвестировании средств, окупаемых в течение многих лет, необходимо учитывать такие условия:

1. Изменение спроса на новую продукцию, полученную за счет новых инвестиций.

2. Размеры процентных ставок и налогов, которые повлияют на затраты в инвестициях.

3. Политические, технологические и структурные изменения, определяющие колебания спроса.

4. Инфляционные процессы в обществе.

   Инвестиции являются одним из важнейших и наиболее изменчивых компонентов ВНП. Когда во время спада происходит сокращение расходов на товары и услуги, большая часть этого сокращения вызвана падением объема инвестиционных расходов.

   Выделяют три типа инвестиционных расходов:

1. Инвестиции в основные фонды предприятий. Это здания, сооружения и оборудование, приобретаемые предприятиями для использования в своей производственной деятельности.

2. Инвестиции в жилищное строительство. Они включают в себя расходы на приобретение домов для проживания в них, а также домов, приобретаемых домовладельцами для последующей сдачи в аренду.

3. Инвестиции в запасы. Они включают в себя те товары, которые откладываются фирмами для хранения, включая сырье и материалы, незавершенное производство и готовые изделия.

   Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции - это все вложения денежных средств в определенное предприятие. Валовые инвестиции минус амортизация - остаются чистые инвестиции.

         Кейнсианские представления о функционировании макроэкономики нашли свое выражение в теории «мультипликационного» эффекта. В теории Кейнса под мультипликатором понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.

   Кейнсианская теория определения оптимальных размеров ВНП, при котором экономика достигает равновесного состояния, показывает, что при росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции приводят к мультипликационному (нарастающему) эффекту. Помимо первичного эффекта возникают явления вторичного, третичного и т.д. эффекта. Затраты в одной сфере ведут к расширению производства и занятости - в других. Такой множительный нарастающий эффект в размере ВНП и называется мультипликационным эффектом. Мультипликатор представляет собой числовой коэффициент, показывающий размеры роста ВНП при увеличении объема инвестиций. Мультипликатор определяется как отношение приращения ВНП к приращению инвестиций.

   Автономные инвестиции - капиталовложения, независимые от объема и динамики национального дохода. Они осуществляются в виде первоначальных «инъекций» и вследствие эффекта мультипликатора приводят к росту национального дохода. Оживление деловой активности, рост занятости повышают склонности к инвестированию у различных групп предпринимателей. Эти инвестиции принято называть производными, ибо они зависят от динамики национального дохода.

   Акселератор. Возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократному увеличению спроса на оборудование и машины. Эта закономерность определяется как эффект акселератора (акселератор - ускоритель).

   В экономике для достижения желаемого уровня производства предметов потребления производятся предварительные затраты на изготовление средств производства. Всякий рост спроса на предметы потребления способен вызвать гораздо более значительное расширение производства средств производства, в результате чего их определенная часть окажется на рынке излишней. Акселератор можно представить в виде отношения между инвестициями и приростом потребительского спроса (готовой продукции) или национального дохода:

            v = It / (Yt-1 - Y t-2),

 

где v - акселератор, I - инвестиции, Y - доход (или потребительский спрос), t - год, когда были осуществлены инвестиции.

Инвестиционная политика - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.