Тема 4. Финансово-бюджетные методы регулирования экономики — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 4. Финансово-бюджетные методы регулирования экономики

2021-04-18 70
Тема 4. Финансово-бюджетные методы регулирования экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фискальная политика

Государственный бюджет

Налоговая система

Бюджетный дефицит и государственный долг

Фискальная политика

   Финансы - совокупность всех экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в стране. Финансы суть совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов. Финансы как фундаментальная и обобщающая экономическая категория, охватывают и отражают все протекающие в стране процессы, имеющие денежную природу. Это дает возможность рассматривать финансы как финансовую систему, которая отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Стержнем финансовой системы являются финансовые ресурсы, которые представляют собой важнейший ресурсный источник поддержания и развития производства, удовлетворения социальных потребностей населения, обеспечения функционирования сферы обращения.

Под финансовыми ресурсами понимают совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия, учреждения, организации и государство. К финансовым ресурсам относятся и кредитные ресурсы банков.

Основными субъектами, между которыми постоянно происходит движение денежных потоков, являются: государство и его институты, фирмы и население. Финансовые ресурсы подразделяются на централизованные (государственные), которые сконцентрированы в государственном бюджете и внебюджетных централизованных фондах (например, социальные фонды, дорожный фонд и др.), и нецентрализованные – финансовые ресурсы предприятий, учреждений, домашних хозяйств.

В системе государственных финансовых ресурсов выделяют четыре звена, выполняющие политические и экономические функции государства: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и организаций, специальные централизованные фонды.

   Финансовая система - это совокупность всех взаимосвязанных финансовых структурных элементов. Структура финансовой системы включает:

а) совокупность бюджетов всех уровней (государства, административных единиц, местных органов власти);

б) внебюджетные фонды (социального, имущественного, личного страхования);

в) валютные резервы государства;

г) денежные фонды предприятий и организаций.

   Финансовую систему определяют и как взаимосвязь финансов государства, хозяйственных субъектов и населения. Известны два принципа построения финансовой системы: а) демократический централизм; б) фискальный федерализм. При демократическом централизме местные органы не могут самостоятельно распределять денежные средства. При фискальном федерализме центральные и местные финансы строго разграничены, и местные власти самостоятельно определяют направления финансовых расходов.

   Функционирование финансовой системы предполагает два этапа:

1. Составление планов по расходованию и получению доходов.

2.  Организация движения самих денежных потоков.

   Когда финансовая система ориентирована на достижение определенных целей на уровне государства, то речь идет о государственной финансовой политике. Последняя имеет два аспекта:

а) регулирование экономики с помощью доходов и расходов - фискальная политика;

б) регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия) - бюджетная политика.

    Фискальная политика – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и доходов. Она делится на два вида: дискреционная фискальная политика и автоматическая. Дискреционная политика представляет собой сознательное манипулирование государством налогами и расходами (например, ставками налогов, размерами пособий) в целях выравнивания экономической конъюнктуры (активная фискальная политика). Автоматическая фискальная политика проводится автоматически с помощью встроенных стабилизаторов (прогрессивной ставки подоходного налога, пособий по безработице и т.д.), это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Государственный бюджет

Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

   По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по государственному управлению, на социально-экономические цели, на хозяйственную деятельность государства, осуществление им внешнеэкономической деятельности, укрепление обороны и национальной безопасности.

   В экономической литературе предлагается различная классификация государственных расходов. Так, А. Пигу делит их на трансформационные и трансфертные. В первом случае потокам государственных средств противостоит услуга, выраженная в товаре или труде (государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплата из бюджета заработной платы). Трансфертные расходы не предполагают встречную услугу и выступают как прямая передача средств (трансферт: субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение).

  Другая классификация госрасходов связана с институциональным направлением: за основу берется их распределение по министерствам, агентствам, ведомствам. Такая систематизация облегчает контроль за расходованием средств, но не позволяет судить об эффективности их использования.

  На основе функционального принципа классификации расходы группируются по целевому назначению (оборона, образование, промышленность и т.д.). Этот подход позволяет судить о приоритетах экономической политики государства.

    Расходы государства на хозяйственную деятельность приводят к мультипликационному росту чистого национального продукта.       Мультипликатор государственных расходов определяется как отношение изменения ЧНП к изменению правительственных расходов.

   Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений из так называемых внебюджетных или целевых фондов.

  В экономической литературе дается следующая классификация государственных доходов:

1) налоговые и неналоговые;

2) обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, периодические);

3) от частного сектора и от государственного сектора.

В свою очередь, доходы, получаемые от государственного сектора,

делятся на средства, полученные от национального государства и поступившие из-за рубежа (помощь, репарации). Государственные доходы от частного сектора обусловлены прямым и косвенным участием государства в рыночных процессах. Прямой вариант предполагает доходы от продажи товаров и услуг, производимых государственными предприятиями. Косвенный – предполагает доходы в виде налогов, сборов, взносов, пошлин, штрафов и т.п.

Налоговая система

   Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты. Совокупность налогов, формы и методы их формирования и начисления, а также налогового контроля образуют налоговую систему государства.

Манипулируя налогами, налоговыми ставками и льготами, государство воздействует на объем и структуру потребительского спроса, распределение и использование прибыли и тем самым влияет на экономическую конъюнктуру, характер воспроизводства, темпы экономического развития. Налоговое перераспределение национального дохода влияет на положение различных слоев общества.

   Принципы налогообложения:

1. Система взимания налогов должна быть построена так, чтобы затраты государства на ее содержание, а также затраты налогоплательщика, связанные с самой процедурой выплаты, были максимально низкими;

2. Налоговое бремя не должно снижать экономическую активность налогоплательщика;

3. Процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы в наибольшей степени способствовать реализации политики конъюнктуры и занятости;

4. Процесс налогообложения должен влиять на распределение доходов в направлении обеспечения большей социальной справедливости;

5. Комбинация налогов должна образовывать единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель;

При определении «налоговой платежеспособности» частных лиц следует требовать предъявления лишь минимума сведений, затрагивающих личную жизнь граждан.

В системе налоговых отношений выделяют:

субъект налога – лицо, которое в соответствии с действующим законодательством обязано платить налоги;

объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (доходы, стоимость товара, операции с ценными бумагами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость и др.);

налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги;

ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

Основные функции налоговой системы любого государства – регулирующая, фискальная, перераспределительная, социальная и стимулирующая.

Фискальная функция служит интересам государственной казны. Налоговые поступления покрывают расходы на содержание государственного аппарата, выполнение важнейших правительственных программ. Совокупность мероприятий государства по организации сбора и использованию налогов для реализации своих функций и задач отражает фискальную политику государства. Перераспределительная функция обеспечивает перераспределение национального дохода между сферами деятельности, слоями общества, территориями. Благодаря социальной функции финансовые средства от налогоплательщиков через государственный бюджет перераспределяются малоимущим и нуждающимся гражданам (пенсионерам, малообеспеченным семьям, инвалидам). Стимулирующая функция позволяет государству поощрять или свертывать те или другие экономические процессы, воздействовать на темпы экономического роста.

   Основные виды налогов можно классифицировать по следующим пяти признакам.

1. По объектам налогообложения различают: а) налог на доходы, б) налог на имущество, в) налог на расходы покупателей определенных товаров и услуг.

2.  По способам взимания налоги делятся на прямые (взимаются непосредственно с получателей доходов или владельцев имущества: подоходный налог, налог на собственность) и косвенные (включаются в цены определенных товаров и взимаются с потребителей этих товаров при их продаже - акцизы и таможенные пошлины).

3.  По способу определения размера различают три основные системы налогов:

а) пропорциональными считаются налоги с неизменной процентной ставкой, не зависящей от суммы дохода, расхода или стоимости имущества; б) прогрессивными называют налоги, ставка которых растет по мере роста доходов; в) регрессивными называют налоги, ставка которых снижается по мере роста доходов.

4.  По уровню бюджета, в который поступают налоговые суммы, выделяют общегосударственные и местные налоги.

5.  По порядку использования различают общие налоги - поступают в единую кассу государства, и целевые или специальные, имеющие определенное назначение.

   Рост чистого объема налоговых поступлений в государственный бюджет расширяет возможности государственного инвестирования и кредитования частного бизнеса и государственных предприятий. Это приводит к мультипликационному росту чистого национального продукта. Налоговый мультипликатор определяется как отношение изменения ЧНП к изменению объема налоговых поступлений.

   Однако государство не должно забывать о том, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы фирм отбивает у последних стимулы к капиталовложениям. Наглядно это отражает на графике кривая Лаффера.

 

                  R

              

          100%

                                                         где R - налоговые ставки,

                                                        У - поступления в госбюджет

 

                                        У

   Первоначально с ростом налоговых ставок растут поступления в бюджет. Однако в какой-то момент чрезмерные ставки налогов начинают тормозить развитие производства, а при стопроцентной ставке налогов предприниматели сворачивают свое производство в силу отсутствия какого-либо стимула, и поступления в бюджет совершенно прекращаются.

  В Казахстане действуют следующие налоги, установленные Налоговым кодексом РК:

1. Корпоративный подоходный налог;

2. Индивидуальный подоходный налог;

3. Налог на добавленную стоимость;

4. Акцизы;

5. Налоги и специальные платежи недропользователей;

6. Социальный налог;

7. Земельный налог;

8. Налог на транспортные средства;

9. Налог на имущество.

Кроме этих налогов в бюджет поступают 13 видов сборов, 9 различных

плат, государственная пошлина и таможенные платежи.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.